Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечание. Школьный Совет – административная модель самоуправления





Quot;Школьный Совет" – административная модель самоуправления

Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Это школы, где взрослые видят в ребенке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать все происходящее в школе.

Общие положения

В описании данной модели, названной "Школьный совет" – административное самоуправление образовательного учреждения", используются материалы, опубликованные В.И. Бочкаревым в книге "Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ". – М.:ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

Предложенные автором материалы отредактированы, но в основном идеи и структура самоуправления в образовательном учреждении сохранены.

В данной модели самоуправление основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов, то есть, сделан акцент на использовании в основном административного ресурса. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, педагогический совет, общешкольное собрание учащихся, собрание родителей школы – все это собственно административные структуры, которые, разумеется, могут и выполняют определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса.

С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны данной модели:

Ø Полное соответствие требованиям действующих законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;

Ø Наличие возможностей для участников образовательного процесса для реализации и защиты своих гражданских прав.

Слабые стороны модели "Школьный совет":

Ø Исключение воспитательного потенциала игровых технологий, реализуемых в общеобразовательном учреждении в процессе реализации функций самоуправления. В данной модели практически не используются широчайшие педагогические возможности игровой технологии, опыт которой накапливался в течение последних десяти лет во многих школах Российской Федерации. Игра в образовательных учреждениях, где функционирует модель "Школьный совет", разумеется, используется, но в других сферах и с другими целями. В частности, игра может быть использована на уроках, во внеклассной работе, но ее потенциал не включается в сферу самоуправления;

Ø Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;

Ø Слабый учет возрастных особенностей школьников, принимающих участив в процессе ученического самоуправления.

С описания данной модели начинается систематизация различных вариантов организации самоуправления, так как она "в чистом виде" опирается на административный ресурс, что может послужить отправной точкой для развития ученического самоуправления в конкретной школе.

1. Блок целеполагания модели "Школьный совет"

Общая цель самоуправления образовательного учреждения —реализация законных прав и интересов всех участников образовательного процесса в деятельности общеобразовательного учреждения.

Задачи самоуправления:

Ø изучение потребностей участников образовательного процесса, связанных с жизнью и деятельностью в образовательном учреждении;

Ø выявление интересов, которые могут быть реализованы в условиях конкретного образовательного учреждения в последующий период;

Ø составление и осуществление плана деятельности органов самоуправления по реализации выявленных потребностей;

Ø внесение по мере необходимости корректив в план деятельности всех органов самоуправления;

Ø оценка результатов запланированной деятельности и т. д.

 

Педагогическое самоуправление в данной модели представлено педагогическим советом, методическими объединениями педагогов-предметников, малыми педагогическим советами, психолого-педагогическими консилиумами и т.д. Ведущим органом самоуправления является педагогический совет, который возглавляется директором образовательного учреждения. Цель педагогического самоуправления — реализация профессиональных потреб­ностей и интересов педагогических работников в образовательном учреждении.

Ученическое самоуправление представлено общешкольным собранием (или конференцией представителей классов), советом старшеклассников, собраниями классов и советами классов. Особенно в этом звене самоуправления прослеживается административная структура образовательного учреждения.

Цель ученического самоуправления — реализация интере­сов и потребностей учащихся в образовательном учреждении.

Задачи ученического самоуправления:

Ø выявление реальных потребностей учащихся в той или иной мере, связанных с их образованием и личностным развитием;

Ø выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях образовательного учреждения;

Ø опреде­ление организационной структуры ученического коллектива, призванной реа­лизовать выявленные потребности и интересы учащихся;

Ø организация деятельности органов ученического самоуправле­ния;

Ø подведение итогов работы, анализ ее результатов.

 

Данная модель предполагает активное включение родителей в самоуправленческую деятельность, опираясь на административную структуру образовательного учреждения: общешкольное родительское собрание (или конференция родителей), собрания родителей класса, классный родительский комитет и т.д. Цель родительского самоуправления - реализация потребностей и интересов родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка.


2. Позиционный блок модели "Школьный совет"

 

3. Организационный блок модели "Школьный совет"

 

Высший уровень. Образовательное учреждение Директор образовательного учреждения ————————————————————— Общее собрание участников образовательного процесса (или Конференция представителей) —————————————————————————— Совет образовательного учреждения (или Школьный Совет) Представительство по 1/3 от каждого коллективного участника образовательного процесса (от педагогов, обучающихся, их родителей) ———————————————————————————Президиум (бюро) Школьного совета ——————————————————— Общешкольные комиссии, комитеты по направлениям деятельности

 


 

III-й уровень. Коллективный субъект образовательного процесса     Педагогический совет Общее собрание обучающихся (или Конференция представителей классов) ———————— Ученический Совет образовательного учреждения (или Школьный ученический совет) ——————— Комиссии, комитеты по направлениям деятельности   Общее собрание родителей образовательного учреждения (или Конференция родителей) ———————— Общешкольный родительский комитет
II-й уровень. Первичный коллектив образовательного процесса Методическое объединениеучителей-предметников _____________ Малый педагогический совет _____________ Педагогический консилиум Общее собрание класса ——————— Совет класса ——————— Комиссии, комитеты по направлениям деятельности   Классное родительское собрание ————————— Классный родительский комитет
Собрание учащихся, родителей и учителей, работающих в данном классе
I-й уровень. Отдельный участник образовательного процесса Участие в самоуправлении, как правило, по должности или рекомендации педагогического совета Участие в самоуправлении, как правило, по рекомендации класса и/или классного руководителя и учителя Участие в самоуправлении, как правило, по приглашению администрации и классного руководителя
  Педагоги Школьники Родители

 

Возможности, которые открывает данная модель самоуправления перед участниками образовательного процесса:

Совет школы дает педагогам возможность:

Ø участвовать в управлении школой, разработ­ке и принятии Устава и других нормативных локальных актов;

Ø получать доброжелательную поддержку учеников и родителей при условии совместного принятия планов и решений;

Ø освободиться от излишней опеки по отношению к учени­кам, от отвлечения на мелкие повседневные вопросы, снятие излишней сопротивляемости воспитательному воздействию на учащихся;

Ø гармонизации внутришкольных отноше­ний с учащимися и их родителями;

Ø защищать интересы и права педагогов от произвола и необъек­тивности представителей администрации;

Ø удовлетворять потребности в благоприятных условиях работы в школе;

Ø дополнительное средство социализации и гражданского воспитания учащихся;

Ø оживить работу с родителями и их детьми через осуще­ствление совместных планов и программ;

Ø использовать механизм получения дополнительной оплаты за дополни­тельный труд в школе.

Совет школы дает учащимся возможность:

Ø участвовать в управлении школой, в выра­ботке и принятии школьных "законов" и других локальных актов, регламентирующих жизнь школы;

Ø высказывать и отстаивать свое мнение по любому вопросу жизни школы;

Ø создать благоприятные условия для учебы, труда и отдыха в шко­ле,

Ø уважительного отношения к их достоинству;

Ø защищать свои права, содержащиеся в Уставе школы;

Ø наладить деловое общение со взрослыми на равноправной основе;

Ø создать атмосферу доверия и взаимопонимания в школе;

Ø удовлетворять потребности в самоутверждении, самовы­ражении и самореализации;

Ø для реализации своих потребностей во внеурочной работе, досуге в школе и вне ее;

Ø для практики гражданского поведения и социальной деятель­ности;

Ø получать материальную поддержку в случае необходимости;

Ø влиять на содержание образования и усло­вия его получения.

Совет школы дать родителям возможность:

Ø участвовать в управлении школой, в выра­ботке и принятии Устава и других нормативных документов школы;

Ø получить реальное влияние на положение своих детей в школе;

Ø удовлетворение потребностей в хорошем обучении и вос­питании ребенка;

Ø стать полноправным участником образовательного процесса;

Ø улучшить взаимопонимание с педагогами и детьми;

Ø защищать права и свободы детей в школе, независимости их личной жизни в ней;

Ø участвовать вместе с ребенком во внекласс­ных мероприятиях, проводимых школой;

Ø расширить каналы получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребенка в школе;

Ø получать материальную помощь семье при финансовых затрудне­ниях.

Школьный совет дает директору школы возможность:

Ø обретение дополнительных помощников и единомышлен­ников из числа учителей, учеников, родителей;

Ø партнеров в работе по совершенствованию образователь­ного процесса в школе и улучшению условий его функциони­рования.

 

5. Содержательный блок модели "Школьный совет"

Содержание деятельности органов ученического самоуправ­ления:

Ø обеспечение благоприятного психологического и правового положе­ния обучающихся в образовательном учреждении;

Ø содействие созданию необходимых санитарно-гигиениче­ских, тепловых, воздушных и иных благоприятных условий для обучения и отдыха обучающихся в образовательном учреждении;

Ø активизация познавательной деятельности учащихся;

Ø включение школьников в трудовую деятельность, которая может быть (или уже организована) данным образовательным учреждением;

Ø организация культурно-массовой и досуговой деятельности, направленной на свободное время и досуг школьников;

Ø содействие организации спортивно-туристской деятельности, направленной на оздоровление учащихся;

Ø организация самообслуживания учащихся;

Ø изу­чение потребностей и интересов школьников;

Ø работа по улуч­шению правового положения и защите прав учащихся и т.д.

Примечание.

1. В.И. Бочкаревым установлена закономерность: если в начальный пери­од в деятельности органов ученического самоуправления пре­обладает содержание, направленное на организацию досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития в со­держании деятельности все больше места отводится обществен­но полезным делам и мероприятиям, а также деятельности, на­правленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, благоустройство окружающей среды — конечно, при педагогически целесообразной позиции их наставников.

2. Ученическое самоуправление выполняет свое предназначение только в том случае, когда в нем принимает участие максимально большее число учеников (в идеале все), а его деятельность направлена на реализацию их потребностей и интересов в образовательном учреждении, улучше­ние жизни в нем.

Содержание деятельности общих органов

Date: 2015-12-12; view: 780; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию