Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический анализ таможенной политики





Воздействие введения таможенного тарифа испытывают на себе две группы лиц в национальной экономике: производители импортозамещающей продукции и потребители импортной продукции. Покажем вначале последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. См. рис. 2.1. Dd – кривая спроса на сахар на внутреннем рынке, а Sd – кривая внутреннего предложения. Предположим, что мировая цена на сахар Pw – ниже внутренней цены равновесия, поэтому стране выгодно импортировать этот продукт. Если первоначально в стране отсутствуют тарифы, то внутренняя цена на сахар не будет отличаться от мировой. По этой цене национальные производители смогут обеспечить предложение сахара только в размере Qs. Разницу между спросом и предложением покроет импорт в размере (Qd – Qs). Потребители получают выгоду или потребительскую ренту в размере площади между кривой спроса и линией мировой цены.

 

 
 

 

 

 


Далее правительство вводит специфическую таможенную пошлину в размере T в целях защиты национальных производителей. Цена импортного товара на внутреннем рынке составит Pw + T. В этих условиях потребители несут потери в размере a+b+c+d, т.к. на данную величину сокращается их потребительская рента. Размеры импорта сокращаются до величины Qd’ – Qs’, а национальные производители могут увеличить производство товара до уровня Qs, т.к. теперь более высокая цена делает рентабельным дополнительное производство. Таким образом, введение импортного тарифа всегда выгодно производителям конкурирующей с импортом продукции, и всегда невыгодно потребителям импорта.

Рассмотрим более подробно распределение ущерба и выгод от введения таможенных пошлин. Национальные производители получают дополнительную прибыль (область а) за счет того, что новая цена позволяет увеличивать физические объемы рентабельного производства. Кроме того, новая цена позволяет покрывать издержки в размере области в. Государство получает налоговые доходы в бюджет от введения таможенной пошлины - область с, представляющая произведение пошлины на единицу товара на общий объем импорта. Следовательно, кроме производителей и государство выигрывает от введения пошлин. Потребители теряют специфическую область d, представляющую чистые потери потребительской ренты или некомпенсированные потери потребителей. Таким образом, введение таможенных пошлин представляет собой механизм перераспределения доходов в экономике от потребителей импорта в пользу производителей импортозамещающей продукции и государства.

Можно ли оценить общенациональные последствия введения тарифа. Чистый экономический анализ позволяет это сделать. Области а и с так или иначе можно рассматривать как общенациональные приобретения, способные быть перераспределенными в пользу тех же потребителей. Доходы госбюджета могут быть непосредственно направлены в пользу потребителей в виде дополнительных субсидий или снижения других налогов. Дополнительные прибыли производителей будут инвестированы в создание новых рабочих мест. А вот область в не может считаться национальным приобретением, т.к. это издержки неэффективные по своей природе, потому что произведены под прикрытием таможенного тарифа и превышают среднемировой уровень. Следовательно, дополнительные издержки производителей вместе с некомпенсированными потерями потребителей составляют чистые национальные потери от введения тарифа. Тем самым, можно утверждать, что чистый экономический анализ всегда доказывает существование потерь для страны от введения тарифа. Почему же тогда все страны всегда используют тарифы в своей политике. Для этого следует оценить дополнительные методы оценки последствий введения тарифов.

§ Если общество допускает, что для него приобретения производителей гораздо важнее, чем потери потребителей, тогда оно будет оценивать область прибылей производителей выше, чем ту же область а как потери потребителей. Обычно так и происходит, когда нужно оправдать сохранение промышленной базы импортозамещающих отраслей.

§ Дополнительный аргумент в пользу тарифов состоит в том, что обществу важно поддержать становление молодых неокрепших на международной арене отраслей, производящих продукцию, которую страна пока импортирует.

§ Тарифы нужны как средство получения государственных доходов и сохранения государства как такового. Если доходная база государства сокращается, это вызывает социально-экономические потрясения, способные привести к развалу экономики и самого государства. Пострадают все, в том числе и иностранные партнеры. Поэтому даже им бывает выгодным введение импортных тарифов как средство сохранение зарубежного рынка для своей продукции.

§ Таможенные тарифы могут быть полезными как стратегическое средство будущего экономического роста государства. Этот довод является исторически первым аргументом в пользу тарифов, который использовали ещё меркантилисты в своих экономических трактатах. Экономическая история стран догоняющего роста (в том числе и России) подтверждает справедливость этого аргумента.

§ Сугубо экономический аргумент в пользу тарифов заключается в их роли как средства воздействия на валютный курс национальной валюты. Введение тарифа удорожает и, следовательно, сокращает импорт, что приводит к улучшению торгового баланса страны. Данное обстоятельство через сокращение спроса на иностранную валюту приводит к повышению курса национальной валюты, что содействует импорту других товаров, снижает стоимость обслуживания государственного внешнего долга и благоприятно воздействует на экономику по другим каналам.

Однако наряду с положительными, существуют и дополнительные отрицательные последствия введения тарифов. Они сводятся к следующим моментам:

§ Дополнительные государственные затраты на сбор пошлин означают вычет из собранных дополнительных налогов. Не весь доход от таможенных сборов идет в государственный бюджет, а часть его направляется на развитие таможенных служб. Это называется административная стоимость введения таможенных тарифов.

§ Если спрос на импорт в экономике малоэластичен, то ожидаемого сокращения импорта после введения тарифов не произойдет, следовательно, внутреннее производство возрастет не столь значительно (попробуйте самостоятельно оценить размеры роста внутреннего производства в этом случае по рис.1) и повышения курса национальной валюты также не стоит ожидать. Следовательно, макроэкономический выигрыш в результате введения таможенных пошлин при неэластичном спросе на импорт будет незначителен.

§ Протекционистская по сути политика поддержки национальных производителей сдерживает научно-технический прогресс и способствует развитию монопольных тенденций в отраслях импортозамещения. Если государство способствует повышению цен и ограждает своих производителей от иностранной конкуренции, оно побуждает своих производителей не вкладывать средства в обновление производства и сокращение издержек, способствует сохранению высокого уровня издержек в отраслях. Национальные производители отвыкают от необходимости бороться за потребителя и выказывают монополистические замашки. С другой стороны, иногда государство сознательно идет на снижение таможенных пошлин (или их невведение), чтобы обострить конкуренцию среди национальных фирм-производителей. Так поступило, например, правительство США, когда в конце 70 - х ведущие автомобилестроительные концерны этой страны столкнулись с острой конкуренцией японских компаний. Отказ от высоких таможенных пошлин на японские автомобили только поспособствовал массированной реконструкции американской автоиндустрии и оздоровил американские компании.

Таможенно-тарифное регулирование импорта - один из основных методов торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимодействии с мировым рынком.

Правовой основой таможенно-тарифного регулирования является Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О таможенном тарифе» от 16 апреля 1993 г., Закон «О налоге на добавленную стоимость», Закон «Об акцизах».

Закон РФ «О таможенном тарифе» определяет виды таможенных пошлин, виды ставок пошлин, порядок установления ставок, порядок начисления, уплаты и взимания пошлины, тарифные льготы. Закон «О налоге на добавленную стоимость» и Закон «Об акцизах» вводят внутренние налоги на импортируемую продукцию.

Целями таможенно-тарифного регулирования импорта являются: протекционистская политика, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов на внутреннем рынке; регулирование потребления продукции, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве; обеспечение поступления финансовых средств в федеральный бюджет.

Тарифное регулирование импорта осуществляется с помощью импортных таможенных пошлин и таможенных льгот.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» на отдельные виды товаров могут устанавливаться следующие виды пошлин:

а) сезонные пошлины для оперативного регулирования ввоза товаров, срок действия которых не может превышать шести месяцев;

б) специальные пошлины для защиты экономических интересов РФ;

в) антидемпинговые пошлины, применяемые в случаях ввоза на территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза;

г) компенсационные пошлины, применяемые в случае ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Фрагмент импортного таможенного тарифа РФ приведен в табл. 2.

Таблица 2.

Фрагмент импортного таможенного тарифа

 

Код товара по ТН ВЭД Краткое наименование товара Ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости,либо в евро)
         
  Мясо и пищевые мясные субпродукты 7,5    
  Жевательная резинка, покрытая или не покрытая сахаром   12,5 25 (но не менее 1 евро за 1 кг.)  
  Вина игристые 0,66 евро 1 л. 1,327 евро за 1 л. 2,64 евро за 1 л.
  Перчатки хирургические   БЕСПОШЛИННО

Существуют три вида ставок импортной таможенной пошлины. В импортном таможенном тарифе, изложенном в Приложении 1 к инструкции ГТК России от 20 марта 1993 г. № 01-2012213, они помещаются в Колонках 1,2,3.

Ставка, помещенная в колонке #2, называется базовой ставкой. В колонке №1 величина базовой ставки для некоторых товаров уменьшена в два раза, а в колонке #3 величина базовой ставки увеличена в два раза.

Ставки импортной меняются в зависимости от страны происхождения товара.

Базовые ставки используются для товара, который происходит из стран, пользующихся в торговле с РФ режимом наиболее благоприятствующей нации (вторая колонка). Ставки первой колонки используются для товара, происходящего из развивающихся стран.

Ставки третьей колонки используются для товара, происходящего из стран, не пользующихся в торговле с РФ режимом наиболее благоприятствующей нации, и для случаев, когда нельзя доказать происхождение товара. Товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию РФ беспошлинно.

Процедура определения страны происхождения товаров изложена в указании ГТК №01-121532 от 17.05.1993 г. «О порядке определения страны происхождения товаров и применения ставок импортного таможенного тарифа РФ».

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.

Существует список товаров, которые относятся к полностью произведенным в данной стране. К ним относятся:

· полезные ископаемые;

· растительная продукция;

· животные;

· товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, произведенной полностью в стране.

В случае, когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.

Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:

а) Изменения товарной продукции на уровне любого из первых 4

знаков ТН ВЭД, происходящие в результате ее переработки.

Например: 4901-печатные книги, брошюры, листовки и аналогичные печатные издания; 4902-газеты, журналы и прочие периодические издания.

б) Выполнение производственных или технологических операций,

достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из

той же страны, где эти операции имели место.

в) Изменения стоимости товара, когда процентная доля стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Так как от страны происхождения товара зависит размер ставки импортной пошлины, то в подтверждение происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ может требовать сертификат о происхождении товара.

Сертификат является основанием для таможни снизить ставки импортных таможенных пошлин в два раза для товаров, происходящих из развивающихся стран, и освободить от уплаты импортных пошлин товары, импортируемые из наименее развитых стран.

Если стоимость товара до 5000 $, предоставление сертификата происхождения не требуется. Страну происхождения указывает экспортер на товаросопроводительных документах.

Тарифные преференции предоставляются при предъявлении сертификата о происхождении товара только при соблюдении правил «прямой отгрузки непосредственной закупки». Непосредственная закупка - товар приобретается импортером у фирмы, зарегистрированной в стране, пользующейся тарифными преференциями.

Прямая отгрузка - отгрузка из страны, пользующейся тарифными преференциями, непосредственно в РФ.

В сертификате может быть указана следующая информация о происхождении товара:

Р - товар полностью произведен в стране, откуда вывозится; V-товар полностью произведен в стране, откуда вывозится. Например: V=30%, то обозначает, что товар на 30% состоит из импортных компонентов.

Если V>50%, то товар не считается произведенным в стране, откуда он вывозится.

Сертификат должен свидетельствовать о том, что товар происходит из соответствующей страны, и он должен содержать:

а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат о том, что предоставленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Правила определения страны происхождения товаров из стран СНГ аналогичны правилам определения происхождения товаров из развивающихся стран.

Государства-члены СНГ обмениваются образцами печатей и надписей, которые должны быть на сертификатах. В мировой торговой практике сертификаты происхождения товаров выдают торгово-промышленные палаты. В соответствии с законом РФ «О таможенном тарифе» от импортной пошлины освобождаются:

а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки;

б) предметы материально-технического снабжения, ввозимые на территорию РФ для российских судов, ведущих морской промысел;

в) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств, имеющими право на беспошлинный ввоз на основании международных соглашений РФ;

г) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

д) товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи по линии государств, правительств, международных организаций;

е) товары, перемещаемые в режиме транзита через территорию РФ.

Антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины вводятся в соответствии с документом «Порядок проведения расследования, предшествующего введению защитных мер».

Расследования на предмет введения антидемпинговых пошлин проводится в соответствии со ст.11 закона РФ «О таможенном тарифе». В ходе расследования определяется величина демпинга (демпинговая разность), для чего цена ввозимого товара и его цена на внутреннем рынке РФ сравниваются на сопоставимой базе.

При сравнении вводятся поправки, отражающие различия в условиях продажи, налогообложения и др.

Расследования на предмет введения компенсационных пошлин проводятся в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Расследования по факту субсидирования ввозимых товаров прекращается в условиях, когда доказано, что сумма субсидии составляет менее 1 процента фактурной стоимости товара, в отношении которого проводится расследование.

 

Date: 2015-12-12; view: 964; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию