Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тигренок





Эй, не стойте слишком близко —

Я тигренок, а не киска!

 

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

 

Рассмотрите еще раз с детьми картинки с изображением жирафа, зебры, тигра и других животных. Отметьте, что у всех животных есть туловище, которое можно изобразить в виде овала. Голова с вытянутой мордой. У жирафа – длинная тонкая шея, у зебры – поменьше и пошире, а у тигра – короткая. У всех животных – четыре ноги. У жирафа они длинные, у зебры – покороче, а у тигра мощные широкие лапы. Выделите особенности хвостов: у жирафа и зебры – с кисточкой на конце, у тигра – как толстая веревка. Поговорите с детьми об окрасе животных. Обратите внимание детей, что у зебры есть грива.

Покажите детям на отдельном листе последовательность изображения одного из этих животных. Начать следует с овального туловища, затем пририсовать голову, шею, ноги и хвост. Предложите нарисовать простым карандашом одного или двух животных по желанию, соблюдая ту же последовательность, а потом закрасить восковыми мелками.

Фон лучше выполнить акварельными красками, проведя линию горизонта и закрасив нижнюю часть зеленым цветом (трава), а верхнюю – голубым (небо).

Конечно, если ребенок хочет нарисовать других обитателей зоопарка, ни в коем случае нельзя запрещать делать этого.

 


Тема недели «Театр»

Занятие 27. Три медведя

(Рисование сангиной)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с сангиной. Учить рисовать мелком сангины, затушевывать линии. Продолжать упражнять в графическом изображении животных, стоящих на задних лапах. Закреплять умение вписывать изображение в лист, располагать животных в нужной последовательности.

Раздаточный материал. Бумага для акварели, сангина, ватные тампоны (для растушевывания), салфетки (подложить под правую руку).

Ход занятия

Прочитайте детям загадку В. Степанова и попросите угадать, что это за сказка:

Чашки три и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

Убегай скорей, сестричка.

Из окна лети, как птичка.

Сказка Л.H. Толстого «Три медведя»

 

Вспомните, что папа-медведь был самым большим, мама-медведица – поменьше, а их сынок – самым маленьким.

Предложите изобразить сангиной контуры трех медведей, стоящих на задних лапах. Напомните детям, что сангина легко ломается, поэтому рисовать ей нужно легко, без нажима. Под кулачок правой руки желательно положить салфетку. Покажите детям, как сначала нарисовать плавными линиями большого медведя – круглую голову, овальное туловище, вытянутые лапы. Для передачи пушистой шубки медведя следует растушевать контуры ватным тампоном. Закрашивать медведя не надо, бумага должна просвечивать.

Детям сначала надо подумать, где и какой медведь будет нарисован.

Внизу штрихами можно нарисовать траву, если останется место – силуэты деревьев.

Чтобы изображение не стиралось, надо обрызгать его лаком для волос.

 


Занятие 28. Сказка «Теремок»

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать формировать умение самостоятельно выбирать сюжет сказки и делать иллюстрации. Закреплять умение изображать животных разных размеров, соблюдая их пропорции, передавая позы, характерные особенности и движения.

Демонстрационный материал. Сказка «Теремок» с иллюстрациями.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Заранее прочитайте с детьми русскую народную сказку «Теремок» (или украинскую – «Рукавичка»).

На занятии вспомните развитие событий сказки «Теремок» по иллюстрациям в книге.

Предложите проиллюстрировать один из эпизодов сказки сначала простым карандашом, а затем оформить работу гуашевыми красками. Обязательно попросите тонировать лист после того, как рисунок будет готов.

 


Тема недели «Готовимся к празднику»

Занятие 29. Снежинки

(Рисование восковыми мелками и акварелью)

Программное содержание. Учить рисовать восковыми мелками или свечой снежинки разнообразными линиями (короткими, длинными, закругленными). Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги. Продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать воображение, фантазию и художественный вкус.

Раздаточный материал. Акварельная бумага, восковые мелки или свечи, акварельные краски, широкие мягкие кисти, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Абелян «Снежинка»:

– Опустись, снежинка,

На мою ладошку:

Кружишься давно ты,

Отдохни немножко!

– Ишь, какая хитрая!

Думаешь, не знаю:

На ладошке теплой

Сразу я растаю!

 

Спросите детей:

– О чем это стихотворение? (О снежинке.)

– Почему снежинка не хотела опускаться на ладошку? (От теплоты рук она тает.)

Предложите изобразить восковыми мелками красивую пушистую снежинку, рисуя пересекающиеся в центре длинные линии, дополняя их короткими черточками и округлыми линиями. Можно нарисовать несколько снежинок. А затем акварельными красками тонировать лист бумаги.

Занятие 30. Дед Мороз

(Свободный выбор материала)

Программное содержание. Продолжать учить детей придумывать и воплощать рисунок на бумаге, выбирая подходящий для рисования материал (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши или восковые мелки). Развивать воображение и образное мышление при отгадывании загадок.

Демонстрационный материал. Игрушечный Дед Мороз.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, кисти, тряпочки, палитры, баночки с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение-загадку Н. Найденовой «Зимний гость»:

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придет.

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовил он для всех…

 

Спросите детей:

– Что это за гость, приготовивший нам подарки? (Дед Мороз.)

Предложите детям угадать, что им подарит Дед Мороз. Ребята самостоятельно придумывают, что им подарит Дед Мороз, и изображают на листе бумаги в любой технике.

 


Тема недели «Новый год»

Занятие 31. Снегурочка

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Учить детей рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела. Добиваться выразительности образа. Закреплять умение рисовать контур простым карандашом без нажима. Развивать творчество.

Демонстрационный материал. Книги с изображением Снегурочки (русская народная сказка «Снегурушка» и др.).

Раздаточный материал. Палитры с нарисованными кругами голубого, синего, фиолетового, темно-зеленого цветов, альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей с русской народной сказкой «Снегурушка» (или любой другой с участием Снегурочки).

На занятии рассмотрите изображение Снегурочки на страницах книги. Обратите внимание на подобранные художником цвета. Вспомните с детьми, какие цвета относятся к холодным (голубой, синий, фиолетовый, темно-зеленый), а какие – к теплым. Покажите детям палитру холодной гаммы.

Если нарисовать Снегурочку желтой, оранжевой или красной краской, то от теплых цветов она растает. Поэтому следует использовать холодные цвета.

Предложите нарисовать Снегурочку в длинной шубке, расширяющейся книзу. Сначала карандашом надо наметить рост Снегурочки, низ головы, пояс. Важно соблюдать пропорции: следить, чтобы голова была не слишком маленькая или, наоборот, большая. Затем можно продолжать в цвете: шуба с рукавами, ноги в сапожках, на голове красивая шапочка. Еще раз с детьми вспомните холодные цвета и посоветуйте использовать только их. Когда краска подсохнет, шубку, шапку и сапоги Снегурочки можно украсить.

Занятие 32. Елочка

(Тычок жесткой полусухой кистью)

Программное содержание. Развивать умение вписывать изображение в лист. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью, самостоятельно украшать предмет. Добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов. Развивать творческие способности.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, жесткие и мягкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой «Под Новый год»:

Ходят елки по одной,

Ходят парами,

Тротуаром, мостовой

И бульварами.

Скоро, скоро Новый год!

Вся с иголочки

К вам придет и к нам придет

Гостья – елочка!

 

Спросите детей:

– О чем это стихотворение? (О елках.)

Чтобы елка получилась высокая, лист лучше расположить вертикально. Простым карандашом посередине нужно наметить ствол и отходящие от него в разные стороны ветви, сверху короткие, а внизу длинные. Ствол не должен быть слишком толстым.

Чтобы елка получилась пушистой, нужно на сухую жесткую кисточку набрать чуть-чуть зеленой гуаши и, держа кисть вертикально (кисточка стучит «каблуком»), делать сверху «тычки» по веткам елки. Когда краска подсохнет, нужно мягкой кисточкой украсить елку новогодними шариками, игрушками, бусами и гирляндами. Под елкой можно нарисовать подарки.

 


Тема недели «Белоснежная зима»

Занятие 33. Снеговик

(Тычок жесткой полусухой кистью)

Программное содержание. Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать отзывчивость и доброту

Раздаточный материал. Листы синей, голубой, серой или розовой цветной бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям начало стихотворения Д. Чуялко:

Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами,

Был он с пышными усами.

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом,

Ночью снеговик исчез.

Может быть, ушел он в лес?

 

Спросите детей:

– О чем это стихотворение? (О снеговике.)

– Что с ним случилось? (Он исчез, наверное, растаял.)

Предложите детям вернуть снеговика, нарисовав его красками. Вместе определите, что снеговик состоит из трех кругов – маленького, среднего и большого. Чтобы снеговик получился снежным, нужно на сухую жесткую кисточку набрать немного белой гуаши и, держа кисть вертикально (кисточка стучит «каблуком»), делать сверху «тычки», располагая их по контуру и внутри него. Когда краска подсохнет, нужно нарисовать снеговику кончиком мягкой кисти глаза-угольки, нос-морковку, рот-палочку, руки-веточки, на голове – ведро. Вокруг можно поставить несколько точек-снежинок.

Занятие 34. Зима в лесу

(Тычок жесткой полусухой кистью)

Программное содержание. Продолжать учить рисовать пейзаж белой гуашью, используя фон разных цветов и разнообразные техники рисования (примакивание тонкой кистью и тычок жесткой полусухой кистью). Закреплять умение вписывать изображение в лист. Развивать воображение, творчество, эмоционально-эстетические чувства, любовь к природе.

Демонстрационный материал. Репродукции картин с изображением зимнего пейзажа.

Раздаточный материал. Розовые, голубые, серые и фиолетовые листы цветной бумаги, белая гуашь, мягкие и жесткие кисти, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Рассмотрите с детьми репродукции картин зимних пейзажей.

Спросите детей:

– Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж.)

Обратите внимание ребят на разные формы деревьев: со стройными или толстыми стволами, изогнутыми, прямыми или раскидистыми ветками. Елки зимой стоят белые от снега, все деревья покрыты инеем. Утром снег кажется розовым от лучей восходящего солнца, в пасмурный день – снег серый от теней деревьев, в яркий солнечный день – голубой, а темной ночью – фиолетовый.

Прочитайте детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

Предложите детям самим решить, на каком фоне они будут рисовать зимний лес – розовом, голубом, сером или фиолетовом. Использовать можно только белую гуашь. Ребятам надо рисовать тонкой кистью силуэты деревьев, а затем примакиванием мягкой кисти или тычком жесткой полусухой кисти изображать снег на деревьях.

На следующем занятии пейзаж можно дополнить дикими животными, обитающими в зимнем лесу

 


Тема недели «Дикие животные»

Занятие 35. Кто живет в зимнем лесу?

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных размеров изображаемых животных. Развивать фантазию, воображение и творчество.

Демонстрационный материал. Предметные картинки лисы, волка, зайца, белки.

Раздаточный материал. Нарисованные детьми пейзажи, простые карандаши, гуашь, мягкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям начало стихотворения С. Маршака «Белая страница»:

Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

Здесь проехали полозья —

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след.

 

Спросите детей:

– Про кого рассказывается в этом стихотворении? (Про лису и птиц.)

– Кого еще можно увидеть в зимнем лесу? (Зайца, волка, белку).

Рассмотрите предметные картинки этих животных, попросите рассказать, как их рисовать (начинаем с овального туловища, потом голову, лапы и хвост нужной формы). Можно изобразить выглядывающую из-за дерева лису или спрятанного под кустом зайца.

Дети намечают зверей сначала простым карандашом, а затем оформляют работу в цвете. Напомните, что звери оставляют следы на снегу.

Занятие 36. Лис и мышонок

(Штриховка-«зигзаг» цветными карандашами)

Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных, стоящих на четырех лапах, используя овалы и круги. Продолжать учить вписывать композицию в лист. Учить передавать фактуру меха при помощи штриховки цветными карандашами. Упражнять в зигзагообразной штриховке.

Демонстрационный материал. Сказка В. Бианки «Лис и Мышонок» с иллюстрациями Ю. Васнецова.

Раздаточный материал. Листы для акварели, простые карандаши, цветные карандаши.

Ход занятия

Прочитайте ребятам сказку В. Бианки «Лис и Мышонок»:

 


...

 

– Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

– Для чего землю копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лис, прятаться.

– Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

– А у меня в норке спаленка.

– Кушать захочешь – вылезешь.

– А у меня в норке кладовочка.

– Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю.

– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

 

Спросите детей:

– Кто герои этой сказки? (Лис и Мышонок.)

– Что такое «отнорок»? (Запасной выход из норки.)

– Кто в сказке хитрее – Лис или Мышонок? Почему? (Мышонок, потому что у него в норке был запасной выход, через который он смог убежать от Лиса.)

Рассмотрите иллюстрации к сказке и предложите детям подумать, какие иллюстрации они бы нарисовали. Напомните детям, как рисовать животных (овальное туловище, затем голова, лапы и хвост). Обратите внимание детей на то, что Лис намного больше Мышонка. Для передачи пушистой и мягкой шерсти лисы нужно использовать штриховку – короткие, ритмично расположенные зигзагообразные линии. Рисунок необходимо дополнить – нарисовать и закрасить цветными карандашами норку, деревья. При помощи штриховки изобразить траву.

 


Тема недели «Домашние животные»

Занятие 37. Козленок

(Штриховка-«петелька» фломастерами)

Программное содержание. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения – штрихом-«петелькой». Показать особенности и возможности безотрывных круговых движений при передаче фактуры кудрявого меха козленка. Поупражнять в рисовании «петелькой».

Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или гелевые ручки.

Ход занятия.

Заранее прочитайте с детьми русскую сказку «Волк и семеро козлят».

Загадайте загадку В. Степанова об этой сказке:

Жили-были семь ребят,

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут, зубами щелк да щелк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

 

Вспомните с ребятами эту сказку и предложите изобразить одного из козлят.

Детям нужно простым карандашом нарисовать силуэт козленка, а затем круговыми безотрывными движениями рисовать по контуру и внутри контура штрихи «петелькой», направленные в одну сторону Цвет фломастера можно выбрать любой.

Занятие 38. Петушок

(Рисование ладошкой)

Программное содержание. Продолжать учить обводить контуры ладошки цветным карандашом. Учить придавать знакомому предмету новый образ. Закреплять умение доводить рисунок до конца. Развивать наблюдательность и воображение.

Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, цветные карандаши.

Ход занятия

Прочитайте детям считалку Е. Благининой:

Петушок,

Петушок,

Покажи свой

Кожушок!

Кожушок горит огнем.

Сколько

перышек

на нем?

Раз – два – три – четыре – пять,

Невозможно

Сосчитать!

 

Обязательно объясните, что кожушок – это маленький кожух, вид верхней одежды, кафтан, подбитый мехом.

Предложите посмотреть на свою ладонь и сказать, можно ли ею нарисовать петушка. (Можно нарисовать голову петушка: ладонь будет головой, большой палец – клювом, а остальные пальцы – гребешком.)

Детям надо положить ладошку с растопыренными пальцами на лист бумаги и обвести ее по контуру желтым карандашом. Затем красной волнистой линией объединить четыре пальца в гребешок и закрасить его, большой палец превратить в клюв, а снизу нарисовать красную бородку.

 


Тема недели «Живой уголок»

Занятие 39. Черепаха с черепашатами

(Рисование сангиной)

Программное содержание. Продолжать знакомить с графическим изображением животных разных размеров, обучать рисованию сангиной по мокрому листу бумаги, развивать легкие, слитные движения при рисовании мелком. Закреплять умение композиционно завершать рисунок. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Бумага для акварели, сангина, салфетки (подложить под правую руку), широкие кисти, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение К. Чуковского «Черепаха»:

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил,

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПAXA!

Это – ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА!

ПАПАХА!»

 

Спросите у детей:

– На что похожа черепаха? (На камень.)

Предложите детям нарисовать черепаху и ее детишек сангиной. Напомните им, что мелок сангины часто ломается, поэтому рисовать им нужно легко, без нажима. Раздайте детям листы акварельной бумаги и предложите слегка смочить их водой при помощи широкой кисти. Затем попросите изобразить контур мамы-черепахи: нарисовать большой полуовал (панцирь), потом овальную голову с шеей, две лапы и хвост. На панцире нарисовать пересекающиеся линии. Закрашивать черепаху не надо. На свободных местах можно нарисовать несколько маленьких черепашат. Рисунок можно дополнить травой, камнями, солнцем и т. д. Обратите внимание детей на то, что при рисовании сангиной по мокрому листу получается эффект акварели.

Занятие 40. Аквариум

(Рисование акварелью и гуашью, эффект соли)

Программное содержание. Расширить и уточнить представления детей о рыбах и среде их искусственного обитания (аквариуме). Учить рисовать рыб простым карандашом, закрашивать гуашью, посыпать солью для имитации чешуи. Продолжать учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Закреплять умение сочетать в рисовании гуашевые и акварельные краски, соль. Развивать внимание.

Демонстрационный материал. Изображения аквариумных рыб (гуппи, скалярии, сомики и т. д.) и других животных (лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи и т. д.).

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашевые и акварельные краски, солонки с солью, мягкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Показывайте детям картинки, называя рыб и других животных. Если вы показываете картинку рыбы – дети волнистым движением руки изображают, как плавает рыба. Если другое животное – ничего не показывают. Еще раз рассмотрите только рыб, скажите, что это аквариумные рыбки.

Предложите сначала нарисовать простым карандашом аквариум любой формы (круглый, овальный, прямоугольный, квадратный) и изобразить в нем разных рыбок. Затем тонировать аквариум акварелью, закрасить рыбок яркими гуашевыми красками и, пока краска не высохла, обильно насыпать соль на изображения рыб, передавая чешую. Дополните аквариум камушками, ракушками, зелеными водорослями, нарисованными гуашью.

 


Тема недели «Мой дом»

Занятие 41. Ледяная избушка

(Рисование пастельными мелками)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями рисования пастельными мелками. Закреплять приемы рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий мелками.

Демонстрационный материал. Сказка «Заячья избушка», проиллюстрированная Е. Чарушиным.

Раздаточный материал. Палитры с нарисованными кругами холодной и теплой гаммы, бумага для акварели, пастельные мелки, ватные тампоны.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей с русской народной сказкой «Заячья избушка».

Покажите детям палитру с холодными цветами (синим, фиолетовым, голубым, темно-зеленым) и теплыми (желтым, красным, оранжевым, коричневым). Дети должны сами определить, где холодная гамма цветов, а где – теплая.

Предложите детям подумать, в каких тонах лучше нарисовать ледяную избушку лисы, а в каких – лубяной домик зайца. Рассмотрите иллюстрации в книге и определите, какие цвета использовал художник для домика лисы и зайца. Обратите внимание детей, что изо льда можно сделать очень красивый домик, а из дерева избушка получается простая, но крепкая и надежная.

Раздайте детям пастельные мелки. Объясните, что эти мелки хрупкие, поэтому рисовать ими следует аккуратно. Пастель хорошо размазывается с помощью ватного тампона. При необходимости один цвет можно накладывать на другой.

Предложите детям разделить пастельные мелки на две группы: в зависимости от тона. Подумать, какой группой мелков они смогут нарисовать ледяную избушку лисы. Альбомный лист следует расположить горизонтально и на левой его половине нарисовать домик лисы с помощью мелков холодных тонов.

Занятие 42. Лубяная избушка

(Рисование пастельными мелками)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с теплыми тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя теплую гамму цветов. Продолжать знакомить с возможностями рисования пастельными мелками. Закреплять приемы рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий мелками.

Демонстрационный материал. Сказка «Заячья избушка», иллюстрированная Е. Чарушиным.

Раздаточный материал. Выполненный детьми рисунок ледяной избушки с прошлого занятия, пастельные мелки, ватные тампоны.

Ход занятия

Раздайте детям рисунки, сделанные на прошлом занятии. Предложите вспомнить, в каких тонах они рисовали ледяную избушку лисы. Вместе с детьми решите, какие цвета нужно использовать для лубяного домика зайца. (Покажите детям палитру с холодными и теплыми тонами.) Рассмотрите иллюстрации в книге, расскажите, как выглядит домик зайца.

Раздайте детям пастельные мелки. Напомните, что эти мелки хрупкие, поэтому рисовать ими следует осторожно. Пастель хорошо размазывается с помощью ватного тампона. При необходимости один цвет можно накладывать на другой.

Предложите детям снова разделить пастельные мелки на две группы: в зависимости от тона, выбрать мелки теплой цветовой гаммы, затем на правой половине листа нарисовать этими мелками домик зайца.

В конце занятия можно дополнить изображение деревьями, нарисовать лису и зайца.

 


Тема недели «Мой город»

Занятие 43. На моей улице

(Рисование угольным карандашом)

Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным карандашом контуры многоэтажных и одноэтажных домов. Закреплять знания об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон). Учить создавать городской пейзаж.

Демонстрационный материал. Картины с изображением деревянной и белокаменной Москвы, фотографии современного Кремля и московских улиц (для жителей Москвы).

Раздаточный материал. Бумага для акварели, угольные карандаши, ватные тампоны.

Ход занятия

Расскажите детям об основании города Москвы (или города, в котором живут дети):

«Основание Москвы связано с русским князем Юрием Долгоруким. Раньше это было обыкновенное село Кучково, т. к. жил в нем боярин Степан Кучка. Там на высоком холме князь Юрий Долгорукий встречался с другим князем, чтобы заключить союз. Место на берегу реки Москвы так понравилось Юрию Долгорукому, что он решил присоединить эти земли к своим и построить небольшую деревянную крепость. По приказу князя село Кучково стало называться Москвой (по имени реки).

Прошло много-много лет, и на месте деревянной крепости был возведен белокаменный Кремль (покажите картины с изображением белокаменного кремля). А еще через какое-то время был построен Кремль из красного кирпича (покажите фотографию).

С тех пор Москва сильно изменилась: стоят высотные дома, по улицам ездят машины, автобусы, трамваи (покажите фотографии современных московских улиц). А ведь когда-то здесь была маленькая деревянная крепость, да два десятка домов стояли на берегу реки».

Спросите детей, видели ли они Московский Кремль.

– Сегодня мы с вами нарисуем современную улицу: с высокими и низкими домами. А рисовать будем углем.

Познакомьте детей с особенностями угольных карандашей: они очень хрупкие, поэтому рисовать ими следует без сильного нажима, легко. Чтобы рисунок не смазывался, под кулачок правой руки желательно класть салфетку.

Предложите начать с дороги – прямой горизонтальной линии в нижней части листа. На ней расположить дома в виде широких и узких, высоких и низких прямоугольников. Закрашивать дома не надо, можно слегка затемнить окна.

В конце занятия опрыскайте работы детей лаком для волос.

Рассмотрите с детьми изображенные ими улицы, подчеркните наиболее удачные моменты.

Спросите, понравилось ли детям рисовать угольными карандашами.

Занятие 44. Строительство в нашем городе

(Свободный выбор материала)

Программное содержание. Учить самостоятельно придумывать сюжет, рисовать незаконченный дом, подъемный кран, строителей. Развивать чувство композиции. Закреплять умение использовать разные материалы для создания выразительного рисунка.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашевые и акварельные краски, восковые и пастельные мелки, цветные карандаши, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение А. Деружинского «Кран»:

До небес

Поднялся кран —

Настоящий великан.

Труженик отменный,

Занят все Три смены.

Лишь рабочие

Попросят,

Тут же он

Кирпич подносит.

Я любуюсь:

С каждым днем

Выше,

Выше

Новый дом!..

 

Спросите детей:

– Это стихотворение называется «Кран», а как по-другому его можно было назвать? (Стройка, новый дом и т. д.)

Предложите подумать и изобразить строительство нового дома сначала простым карандашом, а затем оформить работу в цвете. Желательно, чтобы дети нарисовали не только недостроенный дом, но и кран, строителей.

 


Тема недели «Родная армия»

Занятие 45. Портрет папы

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Дать детям представление о жанре портрета. Развивать художественное восприятие образа человека. Учить рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи). Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Попросите нескольких детей рассказать о своем папе, описать его внешний вид. Скажите, что раньше не было фотоаппаратов. И люди пользовались услугами художников, которые рисовали с натуры их лицо или портрет во весь рост.

Предложите детям стать сегодня художниками-портретистами и нарисовать своих пап по памяти. Сначала надо наметить овальную голову, шею, плечи, затем глаза, нос, рот и прическу. После этого можно смело закрашивать фон и рисовать портрет красками. Чтобы получить цвет лица, на палитре нужно смешать белую и красную гуашь и постепенно добавлять желтую, пока не получится цвет кожи человека.

Такой портрет ребенок сможет подарить папе.

Занятие 46. Летящие самолеты

(Рисование восковыми мелками и акварелью)

Программное содержание. Учить рисовать силуэты самолетов простым карандашом, передавая форму. Закреплять умение закрашивать предмет восковыми мелками и тонировать лист акварельными красками, чтобы один цвет плавно переходил в другой. Развивать творчество и воображение.

Раздаточный материал. Бумага для акварели, восковые мелки, акварельные краски, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Ю. Владимирова:

Трехмоторный самолет

Он моторами гудит,

Он качается на крыльях,

Он пропеллером блестит…

 

Спросите детей:

– О чем это стихотворение? (О самолете.)

– Где могут летать самолеты? (Над лесами, над полями, над городами.)

Предложите вверху листа восковыми мелками изобразить несколько летящих самолетов из овалов: овальный корпус и треугольные крылья. Нарисовать круглые иллюминаторы.

В низу листа можно наметить лес и поле или город. Затем попросите тонировать лист бумаги акварелью, изображая небо разных оттенков (от голубого до фиолетового), смешивая разные цвета.

 


Тема недели «Транспорт»

Занятие 47. Пароход

(Рисование восковыми мелками и акварелью)

Программное содержание. Учить рисовать простым карандашом предметы, передавая форму основных частей, их расположение и размеры. Продолжать закреплять умение вписывать изображение в лист. Продолжать учить закрашивать силуэт восковыми мелками и тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками.

Демонстрационный материал. Нарисованный пароход.

Раздаточный материал. Бумага для акварели, восковые мелки, акварельные краски, широкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со стихотворением С. Маршака «Почта».

Вместе с детьми вспомните, на каком транспорте в этом стихотворении путешествовало письмо (в вагоне поезда, на автобусе, на пароходе).

Прочитайте отрывок из этого стихотворения:

Пароход

Отойдет

Через две минуты.

Чемоданами народ

Занял все каюты.

Но в одну из кают

Чемоданов не несут.

Там поедет вот что:

Почтальон и почта.

 

Предложите изобразить пароход, на котором перевозят почту Простым карандашом надо нарисовать корпус парохода – перевернутую трапецию. Наверху трапеции – прямоугольную каюту с круглыми иллюминаторами, трубу. На корпусе парохода тоже можно нарисовать иллюминаторы. Затем закрасить пароход восковыми мелками.

После этого надо нарисовать линию горизонта, смочить лист широкой кистью и изобразить море широкими волнистыми линиями, используя разные цвета и оттенки (светло-зеленый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Небо тоже нужно закрашивать разными оттенками.

Занятие 48. Грузовая машина

(Свободный выбор материала)

Программное содержание. Учить изображать предметы, состоящие из разных геометрических форм (прямоугольных, округлых, квадратных со срезанным углом), правильно располагать части предмета. Развивать чувство композиции. Учить детей использовать разные материалы для создания выразительного рисунка. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Демонстрационный материал. Предметные картинки грузового транспорта (самосвал, грузовик, фургон и т. д.).

Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, простые карандаши, гуашевые и акварельные краски, восковые и пастельные мелки, цветные карандаши, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям начало стихотворения Э. Огнецвет «Кто начинает день?»:

Шофер не любит долго спать,

Чуть свет встает шофер.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Везде дела шофера ждут —

Во все концы земли

Возить готов он кирпичи,

Чтоб города росли.

 

Спросите детей:

– О ком это стихотворение? (О шофере.)

– Какие грузовые машины может водить шофер? (Грузовик, самосвал, фургон.)

Рассмотрите с детьми предметные картинки грузового транспорта. Определите, что у всех машин есть кабина с мотором, кузов, колеса. Предложите детям выбрать для рисования одну из этих машин. Посоветуйте ребятам расположить лист горизонтально. Начинать рисунок удобнее с кузова и кабины, но они не должны быть слишком близко к нижнему краю, иначе негде будет рисовать колеса. Внизу можно наметить дорогу.

 


Тема недели «Моя семья»

Занятие 49. Матрешки из Сергиева Посада

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Познакомить детей с историей создания русской деревянной матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской матрешки. Развивать умение расписывать силуэт матрешки узорами и цветками. Формировать эстетический вкус детей.

Демонстрационный материал. Сергиевопосадские матрешки (толстобокие, в разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках).

Раздаточный материал. Вырезанные из альбомных листов шаблоны матрешек разного размера, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Расскажите детям об истории создания первой матрешки:

«Сейчас есть куклы из пластмассы, резины, фарфора и т. д. А раньше игрушки делались только из соломы, глины и дерева. Более ста лет назад в Сергиевом Посаде мастер В. Звездочкин сделал разбирающуюся куклу – матрешку, а художник С. Малютин раскрасил ее. Изготавливаются матрешки из дерева липы или березы. Дерево сушат, распиливают на бруски. Из брусков вытачивают на станке фигурки, начиная с самой маленькой. В большой матрешке может сидеть одна матрешка поменьше, а иногда и все шестьдесят. Готовую матрешку расписывают яркими красками. Самое сложное – придать нужное выражение лица матрешке, нарисовать глаза, пунцовые губы, румяные щеки. Когда матрешка расписана, ее несколько раз покрывают лаком».

Рассмотрите с детьми сергиевопосадскую матрешку – она устойчивая, толстобокая, в рубахе и сарафане, поверх которого «надет» разноцветный передник. Украшена одежда матрешки волнистыми и прямыми линиями, точками, кругами и цветами. На голове красный, синий или зеленый платок.

Предложите детям расписать шаблоны матрешек. Выделить лицо, наметить и украсить одежду.

В конце занятия можно прочитать начало стихотворения С. Маршака:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

 

Затем попросите разложить матрешек по росту и наклеить на длинный лист бумаги (или на рулон обоев).

Занятие 50. Семья семеновских матрешек

(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Познакомить детей с семеновской матрешкой. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей семеновских матрешек, используя соответствующие цвета и узоры. Развивать способность имитировать движения по ходу стихотворения.

Демонстрационный материал. Семеновские матрешки с большим красным цветком в центре сарафана и в желтой косынке на голове.

Раздаточный материал. Альбомные листы разного размера, простые карандаши, цветные карандаши, ластики.

Ход занятия

Попросите детей повторять за вами движения:

Мы веселые матрешки, (Руки сложить полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в правую щеку.)

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, (Ставят попеременно каждую ногу то на носочек, то на пятку и стучат каблучками.)

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, (Держатся за воображаемые концы платочка и слегка приседают.)

Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши.)

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки. (Хлопают в ладоши.)

 

Покажите детям деревянные матрешки и поиграйте в них: достаньте одну из другой, расставьте по росту. Спросите, кто здесь мама, а кто – дочки. Посчитайте, сколько дочек, сколько всего матрешек. Обратите внимание, что у всех матрешек в центре сарафана нарисован большой красный цветок, вокруг него зеленые листья, а на головах желтые косынки.

Предложите детям изобразить простым карандашом одну из матрешек. Кто-то нарисует маму, кто-то – самую большую дочку, кто-то – самую маленькую или среднюю. Сначала надо нарисовать круг (голову) и овал (туловище). Затем плавной линией соединить голову и туловище матрешки и убрать ластиком лишние внутренние линии. После того как контур матрешки будет нарисован, нужно украсить матрешку: нарисовать лицо, платок, цветок, листья и раскрасить матрешку.

Затем матрешек можно вырезать, разложить по росту и наклеить на длинный лист бумаги (или на рулон обоев).

 


Тема недели «Женский праздник»

Занятие 51. Портрет мамы

(Рисование пастельными мелками)

Программное содержание. Развивать художественное восприятие образа человека. Продолжать учить передавать в рисунке черты лица. Учить рисовать по памяти портрет мамы (голову и плечи). Воспитывать любовь к своим близким.

Демонстрационный материал. Фотографии мам детей.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, пастельные мелки, ватные тампоны.

Ход занятия

Заранее попросите детей принести фотографии их мам. На занятии рассмотрите с ребятами имеющиеся фотографии. Попросите нескольких детей описать внешний вид их мам.

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Праздник мам»:

Восьмое марта, праздник мам, —

Тук-тук! – стучится в двери к нам.

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметем,

На стол накроем сами.

Мы сварим для нее обед,

Мы с ней споем, станцуем.

Мы красками ее портрет

В подарок нарисуем.

– Их не узнать! Вот это да! —

Тут скажет мама людям.

А мы всегда,

А мы всегда,

Всегда такими будем!

 

Уберите фотографии и предложите детям нарисовать своих мам по памяти. Напомните, что сначала следует нарисовать овальную голову, шею, виднеющиеся плечи, глаза, нос, рот. Затем прорисовываются детали – брови, уши, прическа. Остается оформить работу в цвете. Напомните детям, что пастельные мелки хрупкие, ими надо рисовать аккуратно. Пастель можно смешивать, накладывая один цвет на другой. Растушевывается пастель ватным тампоном, чтобы получился сплошной однородный цвет.

Получившийся портрет ребенок может подарить маме.

Занятие 52. Филимоновский олень

(Роспись гуашью)

Программное содержание. Продолжать воспитывать интерес к творчеству филимоновских мастеров. Знакомить с элементами филимоновской росписи (линиями, звездочками, цветками, елочками) и ее цветами. Продолжать учить украшать объемный силуэт узором, чередуя горизонтальные линии двух цветов. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – цветок. Закреплять умение проводить прямые тонкие линии неотрывным движением кончиком ворса.

Демонстрационный материал. Филимоновские глиняные игрушки: петушки, куры, олешки (олени), кони, коровы, барашки, солдаты, барыни; образцы элементов филимоновской росписи.

Раздаточный материал. Вылепленный детьми олешек, покрытый желтой гуашью, смешанной с клеем ПВА; гуашь, тонкие кисточки, тряпочки, баночки с водой.

Ход занятия

Расскажите детям о филимоновской игрушке: «Филимоновская игрушка зародилась в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее-то и стали делать игрушки. (Покажите детям глиняные изделия.) Филимоновские игрушки сразу можно узнать по коротким и толстым ногам, длинным шеям и маленьким головам у животных. Филимоновские игрушки украшены узкими прямыми или наклонными и пересекающимися линиями зеленого, красного и желтого цветов.

Покажите детям образцы филимоновской росписи: чередующиеся зеленые и красные полосы, косые полосы между двух параллельных линий, елочки, цветы в виде кругов. Предложите украсить этими элементами вылепленного на занятии по лепке оленя.

Готовую поделку можно подарить маме или бабушке на Восьмое марта.

 


Тема недели «Мои друзья»

Занятие 53. Я и мои друзья

(Обводка цветными карандашами)

Программное содержание. Продолжать учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей цветными карандашами. Развивать наблюдательность и воображение. Упражнять детей в соотнесении слова и движения рук, пальцев.

Раздаточный материал. Альбомные листы, ножницы с тупыми концами, простые и цветные карандаши.

Ход занятия

Начните занятие с гимнастики для пальчиков «Дружба»:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (Обхватить правой ладонью левую руку и покачивать в ритме стихотворения.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (Обхватить левой ладонью правую руку и покачивать в ритме стихотворения.)

Один, два, три, четыре, пять. (Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого.)

Пять, четыре, три, два, один. (Соединять пальчики обеих рук, начиная с мизинца.)

 

Поговорите с детьми об их друзьях:

– Кто ваши друзья?

– Почему вы с ними дружите?

– Даете ли вы друг другу игрушки?

Предложите изобразить себя и своих друзей необычным способом – в виде ножниц. Рассмотрите с детьми ножницы и подумайте, как их можно превратить в человека. Сверху нарисовать голову, по бокам подрисовать руки, снизу – ноги. Кольца ножниц можно оформить в штаны или юбки.

Детям нужно положить ножницы ручками вниз на лист бумаги и придерживать их левой рукой. Держа в правой руке карандаш, обвести им контуры ножниц по наружному краю. Затем ножницы убрать и превратить получившийся силуэт в одного из своих друзей, одетого в шаровары. Для этого надо дорисовать сверху ножниц круглую голову, по бокам ручки, снизу – ноги и закрасить цветными карандашами недостающие детали. Таким же образом можно изобразить себя и еще нескольких своих друзей.

Занятие 54. Веселые и грустные кляксы

(Кляксография. Акварель)

Программное содержание. Познакомить детей с новым способом изображения – кляксографией, показать ее выразительные возможности. Учить придавать полученным кляксам настроение. Развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству.

Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, акварельные краски (или гуашь, тушь), соломинки для сока, карандаши или фломастеры, широкие кисти, тряпочки, баночки с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение о кляксах:

Эта клякса – пароход,

Эта клякса – бегемот.

Эта клякса, как ромашка

На лесной опушке.

Эта клякса будет кот —

На макушке ушки.

 

Скажите, что сегодня дети будут «выдувать» кляксы и делать их веселыми или грустными.

Каждому ребенку нужно набрать на кисточку побольше воды и краски и поставить на альбомный лист большое пятно. Приложить соломинку к центру пятна и сильно подуть, «выдувать» краску можно в разных направлениях. Затем нужно поставить и «раздуть» кляксы других цветов. Чтобы краска быстрее сохла, ее можно промокнуть тряпочкой.

У каждой кляксы свое настроение. Покажите детям, как фломастерами придать кляксам разное выражение «лица»: веселое, грустное, сердитое, удивленное, спокойное, радостное и т. д.

 


Тема недели «Я и мое тело»

Занятие 55. Человек

(Рисование простыми карандашами)

Программное содержание. Учить рисовать схематично фигуры людей, соблюдая пропорции. Упражнять в передаче положения и движения людей. Формировать образное восприятие.

Демонстрационный материал. Карточки со схематично нарисованными людьми в разных позах (у одного руки подняты вверх, ноги вместе; у другого – руки в стороны, ноги на ширине плеч; третий – наклонился; четвертый – присел и т. д.).

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши.

Покажите детям изображение схематично нарисованного человека, ребята должны повторить позу сами.

Затем покажите детям, как схематично нарисовать человека (круглая голова, от нее вниз идет прямая линия – туловище, в разные стороны отходят руки-палочки, а внизу – ноги-палочки).

Положите перед детьми образцы карточек и предложите также схематично нарисовать двух-трех людей в разных позах.

Занятие 56. Дети на зарядке

(Рисование цветными карандашами)

Программное содержание. Учить рисовать людей, соблюдая соотношение головы и тела по величине. Учить передавать в рисунке положение рук и ног при выполнении детьми упражнений зарядки. Развивать творчество.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, цветные карандаши.

Ход занятия

Начните занятие с зарядки:

Мы сегодня рано встали (Шагаете на месте.)

И зарядку делать стали.

Руки – вверх! Руки – вниз!

Влево-вправо наклонись!

 

Предложите изобразить детей на зарядке. Сначала надо нарисовать голову и тело. Затем подумать о положении рук и ног. Раскрасить рисунок цветными карандашами. Нарисовать еще несколько человечков.

 


Тема недели «Комнатные растения»

Занятие 57. Цветик-семицветик

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами. Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.

Демонстрационный материал. Нарисованный цветик-семицветик.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». На занятии спросите ребят, хотели бы они, чтобы им подарили такой волшебный цветок. Поинтересуйтесь у детей, какие желания они бы загадали. Предложите нарисовать цветик-семицветик.

Спросите детей:

– Сколько лепестков у этого цветка? (Семь.)

Причем каждый лепесток своего цвета, покажите образец цветика-семицветика.

Детям надо нарисовать в центре листа круг (сердцевину), а вокруг семь лепестков. Назовите вместе с ребятами цвета лепестков (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Вместе выучите фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой первая буква слова совпадает с первой буквой соответствующего цвета. Детям нужно в этой последовательности закрасить лепестки. Вспомните с ребятами, что для получения оранжевого надо смешать на палитре красную и желтую краску, для голубого – синюю и белую, фиолетового – красную и синюю.

Получился волшебный цветик-семицветик.

Занятие 58. Комнатный цветок

(Монотипия. Гуашь)

Программное содержание. Познакомить с новой техникой – монотипией (рисованием половины изображения и складыванием листа пополам). Познакомить детей с симметрией на примере цветка. Развивать пространственное мышление, глазомер и координацию движений. Закреплять навыки рисования гуашью. Учить изображать цветок в технике монотипии.

Демонстрационный материал. Несколько разрезанных пополам карточек с нарисованными комнатными цветами.

Раздаточный материал. Альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Ход занятия

Покажите детям разрезанные пополам карточки с нарисованными комнатными цветами. Детям надо подобрать вторую половинку цветка и вспомнить название растения.

Затем предложите сложить альбомный лист пополам, развернуть и на правой половине листа гуашью нарисовать правую половину цветка в горшке. При этом нужно набирать на ворс побольше воды, чтобы краска не успела высохнуть. Левую половину листа надо обильно смочить водой. Затем лист следует сложить пополам и аккуратно прогладить ладошкой, чтобы изображение отпечаталось на второй половине листа. Когда дети развернут лист, они увидят целый цветок в горшке.

 


Тема недели «Космос»

Занятие 59. Ракета в космосе (часть 1)

(Рисование набрызгиванием. Восковые мелки, гуашь)

Программное содержание. Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Учить рисовать восковыми мелками ракету.

Демонстрационный материал. Фотография Ю. Гагарина, изображение космической ракеты.

Раздаточный материал. Альбомные листы, восковые мелки.

Ход занятия

Покажите детям портрет Ю. Гагарина и скажите, что это первый человек, который много лет назад 12 апреля 1961 года побывал в космосе. Поэтому теперь 12 апреля принято считать Днем космонавтики.

Прочитайте детям стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин»:

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

 

Рассмотрите с детьми изображение ракеты, отметьте, что ее корпус похож на конус. На нем расположены иллюминаторы. Внизу у ракеты есть небольшие крылья.

Предложите изобразить на листе бумаги ракету восковыми мелками, закрасить ее.

Занятие 60. Ракета в космосе (часть 2)

(Рисование набрызгиванием. Восковые мелки, гуашь)

Программное содержание. Познакомить детей с новым способом рисования – набрызгиванием. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед-назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу.

Демонстрационный материал. Фотография Ю. Гагарина, изображение космической ракеты.

Раздаточный материал. Рисунки детей, гуашь, разведенная водой, зубные щетки, расчески-гребешки, тряпки, фартуки (или старые рубашки, чтобы не забрызгать одежду).

Ход занятия

Вспомните вместе с детьми, что они рисовали на прошлом занятии, раздайте рисунки.

Познакомьте детей с новым способом тонирования листа бумаги – набрызгиванием. Для этого на зубную щетку надо набрать гуашь и проводить ею вперед-назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу. Затем хорошенько помыть зубную щетку и набрать другую краску. Получится небо, усеянное мелкими точками (звездами).

 


Тема недели «Весна-красна»

Занятие 61. Ледоход на реке

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Учить создавать пейзажную композицию, изображая весенний ледоход на реке. Расширять знания детей о ледоходе. Закреплять умение вписывать рисунок в лист. Продолжать учить рисовать гуашью. Развивать наблюдательность, творческие способности.

Демонстрационный материал. Изображение весеннего ледохода.

Раздаточный материал. Листы синей или голубой бумаги, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Э. Мошковской «Лед тронулся»:

Что там такое?

Что там случилось?

Что-то большое

Зашевелилось…

И заскрипело,

И зашуршало,

И закряхтело,

И зашагало…

Где-то что-то идет…

Это тронулся лед!

 

Покажите детям изображение ледохода на реке и спросите:

– Что происходит на реке? (Тает лед.)

– Почему он тает? (Солнце греет, становится теплее. По реке плывут льдины, поэтому это движение называется ледоходом.)

– Какие еще изменения происходят весной?

Раздайте детям листы бумаги синего цвета и предложите изобразить реку с плывущими по ней льдинами. Рядом с рекой можно нарисовать голые деревья и кусты, тающий снег, а на синем небе – белые облака.

Занятие 62. Радуга-дуга

(Рисование пастельными мелками)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с цветовым спектром, состоящим из семи цветов. Закреплять понятие «холодные и теплые тона». Учить рисовать радугу и весеннее небо пастельными мелками. Воспитывать активность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета. Развивать образное мышление.

Демонстрационный материал. Изображение радуги.

Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, пастельные мелки.

Ход занятия

Прочитайте детям загадку:

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная… (радуга).

 

Расскажите детям, что когда одновременно идет дождь и светит солнышко, на небе появляется радуга. Предложите посмотреть на изображение радуги и сосчитать, из скольких цветов она состоит (из семи) и какой цвет за каким идет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Напомните подсказку: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Спросите детей, какие из цветов теплые, а какие – холодные. Вспомните, к каким цветам относится зеленый цвет (он может быть и холодным, и теплым). Если в него добавить желтую краску, он станет салатовым, как молодая травка, а значит, теплым. Если добавить холодный синий, то зеленый станет цвета морской волны и превратиться в холодное море.

Предложите детям пастельными мелками нарисовать радугу, начиная с верхней красной дуги. Цвета радуги могут слегка находить один на другой.

 


Тема недели «Пасха»

Занятие 63. Пасха

(Роспись гуашью)

Программное содержание. Продолжать знакомить с пасхальными традициями. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить составлять узор из народных орнаментов. Закреплять технические умения и навыки рисования концом кисти. Учить орнаментально заполнять лист нестандартной формы.

Демонстрационный материал. Несколько расписанных пасхальных яиц.

Раздаточный материал. Бумажные шаблоны яиц, вареные яйца, гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.

Ход занятия

Расскажите детям о празднике Пасхи:

«На Руси во время Пасхи люди радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным и чужим людям… Праздник Пасхи – Воскресения Христа – это и воскресение природы, обновление жизни после долгой зимы. На Пасху принято готовить куличи, варить и украшать яйца, а потом дарить их друг другу. Яйцо – символ зарождения новой жизни, благополучия в семье».

Спросите детей:

– Что вы обычно делаете на Пасху?

Покажите несколько орнаментов, которыми дети могут украсить пасхальные яйца, объясните их символические значения:

• волнистые линии, обозначающие воду;

• круги, символизирующие солнце;

• две параллельные линии с точками между ними (вспаханная земля, засеянная зерном).

По аналогии дети могут придумать и другие орнаменты, которыми они украсят свое яйцо.

Предложите детям украсить бумажные шаблоны яиц и подарить их друг другу.

Занятие 64. Пасхальное яйцо

(Роспись гуашью)

Программное содержание. Продолжать учить составлять узор на объемном предмете из народных орнаментов, закреплять умение рисовать тонкие линии кончиком кисти. Продолжать воспитывать интерес к религиозным литературным произведениям. Развивать творчество и художественный вкус детей. Воспитывать аккуратность.

Демонстрационный материал. Несколько расписанных пасхальных яиц.

Раздаточный материал. Вылепленные детьми из теста объемные яйца (для приготовления теста: смешать и замесить полстакана муки, полстакана соли, 1 чайную ложку подсолнечного масла), гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Аксакова «Христос воскрес!»:

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна – пора чудес,

Журчит родник – Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес:

«Воистину Христос воскрес!»

 

Предложите детям вспомнить, какими орнаментами можно украшать пасхальные яйца (волнистыми линиями, кругами и т. д.). Можно использовать и другие узоры: зигзагообразные линии, тонкие и широкие полосы, «капельки», точки. На яйце можно изобразить цветок, бабочку, веточку вербы, солнце и другие весенние явления.

Ребенку нужно самому придумать, как он украсит яйцо, при помощи красок и кисти.

Яички можно подарить родителям или обменяться с друзьями.

 


Тема недели «Мои любимые игрушки»

Занятие 65. Клоун и кукла

(Рисование гуашью)

Программное содержание. Развивать у детей умение передавать фигуру человека, изображать черты лица. Учить мальчиков рисовать с натуры образ веселого клоуна, используя яркие контрасты красок. Учить девочек рисовать с натуры образ любимой куклы. Закреплять умение вписывать рисунок в лист.

Демонстрационный материал. Игрушечный клоун и кукла.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, палитры.

Ход занятия

К занятию попросите девочек принести свою любимую куклу.

Date: 2016-02-19; view: 786; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию