Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию





3.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:

Термин Определение
Аллергия Качественно измененная реакция организма на действие веществ антигенной природы, которая приводит к разным нарушениям в организме – воспалению, спазму бронхов, некрозу, шоку и др.
Сенсибилизация организма Повышение чувствительности и способность бурно реагировать на повторное введение антигена
Активная сенсибилизация Сенсибилизация, которая происходит в неиммунизированном организме, когда в ответ включается своя иммунная система
Пассивная сенсибилизация Сенсибилизация, которая происходит в неиммунизированном организме после введения гуморальных антител или иммуноцитов, полученных из организма, предварительно иммунизированного данным антигеном
Аутоиммунное заболевание Процесс, основную роль в патогенезе которого играет аллергическая реакция на аутоантитела
Десенсибилизация Создание искусственной иммунодепрессии с целью предотвращения аллергических реакций или устранение их проявлений

3.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Определение понятия и общая характеристика аллергии. Этиология аллергии, виды экзо- и эндогенных аллергенов. Формирование аллергических реакций в зависимости от состояния организма. Значение наследственных и приобретенных факторов в развитии аллергии.

2. Принципы классификации аллергических реакций. Общая характеристика аллергических реакций немедленного и замедленного типов. Классификация аллергических реакций по Кумбсу и Джеллу. Стадии патогенеза аллергических реакций.

3. Анафилактические реакции: экспериментальные модели, основные клинические формы. Иммунологические механизмы анафилактических реакций, роль тканевых базофилов в их развитии. Активная и пассивная анафилаксия, патогенез анафилактического шока.

4. Цитотоксические реакции: экспериментальное моделирование, основные клинические формы. Механизмы цитолиза: комплементзависимый цитолиз, антителозависимый фагоцитоз, антителозависимая клеточная цитотоксичность. Роль комплемента и продуктов его активации в развитии цитотоксических реакций.

5. Иммунокомплексные реакции: воспроизведение в эксперименте, основные клинические формы. Факторы, которые определяют патогенность иммунных комплексов. Иммунокомплексные повреждения, их местные и общие проявления.

6. Клеточные реакции (реакции гиперчувствительности замедленного типа): экспериментальное воспроизведение, основные клинические формы. Особенности иммунологических механизмов. Роль лимфокинов.

7. Аллергические реакции стимулирующего и тормозного типа, клинические формы.

8. Псевдоаллергические реакции.

9. Аутоаллергические (аутоиммунные) реакции. Причины и механизмы их развития. Роль аутоаллергического компонента в патогенезе болезней.

10. Основные принципы предотвращения и лечения аллергических реакций. Гипосенсибилизация.

11. Соотношение между аллергией, иммунитетом и воспалением.

 

 

3.3. Практические работы (задания), которые выполняются на занятии:

Задание 1. Исследовать анафилактическую реакцию базофильных гранулоцитов сенсибилизованной белой крысы

Методика. Сенсибилизировать крысу антигеном (конская сыворотка). Вводить конскую сыворотку внутривенно по 0,5 мл через день 3 раза. Через 12 – 15 суток животное усыпить эфиром.

Приготовить суспензию базофильных гранулоцитов. В брюшную полость ввести 5 мл гемоцела, помассировать и рассечь брюшную стенку и отобрать суспензию.

Провести реакцию базофильных гранулоцитов с антигеном. На покровном стекле смешать капли суспензии антигена и нейтрального красного. Приготовить контроль, краплю суспензии смешать с каплей собачьей сыворотки и нейтрального красного. Стекла с каплями перевернуть и разместить над лунками стекол Максимова. Края лунок на стеклах Максимова смазать тонким слоем вазелина. Вместо висячей капли можно также смешивать базофильные гранулоциты с антигеном и красителем на предметных стеклах и покрывать покровными.

Приготовленные капли инкубировать в термостате при температуре 37 °С и изучить под микроскопом. Использовать большое увеличение микроскопа (40х и 90х).

Изучить дегрануляцию базофильных гранулоцитов и зарисовать. Обратить внимание на нарушение мембраны клеток и на внеклеточное размещение гранул, которые выпали из клеток.

Сравнить результаты, которые получены у контрольных и подопытных животных. Зарисовать контрольные базофильные гранулоциты и такие, что находятся на этапах дегрануляции. Сделать выводы. Указать, какие изменения сенсибилизированных базофильных гранулоцитов происходят под воздействием специфического антигена и о чем свидетельствуют эти изменения.

Содержание темы:

 

Материалы для самоконтроля:

A. Задание для самоконтроля:

1.Женщина, 27 лет, обратилась с жалобами на зуд и жжение в глазах, слезотечение, выделения из носа. Симптомы появились летом после поездки за город. Диагностирован поллиноз. Какого типа аллергическая реакция развилась у больной?

A. Анафилактическая

B. Цитотоксическая

C. Иммунокомплексная

D. Замедленной чувствительности

E. Стимулирующая

 

2. Больному Г. перед введением лечебной дозы противостолбнячной сыворотки была сделана проба на чувствительность к ней. Проба оказалась позитивной. Путем введения какого вещества нужно наиболее правильно провести специфическую гипосенсибилизацию?

A. Завершающей дозы противостолбнячной сыворотки

B. Глюкокортикоидов

C. Малых доз противостолбнячной сыворотки

D. Антигистаминных препаратов

E. Иммунодепрессантов

3. После лечения амидопирином у больного возникла лейкопения. В крови выявлены антилейкоцитарные антитела. Какой тип аллергической реакции по Кумбсу и Джеллу возник в этом случае?

A. Анафилактический

B. Цитотоксический

C. Стимулирующий

D. Гиперчувствительность замедленного типа

E. Иммунокомплексный

 

 

4. Больная, 27 лет, воспользовалась глазными каплями, в состав которых входит пенициллин. Через несколько минут появились зуд кожи, отек губ и век, кашель со свистом, начало резко снижаться артериальное давление. Какие иммуноглобулины принимают участие в развитии этой аллергической реакции?

A. IgE и IgG

B. IgM и IgG

C. IgA и IgM

D. IgM и IgD

E. IgG и IgD

5. Для угнетения аутоиммунных реакций после пересадки органов обязательным является проведение курса гормонотерапии. Какие гормоны применяют с этой целью?

A. Соматотропин

B. Минералокортикоиды

C. Половые гормоны

D. Адреналин

E. Глюкокортикоиды

6. У подопытного животного после введения большой дозы антител к базальной мембране клубочков почек развился острый гломерулонефрит. Какой тип аллергической реакции по классификации Кумбса и Джелла лежит в основе этой патологии?

A. Анафилактический

B. Цитотоксический

C. Иммунокомплексный

D. Гиперчувствительность замедленного типа

E. Стимулирующий

7. У больного с протеинурией, гематурией, отеками и артериальной гипертензией установлен диагноз: острый гломерулонефрит. Какой тип аллергической реакции по Кумбсу и Джеллу в 80 % случаев является причиной гломерулонефрита?

A. Анафилактический

B. Цитотоксический

C. Иммунокомплексный

D. Гиперчувствительность замедленного типа

E. Стимулирующий

8. К врачу обратилась женщина с жалобами на насморк, осиплость голоса, покраснения век со слезотечением. Эти симптомы появляются у нее ежегодно в весенний период. Какой тип аллергической реакции по Кумбсу и Джеллу лежит в основе заболевания этой пациентки?

A. Анафилактический

B. Цитотоксический

C. Иммунокомплексный

D. Гиперчувствительность замедленного типа

E. Стимулирующий

9. После 15 лет работы на производстве красок у женщины возник контактный дерматит верхних конечностей, шеи и лица (гиперемия, высыпания, пастозность). К которой из перечисленных ниже групп состояний принадлежит это заболевание?

A. Аллергической реакции немедленного типа

B. Иммунодефицита В-системы

C. Аллергической реакции замедленного типа

D. Поздней гипогаммаглобулинемии

E. Иммунодефицита Т-системы

 

10. У больного аллергией возник отек Квинке (генерализованный отек мягких тканей тела). Какой из патогенетических факторов отека является пусковым в этом случае?

A. Снижение внутриклеточного гидростатического давления

B. Снижение онкотического давления плазмы крови

C. Повышение проницаемости стенок капилляров

D. Повышение гидродинамического давления в капиллярах

E. Повышение осмотического давления в тканях

 

В. Задачи для самоконтроля:

 

1. С лечебной целью больному ввели лошадиный противостолбнячный глобулин. Какой аллергический процесс может при этом развиться и какие его механизмы?

 

2. Во время полевых работ у одного работника развилась сенная лихорадка. Почему болезнь возникла у этого лица в то время, когда другие не заболели? Какие причины?

 

3. Введение человеку, который был укушен собакой, антирабической вакцины, приготовленной из мозга взрослых привитых овец, способствовало предотвращению развития бешенства, но возникло аллергическое повреждение головного мозга. К какому типу аллергических процессов оно принадлежит и какие его механизмы?

 

4. После введения обезболивающего препарата у больного развился анафилактический шок. Перечислите медиаторы, которые принимают участие в этом патологическом процессе. Какие возможны патофизиологические варианты развития анафилактического шока?

 

5. У больного 15 лет при применении аспирина возник приступ бронхиальной астмы. Какиее биологически активные вещества спровоцировало бронхоспазм в этом случае? Указать механизмы его развития.

Литература:

Основная:

1. Патологическая физиология /Под. ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. – Москва: МЕДпресс-информ, 2006. – 460 с.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии / Под ред. Ю.В. Быця, Л.Я.Даниловой. - К.: Здоров’я, 1987. – 183 с.

Дополнительная:

1. Рубцовенко А.В. Патологическая физиология / А.В. Рубцовенко – М.: Мед прес-информ, 2006. – С. 243 – 263.

2. Патофизиология /Под. ред. В.Ю.Шанина. – СПб: ЭЛБИ-Спб, 2005. – 639 с.

3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. – Спб: ЭЛБИ-Спб,

2001. – 624 с.

Date: 2015-12-12; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию