Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская авиация в Зимней войне





 

В военной литературе принято давать данные о потерях после окончания боевых действий. Но тут хочется нарушить каноны и начать с потерь советской авиации, поскольку именно они являются предметом споров историков.

Так, известный историк финской авиации Карл Фредерик Геуст утверждал, что советская авиация (включая морскую) потеряла 640–650 самолетов, из которых 190 были сбиты в воздушных боях, а 300 уничтожены зенитной артиллерией финнов.

В книге B.C. Шумихина, выпущенной Институтом военной истории Министерства обороны СССР, говорится: «Всего за период боевых действий наша авиация произвела 84 307 боевых вылетов, из них 44 041 (52,4 %) бомбардировочной и 40 266 (47,6 %) истребительной авиацией. На противника было сброшено 23 146 т бомб. В воздушных боях уничтожено 362 белофинских самолета. Наши боевые потери — 261 самолет, 321 авиатор»[100].

Обратим внимание на словосочетание «боевые потери», то есть если сюда добавить эксплуатационные потери плюс поврежденные машины, благополучно вернувшиеся на базу и не подлежащие восстановлению, то еще наберем 100, а может, и 150 самолетов. Точно тут подсчитать невозможно, поскольку все зависит от системы подсчета. Например, засчитывать ли в число потерь самолеты, разбившиеся при перелете с баз в центре страны на фронтовые аэродромы и т. п.? Как считать потери, если из двух поврежденных самолетов собран один?

По данным Шумихина получается, что боевые потери советской авиации в Зимней войне составили 0,3 % от числа боевых вылетов, то есть результат не просто хороший, а превосходный! Попробуйте сравнить его с потерями, как абсолютными, так и относительными, английской авиации в Норвежской операции в апреле-мае 1940 г. или с дневными налетами американских «летающих крепостей» в 1943–1944 гг. на города Германии. Мне могут возразить, мол, противник другой. Я не буду спорить, хотя и не считаю, что финские летчики были хуже немецких, просто сошлюсь на статистику локальных войн, а конкретно — на потери американской авиации в Корее и Вьетнаме. И при том, что в Корее были потеряны тысячи лучших в мире самолетов, США сыграли вничью, а во Вьетнаме позорно проиграли войну. «Умейте считать», — как любил говорить адмирал Нельсон.

Что же касается больших эксплуатационных потерь советской авиации в Зимней войне, то они вызваны не столько плохой подготовкой пилотов и невысокой надежностью авиационной техники, что, разумеется, имело место, сколько климатическими условиями — северная зима и т. п. Для сравнения скажу, что в 1942–1944 гг. летчики США, воевавшие на куда более надежных машинах на Алеутских островах, имели соотношение боевых потерь к эксплуатационным как 1:10. А они летали южнее параллели Хельсинки в среднем на 1000 км.

Как и в предыдущей главе, скажу несколько слов о деятельности отдельных типов советских самолетов.

Так, в Зимней войне участвовало несколько десятков тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 (их, например, имел 9-й смешанный авиаполк). Работали они, в основном, по ночам, поражая крупные объекты в тылу противника, а перед прорывом линии Маннергейма переключились на бомбежку ее укреплений. Здесь они были незаменимы: ни один другой советский самолет не мог поднять 2000-кг бомбу. Но по большей части в ход шли ФАБ-250 и ФАБ-500. Бомбометание велось с высоты 1500–2000 м. Обычно ТБ-3 вылетали группами по 3–9 машин, массированных налетов они не делали. Часто ТБ-3 использовались как транспортные и санитарные самолеты.

Финнам удалось сбить два ТБ-3, причем в обоих случаях в дневное время. 13 февраля 1940 г. самолет 7-го тяжелобомбардировочного полка был поврежден зенитной артиллерией после выброски грузов для окруженной финнами советской части. Самолет сел на лед замерзшего озера. Финские солдаты бросились к машине. Ее экипаж принял бой. В живых остались только два раненых летчика, которых взяли в плен. Сам бомбардировщик был добит минометным огнем. 10 марта еще один ТБ-3 был сбит истребителями в районе Кеми.

С первого дня войны в боях участвовали вооруженные ДБ-3 6-й, 21-й и 53-й дальнебомбардировочные авиаполки ВВС и 1-й минно-торпедный полк авиации Балтийского флота. Первыми целями стали военные объекты в городах Хельсинки и Виипури (Выборг), а морякам была поставлена задача уничтожить броненосцы «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен».

В первые же два дня войны летчики Балтийского флота потеряли три бомбардировщика ДБ-3. Один был сбит зенитной артиллерией над Хельсинки, другой разбился при взлете, а третий в густой облачности потерял ориентировку и погиб.

Дальнебомбардировочная авиация сосредоточила свои усилия на уничтожении неприятельских резервов и узлов коммуникаций. Сильная ПВО делала массированные налеты делом сложным, а Плохая погода не всегда давала возможность организовать истребительное прикрытие. Тем не менее ДБ-3 показал высокую эффективность, и 19 января 1940 г. в район боевых действий был направлен еще один, 42-й дальнебомбардировочный полк, а 17 февраля начал боевую работу 7-й дальнебомбардировочный полк. Кроме того, с 1 февраля начал совершать боевые вылеты 85-й авиаполк, сформированный на базе 12-й эскадрильи и укомплектованный летчиками с большим опытом «слепых» полетов. В его составе были и ДБ-3.

По дотам линии Маннергейма использовались тяжелые фугасные авиабомбы ФАБ-500 и ФАБ-1000 и бронебойные авиабомбы БРАБ того же калибра. Так, например, в налете на береговую батарею в Ронониеме 14 января 1940 г. самолеты ДБ-3 из 1-го минно-торпедного авиаполка брали по три бомбы ФАБ-1000 (нагрузку свыше 2000 кг фактически можно было реализовать лишь зимой, когда за счет холодного воздуха моторы давали большую мощность). По финской пехоте использовались кассетные авиабомбы РРАБ-3. Правда, снаряжать их было долго, а хранить «в сборе» нельзя, за что аббревиатуру РРАБ (ротативно-рассеивающая авиабомба) технари расшифровывали по-своему: «Работай, работай, а без толку».

ДБ-3, как правило, успешно отражали атаки финских истребителей. Однако в бою 6 января 1940 г. два финских истребителя «Фоккер» D.XXI сбили семь бомбардировщиков ДБ-3.

Всего за Зимнюю войну полки дальней авиации потеряли свыше 50 бомбардировщиков ДБ-3. По данным Геуста, три ДБ-3 совершили вынужденную посадку на территории Финляндии.

29 января 1940 г. один ДБ-3 (из 53-го далыгебомбардировочного авиаполка ОАГ) сел в Урьяла (близ Тампере) из-за потери ориентировки. Экипаж (капитан Подмазовский и др.) был подобран другим ДБ-3, приземлившимся неподалеку. Этот совершенно исправный самолет впоследствии эксплуатировался финнами как VP-101 и VP-11.

3 февраля 1940 г. ДБ-3 (из 42-го дальнебомбардировочного авиаполка 27-й авиабригады) совершил посадку в Яаски. Летчик капитан Федор Скобков и стрелок младший лейтенант Николай Микахлин убиты в перестрелке, штурман капитан Иван Соловьевых взят в плен. Этот исправный самолет впоследствии превратили в VP-12, а позднее BDB— 12.

21 февраля 1940 г. ДБ-3 (из 5-го отдельного бомбардировочного авиаполка, ВВС 14-й армии) совершил вынужденную посадку недалеко от Вуотсе в Северной Финляндии, будучи поврежденным в бою с «Гладиатором» унтер-офицера СО. Штенингера (шведского добровольца). Весьма вероятно, что эта машина была отремонтирована и принята финскими ВВС.

Любопытно, что в общей таблице захвата советских самолетов тот же Геуст говорит о пяти ДБ-3.

В качестве штурмовиков в ходе Зимней войны использовались истребители И-15 бис, а также старенькие штурмовики ССС. В отличие от И–15 бис самолет ССС мало известен читателю, поэтому о нем стоит сказать особо. Это легкий биплан со взлетным весом 2705/3289 кг (без бомб/ в перегруз). Его максимальная скорость составляла 249 км/ч, а крейсерская — всего 190 км/ч. Стрелковое вооружение состояло из четырех неподвижных 7,62-мм пулеметов ШКАС и одной турели ТУР-8 с пулеметом ШКАС. Бомбовая нагрузка составляла от 328 до 700 кг в различных вариантах.

В боевых действиях приняло участие около 120 штурмовиков «ССС». Они наносили эффективные удары по противнику днем и ночью. Колеса их были заменены на лыжи. Самолеты были неприхотливы к аэродромам, поэтому их размещали на больших полянах и замерзших озерах. Так, 1-й корпусной авиаотряд базировался на льду озера Каукярви.

В ходе войны боевые потери штурмовиков «ССС» составили 11 машин: 2 сбили финские истребители, 7 — зенитная артиллерия, 2 — погибли по неизвестным причинам.

Существенную роль в Зимней войне сыграла и советская морская авиация. К началу боевых действий ВВС Балтийского флота имели 450 самолетов, укомплектованных экипажами. Из них: 111 бомбардировщиков (60 самолетов ДБ-3 и 51 самолет СБ), 214 истребителей (124 самолета И-16, 70 самолетов И-15 и 20 самолетов И-153), 115 гидросамолетов-разведчиков МБР-2 и 10 колесных разведчиков Р-5. За период боевых действий летчики Балтийского флота произвели 16 663 боевых вылета, из них 881 — ночных, налетали 21 425 часов, из них 1377 ночью. Сбросили 57 тысяч авиабомб общим весом 2600 тонн авиабомб и сделали 12 637 аэрофотоснимков. В воздушных боях и на аэродромах противника уничтожили 65 самолетов, потопили и повредили 37 транспортов и боевых кораблей, подавили огонь многих батарей и уничтожили большое количество живой силы и огневых точек врага. На боевых самолетах летчики перебросили на острова около 70 тысяч тонн груза и несколько сот человек личного состава[101]. Впервые в практике боевого применения советской и зарубежной авиации на коммуникациях и в портах противника была осуществлена постановка мин с воздуха. Всего было поставлено 45 мин, из них 39 «МАВ-1» и 6 «АМГ-1». Мины ставились с высоты 500 м на финские ледовые фарватеры шириной 30–50 м.

В ходе войны авиация Балтийского флота потеряла в воздушных боях 12 машин и от зенитного огня еще пять.

Практически безрезультатной оказалась бомбардировка авиацией Балтийского флота финских береговых батарей. Так, только на шесть батарей — Сааренпя, Биоркэ, Ристниеми, Ронониеми-старая и Ронониеми-новая — было сброшено 917 тонн бомб, из них 156 штук ФАБ-1000 и 276 штук ФАБ-500. Для этой цели было произведено 1397 самолетовылетов.

Каков же результат? Цитирую «Советско-финляндскую войну 1939–1940 гг.: на море»: «В расположении батареи Ристниеми у одного орудия обнаружены две воронки, образовавшиеся от разрывов бомб ФАБ-250 в 25 и 60 м от центра орудия, и одна воронка в 40 м от второго орудия.

На батарее Пуккио одна бомба ФАБ-250 разорвалась в 7 м от одного из орудий. Стены снарядного погреба и механизмы подачи снарядов оказались разрушенными, а металлическая плита, наложенная на бетонное перекрытие, была сдвинута с места. Вторая воронка найдена в 10 м от того же орудия и еще две воронки в 50–60 м. У второго орудия обнаружены одна воронка на расстоянии 7 м и две воронки на расстоянии 40 и 50 м»[102].

В итоге ни одно из береговых орудий финнов не было выведено из строя.

Неудачно закончилась и попытка уничтожения с воздуха финских броненосцев береговой обороны «Вайнемяйнен» и «Ильмаринен». Еще до войны для атаки их было подготовлено 24 бомбардировщика ДБ-3 1-го минно-торпедного авиаполка.

Финские броненосцы, поданным разведывательных сводок, с 27 по 29 ноября 1939 г. обнаруживались в разных пунктах шхер, от Котки до Ханко. Поэтому для нанесения удара требовалось прежде всего установить их точное местонахождение.

30 ноября на поиск броненосцев вылетело два звена самолетов ДБ-3. Одно из них должно было произвести разведку шхерной полосы между Коткой и Хельсинки, а второе в районе Хельсинки — Турку. Первое звено броненосцев не обнаружило, но над Хельсинки попало под сильный зенитный огонь. Два самолета были сбиты, погиб и командир звена капитан Вельский.

Второе звено майора Преображенского отлично произвело разведку и в 12 ч. 30 мин. обнаружило оба броненосца, стоявших на якоре севернее острова Руссала, в 8 милях к северу от маяка Бенгтшер. Идя к этому району на высоте 1400 м, ДБ-3 второго звена также попали под зенитный огонь над Хельсинки, в районе Порккалаудда и в районе Ханко. В 12 ч. 30 мин. звено безрезультатно сбросило свои бомбы с высоты 200 м на один из броненосцев, причем было обстреляно зенитным огнем с обоих кораблей.

Два донесения майора Преображенского об обнаружении броненосцев береговой обороны в районе Ханко были получены штабом 1-го минно-торпедного авиаполка в 12 ч. 42 мин. и в 13 ч. 05 мин.

В 13 ч. 10 мин. восемь самолетов ДБ-3 3-й авиаэскадрильи вылетели для уничтожения броненосцев, имея общую бомбовую нагрузку в 15 бомб ФАБ-500 и 30 бомб ФАБ-ШО. Самолеты летели по маршруту мыс Устинский — плавучий маяк Кальбодагрунд — Ханко — остров Руссала. К этому времени погода испортилась и на всем маршруте была низкая облачность. Сначала эскадрилья летела на высоте 100 м, но затем поднялась выше облаков. При подходе к Ханко облачность стала еще более плотной и низкой. Тем не менее самолеты снизились, пробили облачность на высоте 50 м и продолжали свой полет дальше. С островов Стура-Юссарэ и Руссарэ противник открывал по ним сильный, но безрезультатный артиллерийский огонь.

В 15 ч. 10 мин. эскадрилья подошла к острову Руссала и обнаружила там только две подводные лодки и один ледокол, обстрелявшие самолеты довольно метким огнем. Броненосцев береговой обороны там уже не было. Видимо, за 2 ч. 40 мин., прошедшие после атаки звена майора Преображенского, броненосцы снялись с якоря и ушли на новое место. Требовался новый поиск, но этому мешали тяжелые метеоусловия, да и световой день уже заканчивался. Не найдя броненосцев и не атаковав обнаруженных подводных лодок, эскадрилья повернула обратно.

В 15 ч. 50 мин. через окно в облаках были обнаружены порт Хельсинки и пять судов, стоявших в порту. Самолеты с высоты 1500 м сбросили бомбы на военный порт. В результате бомбометаний летчики наблюдали пожары многоэтажных зданий нефтескладов и двух кораблей, похожих на надводные минные заградители. Во время атаки эскадрилья попала под интенсивный зенитный огонь. В 17 ч. 16 мин. все самолеты в полной исправности приземлились на своем аэродроме.

Для уничтожения финских броненосцев, кроме этой эскадрильи, вылетело еще одно звено самолетов ДБ-3. Оно также не нашло броненосцев и сбросило свои бомбы по портовым сооружениям Ханко.

В последующие дни первого периода войны (2–5 декабря) и вплоть до 18 декабря стояла нелетная погода.

Следует заметить, что бомбардировки батарей береговой обороны с горизонтального полета вообще малоэффективны, а пикирующих бомбардировщиков в авиации Балтийского флота тогда не было. Что же касается торпедоносцев ДБ-3, то они были недостаточно подготовлены. Кстати, такое было не только в СССР. Так, когда в сентябре 1939 г. британская авиация пыталась уничтожить германские корабли в Северном море, были потеряны десятки самолетов, но ни один корабль не был потоплен или серьезно поврежден.

В Зимней войне приняла участие и авиация Северного флота в составе 118-го и 72-го авиаполков. Они вели разведку коммуникаций до Тана-фиорда, Варангер-фиорда и побережья Баренцева моря, обеспечивали переходы своих транспортов, перевозивших боеприпасы и войска из Кольского залива в Петсамо. За период войны 118-й авиаполк, выполняя боевые задания, налетал 466 часов.

Финская и западная пропаганда подняли страшный вой об ужасных бомбардировках Хельсинки и других финских городов. По сему поводу президент Рузвельт направил протест советскому послу в США. 14 декабря 1939 г. Лига Наций исключила СССР из своих членов.

Что же произошло на самом деле? Для объективности предоставлю слово противоположной стороне, уже упомянутому историку Геусту:

«В 9 часов 15 минут по финскому времени первые три бомбардировщика СБ появились над Хельсинки, сбрасывая бомбы на аэродром Малми и пригород Тикурила. Часом позже эскадрилья капитана Ракова (ВВС КБФ) бомбила финскую военную базу Сантахамина, расположенную на острове восточнее Хельсинки. К счастью, эта атака не принесла серьезного ущерба.

В тот же день новая группа советских бомбардировщиков сбросила свой смертоносный груз на центр города. Эти восемь ДБ-3 также принадлежали Балтийскому флоту. 3-я эскадрилья 1-го авиаполка (ВВС КБФ) под командованием капитана А.М. Токарева получила задание обнаружить и уничтожить прибрежные корабли в Ханко. Корабли найти не удалось. В 16.50 по московскому времени они сбросили 600 бомб на порт. Летчики видели горящие здания, цистерны с нефтью и корабли.

Несколько бомб упало недалеко от парламента и Зоологического музея. Теперь уже не было никаких сомнений — началась война. Бомбовая атака Токарева была самой разрушительной из всех, которым подверглись Хельсинки. Сильно пострадал густонаселенный район между Техническим университетом и автобусной станцией. 91 человек был убит, несколько сот ранено».

Этого налета было достаточно, чтобы парламент и правительство покинули Хельсинки.

Кстати, позже советским летчикам было запрещено бомбить Хельсинки. Геуст, правда, пишет о бомбардировках Хельсинки 1, 19, 21, 22 и 25 декабря 1939 г., 13 и 14 января 1940 г.[103]. Кроме последней, в результате которой погибли 6 человек, все другие обошлись без жертв. Забавно, пять бомбардировок и ни одной жертвы. Тут явно или бомбили военные объекты и сведения о потерях финны утаили, либо были воздушные бои над городом, принятые обывателями за бомбежки. По данным того же Геуста, «всего во время бомбардировок финских городов были убиты 956 человек». Вполне допустимо, что цифра верная, но вот делать вывод о том, что советские самолеты преднамеренно уничтожали мирное население — это надо же совесть иметь! В той же статье Геуст опровергает Геуста. В его обширной таблице среди пострадавших городов лидируют: Турку, на который 440 самолетов сбросили 2550 бомб, Тампере — 260 самолетов и 1000 бомб, Виипури — 1400 самолетов и 4700 бомб, Сортавала — 200 самолетов и 1050 бомб. Сравним их со столицей Финляндии и ее самым густонаселенным городом Хельсинки: всего 70 самолетов и 350 бомб. А теперь дадим читателю расшифровку. Турку — главный порт, через который шли поставки оружия в Финляндию. Тампере — единственный в Финляндии авиационный завод и ряд других оборонных предприятий. А Виипури (Выборг) и Сортавала — это города на линии фронта, и там советская авиация наносила удары не по домам обывателей, а по обороняющимся финским войскам.

«Великий гуманист» Франклин Рузвельт одной рукой подписал протест против убийства в Хельсинки 91 финна, а другой — приказ о начале работ над Манхэттенским проектом. Притом, что с самого начала было ясно, что проектируемая атомная бомба наиболее эффективна при поражении крупных городов и массовом уничтожении мирных жителей. Так, хиросимская бомба в случае применения ее по боевым порядкам наступающих войск в самом удачном случае могла уничтожить танковый батальон, а то и роту. Сбрасывая 6 августа 1945 г. бомбу на Хиросиму, американцы знали еще со времен Ялты, что через два дня СССР вступит в войну против Японии. Ну и подождали бы пару недель: а вдруг Страна восходящего солнца капитулирует? Сотни тысяч мирных жителей были принесены в жертву желанию США продемонстрировать мощь своих мускулов. За это одно можно было бы лишить США на 100 лет права разглагольствовать о «невинных жертвах», «геноциде», «холокосте» и т. д.

 

Date: 2015-12-12; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию