Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная жизнь человека





Что такое духовная жизнь. Существует множество трак­товок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духов­ной жизни человека выступает его духовное развитие.

Определим духовное развитие человека так — это про­цесс обогащения его внутреннего мира достижениями ду­ховной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.

Духовная культура в широком смысле — совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обы­чаи, традиции, язык.

Она включает формы общественного сознания и их во­площение в литературные, архитектурные и другие памят­ники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «обще­ственное сознание» pi «духовная культура». В узком пони­мании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.

Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать — каждая со своей стороны — прежде всего философия и религия.

Проблема смысла жизни. Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе — это восхождение человека к Богу.


Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполне­ние различных религиозных практик, таких, как богослужение, молит­вы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священ­ных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешённость), или молчальни- чеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духов­ной практики, связанной с преображением человеческого духа че­рез аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредото­ченности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не пре­вратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.

Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижни­чества — пустынножительство. Большинство монахов уходит в лес­ные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. ske- tis — название обители в Египте) — кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали на­зываться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сер­гий Радонежский (1321 — 1391), один из наиболее известных духов­ных наставников русского народа.

Духовная сфера человека состоит из двух начал — этиче­ского (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества ду­ха — это воля, свобода, творчество, познание. Они подразу­мевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, ку­рения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.

Духовные размышления или духовные вопросы означа­ют прежде всего несиюминутные, отрешённые от мате­риальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или ста­тусные почести.


Система ценностей. Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное зна­чение определённым элементам культурной среды. У различ­ных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое доб­ро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат этало­ном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная бе­зупречность, для третьих — политическая карьера. Ценно­сти представляют собой разделяемые вами совместно с дру­гими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они ре­гулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из глав­ных функций ценностей — служить мотивом поведения. Че­ловек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соот­ветственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Человек без духовной жизни не существует. Такие каче­ства и устремления человека, как чувство красоты, стрем­ление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстра­шие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявле­ниям духовной жизни.

Для 14—15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток на­чинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их обра­за жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испыты­вает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Связь духовности с религией. Духовное — по своему ис­ходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской рели­гии.

Связь духовности с религией самая что ни на есть пря­мая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь — связь человеческой души со сверхчело­веческими началами, воплощёнными в Боге».

Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская — без её религий, русская — без православия, арабская — без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омерт­вению.

В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как пра­вило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветитель­ская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезво­сти, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их ду­ховное воспитание и образование.

Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакраль­ным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценит­ся обществом превыше всего и служит образцом высоконрав­ственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.

Духовное и эстетическое. Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет на­зад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в луч­ших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.

Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как са­мо обратилось к изображению духов — языческих либо хри­стианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.

Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундамен­тальным, возвышенным, непреходящим. Духовное проти­воположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхи­миков или псевдоучёных — преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуаль­ным достоянием, быть может, индивидуальным заблужде­нием или предрассудком.

Роль духовных потребностей. Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая да духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не
менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы обще­ства происходит в целом независимо от экономического бла­гополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тен­денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

t

Духовное опустошение наступает даже у материально обес­печенных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Утраче­на теплота человеческих отношений, потерян смысл жизни.

Духовные потребности


 

 


Date: 2015-12-13; view: 2155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию