Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Менеджмент с позиций системного подхода
Предприятие как открытая система в условиях рыночных отношений широко взаимодействует с внешней средой. Рынок предполагает: • свободный выбор хозяйствующим субъектом направления деятельности в соответствии с компетенцией и местом в системе общественного разделения труда и воспроизводства; • свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными и заемными денежными средствами; • экономическую ответственность хозяйствующего субъекта за использование ресурсов, необходимость рассчитываться по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения средствами хозяйствующего субъекта; • производство продукции на неизвестный рынок, т. е. относительную неопределенность местонахождения потребителя. Предприятие как система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы (упрощенное их взаимодействие показано на рис.7). Без взаимодействия с внешней средой предприятие как открытая система не может функционировать. (Из внешней среды оно получает информацию, ресурсы, капитал и в нее же передает свою продукцию или услуги.) Вместе с тем, чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать предприятие. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров систем к факторам внешней среды. Рис 7. Взаимодействие предприятия с внешней средой
В случае применения системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры "выхода", т. е. товара или услуг. Возникают вопросы: Что производить? С каким уровнем качества? С какими затратами? Для кого? В какие сроки? Кому и по какой цене продавать? На эти вопросы ответы даются одновременно. "Выход" должен быть конкурентоспособным по нормативам. Затем определяются параметры "входа". Решаются вопросы: Какие нужны ресурсы и информация для процесса? Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, технологической, социально-демографической сред страны и инфраструктуры данного региона). Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам системы ("входа"). При изменении требований потребителей к товару, а также параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования. Таким образом, условия обеспечения конкурентоспособности товара таковы: • результаты маркетинговых исследований должны гарантировать высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю, т. е. должен быть обеспечен высококачественный прогноз параметров "выхода" системы; • "вход" системы должен быть отличного качества; • внешняя среда должна способствовать нормальному протеканию процесса в системе; • организационно-технический уровень системы должен позволять перерабатывать качественный "вход" системы в качественный выход.
2. Составные части операционной системы
Действия, в результате которых производятся товары и оказываются услуги, имеют общее название — "операционная функция".Таким образом, сущность операционной функции заключается в процессе конверсии (трансформации, преобразования), т.е. в последовательной цепочке действий, благодаря которым входы операционной системы (в частности, ресурсы) преобразуются в определенные конечные результаты, которые могут иметь вид материальной продукции или услуги. Обобщенная цель операционной функции (иначе – операционной деятельности) заключается в создании какой – либо полезности. В частности, полезности формы, места, приобретения, состояния и времени. Таким образом, операционную системуможно определить как одну из подсистем организации, в рамках которой осуществляется реализация операционной функции. Она включает в себя действия, в результате которых производятся товары, предоставляются услуги, выполняются работы для удовлетворения внешних по отношению к данной организации потребителей. Операционная система организации принадлежит к классу экономических систем, которым присущи обобщенные характеристики. В частности: открытость и гомеостатичность; сложность и полистркуктурность; нестационарность отдельных параметров системы; уникальность поведения системы в конкретных условиях; возможность изменять свою структуру и формировать варианты поведения; способность противостоять энтропойным тенденциям; способность приспосабливаться к изменениям внешней среды; способность и стремление к целеполаганию. Широко известные термины "производство" и "операции" имеют много общего. Однако под производством в основном понимаются выпуск товаров и переработка сырья. Термин "операции" шире, он включает в себя не только производство товаров, но и предоставление услуг. Предприятия (организации) различаются по видам деятельности, входящим в операционную функцию. Организации, производящие товар, как правило, являются материало- и энергоемкими, т. е. потребляют значительные объемы сырья, полуфабрикатов, топливно-энергетических ресурсов и т. п. К таким организациям относятся объекты строительства, машиностроительные предприятия, хлебозаводы и др. Продукция этих организаций, за исключением строительной, как правило, рассчитана на массового потребителя — это автомобили, пылесосы, хлебобулочные изделия и т. д. В то же время организации, оказывающие услуги (предприятия сферы услуг, аэропорты, автостанции, больницы), затрачивают незначительное количество исходных материалов и энергии. Однако их услуги, как правило, индивидуальны и определяются требованиями клиентов (заказчиков). Используя методологию системного подхода, можно установить, что любое предприятие или организация представляет собой открытую систему, Она преобразует входные величины (сырье, полуфабрикаты, труд и др.) в выходные (продукцию, услуги). Полная системапроизводственной деятельности предприятия (организации) называется операционнойи является центральным звеном любого предприятия (организации) по выпуску продукции и оказанию услуг. В этой системе, созданной на основе рационального (вертикального и горизонтального) разделения труда и сочетания во времени и пространстве предметов, средств и самого труда, реализуется операционная функция (рис.8).
Рис.8. Принципиальная схема операционной системы Структура операционной системы – это совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих целостность системы, т.е. сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Структура определяется составом и взаимосвязями элементов операционной системы, а также связями с внешней средой. Различают пространственную (расположение элементов системы в пространстве) и временную (последовательность изменения состояния элементов и системы в целом) структуры производственных систем. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. На самом общем уровне в составе операционной системы различают три подсистемы: перерабатывающую, обеспечения управления (планирования и контроля). • перерабатывающая (выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты); • обеспечения (она не связана непосредственно с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы). Подсистема обеспечения превращает также исходные ресурсы в продукцию (услуги)¸которые используют в перерабатывающей подсистеме. Функция, которая считается частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составной частью перерабатывающей подсистемы в другой. • планирования и контроляполучает информацию из следующих источников: - от перерабатывающей подсистемы – о состоянии системы и незавершенном производстве; - из внутренней среды организации – о целях, стратегии, политике и т.п.; - из внешней среды – о спросе на продукцию, стоимость ресурсов, тенденциях развития технологии, нормативных актах и т.п. Подсистема планирования и контроля перерабатывает весь объем информации и выдает решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема.
|