Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексный анализ финансового состояния туристского предприятия





Методика анализа финансового состояния туристского предприятия включает:

♦ характеристику организационно-правовой и финансово-хозяйственной деятельности, которая отражает структуру предприятия, его учетную политику, основные экономические показатели. Она предполагает изучение учредительных документов предприятия, вопросов экономического состояния, производственного потенциала, кадрового состава, организации оплаты труда и др. Наличие такой характеристики дает возможность, не раскрывая внутреннего содержания показателей и факторов, влияющих на них, в общих чертах охарактеризовать работу туристского предприятия. Кроме того, она должна быть дополнена анализом объема, структуры и номенклатуры предоставляемых услуг. Степень выполнения плана в процентном выражении определяется по каждому показателю с определением причин, оказывающих влияние на выполнение (невыполнение) и определение стратегии и тактики действий;

♦ анализ и оценку финансового состояния (ФС) — обязательную составляющую процесса управления туристским предприятием.

Финансовый анализ представляет собой исследование финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективности развития.

Высокий уровень налогового бремени, инфляция, снижение объемов предложения и спроса, неплатежи, трудность получения кредитов и другие кризисные явления вынуждают предприятия искать новые источники пополнения оборотных средств и решать проблему эффективности их использования.

В финансовом состоянии предприятия можно выделить три основные проблемы:

♦ дефицит денежных средств — низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить средств для своевременной оплаты своих обязательств;

♦ недостаточное удовлетворение интересов инвесторов, свидетельствующее о низкой рентабельности собственного капитала;

♦ снижение финансовой независимости, или низкая финансовая устойчивость, грозящая возможными проблемами в исполнении обязательств в будущем, т.е. зависимостью предприятия от кредиторов и, как следствие, потерей самостоятельности.

С этими же проблемами сталкиваются и туристские предприятия. В сложившейся ситуации они должны оценить свое положение и выбрать эффективные комбинации решений. Эта работа состоит из трех этапов:

♦ оценка текущего состояния предприятия и его изменений по сравнению с предшествующим периодом;

♦ определение причин, приведших к изменению финансового положения предприятия;

♦ разработка программы действий на будущее.

Для решения конкретных задач по оценке финансового состояния предприятия применяют ряд актуальных методов и систем анализа. В зависимости от используемых методов различают следующие основные системы:

♦ горизонтальный;

♦ вертикальный;

♦ анализ коэффициентов;

♦ интегральный.

Горизонтальный финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных показателей во времени: темпов роста (прироста) и общих тенденций их изменения.

На практике наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального анализа:

♦ соотнесение финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода;

♦ сравнение финансовых показателей отчетного периода с аналогичным периодом прошлого года (особенно характерно для туризма);

♦ сопоставление показателей за ряд предшествующих периодов.

Все виды горизонтального анализа обычно дополняются исследованием влияния отрицательных факторов на изменение результативных показателей.

Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели.

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вертикальный (структурный) финансовый анализ отражает долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость изменений по каждому виду активов. При этом все показатели каждого года представляются в относительных единицах (в %) как доли показателя, принятого за 1 (100 %).

Различают:

♦ структурный анализ активов, в процессе которого определяются удельный вес оборотных и внеоборотных активов, их элементный состав, а также состав активов предприятия по уровню ликвидности и др. Результаты этого вида анализа используются для оптимизации состава активов предприятия;

♦ структурный анализ капитала, в процессе которого определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала, состав заемного капитала по его видам и периодам предоставления. Результаты этого анализа используются для оценки эффекта финансового левериджа, оптимизации структуры источников формирования финансовых ресурсов, определения средневзвешенной стоимости капитала;

♦ структурный анализ денежных потоков, в ходе которого в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, остаток денежных активов по отдельным его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ должны дополнять друг друга. Все изменения в показателях, полученных при анализе конкретного туристского предприятия, необходимо проанализировать и объяснить. При этом можно руководствоваться следующей примерной схемой интерпретации этих изменений:

Положительные тенденции

♦ в активе баланса:

- увеличение денежных средств на счетах;

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение величины запасов с увеличением объемов выручки и наоборот;

- уменьшение незавершенного производства;

- увеличение дебиторской задолженности и наоборот, если до этого она была слишком большой (более 20—40 % от оборотного капитала);

♦ в пассиве баланса:

- увеличение уставного капитала;

- увеличение нераспределенной прибыли;

- увеличение фондов предприятия;

- увеличение резервного капитала;

- увеличение доходов будущих периодов;

- сокращение кредиторской задолженности;

- уменьшение объемов кредитов;

- уменьшение заемных средств;

Отрицательные тенденции:

♦ в активе баланса:

- рост денежных средств на счетах более 30 % от суммы оборотного капитала;

- рост дебиторской задолженности более 40 % от суммы оборотного капитала;

- уменьшение денежных средств на расчетном счете ниже 10 % от суммы оборотного капитала;

- уменьшение производственных запасов — увеличение объемов выручки;

♦ в пассиве баланса:

- увеличение кредиторской задолженности;

- увеличение объемов кредитов, заемных средств;

- сокращение суммы нераспределенной прибыли;

- уменьшение фондов предприятия, резервного капитала.

Результаты такого анализа позволяют оценить деловую активность предприятия по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов (Ас), объема продаж (Вр) и прибыли (Пр):

100 % < Ас < Вр < Пр.

Неравенство 100 % < Ас свидетельствует о наращивании экономического потенциала предприятия.

Неравенство Ас < Вр указывает на более быстрые продажи по сравнению с экономическим потенциалом.

Неравенство Вр < Пр означает, что прибыль предприятия растет быстрее объемов продаж и совокупного капитала вследствие повышения уровня рентабельности продаж.

Данные соотношения принято называть "золотым правилом экономики предприятия". Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового состояния.

Анализ финансовых коэффициентов позволяет повысить надежность определения тенденций в динамике финансового состояния независимо от того, носят они позитивный или негативный характер. Однако в экономической литературе до сих пор нет единого подхода к выбору используемых при анализе коэффициентов. Как правило, рекомендуется использовать четыре-пять групп коэффициентов, при этом их состав не регламентируется. Нет единообразия и в терминологии, применяемой для определения этих коэффициентов и их групп.

Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности туристских предприятий подразделяется на пять групп:

♦ исходные показатели финансового состояния по данным отчетности;

♦ показатели качества управления капиталом и деловой активности;

♦ показатели платежеспособности (ликвидности);

♦ показатели рентабельности;

♦ показатели финансовой устойчивости и гибкости предприятия.

Приведенная классификация систематизирует показатели финансового

положения и финансовой деятельности предприятия по признаку однородности.

Интегральный анализ (анализ Ии РонЬ) предусматривает разложение коэффициента рентабельности активов на ряд взаимосвязанных частных финансовых коэффициентов его формирования.

Оценка финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. ФСО в процессе хозяйственной деятельности постоянно меняется: оно может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным), кризисным.

♦ текущей задолженности

Финансовая устойчивость предприятия (ФУП) — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска.

ФУП достигается при достаточности собственного капитала и уровня рентабельности, хорошем качестве активов, ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности, а также грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия. Поэтому главными задачами предприятия являются:

♦ своевременная и объективная диагностика ФСП;

♦ поиск путей его улучшения;

♦ разработка конкретных рекомендаций, направленных на укрепление ФСП;

♦ прогнозирование возможных финансовых результатов;

♦ разработка моделей ФСП.

Главным образом финансовое состояние предприятия зависит от:

♦ оптимальности структуры активов источников капитала (собственные и заемные средства);

♦ оптимальности структуры активов предприятия (основные и оборотные средства);

♦ равновесия активов и пассивов по функциональному признаку.

С этой целью рассчитываются и анализируются следующие показатели (коэффициенты):

♦ концентрации собственного капитала

Кск =СК / Общая валюта баланса (ОВБ)

♦ концентрации заемного капитала

Кзк =ЗК/Общая валюта баланса (ОВБ)

♦ финансовой зависимости

ФЗ = заемные средства / ОВБ

♦ устойчивого финансирования

♦ финансовой независимости капитализирования источников

К кап.ист = СК / ДО

где СК- собственный капитал компании;

ДО - долгосрочные обязательства.

♦ финансовой зависимости капитализирования источников

ДО / СК + ДО;

♦ финансового левериджа (финансового риска). Этот показатель считается одним из основных индикаторов ФУО. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в предприятие.

Норматива соотношения заемных и собственных средств не существует. Это зависит от отраслевых особенностей предприятия, скорости оборачиваемости, конъюнктуры товарного и финансового рынков, рентабельности хозяйствования, финансовой стратегии и т.д. На практике для его определения следует исходить из фактически сложившейся структуры активов и общепринятых подходов к финансированию.

Важными показателями, характеризующими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету (внеоборотные + оборотные активы), суммы пассивов, принимаемых к расчету (долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства по кредитам и займам; кредиторская задолженность; задолженность участникам по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства).

Величина чистых активов определяет целесообразность существования предприятия. Если они меньше величины уставного капитала, фирма обязана уменьшить последний до величины чистых активов, а если чистые активы меньше установленного минимального размера уставного капитала, то в соответствии с действующим законодательством предприятие обязано принять решение о самоликвидации.

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения равновесия между статьями актива и пассива баланса, главный смысл которого заключается в соблюдении источников финансирования, сроков покрытия затрат, доли собственного и заемного капитала в формировании оборотных активов, оптимальных пропорций в структуре их распределения. Для характеристики структуры распределения собственного капитала рассчитывается коэффициент маневренности капитала

Собственный оборотный капитал (СОК)

Общая сумма СК

Он показывает, какая часть СК находится в обороте. Для того чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств предприятия, этот коэффициент должен быть достаточно высоким.

Немаловажным показателем, характеризующим ФСП и ее устойчивость, является обеспеченность материальных оборотных средств устойчивыми (плановыми) источниками финансирования (собственным оборотным капиталом и краткосрочными кредитами банка).

В соответствии с этим показателем выделяют четыре типа финансовой устойчивости:

♦ абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость, если запасы меньше суммы собственного оборотного капитала:

3 < СОК;

♦ нормальная краткосрочная финансовая устойчивость, при которой запасы больше собственного оборотного капитала, но меньше плановых источников их покрытия:

♦ неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения источников временно свободных средств (Ивр) в оборот предприятия: не- просроченной задолженности персоналу по оплате труда, бюджету по налоговым платежам и др.

Одним из индикаторов финансового состояния предприятия является его платежеспособность.

Платежеспособность — это способность туристского предприятия расплачиваться по своим обязательствам, выдерживать убытки.

Наилучшая ситуация для предприятия, когда у него всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Предприятие является платежеспособным и в том случае, если свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами. В этом проявляется сущность ликвидности.

Ликвидность туристского предприятия означает способность выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежа.

В экономической литературе различают ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность предприятия.

Ликвидность активов — это возможность их превращения в денежные средства. Степень ликвидности определятся продолжительностью периода, в течение которого превращение может быть осуществлено. Чем короче период, тем выше ликвидность активов. Эта величина обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств перед его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств актива, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами пассива, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Все активы баланса по степени ликвидности делятся на группы:

♦ А1 включает абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения;

♦ А2 — быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и НДС по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.;

♦ А3 — это медленно реализуемые активы (производственные запасы, не-завершенное производство, готовая продукция, товары), для трансформации которых в денежную наличность понадобится значительно больший срок;

♦ А4 — это труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев;

♦ А5 — неликвидные активы (безнадежная дебиторская задолженность, неходовые, залежалые материальные ценности, расходы будущих периодов).

Все пассивы в зависимости от сроков погашения подразделяются на следующие группы:

♦ П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение текущего месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);

♦ П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);

♦ П3 — долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы);

♦ П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия;

♦ П5 — доходы будущих периодов, которые предполагается получить в перспективе.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4; А5 < П5.

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами отражает текущую ликвидность; сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами — перспективную ликвидность.

Ликвидность предприятия — это его способность пополнять свои средства из разных источников, т.е. за счет заемных средств. В этом отличие ликвидности предприятия от ликвидности баланса, предполагающей изыскание платежных средств за счет внутренних источников.

Для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относительные показатели ликвидности:

♦ коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

♦ коэффициент быстрой ликвидности (Кбл);

♦ коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

Для оперативного внутреннего анализа текущей платежеспособности на предприятии следует составлять оперативный платежный календарь. Он обеспечивает ежедневный контроль за поступлениями и расходованием денежных средств.

Методика комплексной оценки финансового состояния предприятия основывается на системе финансовых коэффициентов, характеризующих:

♦ структуру источников;

♦ структуру активов;

♦ состояние активов;

♦ прибыль и рентабельность;

♦ производство и реализацию продукции;

♦ соотношение между активами и источниками их формирования;

♦ показатели ликвидности;

♦ показатели риска;

♦ показатели инвестиционной привлекательности.

С этой целью изучается динамика показателей, проводится их сопоставление с нормативными и средними по отрасли.

Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различия в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке кредитоспособности предприятия и риска его банкротства, ряд отечественных и зарубежных экономистов рекомендует производить оценку финансовой устойчивости, используя интегральные показатели, для расчета которых можно использовать:

♦ скоринговые модели;

♦ многомерный рейтинговый анализ;

♦ мультипликативный дискриминантный анализ и др.

Методика кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х гг. Сущность ее заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.

При оценке финансового состояния организаций туризма следует руководствоваться Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа РФ.

Обобщение результатов показателей экономического анализа в сочетании с анализом факторов (внутренних и внешних) позволит выявить резервы и пути укрепления финансовой устойчивости туристской организации.

Тренировочные задания

1. Определите характерные особенности метода экономического анализа в туризме. Чем он отличается от методики?

2. В чем состоит сущность ликвидности баланса? Произведите классификацию активов по степени их ликвидности и пассивов по степени срочности их погашения. При каком соотношении этих признаков баланс является ликвидным?

Тест

1.С какой целью осуществляется экономический анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия:

а) повышения эффективности хозяйствования;

б) улучшения финансового состояния;

в) объективной оценки достигнутых результатов?

2. Какие требования необходимо соблюсти для объективности результатов анализа:

а) единство показателей;

б) единство промежутков времени;

в) сопоставимость исходных условий производства туристского продукта?

3. Перечислите принципы анализа и определите степень важности каждого из них:

а) научность, достоверность, системность;

б) комплексность, действенность, своевременность;

в) государственный подход, объективность, эффективность.

4. По каким признакам классифицируются виды анализа:

а) по периодичности проведения;

б) по субъектам управления;

в) по признаку времени;

г) по методике изучения объектов;

д) по охвату изучаемых объектов;

ж)по содержанию программ?

5. Какой из перечисленных источников информации является главным для анализа:

а) отчет о финансовом состоянии;

б) баланс туристского предприятия;

в) приложение к балансу;

г) отчет о финансовых результатах?

6. Что включает комплексный анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия:

а) предварительный обзор результатов деятельности;

б) характеристику организационно-правовой и финансово-хозяйственной деятельности;

в) анализ объема, структуры и номенклатуры предоставляемых услуг;

г) анализ финансового состояния?

7. Назовите основные критерии финансового состояния туристского предприятия:

а) финансовая устойчивость;

б) платежеспособность;

в) деловая активность;

г) прибыльность.

 

Тема 9. Планирование деятельности туристского предприятия

План

1.Сущность планирования

2.Финансовое планирование

3.Бизнес-планирование

 

Сущность планирования

Планирование на предприятии — сложный процесс, комплексно учитывающий все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Ему предшествует разработка стратегии развития и философии существования предприятия.

Философия предприятия отражает способ его функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государством и обществом и выражена главной целью его существования.

Стратегия предприятия — это выбор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение курса действий и определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. При разработке стратегии предприятия необходимо сформулировать и иметь ответы на главные вопросы:

♦ приоритеты и направления развития предприятия;

♦ потребность в капитале и ресурсах;

♦ рынок и его сегменты;

♦ эффективность отдачи.

Планирование позволяет предвидеть перспективу развития предприятия; рационально планировать его ресурсы; избежать риска банкротства; своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, пополнять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка; расширять рынки сбыта; выявлять слабые стороны.

Принципы планирования:

♦ непрерывности;

♦ научности;

♦ оптимальности;

♦ экономичности;

♦ ведущих звеньев и приоритетности их реализации;

♦ взаимной увязки и координации.

Основные задачи планирования заключаются в:

♦ увеличении объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта, услуг;

♦ обеспечении финансовой устойчивости туристского предприятия и более высокой, чем у конкурентов, рентабельности капитала.

Планирование классифицируется по следующим признакам:

♦ по времени

- долгосрочное (на срок от 5 и более лет);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

♦ по объекту

- план предприятия;

- структурного подразделения;

- конкретного исполнителя;

♦ по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

♦ по видам

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

♦ по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);

- программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

В последние годы приоритет завоевывает стратегическое планирование. Более того, в рамках предприятия оно служит основой для любого другого планирования. Это комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации. Объектами стратегических решений и, соответственно, разработки стратегических планов туристской организации могут быть товар, ценообразование, взаимодействие организации с рынками производственных факторов, ее поведение на финансовых рынках, внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность, стимулирование персонала, предотвращение несостоятельности (банкротства).

Соответствие процесса планирования, а также самих планов реальным условиям экономической деятельности во многом определяется своевременностью, точностью и полнотой полученной информации. Информационное обеспечение считают также средством повышения обоснованности планов. Поэтому информации, способам ее сбора и методам обработки должно придаваться очень важное значение.

Наряду с этим каждый из перечисленных видов планирования имеет характерные отличия, которые заключаются главным образом в:

♦ точности устанавливаемого интервала планирования;

♦ степени дифференциации и количества показателей планирования;

♦ степени точности расчетов затрат и результатов производства;

♦ порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана.

Кроме того, различают текущее, перспективное и стратегическое планирование. Такая классификация носит условный характер, поскольку различие состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется.

Координация и организация работы по планированию осуществляются следующими способами:

♦ сверху вниз (break-down). Руководитель определяет цели и задачи, контрольные цифры (по прибыли);

♦ снизу вверх (build-up) — обратный процесс;

♦ встречное планирование — симбиоз первого и второго — наиболее эффективный способ.

Методы, планирования:

♦ балансовый;

♦ нормативный;

♦ программно-целевой.

В эпоху информатизации появились программные продукты ряда фирм, позволяющие автоматизировать основную часть работ по планированию.

Необходимость экономического обоснования планов предопределяет систему показателей, включающую:

♦ количественные показатели (абсолютные величины):

- объем продаж;

- численность персонала;

- фонд оплаты труда;

- сумма прибыли;

- затраты;

- количество туристов, экскурсантов, ночевок и др.;

♦ качественным показатели (относительные) выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов:

- производительность труда;

- фондоотдача;

- качество продукта, услуги и др.

Процесс планирования включает следующие этапы:

♦ определение локальных и глобальных целей предприятия;

♦ анализ внутренней и внешней среды предприятия;

♦ поиск альтернатив:

♦ составление прогноза и оценка наилучшей альтернативы;

♦ принятие решения, постановка плановых заданий;

♦ собственно разработка плана.

В настоящее время не существует какой-то официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития туристского предприятия, особенно это касается количества разделов плана.

Структура плана:

♦ производственная программа. Под ней понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству туристского продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой разработки производственной программы являются:

- результаты маркетинговых исследований;

- портфель заказов;

- наличие производственных мощностей и ресурсов;

♦ план по издержкам;

♦ план по труду и кадрам;

♦ план инвестиций;

♦ план социального развития трудового коллектива;

♦ финансовый план.

Некоторые из этих разделов плана рассмотрены в соответствующих главах настоящего пособия. Остановимся более детально на финансовом плане, являющемся обобщающим и заключительным разделом сводного плана.

 

Финансовое планирование

Финансовое планирование — достаточно сложный трудоемкий и многогранный процесс, затрагивающий практически все службы фирмы.

Практика показывает, что в большинстве случаев 80 % активов дают 20 % прибыли, а 20 % активов дают 80 % прибыли. Этот феномен получил название правила Парето "20 ' 80". Именно оно должно быть положено в основу планирования и управления финансовой деятельностью туристского предприятия.

Главная задача финансового планирования заключается в определении необходимого объема финансовых ресурсов с учетом разумных резервов в рамках оптимальной структуры капитала

В процессе планирования постоянно должна производиться увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. С этой целью составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану

В процессе планирования постоянно должна производиться увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. С этой целью составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану

Текущее планирование включает также составление и исполнение платежного календаря. Платежный календарь — это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный (текущий, ссудный, валютный) счет, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь конкретизирует текущий план, уточняет показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью платежного календаря контролируется составление смет затрат, издержек производства, реализация туристского продукта, уровень рентабельности

Завершающим этапом финансового планирования является разработка сводной аналитической записки. Ее содержание строится по принципу Пояснительной записки к годовому отчету.

В практической деятельности наибольшее распространение получили следующие методы финансового планирования:

♦ процент от реализации;

♦ бюджетное планирование;

♦ расчетно-аналитический метод.

 

Бизнес-планирование

На многих предприятиях наряду с текущим планированием разрабатывается бизнес-план — документ, описывающий и обосновывающий все основные аспекты будущего проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и способы их решения. Кроме того, он позволяет разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели, определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

В мировой практике отмечаются различные подходы к составлению бизнес-планов. В РФ выделяются следующие виды бизнес-планов, каждый из которых имеет свои особенности:

♦ внутренний (составляется как для вновь создаваемой фирмы, так и для уже действующей);

♦ инвестиционный;

♦ для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств;

♦ финансового оздоровления.

Порядок и сроки разработки, утверждения коммерческими организация

ми прогнозов развития, бизнес-планов развития, бизнес-планов инвестиционных проектов определены Положением о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов (в редакции Постановления Совета Министров РФ от 28.08.2006 г. № 1091).

Прогнозы развития составляются в соответствии с отраслевыми рекомендациями по их разработке один раз в 5 лет в двухмесячный срок на основании приказа руководителей после доведения им показателей программ социально-экономического развития РФ на очередные 5 лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются ежегодно.

Бизнес-планы разрабатываются организациями самостоятельно или привлеченными лицами (на договорной основе); утверждаются руководителями.

Модель построения бизнес-плана туристского предприятия Титульный лист (обложка)

1. Резюме.

2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.

3. Исследование и анализ рынка.

4. План маркетинга.

5. План производства.

6. Организация, управление, кадры.

7. Юридический план.

8. Оценка риска и страхование.

9. Стратегия финансирования.

Резюме, хоть и является визитной карточкой бизнес-плана, составляется в последнюю очередь. В нем должна быть представлена следующая информация: назначение туристского продукта, источники финансирования, чем этот товар будет отличаться или отличается от товаров конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно его. В завершение — описываются финансовые результаты, ожидаемые от проекта.

Во втором разделе дается представление о положении дел в туристском бизнесе (на основе оценки и анализа текущего состояния, выявления тенденций и путей его развития); о видах туристских предприятий, их организационно-правовых формах, специализации; о приоритетных типах туризма.

Основная информация о туристском предприятии включает его характеристику по всем стадиям жизненного цикла:

♦ наименование;

♦ форма собственности;

♦ местонахождение;

♦ размеры;

♦ направления деятельности;

♦ современное состояние;

♦ условия (внешние и внутренние) функционирования;

♦ факторы, влияющие на деятельность.

Кроме того, приводится характеристика туристских товаров и услуг, их возможности на рынке, чем они отличаются от товаров конкурентов, каковы перспективы развития.

Если бизнес-план разрабатывается для вновь создаваемого туристского предприятия, то описывается процесс разработки идеи его создания, характеризуются основные направления его деятельности, обосновываются причины уверенности в успехе, отмечается опыт работы учредителей в этой сфере.

Третий раздел посвящается полной и детальной характеристике рынка туристских услуг, его структуре, сегментации, доле продукта и услуг предприятия на рынке. Раскрываются перспективы предприятия в условиях рынка. Дается характеристика потребителей, конкурентов, партнеров по бизнесу.

В четвертом разделе особое внимание уделяется следующим вопросам:

♦ стратегии маркетинга;

♦ формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и услугах;

♦ методам и каналам товародвижения;

♦ формам и методам стимулирования продаж;

♦ рекламе;

♦ ценообразованию.

Главная задача пятого раздела — доказать, что туристское предприятие в состоянии производить нужное количество товаров требуемого качества.

В шестом разделе описываются:

♦ организационная структура фирмы;

♦ обязанности и ответственность руководителей предприятия и совета директоров;

♦ структура собственности и инвесторов;

♦ подбор и мотивация труда персонала:

- численность;

- потребность в специалистах;

- обучение;

- формы и системы оплаты труда;

- расходы на его оплату.

Седьмой раздел включает:

♦ правовой статус туристского предприятия;

♦ форму собственности;

♦ профилактику правонарушений;

♦ доработку юридических документов;

♦ доходы и расходы по судебным искам.

В восьмом разделе оценивается и обосновывается степень неопределенности достижения поставленной цели, анализируются основные виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, их источники, предлагаются мероприятия по профилактике рисков и снижению денежных потерь, приводятся затраты на страхование.

Девятый раздел обобщает все предыдущие разделы и представляет их в стоимостном выражении, а именно:

♦ прибыль и убытки;

♦ кредитный план;

♦ долгосрочный план финансирования;

♦ издержки производства;

♦ объем продаж по товарной номенклатуре;

♦ баланс предприятия;

♦ распределение прибыли;

♦ формирование и использование уставного фонда;

♦ кассовый план;

♦ финансовые показатели предприятия;

♦ стратегия финансирования;

♦ средства, необходимые для финансирования проекта;

♦ источники их получения;

♦ срок окупаемости затрат.

Бизнес-план должна отличать емкость, четкость, системность, логичность, простота, аккуратность, убедительность, эффективность.

Эффективному управлению финансовой деятельностью туристского предприятия способствует организация финансовой службы — структурного подразделения, выполняющего функции в системе управления предприятием. Основные направления его деятельности — финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. Структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производства, общего количества работающих и характера деятельности.

Так, структурно финансовая служба может быть представлена:

♦ на крупных туристских предприятиях — финансовой дирекцией во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером;

♦ на средних — финансовым управлением (отделом) с входящими группами по направлениям исполняемых функций (группа экономического анализа, группа расчетов с потребителями и др.);

♦ на небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии.

От компетентности и профессионализма сотрудников этого подразделения зависит финансовое состояние предприятия, так как служба организует управление финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли, определяет стратегию и тактику предприятия на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей.

Тренировочные задания

1. Исходя из специфики туризма, определите структуру плана туристского предприятия. Какой из выделенных разделов является важнейшим и почему?

2. Туристская фирма "Альфа" подготовила бизнес-план для получения кредита на 2,5 года. Охарактеризуйте этот план.

3. Перечислите плановые показатели туристского предприятия при формировании бизнес-плана.

Тест

1. Что понимается под планированием:

а) системный подход в организации производства туристского продукта;

б) тактика и стратегия действий на основе оценки альтернативных вариантов принятия решений?

2. По каким признакам классифицируется планирование:

а) по времени;

б) степени охвата;

в) видам;

г) объекту?

3. С какой целью осуществляется планирование:

а) более рационального использования всех ресурсов предприятия;

б) избежания риска банкротства;

в) предвидения перспективы развития предприятия?

4. Какие способы планирования используются в практике:

а) снизу вверх;

б) сверху вниз;

в) встречное планирование?

5. Какие виды планирования выделяют в соответствии с критерием предмета планирования:

а) текущее, перспективное, стратегическое;

б) планирование персонала, финансов, сбыта?

6. Какой основной принцип должен лежать в основе финансового планирования:

а) правило Парето "20 ' 80";

б) оптимальности и экономичности?

7. Как осуществляется увязка доходов и расходов в процессе планирования и контроля за исполнением плана:

а) посредством проверочной таблицы;

б) платежного календаря?

8. Какие методы финансового планирования получили наибольшее распространение:

а) процент от реализации;

б) бюджетного планирования;

в) расчетно-аналитический?

9. Какие типы бизнес-планов разрабатываются на туристских предприятиях:

а) внутренний бизнес-план;

б) инвестиционный;

в) бизнес-план для получения кредита;

г) бизнес-план финансового оздоровления?

10. В чем заключается роль финансовой службы:

а) в оперативном учете и отчетности;

б) определении стратегии и тактики туристского предприятия;

в) управлении финансовыми ресурсами?

 

Список использованной литературы

 

1. Аврова И, Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме. — СПб.. Питер, 2003.

2. Адамов В и др. Экономика и статистика фирм. — М' Финансы и статистика, 2000.

3. Бабаев Ю„ Патров А. Бухгалтерский учет в ресторанном хозяйстве. — СПб.. Питер, 2000.

4. Балабанов И., Балабанов А. Экономика туризма. — М. Финансы и статистика, 2000.

5. Белявский И. Маркетинговое исследование. — М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Бухгалтерский учет и налогообложение в гостиничном предприятии/ Под ред Н. П. Куракиной. — М, 2001.

7. Горбылева 3. Экономика туризма. — Мн: БГЭУ, 2000.

8. Гуляев В. Организация туристской деятельности— М, 1996.

9. Дурович А. Маркетинг в туризме. — Мн. Новое знание, 2001.

10. Ефимова О., Ефимова И. Экономика гостиниц и ресторанов. — Мн.: Новое знание, 2004.

11. Ефимова О. Экономика общественного питания/ Под ред. Н И.

12. Кабушкина. — Мн.: Новое знание, 2000.

13. Здоров А. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Зорин И., Квартальное В. Энциклопедия туризма. —М• Финансы и статистика, 2000.

15. Зорин И. и др. Туризм как вид деятельности. — М,: Финансы и статистика, 2001.

16. Зорина Г. и др. Основы туристской деятельности. — М,: Советский спорт, 2000.

17. Ильина Е. Туроперейтинг: организация деятельности. — М„ Финансы и статистика, 2000.

18. Кабушкин Н., Бондаренко Г. Менеджмент гостиниц и ресторанов. — Мн.: Новое знание, 2002,

19. Квартальнов В. Туризм. — М.: Финансы и статистика, 2000.

21. Козырев В. и др. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001.

22. Козырев В. Основы современной экономики. -— М.: Финансы и статистика, 2000.

23. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. — М., 2000.

24. Лапуста М., Поршнев А. и др. Предпринимательство. — М.: ИН-ФРА—М, 2003.

25. Моисеева Н. Стратегическое управление туристской фирмой. — М.: Финансы и статистика, 2001.

Date: 2016-02-19; view: 555; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию