Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи, объект и предмет финансового менеджмента





 

Для понимания объекта и предмета финансово менеджмента необходимо осмысление понятий «финансовые ресурсы», «финансы» и «менеджмент».

Финансовые ресурсы предприятия– это денежные доходы и накопления предприятия.

Источниками финансовых ресурсов являются:

- выручка от продажи продукции;

- прибыль, полученные кредиты;

- финансовую помощь государства;

- амортизационный фонд, фонды самострахования;

- доходы, полученные по ценным бумагам;

- и пр.

Финансы - это особые экономические отношения, возникающие при формировании фондов денежных средств у предприятий (в данном случае) и использования их на цели расширенного воспроизводства.

Таким образом, это отношения связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов.

В процессе формирования и использования финансовых ресурсов у предприятия возникают внешние и внутренние финансовые отношения. К внешним финансовым относятся отношения:

1) с государством (бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами) по поводу уплаты разнообразных налогов, получения финансовой помощи и кредитов;

2) с коммерческими банками по поводу получения и возврата кредита, вложения средств во вклады и получения доходов;

3) со страховыми компаниями по поводу уплаты страховых взносов и получения страховых компенсаций;

4) с фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и прочими небанковскими институтами в результате получения и уплаты доходов по ценным бумагам и прочей совместной финансовой деятельности;

5) с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями продукции) при покупке, продаже товаров в кредит, получении и уплате штрафов, пени, неустоек, перемещении денежных средств в результате совместной деятельности.

К внутренним финансовым отношениям предприятия относят формирование и использование финансовых ресурсов внутри предприятия (деление выручки и прибыли на части, формирование резервного капитала, амортизационного фонда и т.д.).

Анализируя различные взгляды на менеджмент как на понятие, можно отметить, что большинство авторов одним из ключевых слов в нем используют слово «цель»:

- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.: «Менеджмент (англ. management) — управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.»

- Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн.справ. пособие. — СПб.:Специальная литература, 1995. «Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.»

- Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Союз, 2002. «Менеджмент — это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление — воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.»

- Дафт Р. Л. Менеджмент. — СПб.: Питер, 2002. C. 802. «Менеджмент — эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.»

Таким образом, и финансовый менеджмент мы можем определить как вид профессиональной деятельности, научное теоретическое направление, связанные с достижением целей предприятия благодаря эффективному использованию всех финансовых взаимосвязей и финансовых ресурсов предприятия.

Эффективное использование всех финансовых взаимосвязей и финансовых ресурсов подразумеваетдеятельность, обеспечивающую поступление необходимых финансовых ресурсов в нужные периоды времени и их рациональное использование в соответствии с намеченными целями.

Финансовый менеджмент действует на основе ряда принципов:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Управление финансами взаимосвязано со всей системой управления предприятием. Производственный менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент управления персоналом прямо или косвенно оказывают влияние на финансовый результат деятельности предприятия, на движение денежных потоков, следовательно, на формирование и использование финансовых ресурсов. Именно поэтому финансовый менеджмент ограничен общей системой управления и не должен противоречить управленческим решениям, принимаемым в комплексе по всему хозяйствующему субъекту. Кроме того необходимо отметить, что в этой же связи финансовый менеджмент является как управляющей подсистемой так и объектом управления.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. При управлении финансами все управленческие решения взаимосвязаны между собой. Все виды деятельности предприятия – операционная, инвестиционная, финансовая – взаимосвязаны и взаимозависимы. Принятие управленческого решения в одной сфере деятельности не должно быть ущербным для другой. Пример: финансовые инвестиции могут вызвать дефицит в финансировании производственной деятельности

3. Высокий динамизм управления. Управленческие решения в сфере финансового менеджмента динамичны. Изменения во внешней и внутренней среде деятельности предприятия происходят очень быстро. Это связано с колебаниями спроса и предложения на рынке, меняющейся ресурсной базой хозяйствующего субъекта и многими другими факторами. Финансовый менеджмент должен быстро реагировать на происходящие изменения, чтобы получить максимальные финансовые результаты.

4. Наличие разнообразных вариантов управленческих решений. При принятии конкретного решения в сфере финансов должно быть несколько альтернативных вариантов действия. Это необходимо, чтобы у предприятия был выбор, как лучше поступить, и чтобы при необходимости можно было от одного варианта перейти к другому. Финансовый менеджмент подразумевает расчет альтернативных издержек.

5. Управление финансами ориентировано на стратегические цели развития предприятия. Если управленческие решения по организации финансовых отношений противоречат миссии предприятия, то они должны быть отклонены.

 

Функции финансового менеджмента

Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две части:

1) функции финансового менеджмента как управляющей системы – это функции, характерные для любого вида менеджмента;

2) функции финансового менеджмента как специальной области управления – это функции, которые определяются конкретным предметом финансового менеджмента.

Предметом курса финансового менеджмента является многообразие финансовых решений, их систематизация, моделирование и прогнозирование на основе использования отечественного и мирового опыта. Этот курс позволит сформировать практические навыки рационального поведения в сфере финансов предприятий, управления денежными потоками на микроэкономическом уровне, то есть на уровне хозяйствующего субъекта.

Финансовые решения коммерческого предприятия можно условно разделить на две группы

1. Инвестиционные решения

2. Решения финансирования.

Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов предприятия и дают ответ на вопрос «куда вложить средства?».

Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос «где взять средства?»

Инвестиционным решениям в бухгалтерской отчетности предприятия соответствует Актив, решениям финансирования - Пассив

Решения инвестирования и финансирования можно классифицировать, т.к. соответствующие им активы и пассивы бухгалтерского баланса неоднородны. Структуру финансовых решений с точки зрения бухгалтерского баланса предприятия можно представить с помощью следующей схемы.

Два типа финансовых решений взаимосвязаны и взаимно переплетены. Для предприятия приоритетными являются решения инвестирования, т.к. цель любой коммерческой деятельности - получение дохода от эффективного вложения капитала.

Таким образом, с точки зрения финансовых решений на предприятии финансовый менеджмент - это форма управления процессами инвестирования и финансирования предпринимательской деятельности. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволит привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги.

На протяжении развития микроэкономический теории менялись подходы экономистов к определению главной цели функционирования предприятия, и, соответственно, финансового менеджмента. В настоящее время можно выделить следующие основные модели главной целевой функции предприятия.

1. Модель максимизации прибыли.

Главный ее недостаток в том, что модель максимизации прибыли никак не учитывала характер распределения прибыли, уровень ее капитализации; даже самый высокий уровень полученной прибыли не даст возможности сформировать собственные финансовые ресурсы для последующего развития, если прибыль будет израсходована на цели текущего потребления. Таким образом, в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важнейших задач предприятия, но не как его основная цель.

2. Модель минимизации трансакционных издержек.

Но данный критерий не дает оценки усилий предприятия по комплексной экономии его ресурсов, т.к. при этом в поле зрения не попадают все остальные виды его издержек, т.е. издержки, не связанные с коммерческой деятельностью. Следовательно, данная модель может использоваться лишь в рамках обеспечения одного из направлений повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, но не как его главная целевая функция.

3. Модель оптимизации объема продаж.

Однако рыночная среда очень изменчива; в результате смены предпочтений потребителей все усилия предприятия по продвижению на рынке своего товара и увеличению объема его продаж могут свестись на нет. Таким образом, эта целевая функция может быть принята лишь в качестве одной из задач операционного менеджмента и маркетинга.

4. Модель обеспечения конкурентных преимуществ.

Недостатком этой модели является то, что очень сложно сформировать некий показатель, который сможет отразить в себе все аспекты понятия «конкурентное преимущество». Кроме того, понятие «конкурентное преимущество» имеет смысл только в рамках конкретной отрасли, а большая часть предприятий являются многоотраслевыми. Значит и эта целевая функция может рассматривать только как одна из задач основных систем управления.

5. Модель максимизации добавленной стоимости.

В добавленную стоимость включены все внутренние затраты предприятия по производству и реализации продукции (т.е. по оплате персонала, обслуживанию задолженности и т.д.), а также прибыль. Таким образом, эта модель учитывает экономические интересы не только собственников предприятия, но и его менеджеров, рабочих, а также поставщиков, кредиторов и государства. В то же время она вступает в противоречие с экономическими интересами конечного покупателя продукции, и этот недостаток нивелирует все преимущества данной модели. Все формы учета интересов экономических субъектов, перечисленных выше, отражаются в цене, которую покупатель может не поддержать. Поэтому рассматриваемая модель может использоваться лишь предприятиями, выпускающими эксклюзивную продукцию.

6. Модель максимизации рыночной стоимости предприятия.

Она отражает одну из важнейших концепций современной теории фирмы, смысл которой в том, что главная цель функционирования предприятия - это максимизация благосостояния его владельцев, то есть непрерывный рост стоимости предприятия на рынке. Отличительные особенности данной модели:

Она определяет собственников предприятия как главных субъектов в системе экономических интересов, связанных с данным предприятием. Собственники как остаточные претенденты на доход больше всех остальных субъектов заинтересованы в эффективном управлении предприятием; этот стимул выражается в росте рыночной стоимости предприятия и позволяет в наибольшей степени уравновешивать показатели риска и доходности в процессе управления предприятием.

Главная цель финансового менеджмента неразрывно связана с главной целью управления предприятием в целом и реализуется с ней в комплексе.

В настоящее время основной целью деятельности любого предприятия ведущие теоретики и практики в сфере экономики считают максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Исходя из этого, основной целью финансового менеджмента на предприятии является достижение максимального роста благосостояния его владельцев, которая обеспечивается путем достижения максимальной рыночной стоимости хозяйствующего субъекта.

Это выражается в повышении рыночной цены акций организации. Стоимость акций показывает, насколько эффективно работает предприятие и качественный финансовый менеджмент в целом.

Основными задачами финансового менеджмента, направленными на достижение основной цели, являются:

1. Формирование достаточного объема финансовых ресурсов, необходимых для развития предприятия. Эта задача достигается путем (методы):

- определения необходимого объема всех финансовых ресурсов предприятия на предстоящий период;

- определения максимального объема собственных денежных средств (прибыль, амортизационные отчисления и т.д.);

- выявления необходимости заимствования средств на финансовом рынке (получение кредитов, выпуск долгосрочных ценных бумаг);

- выбора источников и наиболее приемлемых условий получения заемных средств;

- поддержания оптимальной структуры капитала (соотношение собственных и заемных средств, соотношение краткосрочных и долгосрочных заемных средств).

2. Эффективное распределение и использование сформированных финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности предприятия. Для решения этой задачи следует:

- установить пропорции распределения средств по направлениям деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой);

- определить оценку возможной отдачи и необходимых затрат при распределении финансовых ресурсов.

3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем:

- управления денежными потоками предприятия;

- оптимального сочетания поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам;

- поддержания ликвидности оборотных активов предприятия.

4. Достижение максимальной прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска. Инструментами решения этой задачи являются:

- эффективное управление активами предприятия (наличие только работающего имущества, приносящего прибыль);

- использование заемного капитала для расширения производственно-хозяйственной деятельности;

- выбор наиболее прибыльных направлений операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Важно стремиться увеличивать не только валовую, но и чистую прибыль предприятия, остающуюся в его распоряжении. При этом следует проводить эффективную налоговую, амортизационную и дивидендную политику.

Рост прибыли приводит к увеличению финансового риска. Поэтому при решении этой задачи финансовый менеджер устанавливает пределы допустимого финансового риска.

5. Достижение минимального уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. При достижении этой задачи предприятие должно:

- разнообразить свою производственно-хозяйственную деятельность (выпускать разные виды продукции, приобретать разнообразные ценные бумаги и т.д.);

- применять мероприятия по профилактике финансовых рисков (устанавливать лимиты на проведение отдельных финансовых операций, нормировать оборотные средства и т.д.);

- создавать резервы на случай получения убытков в результате непредвиденных событий (проведение страхования, формирование фондов самострахования).

Стремление к минимизации риска может привести к уменьшению получаемой прибыли. Поэтому должна быть спланирована величина прибыли, которую должно получить предприятие.

6. Постоянное финансовое равновесие предприятия в процессе его деятельности. Предприятие на всех этапах своего жизненного цикла должно быть финансово устойчиво и платежеспособно. Это достигается за счет:

- формирования оптимальной структуры активов (наличие ликвидных оборотных активов на предприятии);

- финансирования деятельности предприятия за счет различных источников (и собственных, и заемных средств);

- стремления к самофинансированию (покрытие текущих и капитальных затрат за счет собственных финансовых ресурсов).

7. Возможность быстрого реинвестирования капитала при изменении внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности. Реинвестирование капитала – это вложение полученной предприятием прибыли в новый производственно-хозяйственный процесс (операционную, инвестиционную, финансовую деятельность). Эта задача решается путем:

- эффективного распределения полученной чистой прибыли (направление части средств на развитие предприятия);

- постоянного мониторинга ситуации на финансовом рынке;

- выбора эффективных объектов инвестирования в предстоящем периоде;

- контроля за отдачей от финансирования имеющихся финансовых инструментов.

Некоторые задачи финансового менеджмента имеют разнонаправлены характер (например, достижение максимальной прибыли при приемлемом уровне риска и достижение минимального риска при приемлемом уровне прибыли), но все задачи взаимосвязаны. Поэтому при управлении финансами все задачи должны быть оптимизированы между собой для достижения главной цели.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

 

Инвестиционные решения. (Управление активами)

 

Управление активами предприятия - это разработка и реализация управленческих решений, связанных с формированием и эффективным использованием активов предприятия.

Управленческие решения, связанные с формированием активов предприятия включают управление реальными инвестициями и управление финансовыми инвестициями.

Управление реальными инвестициями – это подготовка, оценка и реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов, направленная на обеспечение инвестиционных целей предприятия.

Управление финансовыми инвестициями – это выбор наиболее эффективных ценных бумаг, направленный на достижение инвестиционных целей предприятия.

Выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее экономического и финансового развития.

Первую группу эталонных стратегий составляют стратегии концентрированного роста. Это те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ищет возможные пути улучшения своего положения на рынке.

Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:

- стратегия усиления позиции на рынке (маркетинговые усилия и даже горизонтальная «интеграция» – контроль над конкурентами);

- стратегия развития рынка – поиск новых рынков для производимого продукта;

- стратегия развития продукта – рост за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном фирмой рынке.

Вторая группа эталонных стратегий – расширение фирмы путем добавления структур. Эти стратегии называют стратегиями интегрированного роста. Интегрированный рост может осуществляться за счет приобретения собственности и расширения изнутри.

Выделяют два типа стратегий интегрированного роста:

- стратегия обратной вертикальной интеграции – рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками, и за счет создания дочерних структур (Пример: «Мирель» – производство крема для тортов);

- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции – выражающейся в росте фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над системой распределения и продажи. (Пример: «Ариант», «Юничел» – сеть фирменных магазинов)

Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.

Стратегиями данного типа являются:

- стратегия центрированной диверсификации – поиск дополнительных возможностей для производства новых продуктов. Существующее производство остается в центре, а новое возникает исходя из возможностей рынка, технологии и т.п.;

- стратегия горизонтальной диверсификации – поиск возможностей роста за счет новой продукции, требующей новой технологии. Новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного. Важное условие – предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;

- стратегия конгломеративной диверсификации – фирма расширяется за счет производства технологически не связанных продуктов. Это одна из самых сложных для реализации стратегий.

В практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. В таком случае говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

Выбор конкретных объектов инвестирования,

Экономическая оценка инвестиций предполагает сопоставление за­трат, связанных с процессом инвестирования, и доходов, получаемых в результате его реализации.

Достаточно широкое распространение и признание получили следую­щие показатели оценки эффективности реальных инвестиций.

1 Чистая современная стоимость

2. Срок окупаемости.

3. Рентабельность.

4 Внутренняя норма доходности.

5.Индекс доходности

1. Чистая современная стоимость.( Чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эко­номический эффект (Эинт)) Рассмотрим инвестиционный про­ект, имеющий следующий денежный поток (тыс. руб.):

0-й год 1-й год 2-й год
-100    

В конце базового (нулевого) года осуществляются инвестиции, денеж­ные средства для которых получены в кредит под 40% годовых. Кредит с процентами должен быть возвращен за счет доходов проекта по мере их поступления. Предположим, что доходы от инвестиций образуются в суммах 130 и 150 тыс. руб. в конце соответственно первого и второго го­дов. В этом случае на конец первого года долг (с процентами) перед кредитором составит 100 • 1,4 = 140 тыс. руб. На его погашение направля­ется доход первого года, и на начало второго года будем иметь остаток задолженности в размере 10 тыс. руб. (140 - 130 = 10). На этот остаток также начисляются проценты, и на конец второго года величина долга составит 10 • 1,4 = 14 тыс. руб. Чистый доход инвестора в результате ре­ализации данного проекта составит 150 — 14 = 136 тыс. руб. Приведен­ные выше вычисления в обобщенном виде можно представить следую­щим образом:

Полученная сумма представляет номинальный прирост капитала ком­пании в результате реализации данного инвестиционного проекта. Эта величина называется конечной (терминальной) стоимостью. Предполо­жим, что данная компания обладает ноу-хау по данному проекту и мо­жет его продать до начала осуществления. По какой цене? По-видимо­му, с позиций финансовой эквивалентности вполне обоснованным было бы определить стоимость проекта на начало периода как современную стоимость будущего конечного дохода, т. е. мы должны дисконтировать (привести к нулевому году) 136 тыс. руб. исходя из ставки, по которой компания могла бы инвестировать полученные в начале периода средст­ва от продажи проекта. Предположим, что эта ставка также равна 40%. Данное предположение вполне реально, так как полученные средства могли бы быть предоставлены кому-то в долг. Получим:

Это цена, по которой можно продать идею проекта в начале периода. Данная величина называется чистой современной стоимостью проекта (NPV)

Как видно из последнего расчета, NPV есть алгебраическая сумма дис­контированных на начало периода элементов денежного потока инвести­ционного проекта.

Предположим, что инвестиционный проект можно разделить на две части (рис. 14.1).

Рис. 14.1

На рис. 14.1 lt капиталовложения в период t; E — доходность в пери­оду, г — номер года в период инвестирования (/ = 1,..., я,), / — номер года в период отдачи инвестиций (/ = 1,..., п2).

Как и в рассмотренном примере, имеем дело с денежным потоком, состоящим из отрицательных и положительных элементов. Отрицатель­ные элементы представляют собой инвестиционные затраты, определяю­щие отток денежных средств, положительные элементы — это доходы, формирующие приток денежных средств.

Суммарные величины инвестиций и доходов (а также их непосредст­венное сопоставление — в данном случае алгебраическое сложение) не могут быть определены простым суммированием годовых инвестиций, так как ценность их неодинакова. Учитывая фактор временной стоимо­сти денег, необходимо привести значение элементов денежного потока к единой временной дате. Чтобы решить эту задачу, как мы знаем, нужно осуществить операцию дисконтирования.

Еще раз напомним, что в основе процесса дисконтирования лежит рас­чет коэффициентов дисконтирования, который производится по формуле

(14.1)

где DFt коэффициент дисконтирования для года t; г — ствка дискон­тирования.

Чтобы провести дисконтирование элемента денежного потока года t, необходимо умножить его численное значение на коэффициент дискон­тирования.

Дисконтированная сумма инвестиций определится так:

(14.2)

где t = 1,..., и,; r— норма дисконта. Сумма доходов

(14.3)

Показатель чистой современной стоимости рассчитывается алгебраи­ческим сложением суммы дисконтированных инвестиций и дисконтиро­ванных доходов. Поскольку инвестиции берутся со знаком "минус", то по сути инвестиции вычитаются из доходов:

(14.4)

Инвестиции являются оправданными в том случае, когда суммарная величина дисконтированных доходов оказывается больше суммы (взятой

по абсолютной величине) дисконтированных размеров инвестиций. Ве­личина NPV b такой ситуации имеет положительное значение.

Если сравниваются несколько проектов, то выбирается тот, NPV ко­торого больше.

Необходимо отметить, что разделение жизненного цикла инвестици­онного проекта на две части во многом является условным. В действительности часто случаются ситуации, когда необходимость инвестирова­ния возникает и в отдельные годы периода, который мы назвали перио­дом отдачи инвестиций, например при обновлении производственного аппарата, при устаревании оборудования и в других случаях. Суммарный денежный поток в такие периоды может быть отрицательным (отток де­нежных средств превышает их приток). Поэтому для общего случая мо­жем рассчитать NPV по следующей формуле:

где CFt суммарная величина денежного потока в году t.

Показатель NPV обладает очевидными достоинствами и недостатка­ми. Достоинство проявляется в том, что данный показатель является абсолютным и учитывает масштабы инвестирования. Это позволяет рассчитать прирост стоимости компании или величину капитала инве­стора (в последнем случае при инвестировании с "нуля"). Но из этих достоинств вытекают и недостатки. Первый заключается в том, что ве­личину NPV трудно, а в ряде случаев невозможно нормировать. Напри­мер, NPV некоторого проекта равна 200 млн руб. Много это или мало? Ответить, на этот вопрос трудно, тем более если рассматривается без­альтернативный проект. Можно, конечно, установить нижнюю планку размера NPV, при недостижении которой проект отвергается. Но это во многом волюнтаристская мера, не отражающая существа процесса инвестирования.

Второй недостаток связан с тем, что NPV b явном виде не показыва­ет, какими инвестиционными усилиями достигнут результат. Хотя в рас­чете NPV размер инвестиций и учитывается, относительное сопоставле­ние не проводится.

Третий недостаток связан с тем, что для инвестора, использующего кредитные ресурсы (и,,, естественно,, не только для него), важно знать пе­риод возврата вложенных средств. С учетом отмеченных недостатков не­обходимо дополнить NPV расчетом других показателей.

Величина чистой настоящей стоимости не является абсолютно верным критерием при:

1. выборе между проектом с большими первоначальными издержками и проектом с меньшими первоначальными издержками при одинаковой величине чистых настоящих стоимостей

2. выборе между проектом с большей чистой настоящей стоимостью и длительным периодом окупаемости и проектом с меньшей чистой настоящей стоимостью и коротким периодом окупаемости.

Использование метода осложняется трудностью прогнозирования ставки дисконтирования.

2. Срок окупаемости. Это период, в течение которого сумма полу­ченных доходов окажется равной величине произведенных'инвести­ций.

Понятие срока окупаемости можно проиллюстрировать графически. На рис. 14.2 показан кумулятивный (определенный нарастающим итогом по годам проекта) денежный поток, который по мере инвестирования нарастает по абсолютной величине как отток денежных средств, затем с

Рис. 14. 2

момента получения доходов кумулятивный отток снижается, и в опреде­ленной временной точке величина нарастающего потока становится рав­ной нулю. Это значит, что суммарные оттоки денежных средств за пери­од инвестирования оказались равными суммарным доходам, полученным от начала периода отдачи инвестиций (точка К на графике) до времен­ной точки Л на графике, т. е. произошло возмещение суммарных инве­стиций суммарными доходами, полученными за некоторый период. Этот период и называется сроком окупаемости. Как видно на графике, мож­но выделить два таких срока — от начала инвестирования и от начала пе­риода отдачи инвестиций. Первый условно назовем сроком окупаемости в широком смысле, второй — в узком.

Существуют различные методы определения сроков окупаемости.

1. Рассмотрим первый метод. В этом случае срок окупаемости

(14.5)

где Е — среднегодовой уровень дохода.

Данный показатель можно использовать для краткосрочных проектов, когда влияние фактора времени незначительно и когда уровень дохода примерно стабилен по годам. Используется такой прием расчета для при­близительной оценки длительности периода окупаемости в узком смысле.

Если период отдачи инвестиций характеризуется большой неравно­мерностью доходов по годам, то возможно получение смещенного (иска­женного) значения срока окупаемости. Например, в первый год доход должен составить 10 тыс. руб., во второй — 100 тыс. руб., в третий — 500 тыс. руб. В среднем получаем 203,3 тыс. руб. Ясно, что использова­ние формулы (14.5) для такого проекта приведет к существенному зани­жению срока окупаемости.

2. Второй метод основан на сопоставлении суммарных инвестиций с суммарными за определенный период доходами. При этом не предпола­гается исчисления среднего по годам дохода. Производится прямое срав­нение общей суммарной величины инвестиций (за весь период инвести­рования) с суммой доходов, определенных нарастающим итогом. Пери­од, за который эта величина доходов окажется равной инвестициям, при­нимается за срок окупаемости данных инвестиций.

В большинстве случаев срок окупаемости, определенный таким обра­зом, не является целочисленным (не равен целому числу лет). Поэтому возникает задача определения точной величины срока окупаемости,

включающей целое число лет и некоторую дробную часть года. С этой целью необходимо рассчитать суммарную величину инвестиций и две суммарные величины дохода:

за целое количество лет полной окупаемости;

за период, меньший периода полной окупаемости на один год.

За первый из рассматриваемых периодов инвестиции более чем оку­пятся (обозначим его длительность через т и назовем периодом (годом) полной окупаемости). Мы говорим "более чем окупятся", так как в редких случаях суммарные инвестиции окажутся в точности равными суммарным доходам. Если такое равенство все-таки будет достигнуто, то соответствующее количество лет и будет представлять срок окупае­мости, выраженный в целых годах (или месяцах, или в других времен­ных единицах, принятых за единичный период). В этом случае прове­дение расчетов заканчивается. Если же целочисленность не может быть достигнута, то определяем суммарный доход за период, меньший пери­ода полной окупаемости на один год (длительность этого периода будет равна (т — 1) лет). Таким образом, инвестиции окупятся за этот мень­ший период плюс некоторую часть последнего года периода полной окупаемости. Далее следует определить эту дробную часть последнего года полного срока окупаемости.

Для этого предварительно определим часть инвестиций, которая не окупилась за период (т — 1) и должна окупиться за последний год сро­ка окупаемости, т. е. за год т, по формуле

Здесь

Отметим еще раз, что инвестиции учитываются со знаком "минус", поэтому в вышеприведенной формуле по существу производится вычи­тание.

Величина дисконтированных инвестиций, равная А/, окупится, как уже отмечалось, за некоторую часть года т (обозначим ее через Am), чис­ленное значение которой определится по формуле

(14.7) где Ет величина дохода, полученного в году т.

Таким образом, длительность периода окупаемости инвестиций

(14.8)

Данная величина может представлять срок окупаемости в широком смысле, если отсчет лет ведется от начала периода инвестирования, и в узком, если номер года определяется от начала периода получения дохо­дов.

Из приведенных рассуждений видно, что в расчет принимаются не-дисконтированные значения показателей, поэтому фактор временной стоимости денег не учитывается, что нельзя признать корректным.

3. Метод дисконтированного срока окупаемости. Используется тот же подход, что и в п. 2, но в расчет принимаются предварительно дискон­тированные элементы денежного потока.

Данный метод обеспечивает наиболее достоверный результат расче­тов.

4. Применяется тот же подход, что и в п. 1, но для расчета среднего­дового дохода учитываются дисконтированные величины годовых дохо­дов и суммарная величина дисконтированных инвестиций. Дисконтиро­вание позволяет во многом сгладить отмеченные выше недостатки мето­да п. 1.

 

Недостатки:

- игнори­руют денежные по­ступления после истечения срока окупаемости проек­та.

- игнорирует возможности ре­инвестирования доходов и времен­ную стоимость де­нег. Поэтому про­екты с равными сроками окупае­мости, но различ­ной временной структурой дохо­дов признаются равноценными

 

3. Показатель рентабельности. Запишем:

(14.9)

где и — суммарные за период существования проекта доходы и суммарные инвестиции, дисконтированные на единый момент времени.

Для того чтобы проект инвестирования был эффективным, величина Р/ должна быть больше единицы. Тогда NPV > 0. Величина PI может быть нормирована. Например, проект имеет значение PI = 1,5, а в сре­днем по отрасли, к которой он относится, рентабельность равна 1,8. Яс­но, что в данном случае проект при прочих равных условиях имеет эф­фективность ниже среднеотраслевой.

Недостатки:

- Не всегда выделяется самый прибыльный проект.

- Метод предполага­ет малореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных де­нежных поступлений от проекта по ставке внутренней доходности.

- В жиз­ни часть средств может быть выплачена в виде дивидендов, часть — инвестирована в низкодоходные, но надежные активы, такие, как краткосрочные государственные облигации и т. д.

- Метод не решает проблему множественности внутрен­ней ставки рентабельности при неконвенциональных денежных по­токах; иногда в таких случаях внутренняя ставка рентабельности вообще не поддается опре­делению, вступая в противоречие с ка­нонами математики

4. Показатель внутренней нормы доходности. Рассмотрим пример инве­стиционного проекта, в котором в конце базового года инвестировано 100 тыс. руб., а через год получен доход 130 тыс. руб. Если не учитывать стоимости денежных ресурсов, лежащих в основе инвестиций, то ясно, что инвестор имеет относительный доход 30%. Расчет этой величины вы­текает из следующего уравнения:

Разделим обе части данного уравнения на (1+х). Проведя соответст­вующие преобразования, получим:

Видно, что последнее уравнение представляет выражение для опреде­ления NPV. Таким образом, х является объективным показателем, кото­рый характеризует ставку дисконтирования, при которой чистая совре­менная стоимость оказывается равной нулю. Такая ставка дисконтирова-

Рис. 14.3

ния называется внутренней нормой доходности, величину которой будем обозначать IRR1.

Если инвестиционный процесс осуществляется последовательно (сна­чала период инвестирования, затем период получения доходов), то в приведенных выше обозначениях можно составить уравнение.

, где

х — неизвестная величина ставки дисконтирования, являющаяся, как уже отмечалось, внутренней нормой доходности.

Понятно, что, чем выше IRR (рис. 14 3), тем более эффективным яв­ляется инвестиционный проект. Внутренняя норма доходности должна быть выше ставки дисконтирования, используемой в расчете NPV. В про­тивном случае NPV будет иметь отрицательное значение.

Величина IRR несет важную информацию об экономической "проч­ности" проекта Эта прочность тем выше, чем больше разрыв между IRR и ставкой дисконтирования. Отмеченная разность представляет предель­ную возможность увеличения стоимости капитала, привлекаемого для реализации проекта

Для определения внутренней нормы доходности используются мето­ды приближенных расчетов, одним из которых является метод линей­ной интерполяции, который в общей постановке рассмотрен в пунк­те 3.6

Для того чтобы применить данный метод, необходимо задать вели­чины нижней и верхней границ внутренней нормы доходности. При этом при значении ставки дисконтирования, равной нижней границе, чистая современная стоимость (NPVH) должна быть положительной, а при значении, соответствующем верхней границе (NPVB), — отрица­тельной.

5. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных доходов к величине капиталовложении и рассчитывается по следующей формуле:

ИД =

Для собственного капитала норма дисконта равна нор­ме дохода на капитал.

Определение ликвидности инвестиций. В процессе осуществления инвестиционной деятельности предпринимательские фирмы должны учитывать, что в результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования ожидаемая доходность может значительно снизиться. Поэтому необходимо тщательно отслеживать все эти изменения и своевременно принимать решение о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестировании капитала. С учетом возможности такой ситуации по каждому объекту инвестирования первоначально следует оценить степень ликвидности инвестиций и предпочтение отдать тем из них, которые имеют наибольший потенциальный Расчет коэффициента дисконтирования

Норма дисконта рассчитывает­ся по формуле

где а — принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции), депозитный процент по вкладам (в постоянных ценах) или доход­ность альтернативных проектов вложения финансовых средств, %;

b — уровень премии за риск для проектов данного типа, %; в данном случае принимается равным нулю (проект безрисковый); с — уровень инфляции, %.

уровень ликвидности.

Управление внеоборотными активами – это принятие управленческих решений по своевременному обновлению основных средств и их эффективному использованию.

Главной целью управления основным капиталом является обеспечение его достаточности для нормального функционирования и развития предприятия, а также наиболее эффективное его использование в целях максимизации экономических и финансовых результатов деятельности.

Основные задачи в области управления основным капиталом состоят в следующем Технологии в области управления основными средствами включают
1. определение необходимого объема основных средств для обеспечения нормальной деятельности предприятия; методы определения потребности предприятия в основных средствах
формирование рационального состава источников для финансирования воспроизводства основного капитала; - способы формирования и привлечения внутренних и внешних источников финансирования инвестиций в основной капитал;  
· обеспечение рационального состава и структуры основных средств;   - определение комплекса показателей состава, структуры и движения основных средств, а также алгоритмов их расчета; · · способы разработки форматов и формирования плановой и учетной документации, содержащей информацию об основных средствах;  
· максимизация уровня эффективности использования основного капитала в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.   · · определение состава и методология расчета показателей использования основных средств; - · выбор и методологию определения критериев для принятия управленческих решений по управлению основными средствами.

1. Анализ ОС предприятия в предшествующем периоде. Этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, степени их годности, интенсивности обновления и эффективности использования.

 

1) Рассматривается динамика общего объема ОС предприятия — темпы их роста в сопоставлении с темпами роста объема производства и реализации продукции, объем ОС, об­щая сумма ОС.

Сведения о составе, движении и амортизации основных средств содержатся в разделе 3 формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Однако, они недостаточны для полной характеристики и качественного управления основным капиталом. Кроме того, они отражают только данные фактического бухгалтерского учета, планирование же этих показателей, как правило, не ведется. В рамках системы управления основными средствами должны быть разработаны и введены в действие документы внутрифирменного планирования и управленческого учета, содержащие детальные и полные сведения о состоянии, структуре, динамике основного капитала. Примерный формат таких документов представлен в табл..

 

Date: 2016-02-19; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию