Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Юность как этап социализации





Что такое юность. Юность завершает активный период социализации. Юными считаются подростки (юноши или девушки) и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важ­ные физиологические изменения (одно из них — наступле­ние половой зрелости), которые влекут за собой определён­ные психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу; агрессивность, зачастую немоти­вированная; проявляются склонность к необдуманному ри­ску и неумение оценить степень его опасности; подчёркну­тое стремление к независимости и самостоятельности.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние — мировоззренче­ские — этажи. Осознание своего «я» происходит как осмы­сление своего места в жизни родителей, друзей, окружаю­щего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности юношеской социализации. Психофизиологи­ческие изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к новому и к творчеству, не­признание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, под­чёркнутая автономия и независимость — с другой, порож­дают особое явление, которое называют молодёжной субкультурой.


Они такие разные...

 

Подростковый период называют «трудным возра­стом», «переломным периодом». Его содержание заклю­чается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, буду­чи детьми, они смотрели на мир глазами своих родите­лей, то теперь они ведут как бы двойной счёт: у подро­стков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересе­кается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешне­го вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофированная самостоятельность находит выра­жение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцен­трированы на самих себе, с другой — способны на неорди­нарные поступки, яркое проявление альтруизма.

Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей.

Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылёк порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бес­чувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстриро­вать свою любовь и готовность помочь.

Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемо­сти, в этом «бросании из огня да в полымя», выражается суть подросткового возраста.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким со­циальным статусом, который задан подростковым возрастом;

• несовпадением старого стиля родительства, ориен­тированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможно­стей тинейджеров, заданных их психофизиологиче­ским взрослением;

противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.


Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тиней­джеров. Социальные статусы родителей и юношей по-преж­нему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, не­сут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, рас­порядители, опекуны, производители, законодатели, по­требители, защитники и т. д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной за­щиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, за­конодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные реше­ния, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии ти­нейджеров.

Ролевое бесправие — меньший объём прав и обязанно­стей по сравнению со взрослыми.

Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталки­ваются с такими глобальными мировоззренческими и нрав­ственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже ре­шены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употре­бление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьни­ка считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут признания своей психоло­гической взрослости за рамками школы и семьи — институ­тов, где их продолжают считать детьми.

Современная молодёжь, несмотря на достаточно корот­кий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Нормы поведения и ценности одного поколения не соответ­ствуют нормам и ценностям другого.


В свою очередь, ускоряющаяся смена молодёжных по­колений и возрастающее число поколений внутри молодё­жи стимулируют ускорение технического прогресса, сти­
мулируют бизнесменов к выпуску всё более разнообраз­ной техники, компьютеров, аудио- и видеодисков, плей­еров, айфонов и т. п.

Период подростковой неопределённости возникает пото­му, что человек покидает детство — период минимальной от­ветственности — и вступает во взрослость — период макси­мальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодёжная субкультура, ак­кумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отли­чающийся от опыта старших поколений.

У подростка 14—16 лет существует свой собственный ро­левой набор, куда входят роли ребёнка, мужчины или жен­щины, гражданина, учащегося, покупателя, помощника ро­дителей по хозяйству, читателя, члена спортивной команды или кружка художественной самодеятельности и др. Если он нарушил закон, то у него появляется роль правонаруши­теля или даже преступника. Когда он превращается в заво­дилу компании, он берёт на себя роль лидера. Но если друзья его отвергают, ему достаётся роль аутсайдера. Такой набор, разумеется, меньше, чем у взрослого человека, но он боль­ше, чем у младшего школьника.

Группа сверстников. Теоретически в своей семье ребёнок получает необходимые ему социальную защиту и эмоцио­нальную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принад­лежности к ней.

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.

Андре Моруа, французский писатель

Группа сверстников предоставляет своим членам необходи­мые им свободу и независимость, являющиеся чертами взро­слой субкультуры, и вместе с тем сохраняет для них социаль­ную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как ещё неполные взрослые. Группа сверстни­ков включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей поступков и действий, со-

     
   

 

вершаемых молодыми людьми. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно но­вая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту. То и другое — непремен­ные атрибуты «взрослого общества», где также поступки лю­дей оценивают равные по возрасту и не родственники. В груп­пе сверстников индивид как бы примеряет на себя социаль­ные одежды взрослого человека.


 

Группа сверстников может решить множество проблем.

Но и создать немало

Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребёнок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происхо­дит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мне­ние группы сверстников начинают доминировать. И так мо­жет продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становит­ся равным с семьёй агентом социализации, она уже не ухо­дит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.


Стать взрослыми. В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьёз заняться решением нравственных и профессиональных проблем.

В возрасте 15—17 лет формируется собственное миро­воззрение подростка, система ценностей, образ своего «я», образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и на­чинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Всё происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зре­ния этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В группе сверстников подросток ищет возмож­ность самоутвердиться. Неумение найти свою группу мо­жет привести к возникновению комплекса неполноценно­сти и ненужности.

У многих, если не у большинства, подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, ещё не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.

Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тя­нутся к тем, кто обращается с ними как со взрослыми.

Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает всё, что подчёркивает, будто они всё ещё остаются детьми.

Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них по­является стремление поскорее занять своё место в их сооб­ществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выра­жения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы; судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревну­ются в физической силе с отцами, стараясь побороть их в армрестлинге.

Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подра­жательный характер. Юноши перенимают походку вразва­лочку, манеру чертыхаться и сплёвывать на пол, даже ку­рить и пить спиртное, «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространённая форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.

Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъектив­но она проявляется в развитии чувства взрослости и тенден­ции к взрослости:

— эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверен­ности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети ещё пытаются найти вза­имопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрос­лые снисходительны к ценностям друг друга, а ребё­нок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Одна­ко в самом главном дети всё же наследуют ценности родителей, и в первую очередь отношение к фунда­ментальным проблемам социальной жизни. Со свер­стниками же советуются по части «сиюминутных» во­просов;

— новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равно­душным к оценкам. Порой наблюдается расхожде­ние между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;

— взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения);

— внешний облик и манера одеваться.

Акселерация и взросление. В современных индустри­альных обществах наблюдаются два противоречивых про­цесса — ускорение психофизического развития детей и за­медление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Та­ким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает.

Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоре­ние физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями.

В экономически развитых странах акселерация отчётли­во видна последние 100—150 лет.

Статистика показывает, что дети в настоящее время вы­растают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благодаря лучшему питанию, медицинскому об­служиванию, физическим упражнениям, отдыху и возмож­ности восстанавливать свои силы.

Изменения в обществе способствуют наступлению поло­вой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретно­го ребёнка она наступает тогда, когда его организм в процес­се развития достигает определённого уровня.

Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости прибли­зился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате де­вочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время всё наступало гораздо позже.

Самостоятельность. Подросток, как мы выяснили, разры­вается между двумя мирами — миром детей и миром взро­слых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нрав­ственности и несформировавшемуся мировоззрению он ещё конечно же ребёнок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зараба­тывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый че­ловек. А самое главное — взрослым он стремится казаться. Подросток — это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую катего­рию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодёжь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются бе­зоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятель­ности и независимости.


Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Ис­следования показали, что подростки получают чувство удо­влетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответствен­ность за собственное поведение. Это именно то, что характер­но для взрослости.

Социологическим критерием разграничения двух пе­риодов — молодёжного и зрелого — служит экономиче­ская, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армия­ми, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории войны и революции молодёжь быстрее достигает общественного признания, её социальный статус растёт благодаря повышению военной значимости молодёжи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды ис­тории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендую­щий на статус взрослого:

• сам себя обеспечивать средствами существования;

• распоряжаться деньгами независимо от других;

• быть самостоятельным в выборе образа жизни;

• проживать отдельно, независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четы­рём приведённым критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодёжи, на ваш взгляд, отвечает всем критериям?

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выбо­рах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости.

Юноши и девушки, только ещё освоившие азы нравствен­ных требований и не постигшие их глубины, стараются выно­сить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенно­сти. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только «да» и «нет». Во-вторых, они проводятся с позиций желаемо­го или идеального. Они ещё не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переде­лать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданно­го воображением или позаимствованного из книг.

Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действи­тельность далека от идеалов, и немедленно становятся в по­зу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.

Основные термины и понятия

швшшшшшшшшшшявшшшшшшшшишшшшшввш^шшвшшшявшяшяшшшвашвшшшшшшшяш

Тинейджеры, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация Вопросы и задания

■■аанашвпшвшваанняманамашввнмшнаш

1. Какую роль в жизни человека играет юность?

2. Почему юношеский возраст стал выделяться как отдельный этап в жизни человека только в XX в.?

3. Обязательно ли юность является переходным периодом? Объяс­ните свой ответ.

4. В чём проявляет себя неустойчивость настроений у подростков? Приведите примеры из личной жизни.

5. Почему в подростковом периоде человеку трудно «найти себя» и определить своё место в жизни?

6. Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте: наследственность или влияние окружающей среды?

7. Что такое ролевое бесправие тинейджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.

8. Как, по-вашему, приведённые в параграфе критерии взрослости достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взро­слым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии?

Практикум


ивнмннвяввапяаанавнванншпнааншнявнмвваааа 1. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение со­временных тинейджеров в России, упущены в данном параграфе? Используйте свой жизненный опыт и свои познания.

2. Проведите мини-исследование на тему «В какой степени я взро­слый человек? ».

3. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом; физической силой; умственными способностями и умением их с выгодой применять; отношением к опасностям и риску; объёмом приобретённых знаний; способностью учиться на собственных ошибках; умением принимать правильные решения в сложных си­туациях; стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить. Попробуйте сде­лать это.

§ 32 — 33. Молодёжь и молодёжная субкультура

Молодёжь как социальная группа. Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполне­нию социальных ролей взрослых.

В российской традиции с начала XX в. до наших дней гра­ницы собственно молодёжного возраста в социальной стати­стике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.

В общем и целом сегодня специалисты договорились счи­тать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым соз­реванием, завершающим периодом обучения в общеобразо­вательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершенноле­тием, окончанием профессионального обучения, вступлени­ем в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка.

Это значит, что молодёжь, как демографическая катего­рия, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизнен­ном цикле человека.

Группы молодёжи. За столь относительно короткий отре­зок жизни молодёжь переживает смену своего социально-де- мографического статуса несколько раз:

Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — на­ходятся на иждивении родителей, продолжают или завер­шают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).

Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, моло­дые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.

Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это лю­ди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизнен­ный и профессиональный опыт, но для этой группы характер­на высокая конфликтность молодых семей, распад браков.

Социологи в качестве социального признака верхней гра­ницы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это пра­вильно, поскольку семья накладывает на человека совер­шенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь».

Молодёжь социально неоднородна, и её различные отря­ды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются цен­ностных ориентаций, материального достатка, образа и сти­ля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в те­чение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, что­бы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, мо­лодость у одних заканчивается раньше, чем у других.

Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбо­ра профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение моло­дого человека (либо родителей) затруднительное.

Новые пути в развитии науки, культуры также нередко проклады­вали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разра­ботал идею дифференциального и интегрального исчисления, от­крыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алге­бры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пуш­кин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Апеко», которая была его диплом­ной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Критические точки социализации личности

 

Критический возраст. На жизненном пути человека мож­но выделить три критические точки (см. рис.):

— от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,

— от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становле­ние профессиональных ролей,

— от 60 лет и старше — выход из активного трудового пе­риода.


Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса.

На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к по­ступлению в вуз или поиск работы, В — кризис середины жизни, С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.

Возраст 16—18 лет — самый критический. Молодой че­ловек должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с ре­альным производством и реальными профессиями. Чело­веку приходится выбирать будущее поприще в том возра­сте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсиро­вать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учите­ля, родные и друзья, повидавшие жизнь. Они не могут на­чать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может вы­брать будущую карьеру.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого се­бя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время ещё нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий; человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счёт которых он живёт.

После 17 лет для рабочей молодёжи и 23—25 лет для ин­теллигенции с высшим образованием начинаются хлопо­ты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнёры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых человек больше всего прислуши­вается, от которых он получает больше всего нужной ему информации.

Проблемы современной российской молодёжи. Современ­ная российская молодёжь сталкивается со множеством демо­графических, социальных, экономических и нравственных проблем.


Первая проблема — сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества.

Вторая проблема — ухудшение состояния здоровья де­тей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здо­рово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться аб­солютно здоровыми, 45—50% из них имеют серьёзные от­клонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась до 80%.

Третья проблема — молодёжная безработица. Статистиче­ские данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остаётся высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведённом исследо­вании выяснилось, что в будущем боятся стать безработными более 70% опрошенных.

Четвёртая проблема — падает социальная ценность тру­да, престиж ряда важных для общества профессий. Послед­ние исследования свидетельствуют, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию про­фессиям, сколько материально выгодным. Опрос показал, что для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. Желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, но если оно не переходит нравственных границ.

Пятая проблема — материальная обеспеченность. Во времена 1990-х гг. прошлого века жизненный уровень зна­чительной части населения России снизился, однако нема­ло людей стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё ка­кая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подра­батывает в свободное от учёбы время и получает за свой труд более 1,5 тыс. руб. в неделю. Большую часть зарабо­танного они тратят на развлечения, меньшую — отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.

Процесс омоложения элиты общества. Происходит омо­ложение руководящей элиты общества. В экономике на сме­ну «новым русским», нередко малообразованным, приходят «новые новые русские», имеющие одно-два высших образо­вания, свободно владеющие одним-двумя иностранными языками, в совершенстве знающие компьютер. Современная «молодёжная волна» — это 30—40-летние, пришедшие в по­литику, банки, предпринимательство, бизнес самого высо­кого уровня.

Как знать, может быть, вы, закончив вуз, составите уже третье поколение российских предпринимателей. Во всяком случае, уже на школьной скамье вы должны сориентиро­ваться и выбрать свой жизненный путь. Сегодня промедле­ние недопустимо, так как многие привычки, навыки и чер­ты характера, необходимые для бизнеса, научных занятий, юриспруденции, формируются в раннем и среднем подро­стковом возрасте.

Качественно изменилось и мировоззрение молодёжи. В 1983 г., согласно данным многих исследований, 84% молодых людей СССР были убеждены в том, что социализм является единственным общественным строем, который на деле воплощает права и свободы человека. А проведённые на рубеже XX и XXI вв. опросы показали, что большинство мо­лодёжи склонно считать наиболее привлекательным циви­лизованное рыночное общество.

Особенности молодёжной субкультуры. За последние 50 лет мир молодёжных субкультур охватил около тысячи самых разных явлений и течений, включая: хиппи, нацбо- лов, анархистов, буддистов, свидетелей Иеговы, язычников, футбольных фанатов, автостопщиков и т.д.

Субкультура — часть общей культуры, система ценно­стей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.


Молодёжная субкультура — уникальное явление. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начи­нается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодёжи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях. Но мощь общественных институтов, прежде всего милиции и армии, направлена на защиту ста­тус-кво. Революционный накал молодёжи выливается в практических действиях (мятеж, демонстрация, бунт) и теоретических (создание собственной музыки, поэзии, те­атра и т. д.).

Контркультура — субкультура, противостоящая, кон­фликтующая с господствующими ценностями.

В литературе термин «контркультура» употребляется и как собирательное название разных по идейной и политиче­ской ориентации протестных групп молодёжи («новые ле­вые», хиппи, битники и др.), сознательно противопостав­ляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры.

Молодёжный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализ­мом; «антипотребительский» образ жизни проникнут куль­турным нигилизмом и религиозными поисками.

Нет, это же, конечно, не субкультура. Хотя, как знать...

 

Чем же различаются субкультура и контркультура? Суб­культура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, она стремится как минимум расчистить себе путь, отодвинуть другие группы или суб­культуры, занять в обществе доминирующие позиции, а как максимум — вообще свергнуть существующий строй и соз­дать новый. Такими были молодые большевики и россий­ские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.).

Среди социальных и конкретно-исторических причин рас­пространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. западные специалисты обычно называют две ведущие:

1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёж­ной прослойки в 1950-е гг.;

2) появление новых средств записи и распространения му­зыкальной культуры (радиоприёмников, магнитофонов и т. п.).

В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономи­ческого подъёма. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально от­кликнулись предприниматели. Расширилась сеть моло­дёжных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журна­лов и книг для молодёжи, объёмы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «моло­дёжная мода» и т. п.

Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках — предшественни­ках хиппи и панков. В 1960-е гг. Америку захлестнула вол­на движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участ­ников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Италию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка.

Промышленность и предприниматели не могли не от­кликнуться на растущие потребности молодёжи. Возника­ют такие явления, как молодёжная индустрия, молодёжная мода, молодёжные движения, молодёжная субкультура. Ещё в 1930-е гг. наметился подъём в грамзаписи, производ­стве фильмов и т. п. Только экономическое процветание об­щества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодёжи выделиться в самостоятельную со­циальную силу, заявить о специфических, вначале культур­ных, а затем и политических интересах. Свидетельством по­следних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г.

Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в об­ществе изменения и быстро переориентировались на широ­комасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнито­фонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодёжных про­грамм.

Молодёжная субкультура возникла потому, что благода­ря ей молодое поколение удовлетворяло определённые жиз­ненно важные потребности.

Среди отличительных черт — очень широкое многообра­зие видов, течений, направлений и поветрий, а также не­формальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодёжной субкультуры выступает слово «неформалы».

Неформалы — официально не зарегистрированная груп­па, которая возникла по чьей-то инициативе или спон­танно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти вла­сти силой и одновременно не признанной этими властями организацией.

Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе: социальным (про- тестные и экологические движения); политическим (анти­правительственные, террористические, антивоенные, дисси­дентские группы); музыкальным (металлисты, рэпперы и др.); религиозным, экономическим и т. п. Молодёжные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не про­тиворечат и не борются с господствующей культурой или об­ществом, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов.

Первым и самым заметным признаком молодёжной суб­культуры выступает классовая принадлежность. Социоло­ги установили, что практически во всех странах молодёжь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведёт образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых пред­ставителей высшего и низшего классов. Кроме того, значи­тельные отличия в субкультуре обнаружены у представите­лей молодёжи разных рас.

Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем.

Стиль — суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т. п.

От этого слова произошло название «стиляги» — предста­вители молодёжной субкультуры в 1950—1960-е гг. в СССР, любившие модно, по-западному, одеваться.

Афиша и кадры из кинофильма В. Тодоровского «Стиляги» (2009) и просто стиляги


Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодёжи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая молодёжь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Отсюда следу­ет, что в политических протестах студенческая молодёжь участвует чаще рабочей. Недаром большинство проектов ре­волюционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.

В рядах антиглобалистов, защищающих бедных и угне­тённых, особенно из стран «третьего мира», не только фер­меры и представители городских средних классов, но также безработная молодёжь и студенчество.

Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему сло­ям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды извест­ных лиц — знатных аристократов, звёзд кино и телевиде­ния, политиков, т.е. высший класс.

Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдоса­мостоятельность; подражание отношениям взрослых с сис­темой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литератур-

Граффити-субкультура


ных героев вместо реализации собственных устремлений; наконец, неприятие или бегство от социальной действитель­ности вместо её переустройства и совершенствования.

В 2000-е гг. палитра молодёжной субкультуры стала чрез­вычайно разнообразной. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете и на улицах можно встретить готов, эмо, сете­вых геймеров, стритрейсеров и т. п.

К специфическим чертам российской молодёжной суб­культуры специалисты относят:

1. Преимущественно развлекательную направлен­ность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познаватель­ная функция не реализуется вовсе или реализуется недоста­точно.

2. Вестернизация (американизация) культурных по­требностей и интересов. Ценности национальной культу­ры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным опросов, для де­вушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои боевиков. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответ­ственно из ценностного набора молодёжи выдавливаются высокопочитаемые ценности: вежливость, кротость и ува­жение к окружающим.

3. Приоритет потребительских ориентаций. Ещё бо­лее заметна подобная тенденция в культуре учащейся мо­лодёжи.

4. Изменения в принципах отбора культурных образ­цов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам ро­дителей.

5. Создание неформальных, неофициальных, альтерна­тивных, андеграундных и прочих форм культуры, осу­ществляющихся вне учреждений культуры.


6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) боль­шинством молодых людей воспринимаются как анахронизм.

Молодёжь уже не выступает, как прежде, единым моно­литом, противостоящим старшему поколению. Внутри мо­лодёжи противоборствуют и сосуществуют несколько на­правлений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не аде­кватны нормам и ценностям другого.

На рок-концертах, как правило, в основном — молодёжь

 

Молодёжная политика. Решение проблем молодёжи — это общая задача общества, государства, самой молодёжи. В последнее время всё чаще используется термин «молодёж­ная политика». Под ним подразумевается ряд государствен­ных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения.

Это — широкая многофункциональная политика, вклю­чающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо



или косвенно молодое поколения с момента рождения до 30-летнего возраста (поддержка семьи, образование, со­циальное обеспечение, занятость, жильё, свободное время, вопросы воинской службы и т. д.).

Под молодёжной политикой подразумевается деятель­ность специализированных центральных правительствен­ных учреждений и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодёжи и т.д.

Проблемы молодёжи стали важнейшей составной частью любой политической партии России, стремящейся к реше­нию задач развития и укрепления страны. С этим связано и появление различных молодёжных движений и программ («Наши», «Местные» и др.), которые курируются организа­циями, ведущими деятельность в политической сфере.

Основные термины и понятия

Молодёжь, субкультура, контркультура, неформалы, стиль Вопросы и задания

1. Что такое молодёжь как социальная группа? Почему взгляды на возрастные границы молодёжи у разных социологов не совпадают? Назовите не менее двух причин.

2. Какие критерии использованы социологами при делении моло­дёжи на три возрастные группы?

3. Что такое критический возраст? Можно ли пройти его беспро­блемно? Своё мнение обоснуйте.

4. Перечислите и охарактеризуйте проблемы современной россий­ской молодёжи. Можно ли говорить, что эти проблемы присущи только молодёжи, но не другим возрастным группам?

5. В какой степени современные проблемы российской молодёжи схожи с подобными проблемами молодёжи других стран?

6. Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас?

7. Выскажите своё отношение к выводу учебника о суррогатном ха­рактере молодёжной субкультуры. Приведите аргументы и приме­ры в пользу своей точки зрения.

8. Вредны ли для развития общества молодёжные субкультура и контркультура? Своё мнение обоснуйте.


Практикум

1. На основании материала учебника, информации из СМИ, ва­ших житейских наблюдений подготовьте мини-проект: «Мои (наши) предложения к государственной молодёжной политике России».

2. Верны ли следующие суждения о субкультуре?

А. Субкультура позволяет определённой группе людей спло­титься на основе общих идеалов, целей и ритуалов. Б. Субкультуре всегда свойственно стремление занять в обще­стве лидирующие позиции.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

■■■■■■■■■liHHI








Date: 2015-12-13; view: 3361; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.031 sec.) - Пожаловаться на публикацию