Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературные политические памятники 16-17 веков





Официальные литературные и исторические произведения писались в этот период в приподнято торжественном стиле. Однако всё в большей степени в русскую письменность вливались элементы живой разговорной речи. По преимуществу на материале актов и юридических документов в центре Русского государства — Москве складывается близкий к народному язык деловых бумаг. Этот язык проникает и в такие литературные произведения, как «Домострой» и челобитные Ивана Пересветова, делая их более доступными для чтения.

В этот период литература значительно обогащается новыми жанрами. Обострение классовых противоречий и политическая борьба в процессе становления самодержавной монархии определили ведущую роль в литературе XVI в. публицистических произведений — посланий, обсуждавших вопросы правления, памфлетов, челобитных и т. п.

Рост национального самосознания в связи с созданием и укреплением единого Русского государства вызвал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории.

Середина XVI в. была периодом дальнейшего развития общерусского летописания, создания многотомных летописных сводов, освещавших русскую историю на основе предшестовавших летописей, правительственных документов и переводных византийско-славянских всемирных хроник.

Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи явился Лицевой свод. Это сочинение, насчитывавшее около 20 тыс. страниц, подробно излагало историю человечества от «сотворения мира» до середины XVI в. Свод получил наименование «лицевого», так как был украшен 16 тыс. превосходных миниатюр. Некоторые из этих иллюстраций написаны лёгкой прозрачной акварелью и являются выдающимися образцами изобразительного искусства.

В начале 1560-х годов была создана «Степенная книга». В ней освещалась история русского самодержавия не по годам, а в виде восхождения по степеням (т. е. по великим княжениям); вершину (17-ю степень) являло собой самодержавие Ивана Грозного, деятельность которого безмерно восхвалялась.

В 1564—1566-х годах неизвестным русским автором была написана «История о Казанском царстве» от его основания. Особенно подробно описывался последний период существования ханства и взятие Казани русскими войсками, которое изображалось как великая победа. Автор, отличавшийся наблюдательностью и литературным талантом, с большой художественной силой отобразил жизнь казанских феодалов, быт и нравы местного населения, положение русских пленных в Казани и т. п.

Ещё в середине XV в. появились особые исторические сочинения — хронографы, ставившие своей задачей осветить всемирную историю. С начала XVI в. составители хронографов преследовали более широкие задачи — определить и подчеркнуть во всемирной истории роль Русского государства. В дошедшем до нас «Хронографе» 1512 г. изложение всемирной истории ведётся от «сотворения мира». Затем говорится об Ассирийском и Персидском царствах, об Александре Македонском и т. д. Особая глава посвящена «началу царства христианских царей», после которой события русской истории встречаются всё чаще. «Хронограф» 1512 г. заканчивается повестью о взятии Царьграда турками.

В последующих хронографах ещё более заметно стремление показать важную роль, которую играла Россия в мировой истории.

Централизация церковного управления и создание общерусского культа святых выдвигали задачу объединения всех памятников церковной литературы. Эта колоссальная задача была выполнена большим числом писателей, художников и писцов, работавших под руководством митрополита Макария более 20 лет и создавших в 1554 г. «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения). Этот труд, состоявший из 12 больших томов (27 тыс. страниц), включал в свой состав всю «чтомую» (т. е. читаемую. — Ред.) на Руси церковную литературу, переработанную в духе прославления русской земли как единственного центра истинного христианства.

Так, в результате развития связей с Молдавией в Валахией возникла «Повесть о Мутьянском воеводе Дракуле», главный герой которой ставил своей целью искоренение зла и восстановление правды. С установлением дружественных отношений с Грузией связано появление повести о грузинской царице Динаре. В основе повести лежала легенда о царице Тамаре.

Обострение классовой борьбы в стране, вызванное усилением феодального гнёта, повысило в литературе интерес к положению народных масс и, в частности, к крестьянскому вопросу. Эти настроения нашли своё отражение у одного из крупнейших публицистов середины XVI в. — Ермолая-Еразм а (священника, а впоследствии монаха), выступившего с осуждением чрезмерной тяжести феодальных повинностей, особенно денежных, и всякого рода злоупотреблений. Ермолай-Еразм признавал необходимым сохранение крепостнических отношений.

Своеобразным литературным произведением, рисующим быт богатого купеческого дома, является «Домострой», представлявший собой свод правил поведения в сфере религиозной, государственно-общественной и семейной. Созданный в конце XV в. в среде богатого новгородского боярства и купечества, «Домострой» был в середине XVI в. переработан протопопом Сильвестром, который стремился пронизать всё произведение идеей неограниченной власти мужа и отца в семье. Регламентируя поведение человека, «Домострой» в мельчайших деталях рисует положительный, с точки зрения автора, религиозный, нравственный и бытовой уклад, которому должна следовать семья, возглавляемая домовладыкой.

Для местной литературы этого времени характерно проникновение в неё патриотических мотивов и выход за пределы узких рамок местной обособленности. Примером может служить замечательная «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков». Написанная патриотом-псковичем по свежим следам героической обороны Пскова 1581—1582 гг., она с гордостью изображала горячую любовь русских людей к своей земле, их героизм и отвагу в борьбе с иноземными врагами. Наоборот, перебежчики в стан врага — бояре во главе с Курбским сурово осуждаются автором как «богомерзкие христоненависцы».

 

18. Источники по Истории России 18 века: источники о политическом устройстве, политические сочинения 18 века.

Как и в более раннее время, в России XVIII в. появлялись многочисленные сочинения, посвященные различным вопросам политики и экономики. Обильная публицистическая деятельность восходит уже ко времени петровских преобразований начала XVIII в., когда «Петр Великий сделал много для возвышения класса помещиков и развития нарождавшегося купеческого класса», как отметил товарищ Сталин («Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом», Огиз, 1938, стр. 3).

При Петре I появляется целый ряд литературных произведений, в которых для России предлагаются реформы. Среди публицистов начала XVIII в. на первом месте необходимо поставить Посошкова.

Иван Тихонович Посошков в одном из своих писем к Стефану Яворскому он подписывается: «убогий мирянин, села Покровского крестьянин». Уже в 1708 г. Посошков написал книгу под названием «Зерцало очевидное», направленную против раскольников и лютеран. В 1718—1719 гг. он пишет другую большую работу под названием «Завещание отеческое». Эта книга написана в форме наставления для сына Посошкова, но, конечно, Посошков предусматривал, что книга будет прочитана не только в кругу его семьи.

«Завещание отеческое к сыну своему» состоит из 9 глав и небольшого «предречия». В первых главах («Об отроческом житии», «О брачном житии», «О начале мирского жития», «О мирском молении и молитве») излагаются правила общежития. Эта часть «завещания» любопытна прежде всего как источник, рисующий пороки и нравы некоторых общественных кругов начала XVIII в. Интересна глава V («О гражданском житии»). Посошков как бы рисует перед сыном различные жизненные пути. Наиболее бедственной представляется ему доля поденщика - земледельца. В таком же духе Посошков рисует жизнь раба, ремесленника, купца, солдата, крестьянина, даже нищего. В главе VI («о приказных порядках») Посошков с большим знанием дела описывает жизнь подьячего. Эта глава едва ли не самая интересная во всем «Завещании» по своей необычайной конкретности. Последние три главы сочинения Посошкова говорят о церковных людях (о житии белого духовенства, иноков и архиереев).

В «Завещании отеческом», написанном Посошковым, форма обращения к сыну лишь прикрывает обличение общественных недостатков, которым противопоставляются идеальные, с точки зрения автора, образы людей различных общественных кругов. Особенно большой исторический интерес представляет третье сочинение Посошкова «Книга о скудости и богатстве». Своеобразна была судьба этой книги. Хотя на титульном листе рукописи и указан год издания 1724, книга Посошкова не была напечатана в XVIII в., и даже в XIX в. попытки издать ее полностью встретили сопротивление царской цензуры. Таким образом, в 1724 г. книга была распространена, по-видимому, лишь в нескольких списках.

Те задачи, которые ставит себе Посошков, кажутся несколько узкими. На самом же деле перед нами настоящий проект реформ, касающийся многих важных сторон общественной жизни XVIII в. Обзор содержания «Книги о скудости и богатстве» показывает значение этого произведения. Сочинение Посошкова многое объясняет в истории начала XVIII в., рисуя нам общественные условия, в которых вырастали реформы Петра I.

Представителем иной общественной группы был другой публицист петровского времени Федор Степанович Салтыков. Находясь за границей, он написал проекты реформ. Первый из них носит название «Пропозиции», второй — «Изъявления прибыточныя государству». Салтыков особенно настаивает на необходимости развития народного просвещения в России, ссылаясь на другие страны, в особенности на пример Англии. Он предлагает завести академии и гимназии. Салтыков предлагает также устроить в России библиотеки по примеру Оксфордской и Кембриджской. Для этой цели он рекомендует использовать монастыри, в которых есть каменные строения, собрав в них старинные и новые книги. В своих проектах реформ Салтыков стоит на дворянской точке зрения. Он настаивает на строгом обособлении дворянского сословия от купцов. Кроме того, он предлагает установить ряд новых титулов на западноевропейский образец (ландграфы, маркизы, графы, бароны и т. д.), смотря по величине земельных владений (от 50 до 2 тыс. дворов).

Для взглядов Салтыкова особенно характерны «Изъявления прибыточныя государству» 1714 г. В первой главе этого сочинения говорится относительно новых провинций России — Лифляндии, Ингрии и Карелии — и об их управлении. В следующей главе предлагается проект «о содержании нищих и сирот как мужеска, так и женска пола, младенческих лет и середовых лет». Салтыков предлагает организовать госпитали, где можно было бы учить сирот мужского пола наукам: цифири, навигации, архитектуре гражданской, архитектуре воинской, механике, рисованию, живописному делу и т. д. В главах о развитии торговли и промышленности говорится о производстве пеньки и льна и об учреждении ярмарок, после чего Салтыков довольно непоследовательно Переходит к вопросу о сочинении «Гистории Вашего Царского величества. В такой же непоследовательности расположены другие главы «Изъявлений».

Рассмотрев вопросы об управлении «Украины и Петербургской губернии», Салтыков вновь выдвигает проекты о введении новых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Он говорит о необходимости устройства заводов шелковой парчи, о сеянии табака и размножении винограда, о суконных, бумажных, стекольных, игольных, булавочных и других заводах, о рыбных промыслах, об отыскании алебастра и мрамора, о звериной ловле, о смоляных заводах. В особой главе Салтыков останавливается на вопросе об отыскании морского пути «от Двины реки и даже до амурского устья и до Китая».

Большой интерес для историка имеют д ругие записки прибыльщиков начала XVIII в. Среди них выделяется записка Алексея Александровича Курбатова, сперва дворового человека боярина Шереметева, а позже — известного фискала. Он представил царю проект, согласно которому все официальные документы должны были писаться на бумаге с орлами или с гербом. Гербовая, или орленая, бумага была введена в 1699 г. Курбатов произведен был в «первые прибыльщики государства». В 1705 г. он был сделан обер - инспектором ратуши. В 1721 г. Курбатов представил проект под названием: «Пункты о кабинет - коллегиуме». Он предлагал учредить особый «кабинет - коллегиум», который должен быть законодательным учреждением и высшей судебной инстанцией; при нем должны находиться особые люди, посылаемые во все города для ревизии управления губернаторов, воевод, судей и других должностных лиц.

Сын известного Никиты Зотова, Конон Никитич, написал любопытный проект под названием: «Копия с письма к брату моему о генерал - ревизоре, что ныне во Франции называется генерал - прокурор, с отметками и с примерами нынешнего состояния Великороссии».

Во второй половине XVIII в. появляются сочинения, связанные с вопросом об усилении крепостного гнета. В 1765 г. в придворных кругах образовалось «Патриотическое общество для поощрения в России земледелия и экономии». После утверждения устава общества оно стало называться Вольным экономическим обществом приращения в России земледелия и домостроительства. В этом обществе рассматривались, главным образом, вопросы экономики сельского хозяйства в крепостной деревне. Вольное экономическое общество объявило конкурс на тему: «В чем состоит или состоять должно для первого распространения земледельчества — имение и наследие хлебопашца».

В апреле 1768 г. было прислано 162 сочинения, в большинстве случаев теоретического характера. Почти все сочинения были написаны на иностранных языках (129 — на немецком, 21—на французском, 3 — на латинском и только 7 — на русском).

В основном ко второй половине XVIII в. относится политическая деятельность князя Михаила Михайловича Щербатова (1733—1790). В его лице мы встречаемся с убежденным идеологом реакционной части дворянства XVIII в. Взгляды Щербатова на значение дворянства в России проявились уже во время его деятельности в Комиссии по составлению нового Уложения (1767), в которую он был послан от ярославских дворян. В одном из своих сочинений он описывает порядки некоего «Офирского» государства, рисуя значение дворянства в управлении этим аллегорически надуманным государством. Наиболее интересно для историка сочинение Щербатова «О повреждении нравов в России». Щербатов вначале рисует состояние нравов до Петра I, когда якобы «почти всякой по состоянию своему без нужды мог своими доходами проживать и иметь все нужное, не простирая к лучшему своего желания, ибо лучше никто и не знал». Далее описывается «нужная, но, может быть, излишняя перемена Петром Великим». Эта вторая часть сочинения имеет особый интерес для историка, поскольку в ней даны характеристики наиболее известных деятелей XVIII в.

Наиболее выдающимся политическим писателем второй половины XVIII в., был Александр Николаевич Радищев. Один из первых его очерков был напечатан в журнале «Живописец» в 1772 г., являясь как бы первым наброском знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». «Путешествие», написанное в 1790 г., было напечатано анонимно и в небольшом количестве экземпляров. Появление этой книги вызвало негодование придворных кругов и самой Екатерины II, тем более что «Путешествие» появилось в годы французской революции, к известиям о которой с большой тревогой прислушивался петербургский двор. Только при следующем императоре Радищев получил право въезда в столицу, причем был привлечен к работе в комиссии по составлению законов. Предполагают, что он составил проект «всемилостивейшей грамоты российскому народу», который навлек на него новые преследования. «Путешествие» написано в виде путевых очерков, но рассказ о путешествии является только рамкой для сочинения, направленного против крепостного гнета. Книга разделена на главы, носящие названия почтовых станций («София», «Тосна», «Любань», «Чудова», «Спасская Полесть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцево», «Крестьцы», «Яжел - бицы», «Валдай», «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочек», «Выдропуск», «Торжок», «Медное», «Тверь», «Городна», «Завидово», «Клин», «Черная Грязь»).

Большой исторический интерес имеют и другие сочинедия Радищева, в том числе «Житие Федора Васильевича Ушакова», в котором описывается заграничное путешествие Радищева. Произведения Радищева являются для конца XVIII в. историческими источниками важнейшего политического значения.

Несомненно публицистический характер имеют и некоторые статьи в сатирических журналах второй половины XVIII в., издававшихся Николаем Ивановичем Новиковым (1744— 1818). В 1769—1770 гг. выходил его журнал «Трутень». Позже Новиков пытался издавать журнал «Пустомеля», выпустив два номера; в 1772—1773 гг. выходил журнал «Живописец» и в 1774 г. — «Кошелек». Издательская деятельность Новикова, как и вся его деятельность, вызывала постоянные подозрения правительственных кругов. В 1773—1775 гг. он напечатал десять томов «Древней Российской Вивлиофики», впервые опубликовав в ней многие исторические памятники. В 1779 г. Новиков взял в аренду типографию Московского университета и вновь начал издавать журналы: «Московское ежемесячное издание» (1781), «Вечерняя заря» (1782), «Покоящийся трудолюбец» (1784—1785).

В сатирических журналах Новикова находим ряд статей, направленных против крепостного права.

 

Мемуарная литература 18 века.

Мемуары - повествования о прошлом, основанные на личном опыте и собственной памяти автора. Их надо четко разделять на мемуары-автобиографии и мемуары о событиях. Мемуары-автобиографии обычно преследуют (в качестве основной) цель включения мемуариста в череду поколений, в «эволюционное целое» (типичный пример - мемуары А.Т. Болотова). Мемуары, объектом описания в которых является не столько сам мемуарист, сколько современные ему события, преимущественно направлены на воссоздание коэкзистенциального мемуаристу целого. Классический пример - мемуары герцога Луи де Рувруа Сен-Симона. В отличие от А.Т. Болотова, который не претендует на какие-либо обобщения, Сен-Симон пишет «частную историю», т. е. такое историческое произведение, которое «относится к времени автора и его стране». Они демонстрируют не просто две разновидности мемуарных произведений, но разновидности, по-видимому, соответственно преобладающие в российской и европейской мемуаристике раннего этапа развития, что и обусловливает ее различия.

Признано, что начало данному виду положили «Мемуары» Филиппа де Коммина, написанные в конце XV в. и впервые опубликованные в 1524 г.

Недаром мемуарист сравнивает свой труд с трудом хронистами ведь мемуары - «современные истории» восходят именно к хроникам в отличие от мемуаров-автобиографий, которым в европейской традиции предшествует биографика. В России произведения, написанные с аналогичной целью запечатлеть в памяти историческое событие, появляются в XVII в. Сильвестр Медведев - современник и участник событий периода регентства Софьи Алексеевны - создал труд с примечательным названием «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них все, что содеяся во гражданстве». Самоназвание источника - «созерцание» - свидетельствует о намерении описать то, чему автор был свидетелем сам.

Классикой вида мемуаров-автобиографий, несомненно, являются мемуары А.Т. Болотова. Типична для XVIII в. Аккуратное оформление рукописи, переплетенной в отдельные тома приблизительно равного объема, с виньетками и заставками, рисованными пером самим автором.

А.Т. Болотов формулирует «принцип отбора». Естественно, что руководствоваться такими «критериями» отбора при написании «современной истории» невозможно.

Характерные черты, особенности советских мемуаров состоят следующем: идеологическая заданность и «выдержанность»; эти качества на всех уровнях контролирующих инстанций соблюдались особенно строго; выбор тем и набор сюжетов; не личные переживания автора, а событие или вождь - объект воспоминаний; стремление быть сопричастным к тому или иному событию; стандартизация в характеристиках ситуаций, людей; формирование образа врага; недоговоренность, наличие фигуры умолчания, эзопов язык.

 

Date: 2016-02-19; view: 2206; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию