Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория личности в зарубежной психологии





1). Теория личности У. Джемса

У. Джемс (1842–1910), американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма, предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“ (личности) им были выделены:

1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;

2. Социальная личность как форма признания в индивиде личности со стороны других людей;

3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., в которой центром является чувство активности Я.

2). Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики „внутреннего конфликта“.

В теория личности А. Адлера постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

В теория личности Г.С. Салливена решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности. Это и ставится целью психотерапии.

В теория личности Э. Фромма постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. В отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.

Теория личности К. Хорни развивалась в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан–сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

3). В поведенческой теории личности, разработанной Дж. Роттером в качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях. Исходно принималась следующая аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

5. Опыты личности взаимно проницаемы.

6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.

4). Дж.А. Келли (1905–1977), американский психолог, создал теорию личностных конструктов, в которой каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или „личностных конструкторов“, свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Личностный конструкт — представляет собой оценочную систему, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.

5). Имплицитная теория личности.

Дж. Брунером и Р. Тагиури (1954 г.). Включает в себя представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни. Получив сведения о наличии у человека какой–то черты, названной на обыденном языке, практически любой индивид — носитель языка — делает непроизвольный вывод о наличии у данного человека и других черт, связанных с известной. Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.).

6). Авторитарная личность.

Т. Адорно - Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую.

7). А–тип личности.

М. Фридманом, Р. Роземаном. Это — система признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания сердечно–сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца). Среди этих признаков ведущая роль признается за тенденцией к конкурированию (стремлением к достижению) и нетерпеливостью (раздражительностью), а также за недооценкой телесных ощущений. Это составляет сущность поведения, которое приводит к сердечным нарушениям.

8). Типология акцентуированных личностей Леонгартда.

К. Леонгард (1904–1988), немецкий невролог, психиатр и психолог, разработал типологию акцентуированных личностей. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.


Date: 2016-02-19; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию