Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в Российской Федерации





Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

 

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структур­ные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате изда­ния правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить:

1) Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодатель­ства обусловлено предметом правового регулирования — фак­тическими общественными отношениями (конституционное право — кон­ституционное законодательство, трудовое право — трудовое за­конодательство и т. п.)

2) Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе (Конституция РФ, да­лее идут законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты органов государственной влас­ти субъектов РФ, локальные нормативные акты).

3) Федеративное строение системы можно выделить 3 уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

а) федеральное законодательство (Конститу­ция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нор­мативные акты);

б) законодательство субъектов РФ — (конституции, уставы, за­коны и иные нормативные акты);

в) законодатель­ство органов местного самоуправления (решения, постановле­ния).

4) Комплексные образования в системе законодательства скла­дываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранное, транспортное законодательство и т.д.).

Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства - статья нормативного акта.

Варианты соотношения системы права и системы законодательства:

1) норма права и статья закона совпадают: в статье находятся либо все три элемента (ги­потеза, диспозиция и санкция), либо только один (два), а ос­тальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веле­ние (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпада­ют.

2) включение нескольких норм в одну ста­тью закона (напр., каждый пункт – 1 норма).

3) расположение одной нормы в нескольких статьях.

Тенденции развития системы права и системы законодательства:

1) Общие тенденции, характерные для права в целом:

а) расширение сферы действия частного права и ограничение публично-правового регулирования. Постепенное изменение соотношения «человек и право». Создание такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Изменение методов правового ре­гулирования: переход от императивных к диспозитивным мето­дам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (например, установливались предельные размеры садовых домиков, погребов и т. п.);

б) децентрализация правового регулирования – К РФ и Федеративный договор создали базу для законода­тельного стимулирования развития субъектов РФ, местного са­моуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиар­ное применение, аналогия закона и права;

в) интеграция в российское законодательство в опре­деленных случаях общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров РФ (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — уча­стников СНГ в экономическом, информационном простран­стве, сфере борьбы с преступностью.

2) Тенденции развития структуры (системы) права:

а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — ин­ститутам, отраслям. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных под­разделений (семейное право);

б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и ме­тода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений;

в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоя­нии относительной автономности.

3) Тенденции совершенствования законодательства:

а) приведение всего законодательного массива в соот­ветствие с К РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствова­ние законодательной техники и законодательного процесса;

б) формирование новых комплексных отраслей зако­нодательства – о банках и банковской деятельности, привати­зации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправ­лении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет бо­лее эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы;

в) становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее субъектами. Появляются новые виды зако­нодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администра­ций и иные нормативные акты).

Date: 2016-02-19; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию