Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Война как метод ведения политики





Военная мощь сейчас теряет своё влияние на политику. Военный фактор играет меньшую роль, нежели экономический.

Обычная война неэффективна (большие издержки). Сейчас имеет большое влияние информационная война.

Экономическая война воздействует на рынки, ресурсы и т.д.

Пример информационной войны: Грузия – США – РФ.

 

Вопрос 35. Военно-технический прогресс и его приложение к гражданской экономике

У войны есть ряд положительных аспектов как в экономическом смысле, так и в других. В частности:

1. рост ВВП

2. с позиции реалистов – сила – основной фактор

3. разграбление соседей, овладение ресурсами

4. слабые отрасли экономики отмирают, остаются только конкурентоспособные

5. ряд военных разработок потом переходит в гражданские (тефлон, компьютеры, микроволновки, атомная энергетика, авиация, пенецеллин) – а сами разработки идут в ускоренном темпе, так как выделяются значительные средства и оказывается поддержка со стороны государства, психологический фактор (мотивация – страх), концентрация ученых в одном месте

6. создание после войн всемирных институтов – ООН 1945, ЕвОбУиС в Европе (развитие интеграционных процессов)

7. крупный бизнес выигрывает от войны, из-за налогов. Часть корпораций берет на себя расходы по войне и потом им урезают за это налоги или вообще освобождают

8. разработки месторождений ресурсов

9. взаимопроникновение культур

10.эффект сплочения народа перед лицом общей опасности («маленькая победоносная война»)

11.сплочение государств (союзников)

Таблица 3 - Неблагоприятные факторы воздействия военных расходов на экономический рост (вследствие так называемого «эффекта вытеснения»)

Фактор Отрицательное воздействие Критика
Оборонные расходы в целом Отвлечение ресурсов от инвестиций государства и частного сектора на гражданские цели, более эффективно способствующих росту экономики, чем расходы на оборону Не все гражданские расходы направляются на общественные и частные инвестиции: значительная их часть расходуется на потребительские нужды, некоторые из которых расходуются за границей
Импорт вооружений Отрицательное влияние воздействия расходов на импорт оружия, которые отвлекают средства от экспортного сектора Отрицательное воздействие платежей может являться результатом любого импорта гражданской продукции и товаров частного сектора и услуг; гражданские расходы на общественные нужды также могут иметь неблагоприятное воздействие на экспорт
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) Отвлечение ресурсов от частного сектора НИОКР невоенной направленности Снижение общего объема НИОКР, перепрофилирование научных организации
Человеческий и физический капитал Отвлечение физического и человеческого капитала на разработку средств уничтожения, вместо разработки высокотехнологичной гражданской продукции Снижение объема рынка труда, рост безработицы, отток квалифицированных кадров в другие сферы (торговля, финансы), эмиграция ученых и инженеров

Таблица 4 – Благоприятное воздействие военных расходов на экономику

Фактор Благоприятное воздействие Критика
Безработица, низкий спрос Снижение безработицы, увеличение совокупного спроса Гражданские программы расходов на общественные нужды могут стимулировать снижение высокого уровня безработицы (например, строительство дорог)
Развитие технологий Оборонные расходы обеспечивают развитие технологий, которые при их применении в гражданском секторе могут способствовать росту экономики (Интернет, информационные технологии, реактивный двигатель, лазер, и т.д.) Частные исследования и разработки обеспечивают прямые технологические выгоды
Инфраструктура Военные расходы могут способствовать развитию инфраструктуры (связь, коммуникации, т.д.) Инфраструктура может быть создана за счет гражданских расходов на общественные нужды
Человеческий капитал Развитие и поддержка человеческого капитала, особенно в слаборазвитых странах Подготовка кадров возможна за счет гражданских программ
Обеспечение безопасности Сильная армия обеспечивает защиту интересов граждан, стабильность, стимулирует экономическое развитие Обеспечение безопасности возможно за счет внутренних и пограничных войск

 

Вопрос 36. Холодные войны

Холодная война — глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в 1946—1991 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Эта конфронтация не была войной в международно-правовом смысле. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба — как следствие противоречия между капиталистической и коммунистической моделями государственного строя.

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР не вступали официально в непосредственное военное столкновение, их соперничество за влияние приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов в различных частях третьего мира, протекавших обычно как опосредованные войны между двумя сверхдержавами.

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, временами угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы СССР были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Объявленная пришедшим в 1985 году к власти в СССР Михаилом Горбачёвым политика перестройки привела к утрате руководящей роли КПСС. СССР, обременённый экономическим кризисом, а также социальными и межнациональными проблемами, распался в декабре 1991 года, что поставило финальную точку в холодной войне.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договор официально прекратил своё действие 1 июля 1991 года, а союзные власти потеряли власть в результате событий 19—21 августа 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

Джозеф Най, профессор Гарвардского университета (США), выступая на конференции «От Фултона до Мальты: как начиналась и как закончилась холодная война» (Горбачёв-Фонд, март 2005 года), указал на уроки, которые следует извлечь из «холодной войны»:

  • кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;
  • существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;
  • ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);
  • военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США не достигли своих целей во Вьетнаме, а СССР — в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно;
  • в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.
  • значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом, но бо́льшая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи

 

Вопрос 37. Современная структура потребления домохозяйств в мире

Сейчас потребление в мире растет увеличенными темпами, в то время как в Средние века оно оставалось на постоянном уровне. Потребности у человека различны и отражены в пирамиде Маслоу в соответствии с последовательностью удовлетворения. 1) биологические 2) безопасность 3) социализация (общение) 4) уважение 5) самореализация

Товары делятся в свою очередь на товары первой необходимости (название говорит за себя), товары роскоши и посередине товары широкого потребления (мебель, жилье, бытовая техника). Кривые Энгеля показывают зависимость спроса на товары от изменения дохода. (см. рис)

 

5.9. Структура фактического домашних конечного потребления хозяйств1)
(в процентах к итогу)

  Всего в том числе по направлениям
продукты питания и безалкогольные напитки алкогольные напитки, табак одежда и обувь жилищные услуги, вода, электричество и другие виды топлива предметы домашнего обихода, бытовая техника здравоохранение
Россия   24,8 6,0 9,1 9,4 3,9 7,5
Европа              
Австрия   9,1 2,5 5,4 17,4 6,3 10,3
Бельгия   10,1 2,7 4,1 17,4 4,2 12,8
Болгария   20,5 3,5 3,0 19,0 3,7 8,2
Венгрия   13,6 6,7 2,9 15,0 5,4 11,1
Германия   9,0 2,8 4,2 19,4 5,5 12,4
Греция   14,8 4,5 9,9 15,1 6,1 8,9
Дания   8,1 2,8 3,5 19,4 4,2 11,0
Ирландия   4,6 4,1 4,0 16,5 5,4 10,0
Испания   12,3 2,5 4,9 14,3 4,7 10,9
Италия   12,5 2,2 6,7 17,3 6,4 12,0
Латвия   18,9 6,0 6,0 17,9 3,1 7,5
Литва   23,2 5,8 7,1 12,3 4,9 9,2
Люксембург   6,0 6,7 2,5 13,6 4,7 9,3
Нидерланды   8,2 2,2 4,0 17,6 4,8 10,6
Норвегия   9,5 3,0 4,0 14,6 4,4 13,2
Польша   17,9 5,6 4,0 20,3 3,8 8,7
Португалия   13,6 3,0 6,2 11,8 5,8 12,6
Румыния   25,0 4,4 3,1 19,9 4,3 8,2
Словакия   15,7 4,5 3,7 22,3 4,7 9,2
Словения   12,5 4,3 5,0 16,4 5,2 11,4
Соединенное Королевство (Великобритания)   7,0 2,9 4,6 15,3 4,5 9,9
Финляндия   9,3 3,8 3,6 18,9 4,1 11,7
Франция   10,7 2,4 3,7 19,9 4,6 12,1
Чешская Республика   13,6 6,7 4,1 18,8 4,4 11,0
Швейцария   9,3 3,1 3,5 20,6 4,0 13,3
Швеция   8,3 2,4 3,6 19,2 3,6 11,8
Эстония   16,3 7,2 6,5 16,7 5,0 8,1
Азия              
Израиль   13,0 2,1 2,8 19,4 5,8 9,8
Республика Корея   13,5 2,1 3,7 14,9 3,5 8,2
Турция   23,1 3,8 5,8 24,0 6,3 3,8
Япония   12,2 2,5 2,8 20,3 4,7 11,4
Америка              
Канада   7,6 3,2 3,8 19,1 5,0 11,7
Мексика   22,1 2,4 2,6 15,5 6,9 7,1
США   6,2 2,0 4,2 16,0 4,4 18,3
Австралия и Океания              
Австралия   8,6 3,6 3,2 18,5 5,7 11,9
Новая Зеландия   11,9 4,3 3,8 18,8 5,5 10,4

1) По результатам международных сопоставлений ВВП за 2005 г.

2) Знак «-» означает отрицательное сальдо.

расходов  
транспорт связь отдых и культура образование рестораны и гостиницы разные товары и услуги чистые покупки за границей2)
10,6 4,1 6,1 5,5 2,7 7,4 2,8 Россия
              Европа
11,2 2,2 10,7 8,1 10,2 10,8 -4,3 Австрия
11,2 1,7 7,7 8,8 3,9 13,7 1,6 Бельгия
16,9 5,7 5,5 5,9 8,4 4,8 -5,3 Болгария
12,8 3,7 8,1 7,9 4,0 11,0 -2,2 Венгрия
11,0 2,2 8,1 5,7 4,3 13,4 1,9 Германия
8,4 2,3 6,0 6,3 18,1 6,3 -6,7 Греция
10,0 1,6 9,2 9,1 3,6 17,7 -0,2 Дания
9,7 2,7 6,8 10,1 12,2 13,3 0,6 Ирландия
10,3 2,3 9,1 6,8 16,3 10,2 -4,6 Испания
11,2 2,4 6,4 6,6 8,3 9,5 -1,4 Италия
9,5 3,6 7,7 8,0 4,6 5,4 1,8 Латвия
13,0 2,3 6,4 7,0 2,7 7,3 -1,4 Литва
12,0 0,9 6,7 8,8 4,7 11,9 12,1 Люксембург
8,9 3,5 8,8 7,4 3,9 19,8 0,3 Нидерланды
10,5 2,3 10,7 7,5 4,1 14,0 2,2 Норвегия
7,5 2,9 7,1 8,0 2,4 12,2 -0,4 Польша
12,0 2,5 7,5 8,8 8,8 10,6 -3,2 Португалия
14,8 1,8 4,4 6,0 4,4 4,0 -0,4 Румыния
7,5 3,1 8,6 5,8 5,8 9,2 -0,1 Словакия
13,6 3,1 9,3 8,8 5,6 10,0 -5,2 Словения
11,8 1,7 10,7 5,9 9,3 15,1 1,3 Соединенное Королевство (Великобритания)
9,6 2,1 9,8 8,1 4,9 14,2 -0,2 Финляндия
11,4 2,2 8,9 7,2 4,8 12,9 -0,7 Франция
9,8 2,9 11,0 7,8 5,6 8,3 -4,1 Чешская Республика
7,0 2,4 8,5 7,9 7,0 13,8 -0,5 Швейцария
9,2 2,2 9,7 10,2 3,5 16,4 -0,1 Швеция
11,3 2,7 8,7 7,8 6,2 9,8 -6,4 Эстония
              Азия
9,7 3,2 7,8 11,8 4,1 11,2 -0,6 Израиль
9,5 4,8 6,6 10,4 6,6 14,8 1,4 Республика Корея
11,7 4,0 2,4 5,8 4,1 5,3 0,0 Турция
8,9 2,7 7,7 6,1 6,4 13,6 0,7 Япония
              Америка
11,5 1,9 9,1 7,9 5,7 13,1 0,5 Канада
16,0 1,8 3,0 8,9 6,5 7,9 -0,8 Мексика
10,6 1,5 8,6 8,5 5,6 14,0 0,0 США
              Австралия и Океания
10,2 2,5 10,3 9,5 6,8 10,1 -0,9 Австралия
11,8 2,5 11,9 7,6 6,5 8,5 -3,5 Новая Зеландия

 

Вопрос 38. Всемирная торговая организация. Присоединение России к ВТО.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют:

  • Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),
  • Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС)
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • либерализация международной торговли,
  • обеспечение ее справедливости и предсказуемости,
  • способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей

МЕТОДЫ:

  • принцип консенсуса в принятии решений
  • контроль за выполнением многосторонних соглашений,
  • проведение торговых переговоров,
  • урегулирование торговых споров в соответствии с механизмом ВТО,
  • оказание помощи развивающимся странам
  • проведение обзора национальной экономической политики государств

ВСЕМИ́РНАЯ ТОРГО́ВАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ (ВТО) (The World Trade Organization, WTO), международная многосторонняя организация, устанавливающая и регулирующая правила международной торговли, входит в систему специализированных учреждений ООН, основана в 1995.

ВТО является преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Решение о создании ВТО было принято в результате многолетних переговоров на Уругвайском раунде ГАТТ(1986-1993). Официальное соглашение об учреждении ВТО было подписано на конференции в Марракеше в 1994, а с 1 января 1995 организация начала свою работу. Первоначально в ВТО вступило 77 государств, по состоянию на 10 мая 2012 – 155 членов. Последняя вступившая страна – Самоа (10 мая 2012). Штаб-квартира находится в Женеве.

На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота. Ряд стран, которые официально выразили желание войти в эту организацию, имеют статус государств-наблюдателей, в том числе Российская Федерация (переговоры о вступлении РФ в ВТО ведутся с 1995) и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

Организация ВТО:

Высшим органом ВТО - Министерская конференция, объединяющая представителей всех стран-участников. Сессии собираются не реже, чем раз в два года. При необходимости между сессиями может созываться Генеральный совет, состоящий из представителей всех участников ВТО.

В подчинении ГенСовета состоят:

- специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО

- Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ)

-Совет по торговле услугами

-Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

Для урегулирования споров между странами-участницами - Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.

В Секретариате ВТО в Женеве работает около 500 штатных сотрудников.

Генеральный секретарь ВТО (с 2005 года - Паскаль Лами).

Функции Секретариата ВТО (не принимает самостоятельных решений):

  • обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции,
  • оказывать техническое содействие развивающимся странам,
  • проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.

Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Функции ВТО:

  • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  • оказание помощи развивающимся странам;
  • сотрудничество с другими международными организациями.
  • разработка и внедрение новых торговых соглашений
  • Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли (при многосторонних торговых переговорах – раундах).

Алсо: правила ВТО регулируют только торгово – экономические вопросы.

Цели и принципы ВТО:

Основной – установление принципов международной торговли.

- равные права для каждого члена

-взаимность (например, в уступках при двустороннем ослаблении торговых ограничений)

-прозрачность (публикация каждым членом всех своих торговых правил и наличие какого-нибудь органа, который бы отвечал за предоставление этой инфы другим членам)

Россия и ВТО

Переговоры по вступлению России в ВТО ведутся уже с 1995 года. (то есть Россия в этом плане занимает по длительности подобных переговоров второе место после Китая).

Цели вступления России в ВТО (а заодно и что даст России вступление в ВТО (по оптимистическим прогнозам)):

- получение лучших в сравнении с существующими недискриминационных условий для

доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате

приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных

интересов;

- укрепление рыночной экономики, развитие конкурентной среды и совершенствование

законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой

практике;

- активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению

конкурентоспособности в ныне крайне монополизированной российской экономике, что

важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и

повышения его технического уровня;

- улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли, что

поспособствует не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на

российский рынок, но и формированию российских ТНК, расширению возможностей их

инвестирования за рубежом и как результат - укреплению конкурентных преимуществ

российской экономики;

- доступ к развитой информационной структуре ВТО для получения информации от всех

участников рынка о товарах, ценах, бизнес-партнерах.

Кроме того, необходимо отметить, что российский потребитель, частные хозяйства

выиграют от присоединения к ВТО. Таким образом, вступление России в ВТО дает

следующие плюсы:

- для простого населения вырастет занятость, снизятся цены на лекарства, большую

группу товаров повседневного спроса. То же самое произойдет с электротехникой,

которая в России не производится, со многими другими товарами, т.е. жизнь в стране

станет дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен;

- по средневзвешенным оценкам, суммарный выигрыш России при сохранении

существующей переговорной позиции составит порядка 8 - 10 млрд. долл. США в год;

- треть валового продукта России связана непосредственно с внешней торговлей,

поэтому присоединение к ВТО даст стране возможность защитить свои интересы на

внешних рынках и участвовать в выработке правил международной торговли. Это для

России принципиально важно, поскольку на данный момент ее интересы нигде не учитываются.

-кроме того вступление в ВТО открывает путь в ОЭСР и на рынки США (при отмене поправки Джэксона-Вэника)

Есть мнение, (а именно по высказыванию глубокоуважаемого В.В.П. (2012)), что подавляющее большинство экспертов считают, что России не светит модернизация экономики без вступления в ВТО. Противоположное мнение бывшего председателя Счетной Палаты Ю.Ю.Болдырева: «Китай, Индия, Южная Корея, Франция, Великобритания, Германия и другие страны сначала модернизировались, а потом вступили в ВТО».

Критика вступления России в ВТО в общем:

Власти РФ ещё не создали нужных предпосылок для развития экономики России при ее вступлении в ВТО. Например, в таких аспектах, как:

  • Условия налогообложения;
  • Кредиты для развития;
  • Система госзаказа и лизинга;
  • Собственная система стандартов и норм;
  • Собственный существенный задел в правах на интеллектуальную собственность.
  • Система правопорядка

Кроме того, для имеющего хоть какой-то объективный смысл выхода на международный рынок требуется достаточная конкурентоспособность страны, ее фирм, товаров. А с этим у нас пока тоже имеются некоторые проблемы:

- огромный износ основных фондов;

- резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии российских

регионов;

- чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;

- преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых,

неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация

основной массы передовых технологий в военно-промышленном комплексе;

- засилье бюрократии и криминализация экономики;

- довольно ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой

сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;

- значительная экономическая и социальная нестабильность.

Также налицо наличие проблем в АПК:

- отмечается высокий износ оборудования в смежных и обслуживающих отраслях;

- наблюдается низкий уровень развития лизинга техники;

- большинство отраслей являются практически неконкурентоспособными по сравнению

с основными производителями на мировом рынке;

- отечественное сельское хозяйство отличается более низким уровнем материально-

технического обеспечения по сравнению с развитыми и некоторыми развивающимися

странами;

- аграрный рынок в силу пространственной разбросанности является гетерогенным,

направленным на самообеспечение регионов, характеризуется низким уровнем

специализации;

- в отраслях АПК произошла глубокая потеря ранее достигнутых позиций в культуре

земледелия и животноводства, а разрушенная система управления промышленностью,

по сути, ничем не была заменена.

Да и вообще неплохо было бы переосмыслить промышленную политику и сориентировать ее не только на внутренние проблемы, но также и на проблемы глобальной экономики.

Хорошо было бы принятие таких мер, как:

- глубокая диверсификация экономики;

- мониторинг конкурентоспособности и поддержка возникающих и растущих компаний,

создание условий, при которых российские компании могли бы наращивать

конкурентоспособность и успешно конкурировать с иностранными компаниями на

открытых рынках;

- внедрение передового опыта во всех сферах деятельности, всемерное стимулирование

научно-технического прогресса, создание современной информационной

инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;

- разработку региональных программ повышения конкурентоспособности и качества.

 

Вопрос 39. Роль городов в современной мировой экономике

Урбанизация — это рост городов и увеличение их роли.

В 1800 году в городах проживали только 2% людей. В 1950 году лишь 30% мирового народонаселения считались горожанами. В 2007 г. городское население мира впервые превысило сельское. Сейчас в развитых странах 775 населения живет в городах, в развивающихся – около 30%. Наиболее урбанизированными являются страны Европы и Латинской Америки. Темпы роста городского населения в развивающихся странах выше, чем в развитых.

10 крупнейших городов: Шанхай, Сан-Паулу, Стамбул, Карачи, Токио, Мумбаи, Дели, Москва, Сеул, Пекин.

Индустриализация – основа урбанизации (продуктивность в крупных городах гораздо выше), необходимость сосредоточение более крупных производств с привлечением разнообразных ресурсов

• Внутренний эффект от масштаба (постоянные издержки)

• Внешний эффект от масштаба (связан с обеспечением инфраструктуры, рынков сбыта, сырье, ресурсы, специализация)

Рост городов исторически был вызван: 1. Изначально – снижение транспортных издержек и внутренняя экономия от масштаба (до Промышленной революции) 2. После Промышленной революции – в первую очередь, внешние эффекты от масштаба

Рост городов связан с перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни.

Проблемы для переезжающих из деревни городских жителей:

• Отсутствие жилья (перенаселенные трущобы)

• Отсутствие необходимой инфраструктуры

• Отсутствие имущественных прав (нелегальное проживание)

• Невозможность легально устроится на работу

Отличия условий жизни городского населения в странах «третьего мира» от развитых стран:

1) проблема мусора, плохие социально-бытовые условия (например, отсутствие канализации)

2) чрезмерно высокая плотность заселения территории, проблема городских трущоб (жители трущоб составляют большинство городского населения в Африке и Южной Азии)

3) увеличивается расстояние между домом и работой – нагрузка на общественный транспорт

4) рост неформального сектора экономики (часть городских жителей живет и работает нелегально)

С процессом урбанизация связана дуализация экономики развивающихся стран – существование двух разных экономик в аграрном секторе и в городах. Сельское хозяйство часто имеет натуральный характер, не развивается, а в городах существует товарное хозяйство, наблюдается быстрый рост.

Агломерации — компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Япония: Большой Токио США: Сан-Сан (Сан-Франциско, LA, Сан-Диего) Бос-Ваш (Бостон, NY, Вашингтон)

В РФ есть 11 городов-миллионеров, 3 крупнейших: 1) Москва 12-17 млн. 2) Санкт-Петербург 4,5-6,5 млн. 3) Екатеринбург Есть нехватка нескольких городов между СПб и миллионниками по размеру.

В современном мире города играют важную роль в мировой экономике, их выделяют как самостоятельные акторы мировой политики и экономики.

Роль городов:

✓агенты м/н торговли

✓рынки сбыта (з/п выше => потребление больше)

✓несут координирующую функцию [круг] o транспортная функция (центры транспортных потоков) o определяют распределение ресурсов o политические и судебные органы

✓финансовые центры (в городах расположены главные фондовые биржи, сконцентрирован капитал) ✓двигатели экономического роста (учебные и научные центры, высоко квалифицированные кадры =>двигатели НТП)

✓политические, административные центры (центры принятия важнейших политических решений) ✓региональные центры

✓связь с производством – моногорода

 

Вопрос 40. Демографическая ситуация в развитых и развивающихся странах

Демографическая ситуация в развивающихся странах. В развивающихся странах темп роста населения продолжает увеличиваться. Рекордсменом здесь остается Африка, где ежегодный прирост населения в среднем 2,8% (в 3 раза выше, чем в США) - в Кении он достигает 4,2%, в Индостане - 2,5%, на Ближнем Востоке - 2%. Некоторые страны провели и проводят более или менее жесткую политику регулирования рождаемости: в Китае рекомендуется один ребенок в семье, в Индии – двое детей. Однако, по данным МБРА, решительный поворот к сокращению рождаемости в этих странах могут обеспечить только разумные социальные преобразования -поднятие жизненного уровня, улучшение социального обеспечения, повышение уровня образования и грамотности населении. К середине 70-х годов появились первые признаки снижения темпов прироста населения в Китае и Индии. Это во многом стало возможным благодаря росту занятости женщин на производстве, возрастанию городского населения, повышению культурного уровня, ослаблению влияния религии и традиций, успехам здравоохранения, реализации экономических мер, стимулирующих отказ от рождения детей и ряду других факторов.

Характерные черты:

1. Расширенный тип воспроизводства населения, когда численность последующего

поколения больше предыдущего. Этот тип воспроизводства населения характеризуется

высокими и очень высокими показателями рождаемости и естественного прироста и

относительно низкими показателями смертности.

2. Переход к внутрисемейному регулированию рождения детей и постепенное снижение

рождаемости.

3. Традиции многодетности, которые восходят к первобытному обществу – чтобы выжить,

племя должно было поддерживать высокую рождаемость. Этому и сейчас способствуют как

моральные нормы, так и религиозные обычаи.

4. Наличие неполных семей вследствие широкого распространения вдовства. Во многих

африканских странах местные культы или традиции неодобрительно относятся к повторным бракам вдов.

5. Средний размер семьи в странах Африки и Латинской Америки колеблется от 5 до 7

человек.

6. Повышение возраста вступления в брак (но, как правило, не до европейского уровня).

7. Наблюдается рост продолжительности жизни, несмотря на то, что в большинстве стран

Африки средний уровень продолжительности жизни 40 лет у мужчин и 42 года у женщин.

8. Девять десятых беженцев в мире приходятся на развивающиеся страны, что сопутствует

крупным межгосударственным и внутригосударственным конфликтам.

9. Редкое или полное отсутствие переписи населения.

На социально-экономический аспект развивающихся стран демографическая ситуация

т следующим образом.

1. Низкий удельный вес трудовых ресурсов составляет всего 45% вследствие небольшой

средней продолжительности жизни населения.

2. Доля женщин в экономически активном населении низка и составляет около 20%.

3. Удельная доля детей остается высокой при незначительной доле лиц старших возрастов, что значительно понижает долю трудоспособного населения.

4. Смертность женщин высока вследствие ранних браков, частых родов, недостаточности питания.

В силу множества причин аграрное общество (развивающиеся страны) отдает предпочтение большой семье, а индустриальное (развитые страны) — малой. Хотя теория демографического перехода в целом проливает достаточно света на причины подобного положения, рассмотрим еще несколько конкретных позиций.

1. Дети: экономическое подспорье или обуза? Хорошо известно, что дети сельских жителей трудятся часто наравне со взрослыми, принося в дом дополнительный доход, а в условиях города возможности ребенка внести свой вклад в экономическое благосостояние семьи более ограничены.

2. Гарантии в старости. В индустриально развитых странах существуют специальные системы пенсионного обеспечения и сложившиеся программы по охране здоровья. В слаборазвитых государствах люди преклонного возраста надеются только на самих себя. Предполагается, что многодетная семья обеспечит достойную старость своим родителям.

3. Положение женщины. В развитых странах эмансипация женщин, стремление овладеть престижной профессией и сделать карьеру не способствуют повышению рождаемости. В соответствии же с вековой традицией во многих отсталых странах первой и главной задачей женщины остается рожать и воспитывать детей.

4. Религиозные верования. Практически все мировые религии (особенно ислам) поощряют большие семьи. При этом, если горожане иногда уходят от влияния жестких религиозных установок, то люди в аграрных обществах стремятся сохранить сложившиеся религиозные традиции.

5. Доступность противозачаточных средств. Ясно, что желание ограничить число детей в семье трудно осуществить, если недоступны безопасные и эффективные контрацептивы. В условиях ужасающей бедности подобные контрацептивы — едва ли не предмет роскоши.

Демографическая ситуация в развитых странах. Экономически развитые страны мира давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественного прироста населения. До недавнего времени каких-либо очень существенных различий в этом отношении между ними почти не наблюдалось. Однако в последнее время в этой группе стран также стала происходить довольно сильная дифференциация, и ныне эту группу тоже можно подразделить на три подгруппы.

В первую подгруппу входят страны, где еще сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка, для которой характерны, по крайней мере, средние показатели рождаемости и естественного прироста, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения. Примером страны такого рода могут служить США, где формула воспроизводства (рождаемость – смертность = естественный прирост) в конце 90-х годов сохранялась на уровне 15‰ – 9‰ = 6‰. Соответственно среднегодовой прирост населения составлял 0,6%. К этой же подгруппе можно отнести Канаду, Францию, Нидерланды, Норвегию, Ирландию, Швейцарию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне хотя бы 0,3—0,5%. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100—200 лет, а то и более (в Швейцарии — через 250 лет).

Ко второй подгруппе нужно отнести страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения. К ним относятся в основном страны Европы, где суммарный коэффициент рождаемости еще в середине 90-х годов снизился до показателя 1,5. Некоторые из этих стран (например, Польша) еще имеют минимальное превышение рождаемости над смертностью. Другие же, которых гораздо больше, стали странами с нулевым приростом населения. Это Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Хорватия, Ирландия.

Наконец, третья подгруппа объединяет страны с отрицательным естественным приростом населения, или, проще говоря, с его естественной убылью (депопуляция). Суммарный коэффициент рождаемости в этой группе стран также предельно низкий. Число таких стран с «минусовым» приростом населения только в 1990—2000 гг. выросло с 3 до 15. Все они находятся в Европе.

Не будет ошибкой утверждать, что страны третьей (а фактически и второй) подгруппы уже вступили в полосу демографического кризиса, который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, а иногда прямо-таки обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению в населении доли лиц молодого возраста. Это явление демографы называют старением снизу. Далее, увеличение средней продолжительности жизни людей в условиях повышающегося уровня материального благополучия также привело к более быстрому, чем предполагалось, увеличению в населении доли лиц старшего («невоспроизводящего») возраста, то есть, как говорят, к старению сверху.

Однако пытаться объяснить наступивший кризис только демографическими причинами было бы неправильно. На его возникновение повлияли также многие социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные факторы, которые вызвали, в частности, такое явление, как кризис семьи. Средний размер семьи в странах второй и третьей подгрупп в последнее время уменьшился до 2,2—3 человек. Да и стала она гораздо менее прочной — с увеличением числа разводов, широкой практикой сожительства без оформления брака, резким ростом числа внебрачных детей.

Если в начале 60-х годов число разводов на 1000 браков в странах зарубежной Европы колебалось в пределах от 100 до 200, то в конце 90-х годов оно возросло до 200—300. Еще более вопиющие данные о внебрачных детях, доля которых за это же время увеличилась в 5—10 раз. В Великобритании и Франции, например, доля внебрачных детей превышает 30%. Еще выше она в Дании — 40%. Но «абсолютными чемпионами» в этом отношении были и остаются Швеция, Норвегия и Исландия с показателем свыше 50%.

Все эти причины и факторы в странах, перечисленных в таблице 2, сочетаются по-разному. Так, в Германии и Италии, по-видимому, действительно преобладает влияние демографических факторов. В постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и др.) сказалось то, что в 90-х годах им пришлось пройти через довольно мучительный этап реформирования политического строя и перехода от командно-плановой к рыночной экономике. То же относится к Литве, Латвии и Эстонии. А в странах — членах СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) естественное ухудшение демографической обстановки совпало с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом 90-х годов.

Демографическая политика – управление воспроизводством населения. – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Демографическая политика в стране зависит от того, на какой стадии демографического перехода она находится, и, соответственно, в разных странах она преследует разные цели.

2 основных типа политики: 1) политика, направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран); 2) политика, направленная на снижение рождаемости (необходима для развивающихся стран).

Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. Кроме того, играет роль возможность получения детьми бесплатного образования и медицинского обслуживания. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция или Япония.

Решения – стимулирование рождаемости:

✓социальная поддержка многодетных семей (дополнительные льготы, выплаты, материнский капитал) ✓оплата декретного отпуска

✓обеспечение бесплатного медицинского обслуживания и образования

✓пропаганда

✓(для некоторых стран) рост уровня жизни и социальных гарантий

✓(в странах, где важную роль играет религия) запрет абортов

Демографическая политика в развивающихся странах Большинство стран расширенного типа воспроизводства проводит политику на сокращение рождаемости и естественного прироста населения. Китай и Индия.

Решения – сокращение рождаемости:

✓повышение уровня жизни

✓повышение уровня образования

✓улучшение здравоохранения и распространение средств контрацепции

✓повышение брачного возраста

✓прямые запреты, дополнительные налоги, лишение социальных льгот (Китай)

✓повышение статуса женщин, вовлечение в производство

Date: 2015-12-12; view: 904; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию