Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи





Определение правильной экспозиции при киносъем­ке — важнейшая задача кинооператора. Качество фотогра­фического изображения — контраст, проработка деталей в тенях и светах, цветовоспроизведение и общая тональ­ность изображения все цело зависят от правильного экспо­нирования кинопленки.

Правильная экспозиция при киносъемке в данных ус­ловиях освещения — это такое сочетание диафрагмы объектива и выдержки, при котором будет получено наи­лучшее фотографическое изображение на применяемой кинопленке после ее лабораторной обработки.

Чем меньше интервал яркостей в сни­маемой сцене, тем больше может быть допущено вариан­тов экспозиций.

Негативную кинопленку обычно экспонируют по теням, т. е. заботятся в первую очередь о том, чтобы наименее освещенные участки снимаемой сцены получили проработ­ку в негативном изображении. Отсюда возникло правило: лучше немного переэкспонировать, чем недоэкспонировать. Однако это правило применимо только для негативной кинопленки.

При съемке на обращаемую кинопленку как на черно-белую, так и на цветную, это правило совершенно не­приемлемо. Даже при небольшой передержке в обращен­ном позитивном изображении ухудшается воспроизведение деталей в светах, где они наиболее различимы. Изображе­ние, лишенное деталей в светлых участках, производит неприятное впечатление, так как в первую очередь ухуд­шается фотографическое воспроизведение лица человека.

Недодержка, даже небольшая, означает, что наиболее светлые объекты в снимаемой сцене получатся на пленке, а следовательно, и на экране более темными. Все изобра­жение окажется в низкой тональности, т. е. темным.

Интервал правильных экспозиций при съемке на обра­щаемую кинопленку чрезвычайно мал. Строго говоря, пра­вильной экспозицией может быть лишь одна, от которой возможны самые незначительные отклонения.

Потому что от экспозиции зависит оптическая плотность почернения фотографического слоя кинопленки. Если негативные изображения могут быть светлее или темнее, а необходимые оптические плотности в позитивном изображении устанавливают подбором копи­ровального света в процессе получения позитива, то в об­ращенном позитивном изображении оптические плотности определяются экспозицией при съемке.

Итак, критерием правильной экспозиции при съемке на обращаемую кинопленку является яркость наиболее светлых сюжетно важных деталей сцены, а не темных, как при съемке на негативную кинопленку. Наиболее светлыми следует считать только те детали, которые являются сюжетно важными. Такие детали долж­ны быть не только светлыми, но и передавать на кино­пленке фактуру поверхности. В жанровых сценах с людь­ми, в особенности на средних и крупных планах, сюда относится, в первую очередь, освещенная солнцем или любым источником рисующего света сторона лица челове­ка. В пейзажных кадрах — это облака, в интерьерах — наиболее освещенные его части.

Несоблюдение правила — экспонировать по Светам — при съемке на цветную обращаемую кинопленку приводит еще и к нарушению правильности цветовоспроизведения.

Интервал яркостей снимаемой сцены зависит от отра­жательной способности отдельных деталей объектов съемки и от контраста освещения.

При освещении равномерно рассеянным светом, какое бывает, например, в пасмурную погоду, интервал яркостей минимальный; он определяется только соотношением ко­эффициентов отражения поверхностей объектов съемки.

В солнечную погоду или при освещении объектов съемки источником искусственного направленного света образуются тени, которые увеличивают интервал яркостей в снимаемой сцене.

При боковом и особенно при контровом освещении интервал яркостей часто достигает такого значения, кото­рое превосходит фотографическую широту кинопленки. В таких случаях правильной экспозицией будет та, кото­рая отвечает изобразительному замыслу наилучшего воспроизведения сюжетно важной части сцены.

Определение правильной экспозиции с по­мощью фотоэлектрического экспонометра

Определение правильной экспозиции при киносъемке с помощью фотоэлектрического экспонометра основано на световых измерениях двух видов:

1) на замерах яркости, или плотности светового пото­ка, отраженного объектом съемки в направлении кино­съемочного аппарата;

2) на замерах освещенности, т. е. поверхностной плотности светового потока, падающего на объект съемки.

Результаты, получаемые от этих двух видов световых замеров, могут быть разными. Существует несколько способов замера яркости объек­тов съемки для определения правильной экспозиции:

1) замер средней суммарной яркости всей снимаемой сцены;

2) яркости сюжетно важной детали объекта съем­ки;

3) яркости эталонной серой поверхности;

4) яркости самого светлого и самого темного участков в снимаемой сцене или в отдельном объекте.

1. Для замера средней суммарной яркости фотоэлектри­ческий экспонометр помещают около кинокамеры и на­правляют окно фотоэлемента в сторону объекта съемки. Измеряют средневзвешенную яркость всех элементов объекта и фона.

Задача же экспонометрии состоит в том, чтобы сюжетно важные части объекта получили наиболее правильную экспозицию, независимо от яркости фона.

Чтобы исключить влияние яркости фона на воспроиз­ведение тональности сюжетно важной части кадра, нужно применить другой способ замера, а именно:

2. замерить яр­кость не всего объекта или всей сцены, а только сюжетно важной детали — чаще всего лица человека. С помощью экспонометра, имеющего большой угол охвата, такой за­мер яркости малого участка объекта можно произвести только с очень близкого расстояния. Способ замера яркости сюжетно важной части кадра пригоден для поверхностей, коэффициент отражения ко­торых равен приблизительно 0,3—0,4. Таким образом, светлое лицо человека становится как бы эталоном отра­жающей поверхности.

3. Следовательно, при способе замера яркости сюжетно важной части кадра (лицо человека) необходимо руковод­ствоваться правилом: замерять яркость только такой поверхности, о которой известно, что она отражает 30— 40% падающего на нее света. В качестве такой эталонной поверхности кинооператоры используют свою собственную ладонь. Вместо лица или ладони в качестве эталона отражаю­щей поверхности можно использовать кусок картона, равномерно покрытого серой матовой краской, имеющей коэффициент отражения 0,3—0,35. Эталон помещают пе­ред сюжетно важной частью объекта, ориентируют пер­пендикулярно главной оптической оси объектива и заме­ряют его яркость фотоэлектрическим экспонометром.

Эталонная серая поверхность дает возможность опре­делить количественную величину, которую невозможно установить непосредственно глазом. Глаз человека спосо­бен хорошо оценивать соотношение яркостей, одновре­менно находящихся в поле зрения, но не может опреде­лить количественную физическую величину яркости. Ког­да же яркость наиболее часто встречающейся детали объектов съемки известна и «привязана» к определенной точке характеристической кривой кинопленки, дальней­шая работа кинооператора над художественным решением кадров может осуществляться при визуальном контроле. Во всех кадрах сюжетно важная деталь (лицо человека) будет передана на пленке одинаковой оптической плот­ностью, все же другие детали и фон воспроизведутся в том соотношении плотностей, которые определены

визуально.

4. Для замера освещенности фотоэлектрический экспо­нометр с установленной перед окном фотоэлемента рас­сеивающей пластинкой направляют в сторону источника основного рисующего света, находясь вблизи сюжетно важной части снимаемой сцены. На открытом месте при солнечном освещении можно измерять освещенность, не отходя от киноаппарата. Затем правильную экспозицию определяют с помощью калькулятора, имеющегося на фотоэлектрическом экспонометре.

рисующе­го света (солнца) нужно учитывать положение снимаемо­го объекта и съемочной камеры по отношению к источ­нику света.

Из-за особенностей восприятия фотографического изображения получается так, что кадры, снятые при бо­ковом или контровом освещении, оказываются лучше, если они экспонированы иначе, чем кадры, получаемые при том же источнике света, ко освещающем объект спереди или на 3/а спереди. В этом легко убедиться, сняв три серии кадров с различными экспозициями (экспо-нометрический клин) при разных положениях источника направленного света — солнца. Мы увидим, что с увеличе­нием площади теней требуется большая экспозиция. В этом случае наблюдается определенная закономер­ность. Когда солнце находится под уголом 90° (по ази­муту) к оптической оси объектива или в зените, экспози­цию следует увеличить в два раза (диафрагму раскрыть на одно деление). Если же солнце находится за объектом или на 3/4 сзади и съемка производится против света, диафрагму нужно раскрыть на полтора — два деления.

Можно автоматически внести поправки в экспозицию в зависимости от положения источника основного ри­сующего света, применяя полусферическую рассеивающую насадку перед фотоэлементом фотоэлектрического экс­понометра (взамен плоскопараллельной рассеивающей пластинки).

При замерах света полусферическая насадка всегда должна быть направлена своей вершиной в сторону объектива киноаппарата. Когда источник света находится спереди полусферы, то она освещается полностью. С пе­ремещением источника света в сторону часть полусферы остается не освещенной рисующим светом, и к фотоэле­менту поступает меньший световой поток, что тотчас же сказывается на отклонении стрелки электроизмери­тельного прибора экспонометра. При боковом освещении полусферы экспонометр показывает уменьшение света ровно в два раза. Экспозиция, следовательно, должна быть увеличена также в два раза, что соответствует раскрытию диафрагмы объектива на одно деление. При у дальнейшем перемещении источника света освещенная часть полусферы становится все меньше и меньше, а стрелка электроизмерительного прибора будет указывать на необходимость увеличить отверстие диафрагмы. Когда источник рисующего света будет находиться почти сзади объекта съемки, экспонометр покажет, что диафрагму нужно раскрыть на два или два с половиной деления. Отметим в заключение, что полусферическая насадка пригодна для замеров света только при определении пра­вильной экспозиции. Она не может быть использована для замеров освещенностей при определении контраста освещения. В этом случае используют экспонометр с уста­новленной перед окном фотоэлемента плоской светорас-сеивающей пластинкой.

Date: 2016-02-19; view: 703; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию