Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нежелательные стратегии и практические подходы





Мисменеджмент способен охватывать целый набор ошибочных решений. Наиболее характерными из них являются:

‑ неадекватное расширение;

‑ неправильный учёт ситуации и ошибочный выбор стратегии;

‑ плохо поставленное финансовое управление и неграмотность ведения бухгалтерского учёта;

‑ недостаток или отсутствие внутреннего контроля и плохое планирование.

 

23. Коммуникация: сущность, этапы, элементы. Типология организационной коммуникации.

Эффективые коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации и успешного выполнения основных функций управления. Так, для разработки планов и прогнозов необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конку-рентах, поставщиках. Для принятия решений о стратегии осуществляется обмен информацией с внешней средой: потребителями, поставщиками, конкурентами, исследовательскими, консультационными, контролиру-ющими и другими организациями. Не менее важным является обмен информацией внутри организации. Менеджмент низшего, среднего и выс-шего звена, таким образом, вовлечен в интенсивный поток инфор-мационного обмена, или многоуровневых коммуникаций.

Коммуникация – это процесс обмена информацией в организации. Ее характеристиками являются субъекты (отправитель и получатель), способ и объекты коммуникации (передаваемая информация).

Основными функциями коммуникации являются:

· информативная (осуществляет передачу сведений);

· интерактивная, или побудительная (позволяет влиять на настрое-ние, поведение собеседника);

· организационная (обеспечивает взаимодействие между людьми, распределение функций);

· перцептивная (создает возможность восприятия собеседника, взаимопонимания);

· экспрессивная (позволяет возбудить эмоции или изменить харак-тер эмоциональных переживаний).

Цель процесса коммуникации – обеспечить понимание посланного сообщения

 

Выделяют четыре основных элемента коммуникации:

1) отправитель;

2) сообщение;

3) канал;

4) получатель

Отправитель – это лицо, собирающее информацию и передающее ее. Сообщение – сама информация, представленная в той или иной форме. Каналом коммуникации называют средство передачи сообщения. Получатель – это лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Основными этапами коммуникационного процесса являются:

1) зарождение идеи;

2) кодирование;

3) выбор канала коммуникации;

4) передача сообщения;

5) декодирование;

6) обратная связь (см. рис. 4.4).

У отправителя изначально должна зародиться идея. Важно опреде-лить, какую мысль необходимо донести до получателя, почему и каким образом это должно быть воспринято. Идея должна быть точной и конкретной. Прежде чем ее сформулировать, менеджеру необходимо ответить на вопросы о том, какими должны быть изменения, почему они нужны, каким образом их следует осуществить. В результате тщатель-ного всестороннего обдумывания идеи, обработки ее для получателя, появляется информация, которую необходимо представить в том или ином виде, то есть кодировать.

Кодирование – это перевод информации в слова, символы, интонацию, жесты (язык тела). Кодирование во многом зависит от того, какое средство передачи информации будет выбрано: устная речь, письменное обращение, знак, канал электронной коммуникации и т. д.

Каналы коммуникации различны: технические средства связи (теле-фон, телефакс, телекс, почта, электронную почта), а также служебные записки, отчеты, справочные и рекламные материалы. Если канал не соответствует идее, появившейся на начальном этапе, обмен информацией будет неэффективен.

Передача информации получателю – это доведение информации до получателя, что часто ошибочно принимают за весь процесс коммуни-кации. Получатель (например, исполнитель или начальник) должен уви-деть, услышать и понять то, что ему сообщают. В организации этот про-цесс обеспечивается секретарями, посыльными или электронными средствами.

Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли полу-чателя. Чем точнее символы выбраны, тем точнее они будут декоди-рованы. Руководитель должен находить такие способы выражения своих мыслей, которые соответствуют уровню восприятия подчиненного.

После получения сообщения у получателя возникает реакция, которая характеризует то, как было понято сообщение. Получатель производит действие, которое также должно быть декодировано, но уже самим отправителем. Возникает обратная связь, которая позволяет контролировать и корректировать процесс передачи информации.

Плохая обратная связь или ее отсутствие может привести к искажению информации, ошибочным действиям.

Повышению эффективности межличностных коммуникаций способствуют:

· тщательный анализ передаваемой информации;

· использование точных формулировок целей, критериев оценки действий, имеющихся ограничений;

· правильное использование жестов, интонаций;

· внимание к проблемам других, открытость;

· установление эффективной обратной связи (в частности, путем контроля понимания полученной информации либо первых резуль-татов действий подчиненных).

В процессе обмена информацией может возникать шум или пробелы .Пробел – это потеря части (фрагмента) информации в процессе ее передачи. Шумом называют искажение смысла передаваемой информации. Причиной шума может быть механическая неисправность (например, плохое качество печати), различия в уровне образования участников процесса (если одна из сторон не понимает терминологию или трактует ее по-своему), разница в восприятии и т. д. Избежать такого рода помех в организационных коммуникациях практически невозможно. Поэтому руководителю нужно знать возможные источники шумов и способы их устранения.

Коммуникационные потоки многообразны. Их формируют следующие виды коммуникаций:

· внутренние и внешние;

· формальные и неформальные;

· межличностные и организационные;

· горизонтальные, вертикальные и диагональные (см. рис. 4.5).

Внешние коммуникации – это обмен информацией между организа-цией и внешней средой. Внутренние коммуникации возникают внутри организации между различными уровнями управления и функции-ональными подразделениями.

Формальными являются коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управ-ления и функциональных отделов. Они планомерно создаются руко-водством для эффективной реализации целей организации.

Неформальные коммуникации возникают стихийно и являются канна-лом распространения слухов. Посредством слухов информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, поэтому руководители нередко пользуются ими для распространения определенных сведений, позволяющих смоделировать возможные последствия управ-ленческих решений.

Исследования показывают, что слухи чаще всего оказываются точными (на 80 – 90%), если относятся к событиям в самой компании: предстоящим увольнениям, перемещениям по карьерной лестнице, реорга-низациям, дисциплинарным взысканиям, взаимоотношениям между со-трудниками и внутри управленческой команды. Уровень точности снижа-ется, когда речь идет о передаче по неформальным каналам личной или об эмоционально окрашенной информации. Но независимо от степени достоверности, любые слухи, будь их воздействие положительным или отрицательным, являются влиятельным фактором функционирования организации.

Межличностные коммуникации – это общение между людьми. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу.

Организационные коммуникации предполагают обмен информацией внутри организации между ее функциональными подразделениями и уров-нями управления. Участники таких коммуникаций образуют коммуни-кационную сеть, соединяющую подразделения организации с помощью коммуникационных потоков. Главная задача менеджера при создании и управлении организационными коммуникациями – формирование и совершенствование информационных потоков, а не передача конкретного сообщения.

Коммуникационная сеть организации включает горизонтальные, вертикальные и диагональные связи.

Вертикальные коммуникации устанавливаются между руководителем и исполнителями. Примером таких связей является цепь команд от руководителя к исполнителям или предоставление подчиненными отчет-ной информации. Вертикальные коммуникации используются для доведе-ния до исполнителей плановых заданий, решений о реорганизации (от вышестоящего уровня вниз, к исполнителям); предоставления отчетов о выполненной работе, использовании ресурсов, предложений (от исполнителя вверх, к руководителю).

Горизонтальные коммуникации существуют между функциональными подразделениями организации или ее членами, принадлежащими к одному уровню организационной структуры. Они включают, например, обмен информацией между отделами маркетинга, финансов, производства, рекламы и другими.

Диагональные коммуникации – это связи с подразделениями других уровней организации, не относящиеся к вертикальным.

Важным фактором, влияющим на коммуникационный процесс, является конфигурация коммуникационных сетей. Коммуникационные сети – это определенное соединение участвующих в коммуникационных процессах индивидов (или элементов) с помощью информационных потоков.

При решении сравнительно простых, хорошо структурированных задач наилучших результатов быстрее всего можно достичь, используя централизованные системы передачи сообщений. В этом случае все коммуникации осуществляются через руководителя группы, который всегда находится на пересечении всех направлений общения. Такая конфигурация коммуникационных сетей называется «колесо» (см. рис 4.6).

«Колесо» представляет собой наиболее централизованный тип коммуникационных сетей с лидером и координатором в центре взаимо-отношений. Информация всегда исходит из центра. В этом случае легко достигается высокая скорость и точность передачи информации, однако при этом нередко подавляется инициатива исполнителей. Качество выполнения работ обусловлено той информацией, которая поступает от лидера. Возможны злоупотребления и манипуляции со стороны недобросовестного руководителя, который имеет возможность просеивать информацию в своих интересах. Такая сеть эффективна в небольшой группе (до 10 человек), если число сотрудников возрастает, руководитель начинает страдать от информационных перегрузок и не способен качественно обработать всю информацию.

К категории иерархичных централизованных сетей относятся и такие разновидности сетевых конфигураций как «цепочка» и «шпора».

Особенность сети «шпора» заключается в том, что между руково-дителем и подчиненными появляется информационный посредник, зани-мающий должность первого заместителя, помощника, референта или секретаря. Такая сетевая конфигурация требует профессионализма и до-бросовестности сотрудников, опосредующих информационные потоки.

При решении сложных задач, требующих учета мнения всех членов группы, а также в небольших организациях с гибкой структурой управ-ления более эффективным оказывается обращение к децентрализованным, или открытым, коммуникациям. При максимально децентрализованном типе сетей («круг», «все каналы») все члены группы имеют равное число коммуникационных связей, право лидерства признается за несколькими людьми, поощряется обмен фактами, точками зрения и впечатлениями. Все это позволяет достичь хорошего микроклимата в коллективе, повысить эффективность работы проблемно-целевых групп, добиться лучших результатов при проведении совещаний, в работе комиссий и комитетов за счет эффекта синергии и активизации творческой активности сотрудников. Тем не менее, такие коммуникации характеризуются замедленной скоростью, низкой точностью, слабой организованностью, отсутствием единого руководства.

Выбор на практике той или иной сети коммуникаций определяется целями и задачами, стоящими перед группой. Если в организации необхо-димо совершенствование системы коммуникаций, то менеджерам целесообразно начать изменения с анализа коммуникационных сетей.

 

24. Конфликты: сущность, типология, причины.

Руководитель практически постоянно находится под воздействием скрытых и явных противоречий, игнорирование которых может привести к конфликту, либо сам непосредственно вовлечен в конфликтные ситуации.

Конфликт – это воспринимаемая несовместимость действий и целей, когда выигрыш для одной стороны является проигрышем для другой. Конфликты являются неотъемлемой частью жизни организации. Взаимо-действие людей на межличностном, групповом, организационном уровнях довольно часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Организации, в которых отсутствуют конфликты, обречены на угаса-ние. Противоречия являются проявлением неравнодушия, решимости и от-ветственности. Когда они распознаются и анализируются, то могут стиму-лировать улучшение отношений между людьми. Проблемы организации не могут быть осознаны и разрешены в бесконфликтной среде.

Современный менеджмент предлагает три взгляда на природу и роль конфликта в организации.

С точки зрения первого подхода, конфликты в организации являются неизбежными и способов полного их устранения не существует. Работа одной группы людей всегда создает проблемы для другой (исполнители и контролеры, например), одни цели организации (увеличение объемов продаж) могут противоречить другим (повышение качества продукции). Если конфликт неразрешим, то попытка его предотвратить может привести к последствиям худшим, чем сам конфликт. В этом случае лучше всего принять факт неразрешимости конфликта. Менеджеру приходится ограничиваться действиями, позволяющими контролировать ход конфликтной ситуации, не пытаясь ее предотвратить.

Вторая концепция основана на допущении, что организационные конфликты можно и нужно предотвращать. Для этого необходимо предо-ставить сотрудникам возможность более тесного взаимодействия и разработать планы и процедуры, направленные на достижение общихце-лей. Слишком высокий уровень конфликтности создает угрозу эффек-тивности организации, поскольку отсутствие согласия по многим вопро-сам, отказ принимать во внимание интересы других могут вызвать отток клиентов, потери времени, невозможность реализовать инновационные проекты.

Третья концепция признает необходимым поддерживать опти-мальный уровень конфликтности в организации, но при условии, что столкновения носят конструктивный характер и позволяют из множества альтернативных подходов и решений выбирать наилучший. Менеджерам необходимо различать рациональные и иррациональные конфликты.

Рациональными конфликтами называют конфронтацию между индивидами или группами, которая повышает результативность и содей-ствует развитию организации.

Иррациональными конфликтами называют любой вид взаимодейст-вия между людьми или группами, который снижает эффективность орга-низации и препятствует достижению ее целей. Исследователи считают, что рациональные конфликты должны поощряться, а иррациональные – устра-няться.

Оптимальным считается такой уровень рациональной конфликтно-сти, который повышает эффективность организации, стимулирует качество и инновационную активность, позволяя существенно улучшить показатели деятельности компании и ее конкурентоспособность на рынке.

Практическое отсутствие конфликтов представляет угрозу для орга-низации по следующим причинам:

· не происходит выявления разных мнений и развития идей через столкновение позиций;

· конструктивное сотрудничество подменяется конформизмом, де-монстрацией единодушия;

· сотрудники не знают или игнорируют мнение друг друга;

· любые изменения, включая внедрение новшеств или модерни-зацию, могут быть затруднены или даже невозможны;

· затрудняется адаптация к изменяющимся условиям внешней среды.

На практике многие менеджеры стремятся исключить все виды кон-фликтов, считая их отсутствие показателем эффективного управления и признаком профессионализма руководителя. Негативное отношение к конфликтам остается частью традиционной организационной культуры. Интеракционистский подход считает конфликт неотъемлемой частью преобразований и фактором эффективности организации, требуя от менеджмента профессионализма в управлении конфликтом (см. таблицу 5.2).

Различают следующие виды конфликтов:

· по количеству участников – внутриличностные, межличностные, межгрупповые и организационные;

· по характеру влияния – рациональные и иррациональные;

· по характеру причин – объективные и субъективные;

· по содержанию – общественные и частные;

· по природе – формальные и неформальные;

· по ранговым различиям – горизонтальные и вертикальные;

· по количеству причин – однофакторные и многофакторные.

Внутриличностные конфликты возникают потому, что в одном чело-веке обычно сочетаются конкурирующие потребности и роли, различные способы выражения побудительных мотивов, разного рода барьеры между целями и мотивами, положительные и отрицательные ощущения, связан-ные с достижением цели. Все это затрудняет адаптацию человека к су-ществующей ситуации, вызывает сомнения, стрессы, нерешительность, дискомфорт и даже депрессию.

Межличностные конфликты возникают из-за особенностей характера сотрудников и других индивидуальных различий, дефицита информации, несовместимости ролей и функций, стрессогенных факторов внешней среды.

Межгрупповые конфликты возникают вследствие обособления интересов рабочих групп по поводу распределения работ, вознаграждений, ресурсов, помещений, персонала. Появлению конфликтов такого рода спо-собствуют взаимозависимость при выполнении поставленных задач, не-определенность в распределении полномочий, борьба за статус, дух соперничества.

Согласно реалистической теории группового конфликта М. Шерифа, причиной межгрупповой конфронтации является конкуренция и наличие конфликтных целей. Конкуренция оказывает положительное влияние на деятельность каждой группы в отдельности, усиливая единство, повышая степень организованности и сплоченности, но негативно сказывается на организации в целом. Группы необъективно оценивают результаты своей деятельности, воспринимая их как положительные и замалчивая недо-статки; снижается уровень взаимодействия функциональных подра-зделений; нарушаются горизонтальные коммуникации; усиливается враждебность. Межгрупповой конфликт угасает при появлении целей высшего порядка, достижение которых желательно для всех и возможно лишь при условии сотрудничества.

Организационные конфликты являются следствием иерархичности управления, громоздкой организационной структуры, существования формальной и неформальной систем отношений между сотрудниками.

Конфликты в своем развитии проходят следующие стадии:

· формирование противоречивых интересов, ценностей и норм;

· превращение потенциального конфликта в реальный, когда участ-ники осознают противоречивость своих интересов;

· конфликтные действия;

· снятие или разрешение конфликта (см. рис. 5.11).

 

При отсутствии возможности или готовности сотрудников открыто обсуждать противоречия формируются скрытые конфликты, которые в свою очередь могут приводить к возникновению порочного круга: чем больше персонал старается избежать конфликтных ситуаций, тем в мень-шей степени он способен конструктивно их разрешить и раскрыть в себе созидательный новаторский потенциал.

Модель конфликтакак процесса включает в себя следующие элементы:

1) управленческая ситуация;

2) источник конфликта;

3) возможность возникновения конфликта;

4) реакция на ситуацию;

5) возникновение конфликта или его предотвращение;

6) управление конфликтом;

7) возникновение функциональных или дисфункциональныхпо-следствий (см. рис. 5.12).

 

Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут сформироваться условия, которые мешают достижению целей органи-зации, то есть дисфункциональные последствия. К дисфункциональнымпо-следствиям конфликта относятся:

· неудовлетворенность сотрудников, ухудшение рабочей атмосферы, снижение производительности труда и рост текучести кадров;

· меньшая степень сотрудничества в будущем;

· усиление групповой сплоченности и единомыслия на основе непродуктивной конкуренции с другими группами организации;

· формирование представления о другой стороне как о «враге», о целях другой стороны как об отрицательных, а о своих целях – как положительных;

· сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами и усиление враждебности;

· придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Для эффективного управления конфликтной ситуацией используют структурные и межличностные методы. К межличностным методам (стилям) разрешения конфликтов относят:

· уклонение;

· сглаживание;

· принуждение;

· компромисс;

· решение проблемы (см. рис. 5.13).

Метод уклонения подразумевает стремление уйти от конфликта, не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, порождающих разногласия.

Метод сглаживания заключается в подавлении стремления к кон-фликту и основан на убеждении, что не следует обнаруживать признаков конфликтной ситуации даже в случае возникновения проблем, апеллируя к потребности в солидарности и командном единстве. Управленческая про-блема при этом замалчивается или игнорируется.

Метод принуждения предполагает использование различных спосо-бов влияния и власти для того, чтобы заставить принять свою точку зрения любой ценой. В этом случае возникают дополнительные риски: подавле-ние инициативы подчиненных, недовольство более молодого и более обра-зованного персонала, снижение качества управленческого анализа и управ-ленческих решений, поскольку не все важные факторы могут быть учтены, если представлена лишь одна точка зрения.

Метод компромисса предполагает принятие точки зрения другой стороны, что позволяет быстро разрешить конфликт и избежать конфрон-тации. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать диагностике проблемы и ограничить круг управленческих альтернатив при принятии решений.

Метод решения проблемы заключается в признании различий во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти решения, приемлемые для всех сторон. Руководитель ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации на основе комплексного анализа проблемы, открытого диалога и изучения позиции сторон, признания права любого сотрудника иметь свое видение ситуации и свободно его обсуждать. Такой подход является наиболее конструктивным, но требует от менеджмента высокой квалифи-кации, опыта, социально-психологической зрелости и владения искусством работы с людьми.

К структурным методам разрешения конфликта относятся:

· разъяснение требований к работе;

· применение координационного механизма (построение управленческая иерархии, цепи команд, определение полномочий);

· использование средств интеграции (служб, осуществляющих связь между функциональными подразделениями, межфункциональных групп, целевых групп, совместных собраний и совещаний);

· установление общеорганизационных комплексных целей;

· использование системы вознаграждений;

· разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотруд-ника и подразделения (уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает информацию, система полномочий и ответственности, процедуры и правила).

В зависимости от конкретных параметров конфликтной ситуации ме-неджеры могут использовать такие приемы преодоления конфликтов как посредничество третьего лица, разъединение конфликтующих, благо-приятствование свободному развитию и завершению реакций, пресечение конфликта с применением жесткой официальной аргументации.

Практические рекомендации по управлению конфликтами таковы:

1) нельзя откладывать разрешение назревшего конфликта, замалчивая и усложняя проблему, так как это вызывает нежелательные послед-ствия, лишает сотрудников душевного равновесия;

2) если конфликт неизбежен, то руководителю целесообразно высту-пить его инициатором, поскольку в этом случае управляемость конфликта выше, чем при стихийном развитии ситуации;

3) руководителю следует развивать способность распознавать мотивы и предугадывать поступки сотрудников, чтобы за мнимыми причи-нами конфликтов видеть подлинные;

4) необходимо осваивать приемы самоконтроля и учиться управлять своими эмоциями;

5) следует добиваться локализации конфликта, не допуская его усиле-ния и вовлечения новых участников;

6) важно практиковать терпимость и уважение к позиции и точке зре-ния других, предоставляя возможность высказаться.

 

Date: 2016-02-19; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию