Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральные суды и суды субъектов в РФ: понятие, виды, порядок формирования, правовая основа организации и деятельности





Федеральные суды Российской Федерации

Конституционный Суд РФ впервые был создан в декабре 1990 г. В его состав входят 19 судей и избираемый ими Председатель. Основные задачи, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определены в ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ред. от 02.06.2009) (далее - ФКЗ о Конституционном Суде): проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ, договоров между федеральными органами государства и органами власти субъектов РФ; разрешает споры между органами власти различного уровня; дает толкование конституционных норм по запросам Президента РФ, органов законодательной власти субъектов РФ и т.д.

Полномочия Конституционного Суда РФ определены в ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Данная компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ о Конституционном Суде.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ.

Нормативные правовые акты, а также отдельные их положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам. Участниками правосудия в судах общей юрисдикции являются физические лица. Суды 1-й инстанции непосредственно используют доказательства и выносят приговор или решение. Ими могут быть все суды общей юрисдикции от районного до Верховного Суда РФ. Суды 2-й инстанции на основании жалоб участников процесса или протеста прокурора проверяют законность приговора или решения судов 1-й инстанции. Ими могут быть только вышестоящие суды (городской суд для районного, областной суд для городского и т.д.). Суды надзорной инстанции по протестам прокуроров или председателей судов проверяют обоснованность приговора или решения судов 1-й, 2-й инстанции, а также нижестоящих надзорных инстанций.

Основным звеном судов общей юрисдикции являются районные суды. Они рассматривают в первой инстанции большинство дел.

В судах общей юрисдикции образованы коллегии по уголовным и гражданским делам, президиумы в составе председателя суда, его заместителей и нескольких судей, секретариаты.

Несмотря на то, что суды общей юрисдикции функционируют в соответствии с административно-территориальным делением РФ, в их структуре действуют военные суды, возглавляемые Военной коллегией Верховного Суда РФ. Этим судам подсудны только уголовные военные преступления. Они функционируют не по админстративно-территориальному, а по структурному принципу (военные суды военных округов, родов войск, воинских соединений и частей). До 1992 г. они именовались военными трибуналами. Судьи военных судов имеют воинские звания, но действуют независимо от военного командования.

Процессуальная деятельность судов общей юрисдикции строится на основе уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных норм (АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ) и базируется на правовых нормах Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). Правовой основой их деятельности являются Закон о статусе судей, ФКЗ о судебной системе, ст. 126 Конституции РФ.

Арбитражные суды осуществляют свою деятельность по территориальному принципу: Высший Арбитражный Суд РФ, Высшие Арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды других субъектов РФ. Важно отметить, что все без исключения арбитражные суды РФ (а их сегодня 93) являются судами федеральными. Арбитражных судов в качестве судов субъектов Федерации (не федеральных), арбитражных муниципальных судов не существует. Арбитражные суды реализуют арбитражное судопроизводство, участниками которого являются юридические лица и частные предприниматели. Предмет арбитражного судопроизводства -- имущественные споры. В их структуре образованы Пленумы и Президиумы, действуют суды 1-й, 2-й и надзорной инстанций. Процессуальная деятельность арбитражных судов строится на основе арбитражно-процессуальных норм (АПК РФ). Правовая основа -- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ред. от 09.11.2009) (ФКЗ об арбитражных судах), ст. 127 Конституции РФ.

Характерно, что имеет место значительный ежегодный рост числа обращений граждан и юридических лиц в арбитражные суды, причем эта тенденция из года в год сохраняется, количество заявлений увеличивается непрерывно. Такое положение говорит о том, что деятельность арбитражных судов для общества и граждан чрезвычайно важна. Именно в них граждане надеются найти защиту своих прав и интересов. Но, если бы правосудие в полной мере удовлетворяло потребности общества и граждан, не было бы активного обсуждения проблем, связанных с реформой системы арбитражных судов.

Итак, с одной стороны, есть огромная потребность общества в судебной защите, а с другой - наблюдается известная неудовлетворенность деятельностью судов и состоянием правосудия. Главная их цель состоит в том, чтобы на деле найти те пути и способы укрепления системы органов судебной власти, которые служили бы улучшению правосудия, защите нарушенных прав и интересов граждан нашей страны.

Таким образом, арбитражные суды - это самостоятельная часть системы органов судебной власти России, которая, в свою очередь, является самостоятельной ветвью государственной власти страны. В совокупности арбитражные суды можно охарактеризовать как специализированную подсистему системы органов судебной власти России.

Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" (далее - ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии) учрежден новый судебный орган - Дисциплинарное судебное присутствие.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение).

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (за исключением Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ и в состав Совета судей РФ) в количестве шести членов.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда РФ и три судьи от Высшего Арбитражного Суда РФ.

Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с учетом особенностей, установленных ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия: 1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей; 2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об: 1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей; 2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи; 3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Отдельные законодательные акты, регулирующие судебную систему РФ (ФКЗ о судебной системе, ФКЗ об арбитражных судах), приведены в соответствие с ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии. Кроме того, в связи с принятием ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ. Изменения внесены, в том числе, в Закон о статусе судей, в Закон о Судебном департаменте, в Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009). В частности, установлено, что решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков могут быть обжалованы в Дисциплинарное судебное присутствие. Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ могут обжаловать в Дисциплинарное судебное присутствие отказ Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационных коллегий судей субъектов РФ в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Итак, к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

2.2 Суды субъектов Российской Федерации

В субъектах РФ могут формироваться свои конституционные (уставные) суды. В федеративном государстве организация конституционного правосудия на двух уровнях предпочтительнее его организации только на федеральном уровне. Во-первых, создание в субъектах Федерации собственных органов конституционного правосудия повышает их роль в развитии федеральных отношений в соответствии с принципами конституционного строя. Во-вторых, хотя федеральный орган конституционного правосудия и органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации обладают своими полномочиями, связанными с регулированием федеративных отношений, в различном объеме и каждый на своем уровне, в целом они действуют как партнеры в решении общих задач - обеспечении территориального верховенства федеральной Конституции и на этой основе упрочения Федерации и установления в ней конституционного строя.

Согласно ст. 27 ФКЗ о судебной системе конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом о статусе судей, за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.

К настоящему времени конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах РФ. Кроме того, в ряде субъектов РФ такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

Сравнительно новым явлением в современном построении системы судов общей юрисдикции РФ выступает та ее часть, которая носит наименование "мировые судьи".

Прообраз мировой юстиции в нашей стране можно обнаружить на очень раннем историческом отрезке времени. Так, Н.М. Карамзин, ссылаясь на летописи Нестора, упоминает о так называемых градских старейшинах, которые "летами, разумом и честию заслужив доверенность, могли быть судиями в делах народных". Однако собственно мировые судьи появились в России при Александре II в результате судебной реформы 1864 г. Судебные уставы вводили коронный и мировой суды. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях сроком на три года. Каждый уезд в судебном отношении представлял мировой округ, который делился на мировые участки. Решения мирового суда могли быть обжалованы на уездном съезде мировых судей. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого последние не подлежали ни увольнению, ни временному отстранению от должности. Они могли быть смещены с должности лишь в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении. Мировым судьей могло быть избрано лицо, обладающее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трех лет на государственной службе. В период контрреформ (в 1889 г.) в уездах вместо мировых судей был введен институт земских начальников, наделенных значительными судебно-административными правами в отношении крестьян. Однако данное нововведение было впоследствии признано ошибочным и в 1912 г. институт мировых судей (в основном, в прежних содержании и форме) был восстановлен.

Точку на мировой юстиции поставили октябрьские события 1917 г., после которых институт мировой юстиции прекратил существование в России и начал свое возрождение только во второй половине 90-х годов ХХ в. Появление института "мировых судей" явилось следствием реализации судебной реформы в России. Законодательное закрепление института мировых судей как одного из звеньев судебной системы осуществлено ФКЗ о судебной системе. Позднее был принят Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (ред. от 11.02.2010).

Законом определена компетенция мировых судей. Помимо уголовных дел о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы (за исключением дел, предусмотренных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ), мировые судьи в первой инстанции призваны рассматривать дела о выдаче судебного приказа, а также иные гражданские дела искового производства. КоАП РФ к ведению мирового судьи отнесены некоторые дела о правонарушениях, носящих административно-правовой характер. Основная по объему работа мирового судьи связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел искового производства. Среди них выделятся дела, вытекающие из семейных правоотношений, дела о взыскании имущества, дела о пользовании имуществом и т.д.

Начало работы мировых судей в ряде регионов РФ относится к 2000 г. В настоящее время процесс формирования мировой юстиции в Российской Федерации практически завершен. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах закрепленных за ними судебных участков. Мировое судейство позволило приблизить суд к населению, облегчило доступ граждан к правосудию, ускорило прохождение дел до их окончательного судебного разрешения, а также значительно разгрузило федеральные суды. Вместе с тем, сегодня в мировой юстиции в среднем на одного судью приходится 139 дел в месяц. При таком вале трудно говорить о качестве решений, их объективности.

Выход из сложившейся ситуации видится в разделении функций. В системе общей юрисдикции надо создавать специализированные структуры - суды, коллегии и даже выделять отдельных судей. Нужны ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства. К судебным коллегиям по уголовным и гражданским делам необходимо прибавить судебные коллегии по семейным делам, по трудовым делам, по делам несовершеннолетних, которые впоследствии могут развиться в обособленные виды судебной юрисдикции. Нагрузку на судей можно уменьшать за счет использования упрощенных форм, примирительных процедур, внесудебного и досудебного разбирательства, альтернативных способов урегулирования споров. При этом нельзя не отметить, что законопроект, предлагающий создать в России ювенальные суды, который внесла группа депутатов еще в самом начале работы Государственной Думы РФ третьего созыва - в декабре 2000 г., до сих пор так и не увидел свет.

Создание административных судов также ведется только на бумаге. Данная проблема неоднократно обсуждалась учеными и практическими работниками, в том числе и судьями. Большинство специалистов высказываются за создание института административных судов. Подчеркивается, что это явится еще одним шагом на пути осуществления судебной реформы в нашей стране. Вместе с тем, специалисты-практики говорят: реально суды начнут работать только тогда, когда получат процессуальное право. По правилам, которые заложены в ГПК РФ, административные суды работать не смогут. Поэтому нужен Кодекс об административных процедурах. Сегодня уже разработан его проект.

Итак, к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Date: 2016-02-19; view: 1628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию