Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ





§ 36. Общественные отношения и социальное взаимодействие

Сущность общественных отношений. Общественные от­ношения — собирательное название для множества отноше­ний, выражающих интересы больших социальных групп. К ним относятся: экономические, политические, культур­ные, межнациональные, межконфессиональные, междуна­родные и прочие отношения.

Общественные отношения — отношения между людьми как представителями больших социальных групп, а сле­довательно, и выразителями их интересов.

В повседневной жизни мы совершаем множество элемен­тарных актов социального взаимодействия, даже не подозре­вая об этом. Встречаясь, мы здороваемся за руку и привет­ствуем человека; входя в автобус, пропускаем вперёд детей и пожилых людей. Всё это — акты социального взаимодей­ствия, или социального поведения.

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отно­шения, символы и значения.

Глава 7

 

I

Социальное взаимодействие — действие, которое направ­лено на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию.

Взаимодействие вырастает из общения людей и предпо­лагает два процесса:

1) обмен информацией;

2) обмен действиями.

Беседу двух человек в каком-то смысле можно считать взаимодействием. На самом деле это всего лишь коммуни­кативный процесс — обмен мнениями. Но вот они что-то не поделили и повздорили. Наступила вторая фаза — обмен действиями. Он может носить мирный и немирный харак­тер. Ведь оба спорящих могли не ссориться, а пойти в кино. В первом случае взаимодействие называется конфликтом, а во втором — сотрудничеством.

Каждый раз, когда речь заходит о группе людей, то под­разумевают, что взаимодействие в ней принимает характер совместных действий, заранее спланированных и организо­ванных ради достижения общей цели.

Если группа работников (производственная бригада) дол­го трудится в одном месте и в одном составе, люди не просто привыкают друг к другу. У них возникают общие взгляды и общие интересы; они подчиняются одним и тем же неглас­ным нормам поведения. Они дружат семьями; одалживают друг другу деньги; вместе отдыхают; вместе защищают свои интересы от третьих лиц, например от начальства. В резуль­тате трудовое взаимодействие перерастает в более комплекс­ное и сложное явление, которое мы вправе назвать социаль­ным взаимодействием.

Существует всего два типа взаимодействий:

• когда в отношениях доминирует одна сторона;

• когда в отношениях обе стороны находятся в равных условиях.

К одностороннему доминированию относятся такие раз­новидности взаимодействия, как командование, эксплуата­ция, господство, нравоучение и др. К двустороннему взаи­модействию относятся: обмен, переговоры, конкуренция, соревнование, мозговая атака, конференция, купля-прода­жа, конфликт, телефонный разговор.

Как же можно подразделить сферы социального взаимо­действия, или социальные сферы жизнедеятельности обще­ства? Перечислим их:


• экономическая сфера взаимодействия, где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;

• профессиональная сфера взаимодействия, где индиви­ды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтёры, повара;

• семейно-родственная сфера взаимодействия, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, ба­бушек, дядей, тётей, крёстных отцов, побратимов, хо­лостяков, вдов, новобрачных;

• демографическая сфера взаимодействия, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие ещё и межэтнического взаимо­действия);

• политическая сфера взаимодействия, где люди проти­воборствуют или сотрудничают как представители поли­тических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной вла­сти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т. д.;

• религиозная сфера взаимодействия подразумевает кон­такты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по со­держанию их действия относятся к области вероиспо­ведания;

• территориально-поселенческая сфера взаимодей­ствия — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельски­ми, временно и постоянно проживающими, эмигранта­ми, иммигрантами и мигрантами.

Если взаимодействие между банкиром и кассиром проте­кает как личная беседа (межличностное общение), оно не может квалифицироваться в качестве социального в стро­гом смысле. Социальное взаимодействие непременно следу­ет отличать от межличностного.


Напомним, что социальное взаимодействие может про­являться в системе управленческих отношений и в органи­зации. А межличностными отношениями можно назвать совокупность отношений между хорошо знакомыми людь­ми, которые они проявляют в непосредственном — лицом к лицу — контакте. Такие отношения возможны только на ос­нове личных симпатий или антипатий, обмена действиями или информацией в небольшом коллективе.

Основные формы взаимоотношений. Когда сравнивают социальные и межличностные отношения, то говорят, дабы их различить, что в первом случае люди играют социальные роли, а во втором они от них свободны и проявляют себя как личности.

Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаи­модействие относится к способам, при помощи которых парт­нёры согласуют свои цели и средства их достижения.

Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.

Простейшим примером кооперации является перенос тя­жёлого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединённых усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами).

Такими ценностями могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являют­ся потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поде­лены поровну на всех; их всегда не хватает в той мере, в ко­торой люди желают их иметь. Индивидуальной формой борьбы конкуренция считается не потому, что в ней участву­ют только индивиды, а потому, что конкурирующие сторо­ны (группы, партии) стремятся получить как можно боль­ше. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Конкуренция явля­ется социальным взаимодействием потому, что люди обгова­ривают «правила игры».

Конфликт — спор, столкновение двух человек или со­циальных групп за обладание чем-то таким, что одинако­во высоко ценится обеими сторонами.

Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конку­ренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда рав­ные соперники, например индустриальные страны, сорев­нуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путём, это называется конкуренцией. А когда это происхо­дит насильственным путём, возникает вооружённый кон­фликт — война.

Отличительная черта социального взаимодействия, от­деляющая его просто от действия, это обмен. Любое взаи­модействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, симво­лами, материальными предметами и т. д. Пожалуй, вы не найдёте ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен становится уни­версальным социальным процессом, существовавшим всег­да и везде.

Массовые действия и формы массового поведения. Мас­совые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организован­ными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознаётся ситуация или нет; нашлись ли организа­торы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. К формам массового поведения относят следующее:

Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-либо целей или в знак протеста против определённых действий.

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необосно­ванными слухами.

Примерами массовой истерии являются средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процес­сы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы третьей мировой войны в 1960—1970-х гг., массовая нетерпимость к пред­ставителям иной национальности.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по нефор­мальным каналам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными; они подтверждаются и не подтверждаются. Возникают слухи в ситуациях дефи­цита, недостатка информации или в тех случаях, когда ау­дитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации.

Разновидностью слухов выступают сплетни. Новости о злоумышленниках, крадущих детей или насилующих жен­щин в лифтах, новости о предстоящем повышении цен — это слухи. Они основаны на подсознательном страхе. Ново­сти о том, сколько бриллиантов у первой леди государства, или о том, с кем разводятся и на ком женятся рок-звёзды, — это сплетни, основанные на любопытстве.

Паника — форма массового поведения, когда люди, стол­кнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординирован- ные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга.

Паника случается в экстремальных условиях: корабле­крушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, непод­властные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса здесь не помогут. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самооблада­ние. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в па­нику, а в некоторых — в погромы.


Погром — коллективный акт насилия, предпринятый не­контролируемой и эмоционально возбуждённой толпой против собственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступ­ления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами. До революции в России было несколько еврейских погро­мов. В первые дни Октябрьской революции прокатилась волна «винных погромов». Погром — спонтанный «кратко­временный» всплеск насилия, подогреваемый не идеалами, а страстями (после выступления рок-групп в Санкт-Петер­бурге и Москве молодёжь устраивала погромы в метро и электричках). Во многих странах Европы после очередных матчей футбольные фанаты теперь достаточно часто устраи­вают погромы.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд сти­хийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недоволь­ство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян).

Бунт означает неподчинение официальным властям. Сту­денческие бунты, во время которых молодые люди баррика­дировали аудитории и не подчинялись администрации, слу­чались в России накануне Октябрьской революции, в современной Европе (знаменитая весна 1968 г.) и Америке (против войны во Вьетнаме). Известны бунты на кораблях, в армейских гарнизонах, негритянских гетто.

Социальные движения. Огромное количество людей, мо­билизованных для защиты или сопротивления социальным изменениям, включают социальные движения. Они пред­ставляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп. Наиболее яркие их примеры — социальные революции и религиозные реформации.

Большинство людей участвуют в движениях непрямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют и поддержи­вают программу движения, не участвуя напрямую в ка­ких-либо формальных организациях.

В соответствии с целями, которые преследуются, со­циальные движения подразделяются на четыре типа:

1. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.

Примером является движение «Демократическая Рос­сия», сформировавшееся в конце 1980-х гг., тогда оно на­ходилось в оппозиции правящему коммунистическому ре­жиму. В 1990 г. движение добилось избрания на пост Президента России своего кандидата Б.Н. Ельцина. В борь­бе за власть «Демократическая Россия» использовала вы­ступления в прессе, на радио и телевидении, митинги и де­монстрации, давление в парламенте.

2. Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Обычно такие движения организуют те политические си­лы, которые раньше были у власти. До августа 1991 г. ком­мунисты находились у власти, а после «августовской рево­люции», уйдя в оппозицию, уже представляли собой регрессивное движение за возвращение общества к социа­лизму.

3. Утопические движения выступают за построение идеального общества для группы своих истинных последо­вателей.

Средневековые коммуны, движение зелёных, движение кришнаитов и другие относятся к утопическим. Англий­ский предприниматель, а затем теоретик утопического со­циализма Роберт Оуэн (1771 —1858) основал опытные ком­мунистические колонии в США («Новая Гармония») и Англии, лишённые частной собственности, классов и экс­плуатации. Его начинания оказались неудачными, и вско­ре «оуэновское» утопическое движение прекратило своё существование.

4. Революционные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и инсти­тутов.


Основные термины и понятия

Общественные отношения, социальное взаимодействие, ко­операция, конкуренция, конфликт, демонстрация, массо­вая истерия, слухи, паника, погром, бунт

Вопросы и задания

1. Что такое общественные отношения? Можно ли утверждать, что всё происходящее в обществе является проявлением обще­ственных отношений?

2. Чем различаются действия и поступки?

3. Приведите конкретные примеры одностороннего и двусторон­него социального взаимодействия, опираясь на то перечисление их вариантов, которое дано в параграфе. Попробуйте дополнить эти перечисления.

4. Назовите социальные сферы жизнедеятельности общества. Приведите примеры вашего участия в них.

5. Как можно различить социальное и межличностное взаимодей­ствие? Покажите это на примерах.

6. Охарактеризуйте кооперацию, конкуренцию и конфликт как три основные формы взаимодействия. Приходится ли вам в вашей повседневной жизни принимать в них участие?

7. Что такое социальное движение? Назовите четыре его типа, данные в параграфе, приведя примеры каждого из них дополни­тельно к примерам учебника. А быть может, вы предложите до­полнения к названным типам?

Практикум

1. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными формами мас­совых действий, например паникой? Расскажите, как они проте­кают и в чём заключается их природа. Попробуйте составить па­мятку «Советы поведения в условиях массовой паники».

2. Составьте сравнительную таблицу на основе предложенных ва­ми критериев. В этой таблице подробно распишите сравнитель­ную характеристику кооперации, конкуренции и конфликта.

3. Как вы думаете, относятся ли следующие действия к социаль­ному взаимодействию или нет?

— Один человек попросил прикурить у другого.

— Один человек спросил у другого, который час.

— Пошёл дождь, и все раскрыли зонтики.

— Проехала машина и облила прохожих грязью.

— Вы заплатили продавцу за покупку.

§37. Конфликт и протестное движение

Протестное движение. Термин «протестное движение» появился в отечественной науке и массовой печати во вто­рой половине 1990-х гг. Он отражает не только негативные процессы — нарастание социальной напряжённости, ухуд­шение социального самочувствия населения и нежелание мириться с существующим положением дел, но также и позитивные, а именно рост политической активности лю­дей и формирование активной гражданской позиции.

Источником протестного движения выступают два фак­тора — социальная напряжённость и конфликт между со­циальными группами.

Социальная напряжённость — высокий уровень недо­вольства населения существующим положением дел, вы­ражающийся в скрытой агрессивности и готовности выра­зить своё настроение в открытой форме.

В основе социальной напряжённости лежит чувство со­циальной неудовлетворённости, ощущение ущемления своих интересов, несправедливого ограничения доступа к социальным благам или привилегиям.

Конфликт и его характеристики. Предметом спора могут быть: территория проживания, деньги, жилище, власть и т. д. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разго­рается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространённая — повседневная ссора друзей, родственников, незнакомых людей дома, на ули­це, в транспорте. Это межличностный конфликт. Более серьёз­ная форма — размолвка, развод, забастовка. Бунт, мятеж — стихийная массовая форма протеста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом. Мы говорим о конфликте между разными этническими группами (американцами и ин­дейцами); разными поколениями (конфликт отцов и детей); между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доми­нирующей культуры). Под масштабом конфликта понимают число участвующих к нём людей и серьёзность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотруд­ничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арби­траж, применение силы, власти, закона.

Самый сложный случай — разрешение межнациональ­ных и этнических конфликтов. В большинстве межнацио­нальных конфликтов не существует объективно справедли­вого решения для всех враждующих сторон, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими со­бытиями и фактами.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противо­речием.

Противоречие — фундаментальная несовместимость, несогласованность важных (политических, экономиче­ских, этнических) интересов.

Противоречие обязательно лежит в основе любого кон­фликта и проявляется в социальном напряжении — чувстве неудовлетворённости положением дел и готовностью его из­менить. Но противоречие может так и остаться противоречи­ем, не дойдя до открытого столкновения, т. е. до конфликта.

В основе экономического конфликта лежит неустрани­мое противоречие (его в таком случае называют антагони­стическим) между собственником и наёмным рабочим. Ког­да мы устраиваемся на работу (нанимаемся), то незримо для себя втягиваемся в это противоречие, которое рано или поз­дно может проявиться через открытый конфликт. Нам пе­рестали платить зарплату, непроиндексировали её пропор­ционально росту инфляции или просто снизили. Вот вам и повод для конфликта.

Собственник обязан выплатить зарплату. Но его эконо­мический интерес — получить максимальный процент с собственности. Теоретически он хотел бы не платить за ре­сурсы, не отдавать налоги, не рассчитываться по зарплате. Но это невозможно, он вынужден платить.



Наёмный работник
Заработная

плата

 


 

Суть экономического конфликта - столкновение двух групп людей с противоречивыми интересами по поводу разделения дефицитного блага, конкретно - заработной платы. Для собственника она пред­ставляет прямые вычеты из прибыли, поэтому он «спит и видит», как её свести к нулю. Для работника зарплата - единственный ис­точник существования, поэтому он мечтает о том, чтобы она росла до бесконечности. Менеджер - наёмный работник, призванный за­щищать интересы собственника, и поэтому находится между враж­дующими сторонами, стараясь их примирить.

Напротив, для работника зарплата — единственный ис­точник существования. Такова логика классовой борьбы на протяжении тысячелетий. Рабочий буквально выбива­ет из собственника приличествующие условия труда и жизни, хорошую зарплату, гражданские права, социаль­ные страховки и т. д. Подобное противоречие не исчезнет до тех пор, пока существуют причины, порождающие кон­фликт, — противоположность экономических интересов.

Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляется через групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовок), выдвижение политических требований либо мобилизацию общественного мнения в свою поддержку.

Собственник

Массовое недовольство — исходная точка конфликта, а групповой негативизм — его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте, т. е. массовом несогла­сии с существующим порядком вещей.


Протест как активная форма конфликтного поведения.

Протест относится к активным формам конфликтного пове­дения и подразделяется на индивидуальный, коллективный, организованный, стихийный, открытый, скрытый, прямой и косвенный.

Примеры акций протеста:

1. Более 350 тыс. человек во главе с Мартином Лютером Кингом участвовали в апреле 1967 г. в Нью-Йорке в демон­страции протеста против войны во Вьетнаме.

2. Основанная в 1971 г. организация «Гринпис» начинала свою деятельность с акций протеста против охоты на китов. В 1980-х гг. она весьма активно выступала за запрещение испытаний ядерного оружия. Экипаж судна, принадлежа­щего «Гринпис», намеревался отправиться к необитаемому атоллу Муруроа в знак протеста против французских ядер­ных испытаний.

3. Индийский борец за свободу Махатма Ганди вместе со своими сторонниками в марте 1930 г. начал так называемый «соляной поход», протестуя против британского владычества. Поводом послужил налог на соль, затронувший интересы бед­ных крестьян. При огромном скоплении народа Ганди совер­шил церемонию выпаривания соли на берегу моря. Это был сигнал к началу новой кампании гражданского неповинове­ния. Ганди обнародовал свои требования: отмена солевого на­лога, снижение военных расходов, введение протекционист­ских пошлин, освобождение политических заключённых.

В отличие от сопротивления — пассивного способа выра­жения своего несогласия, протест — активная форма защи­ты своих интересов от посягательства извне. Среди форм ор­ганизованного протеста выделяются:

• открытый пассивный протест (невыполнение прика­зов, неподчинение, невыход на работу);

• скрытый пассивный протест (подстрекательство к со­противлению, заговор, расклеивание листовок, работа «с прохладцей»);

• открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

• скрытый активный протест и сопротивление (террори­стическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

К формам открытого активного протеста относят и де­монстрацию.

Основные термины и понятия
Социальная напряжённость, противоречие  
Вопросы и задания  
1. Что такое протестное движение? Какие формы оно принимает? Приведите примеры протестного движения из реальной жизни.

 

2. Приходится ли вам в вашей повседневной жизни сталкиваться с социальной напряжённостью? В чём проявляется социальная напряжённость? Каким образом её можно уменьшить или вовсе снять?

3. Что такое конфликт? Приведите примеры конфликтов, через которые раскройте его характеристики, данные в параграфе.

Практикум

1. Дана следующая модель: конфликт, порождённый соревнова­нием групп за реальные блага, и выигрыш. Какие из приведённых ниже ситуаций подходят под указанную модель, а какие — нет?

а) Борьба наций за территорию;

б) баскетбольный матч;

в) классовая борьба;

г) гражданская война;

д) этнический конфликт;

е) столкновение покупателя с продавцом;

ж) демонстрация обманутых вкладчиков с требованием вернуть им их деньги;

з) дуэль.

2. Прочитайте текст «Парадоксы экономического поведения», данный ниже. Почему он так называется? Можно ли утверждать, что приведённое ниже относится к рациональному поведению? Почему?

Парадоксы экономического поведения

«Эффект Веблена» характеризует случаи, когда спрос на товары по мере рос­та цены увеличивается, а не уменьшается. Например, высокая цена предметов роскоши в глазах покупателя выступает гарантом высокого качества. Пример из нашей действительности: как только в 1990-1991 гг. периодически объяв­ляли повышение цен на предметы первой необходимости, так моментально на них возрастал спрос и выстраивались огромные очереди. Здесь действует дру­гой эффект - эффект ожидания ещё большего роста цен в условиях экономи­ческого спада.

«Эффект быть-как-все» характеризует случаи, когда товар приобретается не по необходимости, а из-за желания не отставать от других. В наших услови­ях предметы первой необходимости в период экономического спада приобре­тались не из-за желания быть как все, а из-за стремления сделать запасы на период предстоящего повышения цен.

«Эффект сноба» характеризует ситуации, когда необходимый товар не поку­пается только потому, что его покупают другие.

Аксиома жадности: если А содержит большее количество хотя бы одного то­вара, чем Б, и такое же количество остальных товаров, что и Б, то А будет пред-j почитаться Б.

Проблема «дорожного зайца»: если несколько человек должны нести бревно, то один, рационально мыслящий, будет лишь имитировать нагрузку. Тем самым он минимизирует собственные затраты и соответственно максимизирует собст­венную выгоду, поскольку конечная цель будет достигнута и без его участия.

«Дилемма дарящего». Английские психологи попытались выяснить, почему I для большинства людей деньги неприемлемы в качестве подарка. Оказывает- j ся, использование их в качестве знака внимания, уважения или любви сильно девальвирует ценность альтруистического поведения.

§ 38. Социальное поведение

Что такое поведение. Поведение — внешняя форма про­явления деятельности, т. е. оно лишь один из её аспектов. Поэтому учёные говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблю­даемая деятельность. Деятельность, в отличие от поведения, может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внеш­ней. В поведении проявляются личность человека, особенно­сти его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.


Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а имен­но те, в чьём присутствии они совершаются.

Социальное поведение проявляется, например, как реак­ция на ожидаемые трудности в снабжении продуктами, удо­влетворяющими важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивации, ожидания.

Единицей поведения является поступок. Хотя его счита­ют осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то на­правлено, а поступок — нет.

В коллективе или в малой группе, которая состоит из людей знакомых и постоянно с тобой взаимодействую­щих, поведение существенно отличается от того, что мож­но наблюдать в толпе, состоящей из незнакомых, случай­ных людей. Отличие базируется на соблюдении правила: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя ве­ли с тобой.

Ниже приведена схема инстинктивного поведения. Орга­низм (тело) ощущает действие внутренних стимулов (им­пульсов), которые выражаются в специфических действи­ях, составляющих, как показано на рисунке, непрерывную цепь поведения.

Внутренний Действие стимул Схема инстинктивного поведения

 

Ещё одна схема человеческого поведения убеждает нас в том, что между внутренними побуждениями и внешним действием существует посредник, разрывающий непрерыв­ную цепь поведения. Это человеческий мозг, выполняющий работу двоякого рода: он интерпретирует то, что мы чув­ствуем, и отбирает те реакции, которые соответствуют тому, чему мы обучились.

стимул Схема социального поведения

 

Обратим внимание, что в тот момент, когда ваш мозг при­нимает идущие от вашего тела сигналы, указывающие, на­пример, на то, что желудок сейчас пуст, вы не рычите, как зверь, вы не срываетесь с места и не мчитесь со всех ног в столовую. Вы дожидаетесь окончания занятий и затем уже решаете, когда, где и с кем утолять голод. Вы можете даже убедить себя в том, что наступило удобное время перейти к диете или что вы вообще не голодны.

Социальное действие (поведение) — поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъек­том (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время.

Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.

Средства

Результат

Мотивы

Общая схема социального действия

 

Как правило, действие может быть очень растянутым во времени. И тогда оно превращается из действия в деятель­ность или процесс. Если, например, вы каждый день ходите на работу, то ваша работа (взятая в целом) должна интер­претироваться не как поведенческий акт в данное время и в данном месте, а как трудовая деятельность, т. е. совокуп­ность регулярно совершаемых действий.

Рациональное поведение. Классическим примером ра­ционального действия является экономическое поведе­ние. Предположим, вы берёте деньги, идёте в магазин и по­купаете какую-либо вещь. Здесь есть всё: индивид, чёткая цель, свободный выбор средств. Вы руководствовались определёнными мотивами, когда выбирали именно этот способ достижения цели и конкретный результат. Другие примеры: вкладываем деньги в банк, чтобы получить про­центы; больной выполняет предписание врача; юноша и девушка заключают гражданский или фиктивный брак.

Рациональное экономическое поведение получило наиболее полное воплощение в модели «экономического человека». Теоре­тические основания модели «homo economicus» были разработаны ещё в XVII в. Адамом Смитом в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Она базируется на стихии и непред­сказуемости рыночных действий, ориентируясь в которых человек, скажем покупатель, взвешивает все плюсы и минусы, выбирая са­мый рациональный, так называемый наименее затратный, путь к успеху.

Смит полагал, что главным мотивом хозяйственной деятельно­сти служит корыстный интерес — всякий печётся только о своей вы­годе. Но преследовать свой интерес человек может, только оказы­вая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Люди помогают друг дру­гу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них — эгоист и беспокоится лишь о своём. Поскольку на экономи­ческом рынке, управляемом стихией, все субъекты — собственники, работники, потребители — ведут себя одинаково эгоистично, их по­ведение предсказуемо и подчиняется известной логике.

В ряду главных субъектов социального действия два — семьянин и гражданин — не подчиняются логике рацио­нального экономического действия. Разумеется, мужчина, глава семьи, выполняет функцию кормильца, зарабатывает деньги, а потому должен подчиняться рациональной логи­ке — как на рынке труда, подыскивая себе место работы, так и на предприятии, когда он занят повседневным тру­дом. Но, кроме того, он придерживается неких ценностных принципов, показывает образец нравственного поведения как для жены, так и для детей. Лишь на этом прочном фун­даменте вырастает его авторитет в семье. Если его поставить перед выбором — здоровье семьи или выгодная должность, то, скорее всего, руководствуясь своими моральными прин­ципами, мужчина выберет первое.

Да и в повседневной жизни большинство людей всё же руководствуются эмоциями и иррациональными соображе­ниями, а не трезвым экономическим расчётом.

Если к рациональному поведению семьянина добавить его роль как гражданина своего государства, призванного общественное благо ставить выше личного, то от чистой ра­циональной модели поведения мужчины мало что остаётся.

Как правило, чем выше позиция индивида в социальной иерархии, тем рациональнее его поведение, а чем меньшим социальным ресурсом обладает человек, тем больший ком­понент иррациональности присутствует в его поведении.


При получении высшего образования результатом слу­жит окончание высшего заведения, мотивом — получение престижной работы в будущем, средством — постоянное со­вершенствование своих знаний и умений. Чтобы поступить в вуз, человек должен хорошо знать школьные предметы, иметь нужные документы и успешно сдать экзамены. Мо­тивом поступления в вуз является желание учиться и стать хорошим специалистом в той области, которую выбрал.

Составление брачного контракта — тоже рациональное социальное действие. Рациональное потому, что в случае развода имущество будет распределяться согласно право­вым нормам, а не ситуативным пожеланиям, гневу, эгоизму или стремлению отомстить сопернику. Социальным такое действие надо считать потому, что факт существования брачного контракта способен в той или иной мере повлиять на отношения в семье, которая, как мы знаем, является од­ним из социальных институтов.

Принцип рациональности — стремление человека полу­чить максимальный результат при минимальных затра­тах в условиях ограниченности используемых возможно­стей и ресурсов.

При удовлетворении своих интересов люди всегда и везде находятся перед необходимостью выбирать. Естественно, что для этого у них должна быть свобода выбора. Согласно свобо­де выбора, человек выбирает тот вариант, который принесёт ему наибольшую пользу. Если он держит свои сбережения в банке, то именно уменьшение процентной ставки заставит его искать более прибыльное применение своим сбережениям, и он приобретёт, например, высокодоходные акции.

Рациональное поведение — экономическое действие, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность.


Разумный риск, проявляющий себя и в бизнесе, и в поли­тике, — обязательная особенность рационального действия. У разных социальных категорий и разных типов людей об­наружена разная степень сочетания вероятности риска и желания добиться успеха. Кого-то высокий риск остановит на полпути; кому-то лишь пощекочет нервы, придаст остро­ты ощущения и сподвигнет ещё решительнее продвигаться к поставленной цели.

Для современной экономической деятельности характер­ны совмещение несовместимого — риск и рациональность.

Прекрасный образец целерационального действия дал У. Шек­спир в «Юлии Цезаре». Древнеримский трибун Флавий, встретив толпу граждан, спрашивает их предводителя — сапожника: «Что же не работаешь сегодня дома? Зачем людей по улицам ты водишь?» На что тот ему отвечает: «Затем, сударь, чтобы они поизносили свою обувь, а я получил бы побольше работы». Хотя большинство граждан собрались конечно же для иной цели: посмотреть Цезаря и порадоваться его триумфу. Иначе говоря, мотив их действий преи­мущественно эффектный — выражение своего восторга. Тем не ме­нее сапожник параллельно ей преследует свою собственную, чисто прагматическую цель. Читатель чувствует, что в словах сапожника больше юмора, нежели серьёзной выгоды, но за несерьёзной фор­мой вполне может скрываться серьёзное намерение.

Поведение потребителей — это сумма рациональных рас­чётов и иррациональных поступков. Рядовой потребитель спрашивает чуть ли не у каждого встречного, на каком оптовом рынке колбаса дешевле, и, взвесив стоимость про­езда, невыполненных домашних дел, едет на другой конец города. Предприниматель заказывает всё, что ему нужно, не выходя из офиса.

Но вот резко увеличилась инфляция. Её жертвами ока­зываются самые незащищённые слои. У них нет запаса прочности в виде счёта в банке, ценных бумаг, прибыльной работы. Денег в кошельке столько, сколько «новый рус­ский» тратит на чаевые. Психологически стресс не выдер­живают самые бедные. Естественная реакция — паника и массовый психоз: надо покупать сегодня, пока завтра цены не поднялись выше. Начинается фаза ажиотажного спро­са. С прилавков магазинов и оптовых рынков сметают всё подряд. Естественная реакция продавцов — повышать цену вслед за ростом спроса на товары. Для купцов это золотые деньки. Но при условии, если его расходы на аренду, транс­порт и прочее не растут в той же пропорции. А поскольку в период всеобщего кризиса увеличивается в размерах всё,



кроме зарплаты, которая реагирует самой последней, то от него практически никто, кроме узкой группы игроков на бирже, не выигрывает.

Однако в последнее время обнаружились недостатки ра­циональной модели экономического поведения. Психологи предупреждают: люди ведут себя не столько в соответствии с расчётом собственной выгоды, сколько под влиянием эмо­ций, страхов, воспоминаний, стереотипов и предрассудков. Принцип рациональности, как и многие другие понятия экономической теории, описывает не то, что есть на самом деле, а некую идеальную модель. Экономистам приходится оценивать нерациональное поведение человека.

В начале реформ, а именно в 1991 г., когда объявили, что скоро резко повысятся цены на продукты питания, домохо­зяйки и старушки в несметном (по их доходам, разумеется) количестве стали закупать масло, крупы, соль, спички. Го­ворили: «про запас». Конечно, действовали они так чисто прагматически: когда цены вырастут, те же продукты им придётся покупать втридорога. Получалась существенная экономия денег. На самом деле никакой экономии не полу­чилось. Масло стало горьким, а в крупе завелись жучки. Не­пригодные к употреблению продукты пришлось выкинуть.

Люди подальновиднее поступали иначе: они вкладывали на глазах обесценивающиеся рубли в предметы долговре­менного пользования. В те, что скоро не испортятся. И ока­зались в выигрыше.

Основные термины и понятия

Противоречие, поведение, социальное действие (поведение), принцип рациональности, рациональное поведение

Вопросы и задания

■нннншшннмтяяаанишнмншшанаваннашш

1. Охарактеризуйте рациональное поведение. Почему, на ваш взгляд, люди часто ведут себя не рационально? Применимо ли ра­циональное поведение во всех сферах общественной жизни?

2. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами»?

3. Почему, на ваш взгляд, именно семьянин и гражданин не под­чиняются логике рационального экономического действия? При­ведите примеры.

Практикум

1. Каждому приходилось бывать в магазине и стоять в очередях в кассу. В подобной ситуации и вы, и другие покупатели хотят, что­бы их очередь подошла как можно скорее. Имея в виду эту цель, зададимся вопросом: как должны быть скоординированы дей­ствия покупателей? Как избежать ситуации, в которой к отдель­ным кассам очереди будут очень длинными, в то время как к неко­торым другим кассирам придётся ждать клиентов?

2. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество.

Б. При частичном разрешении конфликта остаются условия для его продолжения.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

§ 39. Девиантное поведение

Отклоняющееся и противоправное поведение. В социоло­гии нередко применяется термин «отклоняющееся поведе­ние». Что же он означает? Этот термин употребляется в двух значениях — в широком и узком. В широком он подразуме­вает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например наруше­ние пешеходом правила перехода улицы, и кончая самыми серьёзными — терроризм, убийство. В узком значении откло­няющееся поведение обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью Уголовного кодекса РФ.

Самые серьёзные правонарушения носят название пре­ступности, или криминала. Менее серьёзные правонаруше­ния называются делинквентностью, а самые незначитель­ные проступки — девиантностью. Так складывается шкала, содержащая три степени отклонения от законопослушного поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — собирательное название для трёх видов правонарушений: криминально­го, делинквентного и девиантного поведения.


Девиантное поведение

 

Частота случаев нарушения

Шкала отклоняющегося поведения

Хотя большинство людей большую часть времени ведёт себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно за­конопослушными. Так, почти все могут признаться в том, что они совершали различные незначительные проступки: опоздание на работу, курение в неположенных местах и др.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся.

Девиант — любой человек, сбившийся с пути или откло­нившийся от нормы.

При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантно- го поведения относят: алкоголизм, наркоманию, проститу­цию, гомосексуализм, азартные игры, психическое рас­стройство, самоубийство.

Нарушения социальных норм могут быть серьёзными и несерьёзными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьёзные нарушения, сознательные они или нет, подпадаю­щие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм и наркомания — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и нарко­ман — не только больной человек, но и девиант, он не спосо­бен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление.

К преступлениям, т. е. фактам криминального поведения, относятся мошенничество, хищения, изготовление фальши­вых документов, взятки, промышленный шпионаж, ванда­лизм, воровство, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Делинквентное поведение. Делинквентное поведение — не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ право­нарушения: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавца счита­ется должностным преступлением); мелкое воровство в транс­порте или на рынке; драки без нанесения тяжких телесных повреждений; обман налогового инспектора; опоздание на ра­боту; переход улицы или курение в неположенном месте и др.

Делинквентное поведение — асоциальное поведение, на грани преступного.

В перечень делинквентного поведения школьников, по дан­ным зарубежных и отечественных специалистов, обычно вхо­дят такие проступки, как употребление алкоголя, участие в драках, незаконное хранение оружия, воровство, прогулива­ние занятий, курение марихуаны и др. Для взрослых и под­ростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений.

К правонарушениям, связанным с привлечением к администра­тивной ответственности, относятся: распространение ложных сведе­ний о кандидате на определённую должность; воспрепятствование осуществлению избирательного права; нарушение правил дорожно­го движения; торговля с рук в неустановленных местах; распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных ме­стах; самовольная добыча янтаря; нарушение порядка проведения массовых мероприятий; незаконное изготовление и распростране­ние массовой информации; завышение цен в частных предприятиях торговли; нарушение равноправия граждан и единства территории; нарушение законодательства об охране памятников; нарушение Закона РФ «О приватизации предприятий» и др. При установлении факта административного правонарушения применяются следую­щие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест.

Таким образом, любое поведение, не одобряемое обще­ственным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, — делинквентным. Нео­добрение ещё не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, состоящие на учёте в подразеделе- ниях по делам несовершеннолетних, — делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решётку по приговору суда.

Почему подростки нападают на мирных граждан, угоня­ют машины, грабят магазины? Быть может, потому, что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они трак­туют их особым образом в терминах своей субкультуры. В том числе и преступление. Например, хулиганство описы­вается как озорство, угон автомобиля — как временное за­имствование, а драка — как выяснение отношений. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника спра­ведливости. Когда стриженые «люберы» нападали на длин­новолосых хиппи, они рассматривали свои действия как на­ведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает по­зицию мстителя, а жертва превращается в злодея. От подро­стков часто можно слышать фразы типа «я никому не причи­нил вреда», «они сами это заслужили». Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: «не имел права струсить», «глав­ное — не бросать друга в беде», «не мог оставить товарища».

Районы с высокой плотностью делинквентного и крими­нального поведения называют криминогенными.

Криминальное поведение — преступное поведение.

В этих местах процент правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей. Катего­рии населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки, называются группами риска. К ним относится, в частности, молодёжь.


Группа риска — категория населения, которая больше других склонна совершать криминальные или делинк- вентные поступки.

Делинквентное поведение молодёжи. В силу физиологи­ческих особенностей формирующегося организма подро­сток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, ещё не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все по­следствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.

Один из распространённых примеров делинквенции — вандализм футбольных фанатов. Вандализм — бессмы­сленное уничтожение материальных и духовных памятни­ков. Вспомните — это название произошло от германского племени вандалов, которые в V в. напали на Римскую импе­рию и разгромили её. Сегодня к вандалам относят тех, кто бьёт стёкла, режет сиденья в поездах.

Социологи установили тенденцию: чем человек моложе и чем чаще он сталкивается с образцами делинквентного по­ведения, тем глубже он их усваивает. Юноши и девушки мо­гут испытывать очень сильное воздействие уличных компа­ний или окружающей их обстановки. Подростки, которые с детства сталкиваются с отклоняющимися от нормы мораль­ными ценностями, нередко и сами становятся правонару­шителями.

Раньше социологи были уверены, что молодёжная пре­ступность — побочный продукт бедности. Выходцы из ни­зов имеют меньше возможностей получить образование и работу, они больше не удовлетворены жизнью в целом. Од­нако недавние исследования показали, что преступность равномерно распределяется по всем слоям. Выяснилось, в частности, что учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в ак­тах школьного вандализма, чем дети победнее.


Преступность несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних — составная часть преступности, один из источников формирования преступности взрос­лых. По ряду признаков она отличается от преступности взрослых и имеет свои особенности. Например, по харак­теру преступлений подростки чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства. В то же время большинство преступлений подростки планируют заранее и в ряде случаев используют даже технические средства. Предметами корыстного посягательства подрост­ков выступают, как правило, различная аудио-, видео- и другая аппаратура, мотоциклы, автомобили и другая тех­ника; модная одежда, драгоценности, а также спиртные напитки и продукты питания (до 60—70% всех преступле­ний). Насильственные преступления, совершённые подрост­ками (особенно в группе), отличаются особой жестокостью и цинизмом.

В наши дни вновь обострилась проблема детской беспри­зорности, особенно в местах межнациональных конфлик­тов. Дети из семей вынужденных переселенцев и беженцев часто вынуждены бродяжничать, нищенствовать. Именно они составляют «группу риска», которую взрослые право­нарушители вовлекают в преступную деятельность.

Основную часть несовершеннолетних преступников со­ставляют лица мужского пола (90—95%). Многие из деву­шек, осуждённых к лишению свободы, выросли в неблаго­получных семьях или были лишены попечения родителей, подвергались сексуальному насилию и пр. Некоторые из них страдают венерическими, соматическими (телесными) и психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркома­нией и пр.

Наибольший удельный вес среди несовершеннолетних правонарушителей занимают подростки 16—17 лет, но боль­шинство из них ещё до достижения возраста уголовной ответ­ственности несовершеннолетних (14 лет) характеризовались проступками криминального характера; употребляли спирт­ные напитки, убегали из дома, бродяжничали. Реальное чи­сло подростков-наркоманов, по мнению некоторых специа­листов, в 4—5 раз превышает официальную статистику.

Криминальной активностью отличаются прежде всего несовершеннолетние, которые не учатся и не работают, за­тем — по мере убывания — работающие, учащиеся про­фессионально-технических училищ, студенты. Росту пре­ступности несовершеннолетних во многом способствует уверенность многих правонарушителей в своей безнака­занности. Так, около половины несовершеннолетних пра­вонарушителей получают отсрочку от уголовного наказа­ния с учётом их возраста и надежды на исправление. Однако при этой отсрочке 30% правонарушителей в пер­вые три месяца вновь совершают преступления.

Несовершеннолетние, ведущие антисоциальный образ жизни, вырабатывают свою субкультуру. Негативные воз­зрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступ­ного поведения. Личность несовершеннолетних преступни­ков характеризуется ослаблением чувства стыда и вины; равнодушием к страданиям других; несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источники собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны. Сверхактивные несовершеннолетние, например, не умеют управлять собой, они беспечны, не способны предвидеть последствия своих действий.

Важное место в превентивной практике современных ци­вилизованных стран занимает разветвлённая сеть социаль­ных служб и социальных работников, оказывающих под­держку населению, семье, детям, молодёжи в различных кризисных ситуациях. В России существует сейчас развет­влённая служба — «Телефон доверия». Обратившись в эту службу, подросток может получить психологическую по­мощь и поддержку.

Основные термины и понятия

Отклоняющееся (девиантное) поведение, девиант, делин­квентное поведение, криминальное поведение, группа риска

Вопросы и задания

н^яш^шшшшяттшшттяяятя^швяяк

1. Что такое отклоняющееся поведение?

2. Прокомментируйте рисунок, на котором изображена шкала от­клоняющегося поведения. Что служит границей между каждым из горизонтальных показателей этой шкалы?


3. На основании материала параграфа, информации из СМИ и ва­ших личных наблюдений ответьте на вопросы:

— Чем преступность в молодёжной среде отличается о преступ­ности взрослых?

— Какие качества, присущие подросткам, создают основу для преступности?

Практикум

1. Можно ли считать примерами девиантного поведения следую­щее?

а) Филателист тратит на своё увлечение не только всё свободное время, но и большую часть своей зарплаты, из-за чего его се­мья испытывает постоянные материальные затруднения;

б) альтруист почти всё заработанное отдаёт в помощь детскому дому, говоря: «Я человек одинокий, мне много не надо»;

в) работник из года в год не ходит в положенный ему оплачен­ный отпуск, ссылаясь на занятость на работе и свою увлечён­ность ею.

2. Может ли отклоняющееся поведение вызывать поддержку и по­нимание окружающих? Если ваш ответ — да, то приведите при­меры.

3. Попробуйте составить список причин преступности в молодёж­ной среде, расположив эти причины по степени убывания важ­ности.








Date: 2015-12-13; view: 2717; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.046 sec.) - Пожаловаться на публикацию