Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные качества нашего Я. Для того чтобы поговорить с самим собой, не обязательно нужны слова





 

Для того чтобы поговорить с самим собой, не обязательно нужны слова. Для того чтобы осознать особенности своего образа Я для себя же самого, к ним тоже можно не прибегать. А вот если мы хотим поговорить о себе с другими людьми и рассказать им о том, какими их видим, без слов не обойтись. В каждом языке существует множество слов для обозначения тех или иных характеристик человеческого Я: «добрый», «дружелюбный», «робкий», «настороженный», «общительный», «скрытный», «энергичный» и т. д. Мы пользуемся этими словами для того, чтобы рассказать о себе и других людях.

 

Характер гораздо более сближает людей, чем ум.

Жозеф Ренан

 

Научная психология пошла дальше. Она создала особый инструмент – психологический тест. С его помощью можно выявлять, присущи ли конкретным людям и в какой степени те или иные психологические свойства. Для этого создатели тестов сначала определили для себя, какие характеристики человеческого Я они считают наиболее важными, а затем придумали вопросы или иные процедуры для их выявления. Конечно, при этом они не могли учесть всего разнообразия образов Я, которое существует у разных людей. Они исходили из некоторой разделяемой ими психологической теории, точнее – из самих себя.

Человек, прошедший процедуру тестирования, получает возможность узнать, какие свойства (из тех, что автору теста показались важными) у него имеются и в какой степени они развиты. Более того, он иногда имеет возможность сравнить свои результаты с различными среднестатистическими показателями и узнать, входит ли он по своим психологическим параметрам в большинство или нет. Это интересно. Многие люди не задумываются над тем, какие вообще психологические свойства бывают у людей, а тестирование помогает им узнать об этом, позволяет немного подумать о себе самом. Но будьте осторожны! Наше Я значительно глубже и богаче того образа, который может создать для вас психологический тест. Возможно, что для вашего Я наибольшее значение имеют те характеристики, которые в тест не вошли. Это не повод снижать их ценность для себя.

И все же какие устойчивые психологические свойства человека принято выделять в психологии? Известный психолог и психотерапевт, специалист в области семейной психологии Н. Пезешкиан считает, что человеку присущи две основные черты или, лучше сказать, способности: способность к любви и способность к познанию. Обе они принадлежат к сущности человека, являются его неотъемлемыми свойствами. В зависимости от того, какими врожденными особенностями обладает человек (свойства нервной системы, темперамент, конституция тела и др.), в какой культуре он живет и какие люди его окружают, две эти способности развиваются и превращаются в устойчивые черты его характера.

Способность к познанию. Каждый человек стремится понять и осмыслить мир, в котором он живет. Он задает себе вопросы и ищет на них ответы. Происходит это не в безвоздушном пространстве, а в конкретную историческую эпоху, в конкретной стране, школе, семье. В результате у каждого человека формируются устойчивые черты характера, можно сказать, его индивидуальный стиль познания мира. Вот полный перечень таких черт, которые могут развиться у человека благодаря способности к познанию мира:

♦ пунктуальность;

♦ чистоплотность;

♦ аккуратность;

♦ послушание;

♦ вежливость;

♦ честность;

♦ искренность;

♦ справедливость;

♦ трудолюбие;

♦ бережливость;

♦ обязательность;

♦ точность;

♦ совестливость.

Каждый из нас обладает этими чертами в разной степени, это и понятно: мы растем в разных семьях, читаем разные книги и по-разному видим свое предназначение на Земле.

Способность к любви. Мы – эмоциональные существа, мы не только познаем мир, мы выстраиваем личные отношения с этим миром. Если фундаментом этих отношений являются любовь и добро, то формируются следующие черты характера:

♦ умение любить;

♦ желание быть примером;

♦ умение проявлять терпение;

♦ стремление уделять время чему-либо;

♦ умение устанавливать контакты;

♦ умение проявлять и принимать нежность и сексуальность;

♦ умение доверять;

♦ умение надеяться;

♦ умение верить и сомневаться;

♦ стремление быть уверенным;

♦ умение устанавливать единство.

Это очень важные и высоко ценимые человечеством черты характера. Так или иначе, описывая других людей или давая характеристику самим себе, мы опираемся на эти качества.

Можно уподобить две важнейшие способности человека двум кустам роз. Корни первого куста – способность к любви, второго – способность к познанию. Ветви кустов – те черты характера, которые на них произрастают. Ветви могут быть красивыми, ветвистыми, могут быть мелкими, почти невыраженными. Развитие каждой конкретной ветви зависит от воспитания, от культуры той страны и того народа, к которым мы принадлежим, от того, как складывается наша жизнь.

Конечно, каждому хочется, чтобы розы его жизни росли пышными, красивыми и буйно цвели. Как добиться этого? Вот важнейший совет, который дает Н. Пезешкиан: важна гармония, важно заботиться обо всех ветвях, но ни в коем случае не делать одну из черт своего характера самой главной. Не позволяйте отдельным ветвям заслонять все остальные. «Если человек придает повышенное значение той способности, которую он имеет в данный момент, то бывает так ослеплен ее значимостью, что не замечает других ценностей и способностей».

 

Если бы мы знали других так же, как самих себя, самые предосудительные их поступки показались бы нам достойными снисхождения.

Андре Моруа

 

Человек, считающий одну свою особенность более важной, чем все остальные, очень часто и всех окружающих людей оценивает с точки зрения того, насколько они обладают его «любимицей». Для сверхпунктуального человека все, кто позволяет себе опаздывать, – люди, недостойные уважения в принципе; для сверхобщительного теряют ценность и интерес те, кто больше любит одиночество, и т. д.

Переоценивая значение отдельных свойств, делая на них серьезную ставку, мы теряем объективность взгляда на других людей и теряем самих себя. Но это верно и по отношению к недооценке тех или иных свойств. Если некоторые ветви наших кустов зачахли или не смогли развиться совсем, мы что-то важное потеряли, не так ли?

Согласны ли вы с позицией Н. Пезешкиана? Можете ли вы предложить еще какие-либо важнейшие черты (способности человека)? Обоснуйте свое мнение.

 

ЛИРИКА

 

Первый из стражников быстро отбросил алебарду, почти подбежал к Дингу, обошел его со всех сторон и затараторил:

– Слушай, а почему ты такой помятый? Ты на Крылатой Интуиции прилетел? Интересно, откуда берутся веснушки? У тебя нос всегда курносый был? У меня есть идея организовать кружок танцев. И еще, чтобы компьютеры были. Я уже скоро получу звание капрала. Ты читал что-нибудь про НЛО? А экстрасенсы тебя лечили? Заходи в гости, спроси Холерика.

Стражник умчался, не дав сказать Дингу ни слова. Тут же второй стражник схватил руку Динга и радостно ее затряс, улыбаясь до самых ушей.

– Меня зовут Сангвиник. Я чертовски рад твоему визиту. Уверен, что мы с тобой подружимся. Я как раз собрался в горный поход, а эти типы не желают. Гитару с собой возьмем, идет?

– Я подумаю, – растерянно ответил Динг, не ожидавший такого напора.

К нему робко подошел третий стражник. Его лицо под железным шлемом было залито пунцовой краской. Руки, как петли, болтались у него вдоль тела. Он остановился в метре от Динга и, едва преодолевая смущение, пробормотал чуть слышно:

– Я тоже… Меланхоликом… зовут… И он сразу же попятился назад.

Четвертый стражник – плотный, коренастый, почесывая щеку, задумчиво посмотрел на своих товарищей, медленно повернул голову к Дингу и некоторое время молча его рассматривал. Потом раскрыл рот, передумал и снова закрыл.

– Молоко! – внезапно, как ужаленный, закричал Холерик. – Молоко убежало! Ах, этот идиот Флегматик опять не усмотрел!

Холерик и Сангвиник подбежали к костру, где из котелка лилось молоко, гася язычки пламени. Холерик в ярости кинулся на Флегматика и забарабанил кулаками по его доспехам. Тот стоял скалой и невозмутимо наблюдал за его действиями.

Сангвиник с хохотом повалился на землю. Периодически он поднимал голову, бросая взгляд то на рассвирепевшего Холерика, то на убежавшее молоко, и опять падал, давясь смехом.

Меланхолик несколько минут в отчаянии смотрел на потухавший костер, потом опустился на землю и горько и обильно заплакал. Сквозь рыдания слышалось:

– Вот всегда так! Ну почему я такой невезучий? Никогда ничего не получается… За что меня все обижают?

Динг в недоумении смотрел на странных стражников. Рефлексия улыбалась.

– С этими Типами Темперамента вечно что-нибудь происходит, – сказала она. (Отрывок из книги Игоря Банкова «Приключения во Внутреннем Мире».)

 

Date: 2015-12-12; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию