Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности российской организованной преступности и тенденции её развития





 

Процесс становления криминального общества в России был достаточно протяжённым во времени и обуславливался как внутренними, так и внешними факторами.

Патрисия Роулинсон выделяет четыре стадии этого процесса, каждая из которых характеризуется своей спецификой взаимоотношений власти и криминала:

реактивная стадия, на которой власти и преступность находятся в активном противостоянии: сильная государственная власть не имеет необходимости идти на компромиссы с преступными формированиями;

стадия пассивной ассимиляции, которая характеризуется ослабеванием государственных институтов, в первую очередь экономических, и началом компромиссов с организованной преступностью, приводящих к появлению выгодных для властных структур институтов теневой экономики, умеренной коррупции и взяточничества;

стадия активной ассимиляции, на которой организованные преступные формирования проникают во властные структуры и обеспечивают себе возможность действовать параллельно с официальной властью. Государство в этот период утрачивает контроль над ранее осуществлявшимися процессами взаимодействия с преступностью, а преступные формирования оказывают крайне существенное влияние на экономику и политику;

проактивная стадия, наступление которой означает, что организованная преступность становится основной доминирующей силой в обществе, подчинив себе как государственные, так и общественные институты.

Реактивная стадия. Основной формой организованной преступной деятельности вплоть до 1930-х годов в России был политический бандитизм, представленный в XVII-XVIII веках крестьянскими бандами под предводительством разбойничьих атаманов (Стенька Разин, Емельян Пугачев), а в XIX-начале XX века - группами, преследующими революционные, а позже и контрреволюционные цели (большевистские, эсерские банды, банды контрреволюционеров, такие как Петроградская вооружённая организация). Действующая власть всегда стремилась к их полному подавлению, иногда весьма жестокими методами.

К началу 1930-х годов жёсткими репрессивными мерами была подавлена активность политических организованных преступных формирований. Сворачивание политики нэпа привело к фактическому исчезновению и экономических преступников, которые были приравнены к государственным и также подверглись репрессиям. Сформировался новый криминальный мир, в котором основной сплачивающей силой стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, элитой которого стали так называемые «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России.

Тогда же сформировалась субкультура преступного общества со своим языком («феня» или «блатная музыка»), кодексом поведения, обычаями и традициями, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений.

В 1940-х годах эти традиции в конце концов привели к «началу конца» этого преступного общества: во время Великой Отечественной войны многие из преступников ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной Армии, чтобы защитить свою Родину от немецко-фашистской угрозы. После победы над нацистами они вернулись в лагеря, где между ними и «законниками», не отступившими от традиций преступной среды началась так называемая «сучья война», в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери. Тяжёлое экономическое положение в послевоенном обществе привело к росту бандитизма и преступности в целом, в результате чего преступный мир пополнился свежей кровью, причём новые заключённые уже не считали нужным чтить старые преступные традиции, создавая свои кодексы поведения, не исключавшие взаимовыгодного сотрудничества с государством.

Пассивная ассимиляция. Фактором, обусловившим вступление преступности в новую стадию, стала экономическая ситуация 1950-х - 1960-х годов, когда стали появляться первые признаки неспособности советской плановой экономики функционировать в заданных ей правовых рамках. Для обеспечения нужных экономических показателей стали использоваться такие методы как блат (получение нужных товаров и услуг благодаря личным связям) и очковтирательство (заведомый обман), появилась нужда в так называемых толкачах - специалистах по заключению выгодных договоров и «выбиванию» дефицитных товаров, сырья и оборудования, стали обычными такие явления как дефицит, «несуны» (практически всеобщее мелкое воровство) и спекуляция.

Первые признаки, говорящие о появлении организованной преступности как общественного явления появились в середине 1960-х годов, когда ослабление контроля в хозяйственной сфере привело к появлению возможности для отдельных лиц («цеховиков») сосредотачивать у себя в руках крупные денежные суммы, вкладывая их в нелегальные производственные структуры; при этом традиционные преступники-профессионалы стали паразитировать на этих теневых предпринимателях, а позже и оказывать им содействие в их деятельности, получая свою долю доходов и образуя таким образом симбиотическую преступную структуру.

В этот период возник своего рода симбиоз между политической элитой и криминальным миром: политическая элита использовала преступный мир для получения недоступных законным путём товаров и услуг, взамен предоставляя покровительство и защиту от правоохранительных органов; частично этот симбиоз был вскрыт в ходе кампании по борьбе с коррупцией, начатой Юрием Владимировичем Андроповым после его избрания генеральным секретарём ЦК КПСС, однако это была лишь вершина айсберга.

Активная ассимиляция. Приход к власти Михаила Сергеевича Горбачёва совпал по времени с новым кризисом советской экономики. Для того, чтобы ускорить экономический рост путём повышения производительности труда была развёрнута кампания борьбы с употреблением спиртных напитков, которая привела к бурному росту незаконного производства и продажи спиртного, обеспечив денежными средствами большое количество работавших в данной области «предпринимателей».

В конце 1980-х в период «перестройки» общественных отношений эти явления получили дальнейшее развитие в результате того, что предпринятые государством политические и экономические преобразования (в частности, законы о государственных предприятиях и о кооперативах) позволили легализовать и защитить преступные капиталы, использовать средства массовой информации и другие общественные структуры для защиты интересов организованных преступных формирований. Всему этому способствовало то, что в условиях экономического кризиса и постоянных реформ значительно уменьшилась эффективность деятельности правоохранительных органов, в результате чего значительная часть граждан стала обращаться к «теневым» источникам доходов. В начале 1990-х годов эти тенденции лишь усилились ввиду того, что открылись возможности для трансграничного взаимодействия, в том числе путём незаконного товарообмена и вывоза капитала за границу, были отработаны способы коррумпирования государственно-властных и общественных структур, продвижения преступностью своих лиц на государственные должности.

Организованная преступность этого периода в основном обеспечивала своё существование путём организованного рэкета; кроме того, она начала осваивать различные формы легальной, полулегальной и нелегальной экономической деятельности: гостиничный, игорный бизнес, проституцию, экспорт сырья и т. д. Тем не менее, в этот период преступность ещё не подчинила себе политические и общественные институты, оставаясь в уязвимом положении перед государственными органами.

Однако тенденции её развития были при этом отрицательными: свою роль здесь сыграл и один из тезисов программы экономических реформ, согласно которому одним из основных источников ресурсов для реформы должна стать конверсия и легализация теневого капитала. Негативное влияние оказывала и деятельность иностранных государств (в первую очередь США), связанная с использованием преступных формирований для защиты своих интересов в Российской Федерации для формирования определённого общественно-политического строя. При этом «содействие» в борьбе с организованной преступностью выражалось в активизации деятельности спецслужб иностранных государств на территории России, в стремлении вывести решение судеб лидеров российских преступных формирований за пределы юрисдикции Российской Федерации.

Проактивная стадия. Всё это привело к тому, что организованные преступные формирования, возглавляемые «ворами в законе» в России конца XX века действовали во всех регионах и сферах хозяйствования. Отмечается, что в России становление преступного общества происходило значительно более быстрыми темпами, чем в зарубежных странах: если в Италии на это потребовалось более 150 лет, то в России - 20-25.

Специалистами было отмечено несколько негативных тенденций, связанных с формированием преступного общества.

Социальной нормой стало пассивное реагирование на совершающиеся преступления, отсутствие как непосредственного противодействия антиобщественной деятельности со стороны свидетелей преступных деяний, так и обращений в правоохранительные органы. Зачастую друзья, родственники и члены семьи преступников не находят ничего необычного в их способе зарабатывать себе средства к существованию, считают этот вид деятельности своего рода «работой».

Достаточно большая часть граждан оказалась вовлечённой в экономические и социальные связи с членами организованных преступных формирований. На вопрос, заданный в ходе исследований, проводившихся в Москве в 2002-2003 гг. «Лично Вы или Ваши родные, знакомые ощущаете каким-то образом проблему организованной преступности», 30% опрошенных предпринимателей и 12% иных москвичей отвечали, что были потерпевшими или свидетелями организованных преступлений, 30% и 8% - что знают организованные группировки, совершающие преступления; знают людей, входящих в преступные группировки - 44% и 16%, наблюдают преступную деятельность таких группировок - 13% и 3%; прямо написали, что не пользуются услугами таких группировок, 11% предпринимателей; такое же количество указало, что член семьи или знакомый сотрудничает с такой группировкой, получая приличные доходы.

Распространились случаи внесудебной расправы потерпевших от преступлений над своими обидчиками (как самостоятельной, так и с привлечением третьих лиц, в том числе на возмездной основе), обращения к криминальным способам разрешения социальных и экономических конфликтов: в ходе опросов о личной физической расправе с преступником в течение последнего года сообщили от 9 до 34% опрошенных в разных городах России, 24% московских предпринимателей; из 200 опрошенных заключённых 7% указали на неверие в возможность государственной правоохранительной системы защитить их интересы как на основную причину совершения преступления.

Организованная преступность в 1990-х годах политизировалась. Организованные преступные формирования стремились «продвинуть» своих доверенных лиц на государственные должности различной степени важности: так, в период избирательной кампании осенью 1999 года было выявлено несколько сотен случаев, когда преступные сообщества выдвигали собственных кандидатов, оказывали финансовую и организационную поддержку политическим партиям и движениям. Там, где не удавалось напрямую продвинуть своих людей на государственные посты, организованная преступность достигала своих целей коррумпированием государственных и иных служащих, в том числе путём выплаты им регулярного содержания без конкретизации услуг, которые могут от них потребоваться.

Происходило слияние правомерных и преступных капиталов. В принятом в марте 1998 года Постановлении Государственной Думы «О преодолении кризиса в экономике Российской Федерации и о стратегии экономической безопасности государства» отмечалось, что преступными группировками контролируется до 40% предприятий, основанных на частной форме собственности, 60% государственных предприятий и до 85% банков. В целом к началу XXI века организованная преступность стала строиться по так называемой олигархической модели, стремящейся к максимальной степени легализации: вооружённые подразделения преступных организаций получали правовое оформление как детективно-охранные агентства, денежные средства хранились в подконтрольных преступным организациям банкам, а их источником становились «крышевые» подконтрольные предприятия.

Анализ российской организованной преступности - социального явления, характерного для современной России, - позволил выявить ряд особенностей, отличающих ее от преступных формирований, действующих в других странах.

Во-первых, это массовая вовлеченность в организованную преступную деятельность представителей правоохранительных органов. Коррумпированные сотрудники правоохранительных органов и спецслужб обеспечивают прикрытие деятельности преступных группировок. Увеличились случаи прямого участия работников органов правопорядка в совершении преступлений. В последнее время отмечается тревожная тенденция, когда агентурные и иные оперативные возможности правоохранительных органов, а также специальных служб, работающих в сфере борьбы с организованной преступностью, начинают целенаправленно использоваться преступными группировками для подавления своих конкурентов и обеспечения безопасности реализации противоправных сделок. Во-вторых, российские преступные организации отличают высокий уровень интернационализации, обширные связи с преступными элементами в странах бывшего СНГ, Восточной Европы, Азии, ряда государств Запада, особенно тех, где имеются крупные диаспоры выходцев из бывшего СССР (США, Германия и другие). Интернационализация организованной преступности приводит к переносу деятельности, влияния капиталов международных преступных сообществ на территорию Российской Федерации, что само по себе представляет для страны дополнительную внешнюю угрозу.

В-третьих, имеются данные, свидетельствующие о том, что участники некоторых преступных организаций, действующих на территории России, находятся под контролем зарубежных спецслужб.

В-четвертых, организованная преступность в Российской Федерации стала фактором политического значения, что выражается, в частности, не только в широком распространении связанной с ней коррупции. Проникая в сферы приватизации и предпринимательской деятельности, организованная преступность способна оказывать существенное влияние на процессы, определяющие становление рыночных отношений, основные направления реформы. В регионах с повышенной напряженностью в межнациональных отношениях появились условия, при которых интересы лидеров и других участников преступных группировок совпадают с политическими интересами отдельных кланов, групп, партий, движений; возросла опасность их использования в качестве силового, антиконституционного средства политической борьбы. Организованная преступность непосредственно вторгается в сферу политики. Не утрачивая связи с криминальной средой, руководствуясь интересами незаконного бизнеса, преступные элементы стали проникать в окружение должностных лиц высших органов государственной власти Российской Федерации.

В ближайшее время, в частности, следует ожидать увеличения количества преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере. Высока вероятность того, что значительное распространение получат такие формы завладения денежными средствами, как невозврат полученных в коммерческих банках кредитов, внедрение в телекоммуникационные банковские системы.

При сохранении этих неблагоприятных тенденций в течение ближайших 3-5 лет Россия (особенно ее центральные, промышленно развитые регионы), может вплотную подойти к «критическому» или «социально нетерпимому» уровню развития преступности (5-6 тыс. преступлений на 100 тыс. населения; в настоящее время в среднем по Российской Федерации этот показатель составляет около 1,5 тыс.). При этом в общем, объеме преступных проявлений посягательства, совершаемые в рамках организованной преступности, могут оказаться доминирующими.

Итак, основными тенденциями развития организованной преступности на современном этапе являются: преобладание корыстной направленности, политизация, возрастающая консолидация преступников, расширение экстремистских форм с одновременным ростом масштабов преступной деятельности, вооруженности участников преступных формирований.

 


Date: 2016-02-19; view: 2340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию