Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические проблемы преподавания юридических дисциплин





 

Сегодня Россия переживает сложный болезненный процесс, породивший много проблем. Современный этап развития цивилизации требует специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам постиндустриального развития, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации - с другой. В связи с эти в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Однако, по опросу журнала «Высшее образование в России» только несколько респондентов знали о существовании большого количества разных методик преподавания. Получается, что почти для всей высшей школы вопрос о выборе методов преподавания не стоит на первом месте. И стоит ли вообще хоть на каком-то месте в ряду задач - неизвестно.

 

Специфика преподавания теории права и государства, прежде всего, определяется тем, что столь сложная теоретическая наука начинает преподаваться с первого дня обучения. Полагаю, что именно с поэтапного формирования и развития у студентов умений и навыков самостоятельного выполнения учебных заданий и следует начинать преподавателю теории права и государства. Вот несколько тезисов, на которых следует заострить внимание:

- в преподавании теории права и государства особое внимание следует уделять активным методам обучения: проблемные лекции, дискуссии, коллоквиумы и т.д.

- «к лекциям студенты должны предварительно готовиться» - вероятно, из всех проблем лекционной работы эта самая трудновыполнимая. Я думаю, что обязательным элементом любой лекции должна стать работа не только над записью, услышанного, но и активная работа с ремарками, дополнительными, дискуссионными и проблемными пометками в тексте и на полях тетради;

- немаловажный момент, обучение навыкам работы с литературой, конспектирования, эта задача отводится и преподавателям общеобразовательных дисциплин, но преподаватель теории права и государства не имеет права не обращать внимания на эту задачу. Еще до начала семинарских занятий следует ознакомить студентов с памяткой: «Как работать с научной литературой», показать в качестве примера различные варианты конспектов, тезисов, карточек с выписками;

- работа с понятийным аппаратом требует не только работы со словарем: словарных диктантов, работы с карточками, но и творческого подхода как-то: кроссворды, написание текстов в прозе или стихами с использованием как можно большего количества слов, не забывая о жестких правилах таких работ;

- для того чтобы с первого дня студенты учились говорить грамотно и компетентно, следует с первых же семинаров в качестве примеров рассматривать речи знаменитых юристов, собирать и изучать пословицы, поговорки и крылатые фразы, посвященные государству и праву;

- стоит чаще использовать такие активные методы работы на семинарах, как «мозговая атака», дискуссия (при этом четко изучив особенности этих методов, и не подменяя одно другим);

- нельзя забывать и о деловых играх, которые являются особым методом для разновозрастных групп (что очень важно в условия ВУЗа, в котором есть школьные классы);

- необходимо вести, особенно первое время, контроль за тем: читают ли студенты периодическую печать, как используют полученную информацию в своих ответах и т.д.;

- на лекциях и семинарах никогда нельзя забывать о том, что необходимо варьировать методы и приемы обучения. Однообразная деятельность по усвоению информации утомляет. Максимальный временной период работы в рамках одной методической формы не должен превышать 20 минут.

 

------------------------------------------------

 

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленного статьей 3 федерального закона «Об образовании» является принцип «создания благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе».

 

Указанный принцип, во многом объясняет причину «европеизации» государственной политики Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, ориентированности отечественной образовательной системы на интеграцию в мировую систему высшего образования.

 

Профилирующими направлениями государственной политики в сфере высшего профессионального образования становятся переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, реализация современных информационных технологий, развитие системы дистанционного обучения, интерактивные методы обучения, формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей и т. д.

 

Заявленное направление изменений ориентиров российской системы образования связано с трансформацией образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на подход, ориентированный на результат образовательного процесса, где вместо знакомых всем знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции, а следовательно и «компетентностный подход».

 

Что касается форм и методов получения высшего профессионального образования, то они должны быть направлены на формирование в стенах вуза личности нового инновационного типа, ориентированной на современные идеи, ценности, принципы.

 

Наше образование, по мнению исследователей, «должно стать соответствующим инновационной модели развития российской экономики, и отвечать требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования. Это стратегический выбор России в ответ на вызовы современного общества, определяющие такие требования. Новая модель образования предполагает, что учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью национальной инновационной системы, выполняя ещё и свои традиционные функции — социализации, формирования личности (сегодня — это формирование инновационной личности), воспитания гражданских чувств.

 

В этой связи педагоги высшей школы активно перенаправляют деятельность учащихся с заучивания информации на приобретение опыта самостоятельной работы ее грамотного добывания и использования, на развитие инициативы самой личности.

 

Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий [4, c. 43—44].

 

Главным механизмом в деле формирования компетентностного подхода и личности инновационного типа, по мнению большинства исследователей в этой области, должны стать методы активного и интерактивного обучения. Указанная методология должна развить у обучающихся умение анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения, добиваться поставленной цели.

 

Все существующие интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Рассматриваемая методика кардинально меняет роль педагога в образовательном процессе. Преподаватель при таком подходе не выступает основным источником новой информации: он выполняет направляющую, организующую функцию, функцию помощника в работе.

 

Интерактивное обучение, полагают его сторонники «формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам».

 

К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят: проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает (проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ), лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками), бинарная лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией), лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.), лекцию «пресс-конференцию» (преподаватель просит студентов письменно в течение 2—3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3—5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание), лекция-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции) [2, с. 20].

 

Инновационная направленность педагогической деятельности обусловлена различными обстоятельствами: происходящими социально-экономическими преобразованиями, усилением требований к качеству подготовки юристов; «встраиванием» отечественного образования в европейские и общемировые образовательные процессы, наконец, поиском новых технологий в образовательном процессе.

 

В последние годы на кафедрах, преподающих юридические дисциплины из элементов инновационных технологий стали широко внедряться контролирующие и обучающие программы, дистанционное обучение, ролевые и деловые игры, бинарная лекция, лекция-провокация, презентации сообщений и другие технологии.

 

Безусловными положительными моментами применения данных технологий являются: вовлечение в активное изучение дисциплины максимального количества обучаемых; позволяет определить уровень усвоения изученного материала; прививает и закрепляет навыки общения с высокими информационными технологиями, навыки работы с которыми столь необходимы современному юристу высокой квалификации [6, c. 48].

 

При этом следует иметь ввиду, что возможность внедрения инноваций в массовый опыт означает их относительную универсальность и воспроизводимость в учебных процессах разных вузов.

 

Однако, применение указанных технологий имеет ряд недостатков: снижает вербальную активность обучаемых, что негативно сказывается на качестве подготовки специалиста; использование отдельных элементов инноваций изолированно от других (например тестовая система) в полной мере не дают целостной картины усвоения материала. «...Мы должны сообща отрабатывать те методики, которые мировой опыт позволяет адаптировать к потребностям и условиям нашего Отечества. Старое правило: учиться нужно у всех, копировать нельзя никого. Копирование бессмысленно и бесплодно, а мы, к сожалению, именно этим последнее время и грешим» [1, c. 17].

 

Использование компъютерных технологий в подготовке и проведении занятий (электронные учебники, электронные учебные пособия) значительно совершенствуют работу преподавателя, при этом делая процесс усвоения слушателями учебного материала увлекательным, доступным, наглядным.

 

Основная проблема использования компьютерных технологий — недостаточная материально-техническая база во многих высших учебных заведениях (в том числе в филиалах), слабый уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию в обучении компьютерных технологий, нежелание перестраивать традиционную методику преподавания в вузе и т. д.

 

Остановимся более подробно на такой инновационной образовательной технологии как дистанционного обучения.

 

Использование методики дистанционного обучения, при всей своей прогрессивности имеет серьезный существенный недостаток — отсутствие прямого контакта студента с преподавателем. Отсюда вытекает ряд других проблем, имеющих отрицательные последствия. Во-первых, невозможно проверить степень самостоятельности выполнения заданий, решения задач, написания курсовой, а в итоге и дипломной работы. Во-вторых, указанная технология обедняет и обкрадывает высшее образование как таковое. Получение высшего образования сводится к выполнению определенного объема тестовых заданий с весьма сомнительным авторством. Падает уровень высшего образования, его традиционная избирательность и недосягаемость.

 

Признавая безусловную значимость инновационных технологий в процессе изучения юридических дисциплин, следует согласиться с мнением исследователей полагающих, что указанные технологии должны использоваться только в качестве дополняющих традиционные формы и методы основной подготовки юристов, при проведении контроля знаний, самостоятельной работы, факультативов, отработке пропущенных занятий и т. д. [10, c. 49—50].

 

В преподавании юридических дисциплин, более чем где бы то ни было, необходимо использовать интерактивные методы обучения, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий.

 

Не умаляя необходимости модернизации образования, внедрения в учебный процесс подготовки будущих юристов инноваций, способных существенно повысить качество как процесса обучения, так и его конечного результата — профессионального юридического образования выпускника вуза, следует настаивать на сохранении традиционных базовых методик получения знаний. Именно классические лекция и семинар, с их традициями проблемного изложения материала и дискуссионным характером способны научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, спорить и доказывать свою точку зрения. Только с помощью этой методики будет осуществляться целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

 

Date: 2016-02-19; view: 5717; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию