Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социализации





О социализации вы слышали и читали не раз, в том числе и в данном учебнике. Параграф, который сейчас перед вами, построен так, чтобы, обобщая и развивая ваши знания об этом явлении, выстроить целостную его картину.

Что такое социализация. В природе проявляется такая закономерность: чем сложнее организм, тем дольше прихо­дится ему приспосабливаться к окружающей среде.

У человека по мере увеличения мозга сокращалось коли­чество инстинктов и их место занимали социально приобре­тённые навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.


У человека период подготовки к взрослой жизни является самым затянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодо­
сти. Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров — в мире общественных отноше­ний. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и «переобучается» всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил наз­вание социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и закан­чивающийся в глубокой старости процесс усвоения куль­турных норм и освоения социальных ролей.

Он означает превращение человека в социального инди­вида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

Начинающаяся
социализация
18 лет
Завершающаяся социализация
60 лет
Процесс социализации, критические точки и стадии жизненного цикла
45 лет
В

Жизненный цикл человека. Процесс социализации про­ходит фазы, которые называют ещё стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и ста­рость. По степени достижения результата, или завершённо­сти процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды дет­ства, юности и зрелости, и продолженную, или зрелую, со­циализацию, охватывающую два других периода.




От социализации надо отличать: адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведе­ние индивида), взросление (социопсихологическое становле­ние человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), воз­мужание (физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжи­тельной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали само­стоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Да­же сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.

На стадии жизненного цикла человека влияют биологиче­ские и социокультурные факторы. В традиционном обще­стве не существовало самостоятельных, качественно различ­ных стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в Средние века, а отрочество — только в XX в. Совсем недавно, да и то в разви­тых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность.

Подготовка к самостоятельной жизни становится не толь­ко более продолжительной (в индустриальном и постинду­стриальном обществе человек продолжает учёбу иногда до 25 лет), но также более сложной и дорогостоящей. Дать пол­ноценное образование всем желающим из любого социально­го слоя человеческое общество смогло только в XX в. Десят­ки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьёзное достижение нашего време­ни. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохо­да. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обще­стве обучение проходило стихийно (старшие передавали зна­ния младшим в семье).

Только единицы имели возможность посещать специаль­ные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.

Освоение социальных ролей. Социальной роли невоз­можно обучиться по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социаль­ными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И всё это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваи­вать не одну, а целое множество социальных ролей, продвига­ясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализа­ции продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведе­ния, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, ка­ким образом человек из существа биологического превраща­ется в существо социальное. Социализация рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошёл человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции.



Очень многое человек наследует не только от своих далё­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое суще­ство, рождаясь более беспомощным, нежели детёныши жи­вотных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усво­ению социального опыта.

Степень биологически закрепляемой социальной готовно­сти человека очень высока. И всё же её нельзя преувеличи­вать. Для социализации необходима нормальная социаль­ная среда.

Значение детства. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая лич­ность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процес­сы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап.


У высших животных сформировалось особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее разви­тие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — от­цовство. У него нет биологических корней. Это целиком со­циально приобретённое качество. Материнство и отцовство вместе создают ещё одно явление — родителъство, которое по мере развития общества превращается в специальный со­циальный институт.

Вынашивание потомства — самый ранний этап социали­зации, который предопределил дальнейший ход истории че­ловеческого рода. В конечном счёте уход за детьми, посте­пенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим де­тям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и со­циальное развитие.

--------------------------------------------------------------------------------------- ► Продолжительность детства

 

Чем выше положение на лестнице видов, тем продолжительнее период детства

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьёзно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обу­чения. Переход от потребления пищи к её хранению увеличил сроки обучения. Последующий переход от собирательства к охоте потребовал ещё большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех вы­живания напрямую зависел от успехов обучения.


Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызва­но было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потом­ство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, переда­вать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начи­нается история социализации в полном смысле слова. Её нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Заверши­лась история инстинктов, началась история институтов.

Отсюда берёт своё начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере вос­питания потомства. Женщина обеспечивала вынашива­ние плода, выкармливание младенца грудью и психофизио­логический уход за ребёнком. Отец подключался к воспитанию позже, но обучал детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей:

1) детства — периода первичного обучения и социализации,

2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.

Детство отличается от других этапов социализации прежде всего тем, что дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребёнок», «мужской/женский пол», «сын/дочь» и т. п., которые они ещё не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материаль­ных благ и не относятся к категории экономически самостоя­тельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей.

В роли дети играют, но не ведут себя в соответствии с тре­бованиями социальной роли. У детей только игровое осво­ение социального мира: мальчики играют в войну, а девоч­ки — в дочки-матери.

Виды социализации и её агенты. Социализация подразде­ляется на два вида — первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения чело­века и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окруже­нию и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних.

Беспомощность ребёнка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощников называют агентами социализации.

Агенты социализации — люди и учреждения, ответствен­ные за обучение культурным нормам и усвоение социаль­ных ролей.

К агентам социализации относят:

1) агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек, близких и дальних родственни­ков, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодёжных группировок;

2) агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда; сотрудников телевидения, радио, печати и т. д.

Как вы видите, первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формаль- но-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказыва­ется среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Полицейский практически всегда выступает в роли вторич­ного социализатора.


Агенты вторичной социализации влияют в узком направ­лении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт зна­ния, предприятие — средства существования и т. п. Напро­тив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисципли- натора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнёров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяже­нии всей жизни. Однако роль и статус каждого её члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребёнок — объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации од­новременно. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослы­ми детьми из активного процесса социализации и воспита­ния внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Родительство. Взаимоотношения, складывающиеся меж­ду родителями (матерью и отцом) и детьми, являются ре­шающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наибо­лее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверчив и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжа­ются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее дли­тельное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отноше­ниями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребён­ка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до мле­копитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справед­ливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только люди наме­ренно подкидывают или передают на воспитание в другую семью своих детей либо передают под опёку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощ­ряют за соблюдение отношений родительства.

Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей пе­ред родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в от­ношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других при­нижена.

Только в XX в. произошёл перелом в отношениях роди- тельства. Они вернулись в естественное для природы чело­века русло. Принцип партнёрства и взаимной ответ­ственности включён в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени значительно сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических цен­ностей и восстановила естественную цепочку социализа­ции.

Основные термины и понятия

Социализация, агенты социализации

Вопросы и задания

1. Что такое социализация? Обязательна ли она для каждого чело­века?

2. Охарактеризуйте жизненный цикл человека. Какую роль в нём играет детство? Часто от детей приходится слышать: «Скорее бы прошло детство!» Быть может, действительно, чем короче детство, тем лучше?

3. Какие аргументы можно привести в доказательство тезиса: «Ро- дительство — достижение человечества»?

4. Почему по отношению к социальным ролям применяют термин «освоение»?

5. Раскройте на примерах положение учебника о том, что человек в период социализации проходит те же самые этапы, какие в своей истории прошло человечество.

6. Если социализация показывает, что человек проходит те же этапы, которые проходило человечество, то нельзя ли какие-ни­будь из этих этапов в жизни отдельного человека просто пропу­стить?

7. Какие виды социализации проходит человек? Можно ли осуще­ствить социализацию через один её вид? Осуществляется ли социа­лизация сначала через первый, а потом второй вид последователь­но? Или она проходит через два вида сразу? Отвечая на эти вопро­сы, используйте примеры из жизни.

8. Являются ли агентами социализации следующие лица? Если да, то какой именно и какую функцию они выполняют: а) почтальон;

б) надзиратель тюрьмы; в) продавец; г) диктор телевидения; д) приёмщик заказов в ремонтной мастерской.

9. Можно ли поставить знак равенства между смыслом слов «со­циализация» и «воспитание»? Почему?

Практикум

1. Проанализируйте наличие агентов социализации в вашей жиз­ни. На какие группы они делятся? Кто из них оказывает наиболь­шее воздействие на вашу социализацию?

2. Проанализируйте вашу роль в социализации окружающих как агента социализации.








Date: 2015-12-13; view: 2418; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию