Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совренное состояние и проблемы туризма в России





Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Туризм в России в период с конца восьмидесятых годов 20 века до настоящего времени превратился в важный и интенсивно развивающийся сектор экономики страны, и признан приоритетной отраслью экономики. В целях государственного регулирования туристского бизнеса были приняты федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», а также целый ряд законов субъектов Федерации, регулирующих и стимулирующих туристскую деятельность на местах. Введена система лицензирования международной туристской деятельности и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц.

Россия облает мощней туристскими ресурсами, глубоким культурным и историческим наследием, социально-культурными и научно-промышленными объектами, лечебно-курортным потенциалом и объектами, которые способные по отдельности и в целом генерировать активный туристский интерес как у отечественных, так и иностранных туристов. Согласно прогнозу ЮНВТО Россия в начале третьего тысячелетия займет одно из ведущих мест по приему туристов. Таким образом, имеются все предпосылки для становления туризма не просто как приоритетной отрасли экономики, а как межотраслевого комплекса, реально дающего экономике страны социальные, политические и экономические выгоды.

Свой прогноз по основным тенденциям развития туристской индустрии дала Комиссия ЕС:

• количество туристских поездок будет увеличиваться;

• расходы на все виды путешествий, и в первую очередь на транспорт, будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи семейного бюджета. Путешествия станут более частыми, но менее продолжительными. В целом же затраты на путешествия возрастут за счет более качественного отдыха;

• сезонные изменения рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем перестанут быть проблемой для индустрии туризма, так как маркетинг будет способствовать их выгодному использованию;

• активнее других будут путешествовать две возрастные группы: пожилые люди и молодежь;

• использование воздушного транспорта будет расширяться быстрее благодаря увеличению числа удобных прямых рейсов;

• будет продолжать расти спрос на туризм, связанный с посещением культурных достопримечательностей, а также с активным отдыхом;

• маркетинговое сегментирование рынка станет более четко выраженным. Предложение необходимо будет подстраивать под потребности каждой группы;

• состояние окружающей среды станет одним из доминирующих факторов в привлечении туристов, особенно в сельской местности и прибрежных районах.

Этот прогноз позволяет сделать вывод о благоприятных перспективах туризма. А решение первостепенных задач туристской индустрии и выявление насущных проблем туристского бизнеса позволят избежать в дальнейшем многих трудностей.

Несмотря на внешние проявления туристского бума, в России влияние индустрии туризма на экономику страны незначительно, что, впрочем, адекватно вкладу государства в развитие данной сферы. Туризм в России сдерживается в основном из-за трех причин:

• отсутствие реальных инвестиций;

• низкая развитость гостиничного сервиса;

• дефицит квалифицированных кадров.

В целом современная ситуация на российском туристском рынке складывается не лучшим образом. Этому мешают многие факторы (табл.1).

Таблица 1

Проблемы туристского рынка в России

Сфера туризма Существующая проблема
1. Система обслуживания -Большинство турфирм не определили своего места на рынке, не настроились на обслуживание определенного клиента; -Туристские программы чрезвычайно похожи.
2. Сбыт туристского продукта -Отсутствуют крупные туристские объединения и корпорации, способные реализовать масштабные инвестиционные проекты; -Разобщены и не подготовлены к ведению бизнеса многочисленные туроператоры.
3. Реализация крупномасштабных проектов -Отсутствует единая стратегия и программа развития туризма и рекреации; -Дублируются национальные инвестиционные проекты, что приводит к общему снижению эффективности инвестиционной деятельности в сфере туризма.
4. Профессиональный уровень персонала, инфраструктура -Недостаток профессионализма, общей культуры для общения с клиентом; -Не хватает дешевых гостиниц и мотелей(2*-3*)
5. Экскурсионное обслуживание -Режим работы музеев не отрегулирован, нерабочие дни приходятся на время наибольшего туристского спроса.
6. Услуги транспорта и питания -Не хватает современных комфортабельных автобусов, хороших автодорог; -Неразвита сеть предприятий общепита, низок уровень обслуживания в них.
7. Уровень цен на внутреннем рынке -Высокая цена (на уровне и даже выше зарубежных), не соответствует качеству предоставляемых услуг.
8.Социальный туризм -Отсутствие социального туризма для лиц с низким уровнем доходов (школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды).
9.Развитие туризма в целом -Нерегулируемое, стихийное развитие туризма.

 

По официальным подсчетам, в России около 20 тыс. турфирм, из них в Москве — 3,5 тыс. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями продаж — 200. Большинство из огромного количества различных турфирм (маленьких, средних, больших) так и не определили своего места на рынке, не настроились на обслуживание определенного клиента. Туристские программы не отличаются оригинальностью и чрезвычайно похожи.

2. Борьба за клиента ожесточилась до предела. Рынок сузился, и компании взяли курс на снижение издержек, т. е. начали снижать цены на продукт, уменьшая норму прибыли вплоть до откровенного демпинга. Операторские офисы стали продавать свои пакеты клиенту напрямую, нередко представляя ему скидку на размер агентской комиссии. Разобщены и не подготовлены к ведению бизнеса многочисленные туроператоры. В России практически отсутствуют крупные туристские объединения и корпорации, способные реализовать масштабные инвестиционные проекты. У органов власти сложилось устойчивое представление о туризме как о сфере исключительно малого бизнеса.

3. Существенным препятствием на пути реализации крупномасштабных проектов является отсутствие единой стратегии и программы развития туризма и рекреации. Это ведет к национальному дублированию инвестиционных проектов, распылению ограниченных инвестиционных ресурсов и, как следствие к общему снижению эффективности инвестиционной деятельности в сфере туризма.

4. Еще одна острая проблема сферы туризма — неразвитая инфраструктура и отсутствие профессионалов. Найти хорошего профессионала непросто, и «стоит» он дорого. Сказывается и недостаток общей культуры. Многие работники гостиниц, экскурсоводы плохо представляют себе, как разговаривать с клиентом, хотя существует целая наука общения с ним.

Ощущается нехватка дешевых гостиниц и мотелей (двух-трехзвездочных). Как результат, к сожалению, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10 - 15 %.

5. Многие музеи явно не справляются с растущим спросом. Так, режим работы, например, московских музеев не выдерживает никакой критики. В каждый последний четверг у большинства музеев санитарный день, а каждая пятница выходной. Это незыблемая традиция, которую не могут изменить никакие «подвижки» ни в политических, ни в экономических реалиях. Между тем именно на конец недели традиционно приходится наплыв иногородних групп.

6. Для обслуживания туристов катастрофически не хватает современных комфортабельных автобусов, автодороги требуют ремонта, недостаточно развита сеть предприятий общественного питания, низок уровень сервиса в них. Во всем мире комфорт и стабильность рассматриваются как важные характеристики цивилизованной и процветающей страны. Следовательно, достижение комфорта и стабильности в туристском секторе автоматически проецируется и на имидже страны, посещаемой путешественниками.

7. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма. Он настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения, а зачастую и выше, что во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения, так как качество предоставляемых услуг в России не соответствует мировым стандартам.

8. Отсутствие социального туризма, который подразумевает его осуществление в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов (школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды).

9. Проблемы, связанные со стихийным, нерегулярным развитием туризма, которые стали принимать географический характер и выливаться в виде экономических и социально-культурных искажений, возникающих в районах особого сосредоточения туризма.

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса формируют устойчивое мнение о России как о зоне повышенного риска. В результате в настоящее время на нашу страну приходится менее 1,5% мирового туристского потока.

Туризм сегодня является не сферой, мобилизующей валютные поступления в страну, а, наоборот, легальным каналом утечки валюты во внушительных размерах. Россия по сути превратилась в одного из важнейших доноров развития мирового туризма, но сама практически ничего не получила.

Вместе с тем необходимо задействовать сохранившийся потенциал туризма, возродить его инфраструктуру, соответствующую потребностям современного туриста, найти новые формы организации отдыха для разных слоев населения.

Ситуация на выездном туристском рынке России определяется рядом факторов:

• достаточно большим спросом на туры, который теперь зависит только от финансовых возможностей туриста и наличия у него загранпаспорта;

• постепенным расширением слоя населения, обладающего достаточной платежеспособностью для зарубежного путешествия. Около 10% российских граждан можно отнести к категории с высоким уровнем дохода;

• изменением структуры потребления населения в пользу непроизводственной сферы товаров и услуг;

• переориентацией россиян с внутреннего туризма на внешний вследствие естественного стремления людей познать другие культуры;

• сложившейся опасной обстановкой в традиционных зонах отдыха бывшего СССР;

• расширением деловых контактов и сотрудничества деловых кругов России с зарубежными партнерами.

Действие этих факторов на фоне дальнейшего развития рыночных отношений в стране позволяет рассчитывать на поступательный рост спроса у российских граждан на зарубежные поездки с целью расширения профессиональных интересов (делового туризма) и стабилизацию поездок с целью отдыха и развлечения. Можно отметить, что российские граждане предопределяют спрос на следующие виды туризма:

• отдых на курортах (Турция, Египет, Кипр, Испания, Тунис, Канарские острова, Болгария и т. д.);

• тематические туры (Диснейленд, буддийские храмы и др.),

• туры по столицам европейских государств (Париж, Лондон. Рим, Мадрид, Амстердам, Вена и т. д.);

• морские и речные круизы;

• экзотические туры (Кения, Танзания, страны Латинской Америки);

• поездки на культурные и спортивные мероприятия.

Внутренний туризм в России, напротив, находится в кризисном состоянии. В начале 90-х гг. произошел резкий спад спрос на туры по России. Это привело к простаиванию большинства объектов туристского размещения. В условиях снижения уровня жизни, при постоянном росте цен на путевки и сокращении дотации на них большинство российских граждан оказались не в состоянии оплачивать туристские расходы, довольствуясь поездками на дачные участки. Другая часть населения, со средним достатком, сохранившая свою платежеспособность, переориентировалась на отдых за границей, который обходится дешевле, чем путешествие по стране. Для оживления внутреннего туризма и повышения его вклада в национальную экономику, потребуется повысить «культуру производства» различных услуг, составляющих туристский продукт. И как следствие, поднять уровень качества туристского продукта, до европейского уровня.

Сегодня единственный путь интенсивного развития внутреннего и въездного туризма — это всеобъемлющее повышение качества, безальтернативное его воплощение в практической деятельности. Проблема качества должна пронизывать деятельность всего коллектива, от первого руководителя организации и до самого последнего неквалифицированного сотрудника. Именно все вместе они решают эту проблему.

Динамика развития туризма в России за последние годы характеризуется тенденцией постепенного роста популярности внутреннего туризма, который, естественно, является наиболее перспективным направлением.

Развитие рыночных отношений в сфере туризма привело к появлению в России множества туристских фирм, которые постепенно наполнили рынок туристских услуг, конкурируя между собой. В ряде регионов предложение турфирм превышает спрос на поездки, что вынуждает их бороться за каждого клиента. В свою очередь туристы, как потребители, правомерно ставят вопрос о реальном качестве предлагаемого продукта, о степени надежности турфирм, стабильности их работы. Фирмы, желающие стабильно работать на рынке туристской индустрии, должны повышать эффективность производственной системы, тщательно разрабатывать стратегию своей деятельности.

Въездной туризм также переживает не лучшие времена. Резко изменился характер поездок в Россию. Катастрофически сократился маршрутный и курортный туризм.

Наша страна, обладающая огромным туристским потенциалом, теряет рынки международного туризма. А ведь существует огромное количество факторов, способствующих развитию въездного туризма в России. Россия — страна с многовековой историей и богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории Российской федерации внесены в список Объектов Всемирного совета ЮНЕСКО.

В структуре въездного потока из стран дальнего зарубежья доминируют поездки со служебными целями. Особый интерес к нашей стране проявляют деловые круги Запада: Финляндии, Великобритании, Германии, США.

Для лучшего и полного использования туристского потенциала страны необходимо решить главную задачу - создать уровень обслуживания, отвечающий международным стандартам.

Перед российским туризмом стоит множество проблем:

1) существующая система государственных стандартов разработана на основе традиций туризма доперестроечных времен и не отвечает принципам современного туризма, терминологическая и предметная база стандартов устарела.

2) система денежного обращения не способствует легитимному ведению расчетов за туристские услуги и товары. Значительная часть финансовых потоков обращается в «черном нале» и оседает за рубежом на счетах оффшорных и партнерских компаний. Почти не применяются формы безналичных расчетов, в том числе с применением кредитных карт.

3) вместе с утратой духовности общества утрачена воспитательная и патриотическая функции туризма. Понизился уровень и традиции экскурсионной работы.

4) социальный туризм развивается, но одновременно увеличивается интерес крупных предприятий к финансированию туризма для работников, что дает хорошие предпосылки к созданию системы отпускных чеков и других систем социальной поддержки и развития новых форм социального туризма.

5) стоимость перевозок возросла не адекватно доходам населения, что в значительной мере повлияло на снижение показателей подвижности населения, географию туристских маршрутов и путешествий. Объемы перевозок сократились в связи с отсутствием платежеспособного спроса, утратой уровня технического оснащения и безопасности средств транспорта

6) подавляющая часть предприятий общественного питания не способна обслуживать клиентов по кредитным картам.

7) крупных массовых объектов современной индустрии развлечения (аквапарков, тематических парков и иных) почти нет. Индустрия парков культуры и отдыха разрушена и влачит жалкое существование.

8) в системе туристского образования практически отсутствуют специальности аниматоров.

9) отсутствует система продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках. Нет единой государственной политики в продвижении национального туристского продукта в России.

Цель развития туристской отрасли России может быть определена как:

- физическое и духовно-патриотическое оздоровление нации;

- реальное воплощение конституционного права граждан на отдых;

- создание рабочих мест и улучшение жизненного уровня населения;

- формирование налогооблагаемой базы и реального дохода бюджетов всех уровней;

- снижение социальной напряженности и повышение политической стабильности в обществе;

- создание образа страны, благоприятного для туризма

Перспективы развития внутреннего туризма связаны, прежде всего, с социальным туризмом и, особенно, в детско-юношеском туризме. В связи с новыми условиями: необходимо привлечение опытных кадров, обновление на современном уровне зданий и сооружений, возобновление финансирований и т.п.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

Date: 2016-02-19; view: 1244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию