Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руки актера

И.А.Зайкин

 

как система планшетной РУКИ-КУКЛЫ.

 

Театр кукол всегда удивляет зрителя неожиданностью художественного решения. Разные системы кукол своеобразно выражают действие кукольного персонажа на сцене. Тростевая кукла способна передать мельчайшие переживания роли. Петрушка восхищает своей неожиданной активностью. Планшетные куклы, появившиеся в российском театре во второй половине XX века, привлекают большим количеством выразительных возможностей. Их распространение началось со спектаклей «Винни-Пух» по сказке А.Милна и «Голый король» по пьесе Е.Шварца в постановках М.М.Королева. Куклы-марионетки очень выразительны, но на сценах театров в России встречаются крайне редко, что связано со сложностью их изготовления. Существование таких театров возможно только тогда, когда находится мастер – умелый резчик кукол. Таков, например, петербургский театр «Кукольный дом» А.Максимычева. Немного особняком находится театр теней, в котором преобладает изобразительная сторона спектакля.

Практически нет в искусстве театра кукол – театра рук, который по своей выразительности иногда не уступает выразительности кукол. Чаще всего театр рук возникает в формах эстрадных представлений. Таков, например, театр рук «Hand Maid», работающий на эстраде и являющий форму эстрадного искусства. Другие системы кукол тоже появляются на эстраде. Можно вспомнить марионеток театра В.Ордина или знаменитые концертные номера С.В.Образцова, появление которых сам мастер объяснял следующим образом: «В поисках наиболее известного, следовательно, наиболее воспринимаемого материала, я натолкнулся на мысль сделать куклу просто голой рукой, насадив только на указательный палец шарообразную голову. Возможность и выразительность таких кукол оказались невероятными и, конечно, не исчерпывались первой работой с ними (романс Чайковского)».1

Но, руки-художника??? в театре встречаются крайне редко. Это связано с камерностью выразительных средств

***

 

Руки на сцене имеют две функции: изображать и действовать. «Способность рук сценически действовать – обычное явление в - - - - - - - -

1. Образцов С. Театр куклы // «Советский театр», 1931, № 7. С. 29.

театре. В балете руки танцуют, в других театрах действуют так же или почти так, как руки человека в жизни, в театре кукол приводят кукол в движение. И только в одном случае “перестают быть руками”, превращаясь в материал для скульптурных изображений. Эта их функция резко отличается от всех других, какие бывают у человека на сцене» 2. Как только изображающая рука начинает еще дополнительно двигаться и действовать – она превращается в миниатюрный персонаж. Изображающие и действующие руки – это условная форма театра кукол. Впрочем, и все искусство театра кукол стремится к большой условности.

В театральной школе развитию пластики рук уделяется большое внимание. Создан комплекс упражнений по снятию зажимов, развитию движенческих возможностей руки, кисти, пальцев. Общий тренинг рук хорошо разработан и применяется во многих театральных школах. Но, тренинг руки на планшете имеет свои особенности.

 

***

 

Система «рука-на-планшете» имеет только присущие ей выразительные средства. Представим себе: ладонь руки перпендикулярна к плоскости стола. Указательный и средний пальцы соответствуют ногам персонажа-человечка; большой палец и мизинец – руки; безымянный убран внутрь ладони (он в изобразительной структуре персонажа не участвует). Для большей выразительности на запястье крепится условная «голова» (чаще всего полусфера) с условными чертами «лица».

Теперь рассмотрим физиологические особенности строения руки. Чаще всего указательный и средний палец актера бывают разной длины. Чтобы избежать неровной, хромающей походки, на более короткий палец (указательный) надевают «наперсток». Для скрытия «наперстка» актер надевает перчатку, а концы пальцев маскируются обувью персонажа. При этом сам актер, в основном, работает в черном костюме, чтобы скрыть перчатку от запястья и выше черным рукавом – у человечка-куклы появляются плечики.

Другая особенность: безымянный палец обычно очень «ленив» и не убирается в ладонь актера, что вызывает неприятное чувство в восприятии человечка-куклы. Малая форма этой разновидности «рук-художников» требует особой «мелкой» выразительной пластики, особой развитости моторики пальцев актера.

----------

2. Королёв М.М. Искусство театра кукол. Л., Искусство, 1973. С. 61.

 

Система «рука-кукла на плоскости» возникла в театральной школе кукольников в середине 60-х годов прошлого века. Недавно автор статьи в разговоре с профессором Николиной Георгиевой (ВИТИЗ, София) пытался выяснять, когда же возникла эта разновидность рук-художников. И мы пришли к выводу, что в болгарской школе кукольников рука на планшете появилась примерно в то же время, что и у нас. Хотя установить точную дату появления этой системы невозможно.

Приведем примеры работы с этой системой.

В 1969 г. Л.А.Головко ставит на своем курсе спектакль-концерт “Куклы 69”, где впервые появились руки на планшете. Это был номер “Яблочко”. Две руки (два актера) на плоскости – моряки – отплясывают “яблочко”. Появляется третий – юнга, пытается встроиться в танец, но у него ничего не получается. Двое учат его танцевать. В финале все трое лихо отплясывают танец.

В 1985 г. на курсе автора статьи в Ярославском театральном училище (ВУЗе) был сделан маленький спектакль из танцевальных номеров (на музыку Джона Кандера к мюзиклу «Кабаре»). По окончании ВУЗа несколько студентов стали работать в Архангельском театре кукол. Они предложили этот материал главному режиссеру – Дм. Лохову, и спектакль был воссоздан актерами театра. Оформленный художником театра Л.Николаевой, спектакль приобрел вид законченного произведения.

Но не только танцевальные этюды подвластны планшетной руке-кукле. Также удаются этой системе этюды бытового и других жанров. На курсе автора статьи (выпуск 2010 г.) был сделан этюд «Сон». Человек приходит домой, открывает дверь; он устал, прикрывает дверцу открытого шкафа; ложится на диван и засыпает. (Вся обстановка комнаты создается тоже из рук студентов). Ему снится сон: диван превращается в птицу, остальная «мебель» становится различными животными. Человек просыпается – все на месте, это был только сон. Так в бытовом этюде рука на планшете находит свое воплощение. На этом же курсе был поставлен спектакль «Чепухоносики» по повести А. Куркова. В примененной здесь системе планшетных кукол ножками кукол студенты управляли указательным и средним пальцами руки.

 

Для развития пластики руки и пальцев выработано несколько специальных упражнений. Этими упражнениями следует заниматься тогда, когда освоен основной тренинг пластики рук. Приведем примеры упражнений:

1. Основное положение – рука на плоскости (стола), от локтя до кончиков пальцев.

а) Сгибаем крайний сустав пальца внутрь ладони. Средний сустав не сгибается. (По очереди каждым пальцем)

б) То же упражнение со средним суставом.

в) То же упражнение с первым суставом от ладони.

2. Рука на плоскости. Поднимаем по очереди пальцы вверх,

постепенно увеличивая подъем.

3. Пальцы свисают с плоскости. Требуется продлить воображаемую плоскость, поднять пальцы и повторить предыдущие упражнения.

 

4. Основная стойка – рука перед собой, вертикально, ладонь на уровне плеча – пальцы направлены вверх. Исполняем те же упражнения,

При выполнении этих упражнений студент должен следить:

1. За возникающими мышечными зажимами и убирать их.

2. Большое внимание уделять развитию безымянного пальца. Соединим пальцы руки вместе, повторим упражнения для безымянного пальца, добиваясь четкого выполнения упражнения. Повторим то же самое, слегка разведя пальцы в стороны (в плоскости ладони). Добиваемся такого же движения безымянного пальца, как и у других пальцев.

В этих упражнениях умение достигается постепенно с увеличением нагрузки на пальцы. Курс длится до обретения полной подчиненности работы пальцев желанию исполнителя и под контролем преподавателя.

Переходим к упражнениям на плоскости. Основное положение руки от кончиков пальцев до запястья перпендикулярно к плоскости (указательный палец в «наперстке»). Безымянный палец убран внутрь ладони. Пальцы – большой и мизинец – слегка расставлены в стороны. Учимся «ходить».

1. Подтянули указательный палец вверх – кончик указательного скользит вдоль среднего пальца, опустили; то же со средним пальцем.

2. Повторяем упражнение, но конец пальца над плоскостью (сгиб в «колене»).

3. Слегка приподнимаем указательный палец и ставим его на плоскость вперед, подтянув средний и переставив впереди указательного («шаги» руки-куклы). Ладонь во время «шагания» – в вертикальном положении.

4. Развиваем походку: шаги вперед – назад, повороты направо – налево. При повороте налево указательный палец остается на месте, средний переносится вперед и налево; соответственно делается правый поворот.

Следует учитывать, что «руки» в этой системе не имеют такой выразительности, как в любой другой системе театральной куклы. Но и они участвуют в движении руки-куклы. Совершая шаг вперед указательным пальцем, мизинец слегка выдвигается вперед; при шаге вперед средним пальцем, большой палец выдвигается вперед.

Движения корпуса куклы ограничены. Рука-кукла может посмотреть вниз, перед собой. Слегка повернуться направо, налево, не отрывая ног от пола, может делать это в движении. При выполнении особых задач в этюде может повернуться спиной к зрителю, но в этом случае имеет смысл скрыть поджатый палец руки-куклы костюмом.

Голова руки-куклы тоже остается неподвижной, если для особых художественных целей раскрытия сюжета ею не приходится управлять с помощью трости.

В танцевальных номерах, как было сказано, рука-кукла наиболее выразительна. Используя различные темпы и ритмы, можно только при помощи ног передать содержание танца, используя и различные (особенные) движения ног.

 

* * *

 

Рука на планшете имеет только присущие ей художественные особенности. Рука без перчатки вписывается в общий тренинг рук актера-кукольника, изображая людей, животных в очень условной форме.

Другое дело – рука в перчатке. Перчатка и головка создают новое, неожиданное воплощение: руки – человечка. Тем более, если перчатка имеет форму костюма, а «личико» изображает какую-либо черту характера. Мы видим перед собой не просто руку, а руку-куклу. Это важный момент в переходе тренинга студента от руки к кукле. Пластические, выразительные особенности этой руки-куклы, хотя и достаточно условны, но и многообразны. Особенность пластики такой куклы в том, что ее не покажешь спиной (внутренняя сторона руки скрывает поджатый безымянный палец), если не замысливается специальный костюм персонажа. Но повороты trois quarts (труакар) эта кукла делает совершенно. Ручки куклы-руки минимально выражают движение рук человека. Поэтому основными выразительными средствами руки-куклы являются ноги и положения корпуса.

 

* * *

 

 

Плавный переход: рука – рука-кукла – кукла, представляется методическим необходимым не только для овладения планшетной куклой, но и других систем кукол. Этот метод позволяет студенту быстрее понять и выполнить точное пластическое движение куклы потому, что оно идет от руки.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Введение. кафедра экономико — управленческих дисциплин

Date: 2015-12-12; view: 994; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию