Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое развитие и эволюция калама





Очевидно, что все эти вопросы были поставлены не одновре­менно и не одним человеком. Напротив, они возникли постепенно и при помощи разных людей, став причиной развития калама.

Среди названных вопросов, вероятно, самым древним является вопрос о фатальности и свободе воли. Мутазилиты, несомнен­но, были сторонниками свободы воли. Проблема фатальности и свободы воли есть проблема, которая была поставлена в самом Коране, т.е. Коран поставил эти проблемы таким образом, что вызывает размышления. Ибо, с одной стороны, в некоторых аятах разъяснено, что человек суверенен и свободен и никакой фа­тальности не существует, с другой стороны, в некоторых других аятах объяснено, что все совершается по желанию и воле Ал­лаха.

Здесь возникло предположение, что будто эти два типа аятов противоречат друг другу. Поэтому некоторые аяты, объясняя свободу воли, признали фатальность, а некоторые другие атя-ты, разъясняя Божественную волю (решение и предопределе­ние Божье), признали свободу воли. Конечно же, есть третья группа, которая не видит никакой контрарности и никакого про­тиворечия между этими двумя типами аятов. [ [19] ]

Кроме того, в речах Али (мир ему) вопрос о фатальности и свободе поставлен многократно. Поэтому постановка пробле­мы фатальности и свободы возникла одновременно с возникно­вением самого ислама. Однако группирование, выстраивание мусульман друг против друга и разделение их на две группы -на джабаритов и не-джабаритов (кадаритов) - произошло во второй половине первого века хиджры.

Говорят, что идея свободы воли впервые стала пропаганди­роваться при помощи Гайлана Димашки и Ма'бада Джухани. Омеяды были склонны к тому, чтобы идея фатальности пропа­гандировалась среди публики, ибо из этой идеи они извлекали политическую выгоду. Омеяды под прикрытием того, что всё от Бога - веруем в меру Его добра и зла, - укрепляли свою тираническую и навязанную власть. Поэтому они подавляли любую мысль о человеческой воле, свободе. В этой связи и были убиты Гайлан Димашки и Ма'бад Джухани. В то время сторон­ники свободы воли назывались кадаритами.

Проблема неверия грешника, конечно, стала предметом обсуждения раньше проблемы фатальности и свободы воли, ибо она была поставлена хараджитами в первой половине первого века хиджры — одновременно с установлением халифата Али (мир ему). Но хараджиты не защищали этот свой взгляд каламистскими средствами. Она получила каламистский оттенок только в связи с той позицией, которая установилась между му-тазилитами и привела к возникновению теории промежуточного состояния.

Проблема фатальности и свободы воли, в свою очередь, по­родила проблемы справедливости, сущностного и интеллекту­ального прекрасного и безобразного, обусловленности действий Бога его целями и намерениями, невозможности невыносимой обязанности и т.п.

В первой половине второго века хиджры некий муж по имени Джахм ибн Сафван высказал новый взгляд об атрибутах Бога. Историки религиозных общин и сект претендуют на то, что про­блема атрибутивного единобожия (т.е. то, что атрибуты Бога не противоположны Его сущности, специально называемое мутазилитами принципом единобожия) и проблема отрицания ант­ропоморфизма (т.е. то, что Бог ни в коем случае не подобен тварям (принцип танзих - лишенность Бога человеческих ка­честв)) впервые были сформулированы Джахмом ибн Сафваном, последователи которого назывались джахмитами. Подоб­но тому, как мутазилиты при объяснении идеи свободы воли стали последователями кадаритов, подобно этому при объясне­нии идеи единобожия и очищения стали приверженцами джахмитов. Сам Джахм ибн Сафван был джабаритом. Мутазилиты не приняли джабаритскую концепцию Джахма, но его идею еди­нобожия одобрили.

Поэтому мутазилиты, согласно сказанному, по двум основ­ным принципам своего пятеричного принципа, т.е. по принципам единобожия и справедливости, были последователями двух дру­гих сект: они принцип единобожия взяли у джахмитов, а принцип справедливости - у кадаритов. Даже можно сказать, что школа мутазилитов в действительности есть результат эволюции и со­вершенствования кадаризма и джахмизма.

Главой мутазилитов и тем человеком, чьими руками мутазилизм оформился в качестве отдельной школы мысли, был Васил ибн Ата. Раньше мы говорили, что Васил был учеником Хасана Басри и на одном процессе отделился от центра его уроков, со­здав свой самостоятельный центр. В этой связи Хасан сказал: «и'тазала минна», т.е. «отделился от нас». Известно, что имен­но по этой причине его последователи были названы мутазили-тами. Но некоторые уверены, что причиной этого наименования является нечто другое. Слово «мутазила» первоначально при­менялось к группе, которая в ходе джумальской и сифинской войн избрала нейтралитет и сепаратизм, как Са'д ибн Аби Ваккас, Зайд ибн Сабит и Абдаллах ибн Омар.

Впоследствии, когда хараджитами был поставлен вопрос о неверии и вере грешника и мусульмане разделись на две груп­пы, другая группа избрала третий путь, который представлял собой сепаратизм и нейтралитет, т.е. они избрали тот самый путь, что и Са'д ибн Ваккас и ему подобные в области политики и острых социальных проблем своей эпохи. Они избрали путь ней­тралитета и сепаратизма в одной из идейных проблем - пробле­ме веры и неверия грешника. Поэтому они также назывались мутазилитами, т.е. нейтралами, и в дальнейшем это название сохранилось за ними.

Васил родился в 80-м году хиджры и умер в 131 году хидж­ры. Его дебаты ограничивались проблемами отрицания атрибу­тов Бога, свободы воли, промежуточного состояния, обещания и увещевания, заявлением о некоторых разногласиях сподвиж­ников пророка.

После Басила наступил черед Амра ибн Убайда. Амр - брат жены Васила, он развил и совершенствовал теории Васила. После Амра появились Абу-л-Хузайл Аллаф и Ибрахим Наззам. Абу Хузайл и Наззам оба считаются выдающимися личностями мутазилизма. Калам благодаря этим двум личностям приобрел философский характер. Абу Хузайл изучал книги философов и писал на них опровержения. Наззам же выработал особые тео­рии в области природоведения. Это он сформулировал атомис­тическую теорию тела. Абу Хузайл и Наззам оба умерли в третьем веке хиджры. По твердому предположению, Абу Хузайл скончался в 235 г. хиджры, а Наззам - в 231 г. хиджры.

Другой выдающейся личностью мутазилизма является Джа-хиз - известный наставник и писатель, автор книги «Ал-Байан ва ал-табйин» («Разъяснение и различение»), живший в третьем веке хиджры.

Мутазилиты во время Омеядов не имели с аппаратом влас­ти добрых отношений. В начале правления Аббасидов заняли нейтральную позицию. Но в век Мамуна, который сам являлся ученым, литератором и философом, привлекли к себе внимание. Мамун, после него Мутасим, а после него Васик решительно защищали мутазилитов и считали себя мутазилитами.

Именно в это время разгорелся жаркий спор, размах которо­го распространился на всю территорию тогдашней великой ис­ламской страны. Спор этот заключался в том, что относится ли Слово Божье к атрибутам действия или к атрибутам сущности Бога. Является ли Слово Божье сотворенным или Оно, подобно Его знанию, могуществу и жизни, извечно? Наконец, является ли Коран как Слово Божье сотворенным и возникшим во време­ни или он извечен и не сотворен? Мутазилиты были убеждены, что Слово Божье является сотворенным. Следовательно, Ко­ран сотворен и возник во времени. Вера в извечность Корана есть неверие.

Противники мутазилитов, напротив, были убеждены, что Ко­ран извечен и не сотворен. Мамун в защиту мутазилитов издал циркуляр, согласно которому следовало наказывать каждого, кто верит в извечность Корана. В этой связи было арестовано и убито большое количество людей.

Мутасим и Васик продолжили линию Мамуна. В числе по­павших в это время в тюрьму был известный Ахмад ибн Хан-бал. Линия Мамуна продолжалась до тех пор, пока не наступил черед Мутаваккиля. У Мутаваккиля возникла антипатия к мутазилитам. Не согласно было с мутазилитами и большинство народа. Мутазилиты и их сторонники были разгромлены, даже уничтожены и ликвидированы. В этой интриге было пролито море крови и уничтожены люди и их достояния.

После этого события мутазилиты больше не смогли распра­вить плечи и арена навсегда перешла в руки их противников, называемых суннитами и хадисистами. В то же время и в пери­од ослабления мутазилитов появлялись отдельные выдающие­ся личности, в числе которых Абу-л-касым Балхи, известный как Ка'би, умерший в 217 г. хиджры; Абу Али Джуббаи, скончав­шийся в 303 г. хиджры; Абу Хашим Джуббаи - сын Абу Али Джуббаи; Казн Абд ал-Джаббар Мутазшш, умерший в 415 г. хиджры; Абу-л-Хасан Хаййат; Сахиб ибн Аббад; Замахшари, скончавшийся в 583 г. хиджры и Абу Джафар Искафи.

 

 

УРОК ШЕСТОЙ

Date: 2015-12-12; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию