Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические издержки войны 7 page





 

Вопрос 24. Понятие энергобезопасности. Угрозы энергобезопасности

Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящиеся к нескольким уровням:

политическая энергобезопасность - ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона;

экономическая энергобезопасность - в понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи;

техногенная энергобезопасность подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок». Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п. Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».

«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах».

Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.

«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек". К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль за трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.

"Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене". Представленные выше определения - это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортеров нефти и природного газа, оказывать давление на импортеров энергоресурсов для достижения политических целей.

При этом экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель - в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание "стабильности спроса", который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.

*Нужно не только добыть топливо, но и обеспечить его сбыт и дальнейшее потребление.

В настоящее время экспертам неизвестно точное количество запасов нефти. Аналитики не могут точно спрогнозировать пик мировой добычи нефти. Для США он пройден ещё в 1970 г., после чего добыча упала чуть ли не вдвое. Более важная проблема, чем ограниченность ресурсов, — это незнание их запасов. Одна из главных особенностей проблемы глобальной энергобезопасности заключается в том, что односторонние действия государств не приводят к положительным результатам и требуются совместные усилия всех заинтересованных в решении данной проблемы сторон. На данном этапе глобальная энергобезопасность необеспеченна. Не все р/ющ могут в силу экономических аспектов позволить себе доступ к энергетике. На национальном уровне энергобезопасность сталкивается с транзитными рисками (РФ – Украина), а также присутствует элемент зависимости от стран-поставщиков (Восточная Европа зависит от нас).

 

Вопрос 25. «Ресурсное проклятие» и его причины

Термин «ресурсное проклятие» (natural resource curse) в первые был введен Аути и обозначал снижение уровня жизни в странах, богатых нефтяными ресурсами в период 1970-1980 гг.

В настоящее время проблема «ресурсного проклятия» существует в экономике многих стран, богатых природными ресурсами. Однако, в некоторых странах, несмотря на ресурсное изобилие, снижение темпов экономического роста не наблюдается. Так, Мэлюм, Моэне и Торвик разделяют страны на три группы:

1) страны, имеющие природные ресурсы в изобилии, но в то же самое время испытывающие экономический рост (Нигерия, Ангола, Саудовская Аравия);

2) страны, не обеспеченные природными ресурсами и испытывающие экономический рост (Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур);

3) страны, в которых природные ресурсы имеются в изобилии, но нет экономического роста (Ботсвана, Канада, Австралия). К третьей группе стран можно отнести и Россию.

К основным признакам «ресурсного проклятия» в России относят: 1) ограничение свободы слова; 2) усиление авторитарных тенденций; 3) высокий уровень коррупции; 4) снижение уровня квалификации трудовых ресурсов; 5) сосредоточенность рабочей силы в добывающей промышленности; 6) профицит бюджета; 7) относительно низкая инфляция; 8) заниженные внутренние цены на топливо; 9) завышенный валютный курс.

В чем же причина такого парадокса? Большинство авторов сходятся во мнении, что причина - в плохом качестве институтов в странах, имеющих проблему «ресурсного проклятия». Это отмечают К. Сонин и С. Гуриев, приводя в пример Норвегию - страну с качественными политическими институтами. Доходы от экспорта нефти Норвегия использовала на увеличение расходов на образование и создание Стабилизационного фонда. Робинсон утверждает, что ресурсный бум в значительной степени зависит от качества политических институтов и, в частности, от количества клиентов, обслуживаемых в общественном секторе. Сала-и-Мартин и Субраманиан, исследовав ситуацию в Нигерии, пришли к выводу, что «ресурсное проклятие» имеет место лишь для минеральных ресурсов. К.Бруншвейлер рассматривает гипотезу косвенного влияния некачественных институтов на экономический рост. Изобилие природных ресурсов порождает рентооориетированное поведение и коррупцию, что в свою очередь приводит к снижению качества правительства, а значит, и экономических показателей. Иными словами, индикатором качества институтов является эффективность правительства.

Однако, регрессионный анализ, проведенный К. Бруншвейлер, не смог подтвердить данную гипотезу. Автор пришел к выводу, что влияние ресурсного изобилия на институты не значимо и даже положительно. В. Полтерович, В. Попов и А. Тонис выделяют идею «условного проклятия». По их мнению, при плохих институтах изобилие ресурсов отрицательно влияет на благосостояние, а при хороших - положительно. К причинам возможного ухудшения институтов В.Полтерович, В.Попов и А.Тонис относят следующие:

1) обилие ресурсов создает стимулы к извлечению ренты, которые реализуются при плохих институтах, еще более ухудшая их;

2) отток трудовых ресурсов и капитала в добывающие отрасли приводит к замедлению развития высокотехнологичных отраслей экономики, а значит, к замедлению совершенствования человеческого капитала. В свою очередь, низкий уровень человеческого капитала препятствует улучшению качества институтов;

3) высокие доходы от экспорта сырья могут уменьшить стимулы правительства к совершенствованию институтов.

Несмотря на то, что доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов, повышение доходов будет наблюдаться лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе страны будут испытывать снижение темпов роста доходов. Посредством чего ресурсное изобилие влияет на экономический рост? Гифасон и Зоега полагают, что ресурсное изобилие порождает имущественное неравенство, которое, в свою очередь, прямо или косвенно воздействует на экономический рост. Имущественное неравенство влияет на экономический рост через экономическую политику: налоги, трансферты и расходы на образование. Кроме того, изобилие ресурсов негативно отражается на ВВП, тем самым снижая темпы экономического роста. Согласно исследованиям, проведенным Саксом, ВВП в странах, богатых природными ресурсами ниже, чем в странах, в которых они отсутствуют. Кроме того, ресурсный подъем приводит к деиндустриализации в стране.

Что же касается феномена «голландской болезни», то по определению Сакса, его суть заключается в том, что изобилие ресурсов в целом или отдельные ресурсные бумы отвлекают ресурсы из секторов экономики, производящих положительные экстерналии. Сакс отмечает, что «голландская болезнь» является своеобразным каналом негативного влияния ресурсного изобилия на экономический рост в стране. «Голландская болезнь» характеризуется высокими темпами роста сектора услуг и стагнацией обрабатывающей промышленности, низкими объемами экспорта промышленной продукции. Иными словами, как точно определили это понятие В. Корден и Дж. Ниари, «голландская болезнь» - это сосуществование резко растущего и отстающего секторов в экономике. Гуриев С. и Сонин К. полагают, что «голландская болезнь» может усилить экономическую волатильность. Высокие цены на сырье вызывают экономический бум, который сменяется спадом при последующем снижении цен.

Кроме «голландской болезни», Сакс выделяет следующие негативные каналы влияния ресурсного подъема на экономический рост:

1) политическая нестабильность;

2) издержки, связанные с высокой волатильностью доходов от экспорта (в сочетании с неполнотой финансовых и страховых рынков). В России, например, цены на нефть существенно влияют на федеральный бюджет, ВВП в реальном выражении, а также на курс рубля. Поэтому проблема «ресурсного проклятия» в России довольна значительна.

К основным методам решения проблемы «ресурсного проклятия» относят:

1) разработку стратегий экономической диверсификации;

2) совершенствование институтов;

3) сдерживание роста ресурсного сектора с целью предотвращения оттока физического и человеческого капитала из высокотехнологичных отраслей. В условиях российской специфики можно выделить дополнительно следующие меры: институциональные реформы должны быть направлены на снижение административных барьеров для создания и регистрации малых и средних предприятий, защиту прав собственности; обеспечение политической стабильности, необратимости рыночных реформ и итогов приватизации. улучшение инвестиционного климата, привлечение прямых иностранных инвестиций; гибкая таможенная политика, направленная на стимулирование ввоза в Россию инвестиционных, а не потребительских товаров, на создание производств на территории России; совершенствование финансовой системы и банковского сектора для создания условий для диверсификации экономики.

Итак, ресурсное изобилие негативно влияет на экономический рост лишь в странах с плохими институтами, порождая проблему «ресурсного проклятия». «Голландская болезнь», политическая нестабильность, имущественное неравенство, зависимость основных макроэкономических показателей от экспортной выручки усугубляют проблему «ресурсного проклятия». Решение данной проблемы заключается в совершенствовании институтов, финансовой системы в целом, грамотной разработке денежнокредитной политики и диверсификации экономики.

*Доходы от экспорта должны использоваться эффективно, тогда ресурсное изобилие не препятствует экономическому росту.

*Страны-экспортеры нефти – страны, более 50% всех доходов которых составляет прибыль от экспорта нефти. Это Ирак (98%), Венесуэла (более 50 %), Кувейт (95 %), Саудовская Аравия (75%). Не путать с ОПЕК! Например, Иран – член ОПЕК, но доля нефтяного экспорта во всех доходах страны - 45%.

Вопрос 26. Институты: понятие и роль в мировой экономике

Понятие “экономические институты” введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Основоположниками институционализма признаны Т. Веблен, его ученик, специалист в области промышленных циклов У. Митчелл, теоретик, публицист и политический деятель Дж.К. Гэлбрейт, экономист и разработчик глобальных проблем Я. Тинберген и др.

Институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмам контроля за их соблюдением и защиты.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно индентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив, издержки производства и обращения и, соответственно, прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Используя терминологию, разработанную К. Менгером, институты можно определить как общественные блага более высокого порядка. Объясняется это следующим. Если институты обеспечивают производство информации, необходимой для координации действий отдельных экономических агентов, то именно эта информация оказывается общественным благом. Так, рыночная цена, являющаяся носителем информации, формируется на основе взаимодействия экономических агентов, которое построено на определенных правилах.

Институты, обеспечивая агентов необходимой информацией, способствуют формированию совместимых друг с другом ожиданий, обусловливающих координацию их действий и достижение взаимовыгодных результатов. В этом случае институты как набор правил обладают свойствами самодостаточности, добровольности соблюдения и не требуется внешнего органа, обеспечивающего соблюдение установленного правила.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценивание и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и формальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая экономические институты капитализма, подходящие для рыночной модели. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, они часто развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Они организуют взаимоотношения между людьми. Институты определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении, которые имеются у каждого человека. Они включают все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенный порядок человеческим взаимоотношениям.

Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты – это правила, придуманные людьми, а неформальные – общепринятые условности и кодексы поведения (обычаи, традиции и т.д.). Они могут быть продуктом сознательного человеческого замысла (например, конституции) или просто складываться в процессе исторического развития.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, исполняющие идеологические или духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, например нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителей коммунизма.

Институциональные ограничения включают как запреты индивидам совершать определенные действия, так и иногда указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены некоторые действия. Поэтому институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом. Важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что установление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.

Некоторые люди добиваются успеха, постоянно нарушая правила и таким образом устрашая противника (и имеют соответствующую репутацию). Насколько результативна такая стратегия зависит от эффективности контроля за соблюдением правил и суровости наказания. Иногда кодексы поведения – честное соперничество – удерживают агентов рыночной экономики в рамках правил, даже если нарушения сулят им успех в их деле.

Между институтами и организациями существует принципиальное различие.

В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.

В понятие “организация” входят политические органы и учреждения (политические партии, Госдума, контрольные ведомства), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фирмы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры профессионального обучения). Организация – это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Институциональные рамки оказывают широчайшее влияние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок.

Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства. Наряду с применяемой технологией они определяют трансакционные и трансформационные (производственные) издержки, которые в совокупности составляют общие издержки производства.

Связь между институтами и эффективностью производства раскрывает концепция трансакционных издержек. Термин “трансакционные издержки” введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

Участники простой модели персонализированного обмена многократно совершают однотипные сделки друг с другом, хорошо знают атрибуты, характеристики и свойства друг друга. Измеренные трансакционные издержки в таком обществе весьма низки. Обман, нарушение обязательств, беспринципность проявляются очень редко либо вообще отсутствуют, ибо это просто невыгодно. В подобных условиях нормы поведения редко фиксируются в писаных законах. Официальные контракты не заключаются, договорное право как таковое отсутствует. Тем не менее, хотя измеренные трансакционные издержки в подобных обществах низки (при этом неизмеренные издержки при общинном строе могут быть высокими), производственные издержки высоки, поскольку специализация и разделение труда ограничены пределами рынков, заданных персонализированным обменом.

Противоположностью персонализированного обмена является мир специализированной зависимости, в котором благополучие отдельных участников зависит от сложной структуры, характеризующейся индивидуальной специализацией и, следовательно, меновыми связями, имеющими временную и пространственную протяженность. При такой форме обмена трансакционные издержки могут быть высокими, поскольку здесь возникают проблемы как с измерением характеристик объектов обмена, так и с обеспечением соблюдения условий обмена; в результате открывается поле для обмана, нарушения соглашений, беспринципности и пр., поскольку это сулит немалый выигрыш.

Чтобы не допустить подобных действий, приходится создавать сложные институциональные структуры, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали бы потери от вышеперечисленных причин.

Иногда институциональные рамки не поощряют, а тормозят экономическую активность, в этом случае политические и экономические руководители имеют возможность поощрять деятельность по перераспределению, а не по производству материальных благ, формируют неэффективные права собственности, создают монополии, а не конкурентную среду, редко стимулируют инвестиции в образование, науку, которые повышают производительность труда.

Согласно институционализму, сохранение неэффективных институтов объясняется тем, что правительство, преследуя фискальные цели, сужает временные рамки экономической деятельности и тем самым создает разрыв между побудительными мотивами частной деятельности и общественным благосостоянием.

Политическим системам органически присуща тенденция воспроизводить неэффективные права собственности, которые приводят к стагнации или упадку. На это есть две причины. Во-первых, доходы, которые получают правители, могут оказаться выше при такой структуре прав собственности, которая хотя и неэффективна, но легче поддается контролю и создает больше возможностей для взимания налогов, чем эффективная структура, которая требует высоких издержек контроля и сбора налогов. Во-вторых, правители, как правило, не могут позволить себе устанавливать эффективные права собственности, поскольку это может оскорбить одних подданных и тем самым поставить под угрозу соблюдение прав других. Интересы эффективности приносятся в жертву интересам самосохранения, диктующим иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но они могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. В целом институциональные рамки общества определяют издержки контроля активов, которые влияют и на то, как ресурсы используются, и на желания индивидов приобретать активы и инвестировать в них.

Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя не обязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми. Но устойчивость институтов ни в коей мере не противоречит тому факту, что они претерпевают изменения. Развиваются все институты – от традиционных условностей, кодексов и норм поведения до писаного права, обычного права и контрактов между индивидами.

Институциональные изменения – это сложный процесс, потому что предельные изменения могут быть следствием изменений в правилах, неформальных ограничениях, в способах и эффективности принуждения к исполнению правил и ограничений. Хотя формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических или юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое с настоящим и будущим, но и дают нам ключ к пониманию пути исторического развития.

 

Вопрос 27. Формальные и неформальные институты как регуляторы экономической деятельности

Институт — это система правил, имеющая официальный механизм принуждения. Институты представляют собой базовую единицу анализа институциональной экономической теории, а их совокупность составляет предмет этой теории. Институты — это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям.

Они бывают и формальными, и неформальными. Институты могут быть продуктом сознательного человеческого замысла — как, например, Конституция США, или просто складываться в процессе исторического развития, подобно обычному праву. Институциональные ограничения включают как запреты, так и указания. Поэтому, как уже было сказано, институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг c другом. За нарушения есть санкции.

В настоящей работе проводится принципиальное различие между институтами и организациями. Подобно институтам, организации структурируют взаимоотношения между людьми. В понятие “организация” входят политические органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фермы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры профессионального обучения). Организация — это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок. Организации создаются для достижения определенных целей; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений. (Семья – организация, брак – институт).

Неформальные институты сильнее, т.к. на их основе создаются формальные. Неформальные очень медленно меняются. К формальным относится право, к неформальным - обычай.

• Обычаи мало меняются

• Обычаи дополняют право

• Обычаи сформированы обществом, право – специально придуманы

• Право - документально закреплено

• Право - прописаны санкции за нарушение

• Право эффективнее, но есть исключения (порт-разгрузка, малые народы России)

 

Вопрос 28. Коррупция и бюрократия как тормоз экономического развития

Коррупция – использование властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам (не обязательно факт взятки). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. По одному из определений коррупция - это неспособность государства с помощью стимулов направить корыстный интерес человека в продуктивное русло.

Коррупция: расширение теневого бизнеса, уменьшение налоговых поступлений, неэффективное расходование бюджетных средств, имущественное расслоение, препятствует демократии.

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

•административную и как ее разновидность бытовую;

•деловую;

•коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;

•политическую.

1 – низовая, 2-4 – верховая. В Р/т – верховая, в р/ющ – низовая. США – лоббизм.

1) Административная коррупция. Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классический пример административной коррупции: мелкий торговец вынужден давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др. Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

2) Деловая коррупция. Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция - плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

3) "Пленение государства". Пленение государства как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:

Date: 2015-12-12; view: 849; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию