Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечание. Школьный Совет – административная модель самоуправленияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Quot;Школьный Совет" – административная модель самоуправления Самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Это школы, где взрослые видят в ребенке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать все происходящее в школе. Общие положения В описании данной модели, названной "Школьный совет" – административное самоуправление образовательного учреждения", используются материалы, опубликованные В.И. Бочкаревым в книге "Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ". – М.:ВЛАДОС, 2001. – 192 с. Предложенные автором материалы отредактированы, но в основном идеи и структура самоуправления в образовательном учреждении сохранены. В данной модели самоуправление основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов, то есть, сделан акцент на использовании в основном административного ресурса. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, педагогический совет, общешкольное собрание учащихся, собрание родителей школы – все это собственно административные структуры, которые, разумеется, могут и выполняют определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Сильные стороны данной модели: Ø Полное соответствие требованиям действующих законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации; Ø Наличие возможностей для участников образовательного процесса для реализации и защиты своих гражданских прав. Слабые стороны модели "Школьный совет": Ø Исключение воспитательного потенциала игровых технологий, реализуемых в общеобразовательном учреждении в процессе реализации функций самоуправления. В данной модели практически не используются широчайшие педагогические возможности игровой технологии, опыт которой накапливался в течение последних десяти лет во многих школах Российской Федерации. Игра в образовательных учреждениях, где функционирует модель "Школьный совет", разумеется, используется, но в других сферах и с другими целями. В частности, игра может быть использована на уроках, во внеклассной работе, но ее потенциал не включается в сферу самоуправления; Ø Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического; Ø Слабый учет возрастных особенностей школьников, принимающих участив в процессе ученического самоуправления. С описания данной модели начинается систематизация различных вариантов организации самоуправления, так как она "в чистом виде" опирается на административный ресурс, что может послужить отправной точкой для развития ученического самоуправления в конкретной школе. 1. Блок целеполагания модели "Школьный совет" Общая цель самоуправления образовательного учреждения —реализация законных прав и интересов всех участников образовательного процесса в деятельности общеобразовательного учреждения. Задачи самоуправления: Ø изучение потребностей участников образовательного процесса, связанных с жизнью и деятельностью в образовательном учреждении; Ø выявление интересов, которые могут быть реализованы в условиях конкретного образовательного учреждения в последующий период; Ø составление и осуществление плана деятельности органов самоуправления по реализации выявленных потребностей; Ø внесение по мере необходимости корректив в план деятельности всех органов самоуправления; Ø оценка результатов запланированной деятельности и т. д.
Педагогическое самоуправление в данной модели представлено педагогическим советом, методическими объединениями педагогов-предметников, малыми педагогическим советами, психолого-педагогическими консилиумами и т.д. Ведущим органом самоуправления является педагогический совет, который возглавляется директором образовательного учреждения. Цель педагогического самоуправления — реализация профессиональных потребностей и интересов педагогических работников в образовательном учреждении. Ученическое самоуправление представлено общешкольным собранием (или конференцией представителей классов), советом старшеклассников, собраниями классов и советами классов. Особенно в этом звене самоуправления прослеживается административная структура образовательного учреждения. Цель ученического самоуправления — реализация интересов и потребностей учащихся в образовательном учреждении. Задачи ученического самоуправления: Ø выявление реальных потребностей учащихся в той или иной мере, связанных с их образованием и личностным развитием; Ø выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях образовательного учреждения; Ø определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся; Ø организация деятельности органов ученического самоуправления; Ø подведение итогов работы, анализ ее результатов.
Данная модель предполагает активное включение родителей в самоуправленческую деятельность, опираясь на административную структуру образовательного учреждения: общешкольное родительское собрание (или конференция родителей), собрания родителей класса, классный родительский комитет и т.д. Цель родительского самоуправления - реализация потребностей и интересов родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. 2. Позиционный блок модели "Школьный совет"
3. Организационный блок модели "Школьный совет"
Возможности, которые открывает данная модель самоуправления перед участниками образовательного процесса: Совет школы дает педагогам возможность: Ø участвовать в управлении школой, разработке и принятии Устава и других нормативных локальных актов; Ø получать доброжелательную поддержку учеников и родителей при условии совместного принятия планов и решений; Ø освободиться от излишней опеки по отношению к ученикам, от отвлечения на мелкие повседневные вопросы, снятие излишней сопротивляемости воспитательному воздействию на учащихся; Ø гармонизации внутришкольных отношений с учащимися и их родителями; Ø защищать интересы и права педагогов от произвола и необъективности представителей администрации; Ø удовлетворять потребности в благоприятных условиях работы в школе; Ø дополнительное средство социализации и гражданского воспитания учащихся; Ø оживить работу с родителями и их детьми через осуществление совместных планов и программ; Ø использовать механизм получения дополнительной оплаты за дополнительный труд в школе. Совет школы дает учащимся возможность: Ø участвовать в управлении школой, в выработке и принятии школьных "законов" и других локальных актов, регламентирующих жизнь школы; Ø высказывать и отстаивать свое мнение по любому вопросу жизни школы; Ø создать благоприятные условия для учебы, труда и отдыха в школе, Ø уважительного отношения к их достоинству; Ø защищать свои права, содержащиеся в Уставе школы; Ø наладить деловое общение со взрослыми на равноправной основе; Ø создать атмосферу доверия и взаимопонимания в школе; Ø удовлетворять потребности в самоутверждении, самовыражении и самореализации; Ø для реализации своих потребностей во внеурочной работе, досуге в школе и вне ее; Ø для практики гражданского поведения и социальной деятельности; Ø получать материальную поддержку в случае необходимости; Ø влиять на содержание образования и условия его получения. Совет школы дать родителям возможность: Ø участвовать в управлении школой, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов школы; Ø получить реальное влияние на положение своих детей в школе; Ø удовлетворение потребностей в хорошем обучении и воспитании ребенка; Ø стать полноправным участником образовательного процесса; Ø улучшить взаимопонимание с педагогами и детьми; Ø защищать права и свободы детей в школе, независимости их личной жизни в ней; Ø участвовать вместе с ребенком во внеклассных мероприятиях, проводимых школой; Ø расширить каналы получения информации о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребенка в школе; Ø получать материальную помощь семье при финансовых затруднениях. Школьный совет дает директору школы возможность: Ø обретение дополнительных помощников и единомышленников из числа учителей, учеников, родителей; Ø партнеров в работе по совершенствованию образовательного процесса в школе и улучшению условий его функционирования.
5. Содержательный блок модели "Школьный совет" Содержание деятельности органов ученического самоуправления: Ø обеспечение благоприятного психологического и правового положения обучающихся в образовательном учреждении; Ø содействие созданию необходимых санитарно-гигиенических, тепловых, воздушных и иных благоприятных условий для обучения и отдыха обучающихся в образовательном учреждении; Ø активизация познавательной деятельности учащихся; Ø включение школьников в трудовую деятельность, которая может быть (или уже организована) данным образовательным учреждением; Ø организация культурно-массовой и досуговой деятельности, направленной на свободное время и досуг школьников; Ø содействие организации спортивно-туристской деятельности, направленной на оздоровление учащихся; Ø организация самообслуживания учащихся; Ø изучение потребностей и интересов школьников; Ø работа по улучшению правового положения и защите прав учащихся и т.д. Примечание. 1. В.И. Бочкаревым установлена закономерность: если в начальный период в деятельности органов ученического самоуправления преобладает содержание, направленное на организацию досуга, отдыха и развлечений учащихся, то по мере его развития в содержании деятельности все больше места отводится общественно полезным делам и мероприятиям, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, благоустройство окружающей среды — конечно, при педагогически целесообразной позиции их наставников. 2. Ученическое самоуправление выполняет свое предназначение только в том случае, когда в нем принимает участие максимально большее число учеников (в идеале все), а его деятельность направлена на реализацию их потребностей и интересов в образовательном учреждении, улучшение жизни в нем. Содержание деятельности общих органов
|