Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий взгляд на философии и мудрости





С разных точек зрения философия и мудрость в общем смысле имеют различные виды (деления). Но если будем иметь в виду их метод и направление, то они сводятся к четырем категориям: дис­курсивная мудрость, иллюминативная мудрость, эмпирическая (опытная) мудрость, диалектическая мудрость.

Дискурсивная мудрость основывается на силлогистике и дока­зательстве. Она имеет дело только с меньшей и большей посыл­кой, выводом и следствием, контрарными и контрадикторными суж­дениями и т.п.

Иллюминативная мудрость имеет дело не только с аргумента­цией, она в большей степени имеет дело с вкушением, вдохновени­ем и озарением. Она больше вдохновляется душой, чем разумом.

Эмпирическая (опытная)/мудрость - это та, которая не имеет дела ни с разумом и силлогистическими аргументами, ни с душой и душевными вдохновениями. Она исключительно имеет дело с чувством, опытом и экспериментом, т.е. она, устанавливая связь между результатами наук, являющимися продуктами опыта и экс­перимента, придает им форму мудрости и философии.

Диалектическая мудрость есть мудрость дискурсивная и дока­зательная. Но предпосылками аргументации в этой мудрости явля­ются вещи, которые логиками называются «общепринятыми» по­сылками и «допущениями».

Раньше в общем разделе логики при изложении темы «Пяте­ричное искусство» мы говорили, скольких видов бывают предпо­сылки доказательства. В их ряду есть доказательства, которые называются «самоочевидными» первичными и «допущениями». К ним, например, относится суждение: «Две вещи, равные третьей вещи, равны между собой», что по-арабски звучит: «мусави ал-мусави мусавин». Таково и суждение: «Невозможно, чтобы два противоречащих суждения в одно и то же время были бы истинны­ми». Такие суждения принадлежат к числу самоочевидных посы­лок. Но суждение: «Безобразно, когда человек в присутствии дру­гих зевает» — относится к посылкам допущения.

Ссылка на самоочевидные первичные посылки и аргументация при их помощи называется «доказательством». Ссылка же на до­пущения и аргументация ими считается частью диалектики. Стало быть, диалектическая мудрость есть мудрость, которая аргумен­тирует мировые и общие проблемы допущениями.

Фундамент аргументации мутакаллимов главным образом зиж­дется на том, что такая-то вещь безобразна, а такая-то - прекрас­на. Мутакаллимы строят всю свою аргументацию на основе раци­онального прекрасного и рационального безобразного.

Мудрецы считают, что все прекрасное и безобразное связано с кругом жизни человека. О Боге, мире и бытии невозможно судить по этим критериям. По этой причине философы называют калам диалектической мудростью.

Философы убеждены, что основные принципы религии лучше поддаются аргументированию посредством доказательных само­очевидных первичных посылок, нежели через общепринятые и ди­алектические посылки. Поскольку в эпоху ислама, особенно среди шиитов, философия без отказа от своей задачи свободного обсуж­дения вопросов и без предварительного обязательства защищать

святость ислама наилучшим образом утверждала исламские прин­ципы, постольку диалектическая мудрость усилиями таких мысли­телей как Хаджа Насир ад-Дин Туей получила оттенок дискурсив­ной и иллюминативной мудрости, и калам оказался под лучами фи­лософии.

Опытная философия, безусловно, чрезвычайно важна. Но изъян этой философии сводится к двум моментам. Один из них сводится к тому, что круг опытной философии ограничивается опытными науками, а опытные науки ограничиваются осязательными и конк­ретно-чувственными проблемами, в то время как философская нуж­да человечества вращается вокруг более широких проблем, чем проблемы сферы опыта.

Например, когда мы дискутируем вопрос о начале времени, о конце пространства, об исходном начале причин, то каким образом в лаборатории и под микроскопом достигнем своей цели? Поэтому опытная философия не смогла насытить философскую потребность человечества и была вынуждена в основных философских вопро­сах избрать путь молчания. Другой изъян опытной философии со­стоит в том, что ограниченность и зависимость от природы опыт­ных вопросов сделала их ценность до такой степени шаткой, что сегодня уже очевидно, что опытные научные вопросы обладают только временной ценностью, и в каждый момент ожидается их упразднение. Мудрость, основанная на эксперименте, по своей при­роде является шаткой и в результате не удовлетворяет одну из ос­новных потребностей человечества, т.е. его потребность в уверен­ности и истине. Уверенность и истина возникают в тех вопросах, которые имеют математическую и философскую отвлеченность. Математическая и философская отвлеченность может быть объяс­нена только в философии.

Остается разъяснить сущность дискурсивной и иллюминатив­ной философии. Вопросы, которые будут дискутированы на буду­щих уроках, помогут нам разъяснить сущность этих двух филосо­фий и определить их ценность.

 

 

УРОК ЩЕСТОЙ

Date: 2015-12-12; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию