Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исполнительная власть в Российской Федерации ее особенности и место в системе разделения властей





 

 

Принципу разделения властей соответствуют определенные формы деятельности государства.

Как уже отмечалось ранее, государственное управление — это вид государственной деятельности, в рамках которой реализуются задачи исполнительной власти.

Исполнительная власть - одна из трех ветвей единой го-сударственной власти в Российской Федерации. Обладая оп-ределенной самостоятельностью в функциональном и ком- петенционном аспектах, эта ветвь государственной власти тесно взаимодействует с законодательной, то есть представительной, а также с судебной ветвями, создавая, таким образом, систему издержек и противовесов.

Согласно статье 110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Поскольку исполнительная власть, как мы уже отмечали, является одной из властей правового «трилистника», необходимо при ее характеристике выяснить место исполнительной власти в системе властей, то есть определять ее взаимоотношение с другими.

Законодательная власть разрабатывает и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов испол-нительной власти (в пределах, установленных статьями 101, 103, 114 Конституции).

На исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих законов (ст. 114 Кон-ституции). Полномочия и возможности осуществления ис-полнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством, который, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительств). Именно это является основанием именовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной.

Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного су- допроизводств. Есть у судебной власти и вторая функция - это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц.

Из всего ранее указанного следует, что исполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.

 

 

Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

У исполнительной власти есть определенная сфера отношений, где она действует, которая включает в себя:

отношения власти с гражданином;

хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований,

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;

исполнительная власть обладает принудительным характером, она делает упор на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия;

предметность - наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов;

исполнительная власть носнт организующий характер.

Проблемы соотношения государственного управления и исполнительной власти поднимаются российскими ученымн- адмннистративнстами А.П. Алехиным, А.П. Кореневым и другими. По их утверждению, органы государственного управления (с отдельными замечаниями) являются органами исполнительной власти.

Однако понятие государственного управления более широкое. Управление по отдельным вопросам осуществляется органами всех ветвей вла"сти. А аппарат государственного управления, по мнению К.С. Вельского, создает единую основу, устойчивость и порядок в функционировании всех ветвей государственной власти, а термин «государственное управление» дает нам возможность осмыслить одну нз важнейших функций исполнительной власти и одновременно с этим способствует пониманию деятельности каждой нз ветвей государственной власти.

Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию гралсдан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизнн общества.

Исполнительно-распорядительная деятельность регулируется нормами различных отраслей права, и при этом важное место среди них принадлежит административному праву.

 

 

46. Правительство Российской Федерации: основные функции и полномочия.

 

Правительство Российской Федерации — орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его право­вого положения, состав, порядок формирования определяются Конс­титуцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации принад­лежит Президенту, который назначает Председателя Правительства Российской Федерации (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

 

Председатель Правительства Российской Федерации обладает особым статусом. Он предлагает Президенту Российской Федерации, структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления дея­тельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распо­ряжения, а также подписывает решения Правительства.

Заместители Председателя Правительства в порядке распреде­ления обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительственных органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановления и распоряжения, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, обладая при этом правом решающего голоса.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Пре­зидиум в составе Председателя, его первых заместителей, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и др.

Решения Президиума принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на его заседаниях. Правительство имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него, во-первых, Конституцией Российской Федерации, во-вторых, феде­ральными законами, в-третьих, указами Президента Российской Фе­дерации.

В Конституции Российской Федерации его функции и полно­мочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство Российской Федера­ции «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации». Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий,

 

тоих конкретные виды единичны. Например, он дает заключения по определенным законопроектам (п. 3, ст. 104).

Конкретные полномочия Правительства Российской Федерации по общим, межотраслевым, отраслевым и другим вопросам закрепле­ны в федеральных законах и актах Президента Российской Феде­рации. Отдельные его полномочия предусмотрены в Законе Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации».*

____________________

* Следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года 4174-1 «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» не отменен и не приведен в соответствие с Конституцией Российской федерации 1993 года. Многие вопросы организации и деятельности Правительства решаются Президентом Российской федерации иначе, чем это предусмотрено этим законом. Чтобы определить, в какой мере он утратил силу, необходим тщательный специальный анализ, особенно в части, закрепляющей компетенцию Правительства, его взаимоотношения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций. Именно в этой части теперь много неясного, требующего конкретных уточнений. Такая задача выходит за рамки настоящего учебника.

 

Правительство Российской Федерации занимает первый уровень федеральных органов исполнительной власти по реализации предме­тов ведения и полномочий, отнесенных к федеральным органам исполнительной власти.

Ключевыми функциями и полномочиями, которые призвано осу­ществлять Правительство Российской Федерации, являются следу­ющие. На него возложены разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение в стране единой финансовой, кре­дитной и денежной политики, также единой государственной поли­тики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, со­циального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утвержда­ет и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно координирует работу органов госу­дарственного управления по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

На Правительство Российской федерации возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке решения о создании и ликвидации федеральных государст­венных предприятий. Оно согласовывает такие решения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на терри­тории которых размещаются такие предприятия, по вопросам, требующим согласования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации делегирует свои полномочия федеральным органам государственной власти по управ­лению и распоряжению объектами федеральной собственности. Неко­торые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционерных обществах и т.д. Федеральным органам исполнительной власти, на ко­торые возложены координация и регулирование деятельности в соот­ветствующих отраслях (сферах) управления, оно делегировало совер­шение таких юридических действий, связанных с созданием, реор­ганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, как утверж­дение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом; назначение на должность и освобож­дение от должности руководителей федеральных предприятий; заклю­чение, изменение и расторжение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руководст­во приватизацией федеральной собственности.

Правительство Российской Федерации осуществляет разнообраз­ные полномочия в области административно-политической деятель­ности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов госу­дарства, по обеспечению обороны страны и государственной безопас­ности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране соб­ственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации. Правительст­во объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента Российской Федерации, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству

 

 

Date: 2016-02-19; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию