Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.17. Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь





Рассматривая историю возникновения центральных банков в различных государствах, нельзя не вспомнить работы Веры Смит, проведенные в тридцатые годы прошлого столетия. Ею определены две причины возникновения центральных банков: частные учреждения, - целью которых являлось получение прибыли и помощь в осуществлении финансирования правительства. Как бы то ни было, но среди существующих банков в любой стране, выделялся наиболее крупный банк, обслуживающий нужды властей. Именно размерами отличались банки друг от друга, их специализация определилась гораздо позже.

Изначально в большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX-XX вв. Это явилось началом формирования двухуровневой банковской системы. Таким образом, среди банков, выделяется один крупный банк, который находится в центре и аккумулирует вокруг себя всю остальную систему. Этот путь исторической эволюции возникновения центрального банка характерен для Англии, центральный банк в которой был создан в 1694 г., ставший эмиссионным центром в 1844 г. центральный банк Франции был образован в 1848 г., Банк Испании – 1874 г., Рейхсбанк Германии – в 1875 г., Государственный банк России - 31 мая 1860 г.

До XIX в. между банками не существовало разделения функций. Одни и те же банки (банкиры) выполняли функции коммерческих и эмиссионных банков. Вплоть до XIX в. банкноты – векселя банков по предъявлению – могли выпускать многие банки в стране. Эти банкноты в любой момент могли быть предъявлены в банк для обмена на наличные деньги. Наличными деньгами в то время были только золотые и серебряные монеты, а также казначейские билеты и ассигнации государства. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так как банкноты в денежном обращении занимали относительно небольшое место.

Однако в некоторых странах уже тогда один из банков выделялся из общего числа как наиболее крупный и обслуживающий нужды правительства. Но государство не вмешивалось в работу этих банков, и близость к правительству не делала какой-либо банк центральным.

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность. Быстрое развитие кредитной системы после промышленного переворота сопровождалось ростом значения банкнотного обращения. Этот рост объективно требовал замены банкнотной эмиссии многих коммерческих банков эмиссией одного специального банка, децентрализованная эмиссия банкнот уже не соответствовала потребностям развивавшихся рыночных отношений. Во-первых, банкноты отдельных, часто малоизвестных банков не могли пользоваться всеобщим доверием у населения. Банкноты коммерческих банков могли обращаться только в районе их деятельности. Развивающийся рынок требовал универсального, обращающегося в масштабе страны покупательного и платежного средства. Во-вторых, банкноты коммерческих банков не всегда пользовались достаточным доверием даже со стороны населения, проживающего в районе их деятельности. Дело в том, что децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась контролю и регулированию со стороны государства. Это зачастую способствовало злоупотреблению банками правом банкнотной эмиссии и в погоне за максимальной прибылью они выпускали не обеспеченные золотом банкноты. В результате при обмене банкнот на золото возникала опасность отсутствия необходимого количества наличных денег, т.е. золота для удовлетворения спроса со стороны владельцев банкнот. Подавляющая доля обязательств до востребования банков XIX в. приходилась именно на объем выпущенных банком банкнот. Поэтому необходимо было определить оптимальное соотношение наличных денег в кассе банка и суммы выпущенных банком банкнот по предъявлению.

Таким образом, возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банковской эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными.

Центральный банк:

- имеет монополию на осуществление эмиссии наличных денег и организацию их обращения;

- является банкиром правительства;

- исполняет роль банка для других банков;

- проводит денежно-кредитное регулирование, осуществляет банковский надзор.

В Республике Беларусь цели деятельности Национального Банка, его функции определены Банковским Кодексом (статья 25-26).

Во-первых, это защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для достижения этой цели Национальный Банк выполняет следующие функции:

- совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь;

- осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль как самостоятельно, так и через уполномоченные банки;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и его составления.

Во-вторых, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь. Для достижения этой цели законодательство возлагает на Национальный банк такие функции, как:

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

- осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляется их рефинансирование;

- устанавливает порядок осуществления банковских операций;

- регистрирует ценные бумаги банковского сектора;

- разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков;

Разработанная система постоянного надзора и контроля со стороны Национального банка за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций основана на жестких требованиях по соблюдению единых правил ведения различными кредитными организациями бухгалтерской и статистической отчетности и представлении ее в установленном объеме и в установленные сроки.

В третьих, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Основными функциями, направленными на достижение этой цели, являются:

- определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в стране;

- организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;

- осуществляет эмиссию денег, ценных бумаг Национального банка;

- создает золотовалютные резервы и управляет ими;

- регулирует денежное обращение, кредитные отношения.

Национальный банк Республики Беларусь наделен обширными правами. Ему принадлежит исключительное право эмиссии денег, которую банк осуществляет путем краткосрочного рефинансирования коммерческих банков, покупки государственных ценных бумаг, осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов.

Национальный банк печатает банкноты и выпускает их в обращение, осуществляет покупку иностранной валюты для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, имеет исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег. Выпуск наличных денег нового образца согласовывается с правительством страны.

Права Национального банка в области развития платежной системы связаны с установлением правил, форм, сроков и стандартов при проведении безналичных и наличных расчетов в республике.

В рамках своих прав Национальный банк устанавливает порядок ведения кассовых операций, определяет порядок работы банков с денежной наличностью и формы отчетности по этим операциям.

В области кредитных отношений Национальный банк реализует свое право по установлению объема кредитов предоставляемых коммерческим банкам, определяет систему рефинансирования банков, устанавливает нормативы обязательных резервов, определяет ставку рефинансирования.

Расширенными правами обладает Национальный Банк в области валютного регулирования. Он устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам, правила биржевой торговли иностранными валютами, порядок осуществления операций между резидентами и нерезидентами. Наряду с этим Национальный Банк выполняет функции агента валютного контроля, определяет меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства.

Права Национального банка в области регулирования деятельности банков и надзора за ними опираются на главные цели, связанные с поддержанием стабильности банковской системы Республики Беларусь и защитой интересов вкладчиков и кредиторов. В связи с этим Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением, проводит проверки деятельности банков, применяя к ним предусмотренные законодательством санкции.

В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.

Так как Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны он ежеквартально информирует Президента страны и Правительство об объеме эмиссии денег и о выполнении «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь».

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, касающихся вопросов единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, проводят регулярные консультации.

 

Date: 2016-02-19; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию