Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиография





1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. – 1991. - №4.

3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М., 1987.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-ух томах Т. I. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с., Т. II / Под. ред. А. А. Бодалёва и др. – М.: Педагогика, 1980.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.

6. Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье // Ананьевские чтения-2002. Психология и политика. Тез. научн.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 2002.

7. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. СПб.: Речь, 2005

8. Арутюнян М.Ю. Вариант возможной типологии стилей отношений в семье // Социальные и демографические аспекты исследования брака, семьи и репродуктивных установок. Ереван, 1983.

9. В. Н. Дружинин. Психология семьи. 3-е издание. Изд-во. Питер, 2006 г.

10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. Спб.: Речь, 2001

11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер с чешск. – М., 1988.

12. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. канд. дис. — Л., 1979. — 17 с.

13. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений// Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 110-116.

14. Голод С. И., Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи, 2008

15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2009. – 325 с.

16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

17. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Пед. об-во России, 2006. – 320с.

18. Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе. – М.: Изд-во МГСУ, 2008.

19. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе. – М.: Изд-во МГСУ, 2008.

20. Земская Мария Семья и личность. – М., 1986.

21. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2004.

22. Зуйкова Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Европа, 2009.

23. Ижванова Е. М. Аффективный гендерный выбор и разновозрастный брак // Психотерапия. - 2010, № 4. - С. 21-28.

24. Ижванова Е.М. Гендерные особенности отношения к браку// Психотерапия.- 2008, № 12.- С.45-50.

25. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 2007.-42с.

26. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – С-Пб., Владос-пресс, 2007

27. Ковалев С.В Психология современной семьи. - М., 2007.

28. Ковалев С.В. подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М., 1991.

29. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.,1987.

30. Кочетов А.И. Начала семейной жизни / А.И. Кочетов. Мужчина и женщина: отношения полов / А.А. Починов. – Мн., 1989.

31. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001

32. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1985.

33. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991

34. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Сфера, 2001

35. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.

36. Л. Петрановская. Травма поколений. http://soznatelno.ru/otnosheniya/travmy-pokoleniiy.html

37. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Экст, 2009.

38. Мацковский, М.С. Молодая семья в большом городе. – М.: Просвещение, 2008.

39. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: (заметки психолога). – М., 2007.

40. Мудрик А. В., Социализация человека, Издательство: Академия (Academia), М., 2006.

41. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заве-дений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Кни-га, 2006.

42. Новейший философский словарь/сост. А.А.Грицанов– Мн.,1998.

43. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.,1990.

44. Пакова Л.М. У порога семейной жизни. – М., 1991.

45. Петрановская Л.Травмы поколений/ http://soznatelno.ru/otnosheniya/40-otnosheniya/496-2010-05-20-19-47-58.html

46. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина:В 2т. – М., 2001. – Т.2.

47. Психологический словарь /Под ред.В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М., 1983.

48. Семья: история и современность / сост. Г.И. Климантова. – М.: Изд-во Российского гос-ударственного социального университета, 2009.

49. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. – М., 2001.

50. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1989.

51. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. – М., 1981.

52. Федотовская Т.А. Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008.

53. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. – М., 2006.

54. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" М.,1999.

55. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/ Пер. с англ. Левина М.Б. М.: АСТ «Ермак», 2005.

56. Харчев А.Г, Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование). – М., 2000.

57. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М, 1979.

58. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. – М., 2002.

59. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.:, 2005.

60. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М., 2000.

61. Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – М., 2009.

62. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – С Пб., 2008.

63. www.ohome.ru - Портал «Молодая семья».

64. www.semya2008.ru – Портал «Год семьи 2008».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» («РОП»)

Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости Дисс. канд. психол. наук. - Л., 1979

Ролевые ожидания (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей), ролевые притязания супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Методика «РОП» позволяет определить:

1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Порядок работы. Вам (супругам, паре) предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией:

«На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании».

«Полностью согласен» оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно»– в 2 балла,

отнесенное к группе «Это не совсем так» – в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно»– в 0 баллов.

Здесь же суммируем баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».

Текст методики «Ролевые ожидания и притязания в браке»

Женский вариант Мужской вариант
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей. 1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов. 2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения–главное в отношениях мужа и жены. 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 4. Главное в браке–чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж–это друг, который разделяет мок интересы, мнения, увлечения. 5. Жена–это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах. 6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи. 7. Самая главная забота жены– чтобы в семье все были накормлены и ухожены.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. 8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. 9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. 10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. 11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям. 12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины. 13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом. 14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа. 15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу. 16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье.
17. Для меня главное–чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть. 17. Для меня главное–чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
18. Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию. 18. Жена – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет. 19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины. 20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть. 21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены. 22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи. 23. Я люблю заниматься домашними делами.
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты. 24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. 25. Деты любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка. 26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. 27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни. 28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. 29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой. 31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды. 32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей. 33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу. 34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику. 35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду. 36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

Интерпретация шкал семейных ценностей

1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг (а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге (у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.

2. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.

3. Шкала, измеряющая установку супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.

4. Шкала, позволяющая судить об отношении супруга (и) к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа (жены) на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

5. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга (и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

6. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

7. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга (и) па современные образцы внешнего облика.

Date: 2016-02-19; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию