Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. по дисциплине « Операционный менеджмент»





ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Им. М.Туган-Барановского

КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Операционный менеджмент»

для студентов специальности

6.050200 «Менеджмент организаций»

и слушателей факультета последипломного образования

 

 

Донецк – 2004

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Им.М.Туган-Барановского

КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Операционный менеджмент»

для студентов специальности

6.050200 «Менеджмент организаций»

и слушателей факультета последипломного образования

 

Утверждено

на заседании кафедры

маркетингового менеджмента

протокол № __ от «__»____ 2004 г.

 

 

Одобрено

учебно-методическим советом ДонГУЭТ

протокол № __ от «__»________ 2004 г.

 

Донецк – 2004

 

УДК

Конспект лекций по по дисциплине «Операционный менеджмент» /Разработала к.э.н., доц.Лутай Л.А., ассистент Сарапука Е.В. – Донецк: ДонГУЭТ, 2004, 85с.

 

Конспект лекций подготовлен с целью помощи студентам в изучении нормативной дисциплины «Операционный менеджмент»» студентами ФЭУМО специальности 6.050200 и слушателями ФПО. В настоящее время отсутствуют учебники и учебные пособие, которые отражали бы содержание типовой и рабочих программ данной дисциплины.

В конспекте лекций определяются цель, задачи изучения дисциплины «Операционный менеджмент», приводятся тексты лекций по каждой теме, таблицы, рисунки и т.д.

 

 

Рецензенты:

Чернега О.Б. –доктор экономических наук, профессор, зав. кафедры международной экономики.

Савельева Е.В. – кандидат экономических наук, и.о. доцента кафедры маркетингового менеджмента

 

@ Донецкий государственный университет

экономики и торговли им. М.И. Туган -

Барановского

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
   
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..  
   
1. Тематический план дисциплины «Операционный менеджмент»…………………………………………………………….  
2. Содержание лекций тем дисципліни “Операционный менеджмент ”…………………………………………………………  
Тема 1. Введение. Операционный менеджмент как разновидность функционального менеджмента…………………………………….  
Тема 2. Операционная стратегия предприятия……………………………………..  
Тема 3. Операционная система организации………………………..  
Тема 4. Операционная деятельность: ресурсы, процессы, результаты………………………………………………………………  
Тема 5. Управление текущим функционированием операционной системы………………………………………………………………….  
Тема 6. Менеджмент качества и управление продуктивностью операционной системы…………………………………………………  
3. Список рекомендованной литературы………………………………………………………………  

 


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Операционный менеджмент» входит в состав нормативной части образовательно-профессиональной программы (ОПП) в цикле дисциплин профессионально-ориентированной подготовки. Это дает все основания определить ее как базовую в системе подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» профессиональной направленности «Менеджмент организаций». Дисциплина занимает важное место в системе подготовки бакалавров и магистров по другим направлениям и профессиональной направленности, в частности, такими как «Экономика и предпринимательство», а также в системе последипломного образования (повышения квалификации, получения второго высшего образования и т.д.).

Преподавание дисциплины «Операционный менеджмент» ориентировано на усвоение студентами современных методов управления операционной деятельностью бизнесовых организаций как производственной, так и непроизводственной сферы.

Конспект лекций составлен в соответствии с типовой программой изучения нормативной дисциплины «Операционный менеджмент».

Предметом дисциплины «Операционный менеджмент» является изучение управления системами и процессами, которые создают товары, услуги и обеспечение его эффективности.

Целью дисциплины «Операционный менеджмент» - обучение студентов эффективному управлению производственными процессами, которые создают товары и услуги.

Дисциплина «Операционный менеджмент» изучается на основе базовой общеобразовательной и правовой подготовки студентов, изучения дисциплин «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Информатика и компьютерная техника», «Экономическая теория», «Экономика предприятия» и др.

Изучение дисциплины «Операционный менеджмент» предусмотрено учебным планом специальности 6.020200 на уровне бакалавра.

 

1.Тематический план дисциплины «Операционный менеджмент»

№ п/п Наименование тем Количество часов
Всего в том числе
Лекции Практ. и семин. занятия Внеауд. самост. работа
           
1. Введение. Операционный менеджмент як разновидность функционального менеджмента.        
2. Операционная стратегия.        
3. Операционная система организации.        
4. Операционная деятельность: ресурсы, процессы и результаты.        
5. Управление текущим функционированием операционной системы.        
6. Менеджмент качества и управление производительностью операционной деятельности.          
  Всего        

 

ТЕМА 1. ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1. Операционный менеджмент как разновидность функционального менеджмента.

2. Операционный менеджмент: его сущность и место в системе

менеджмента предприятия.

3. Принципы, методы и функции операционного менеджмента.

 

1.Операционный менеджмент как разновидность функционального менеджмента.

 

Операции - есть «процесс, метод или ряд действий, главным образом практического характера» (Collins English Dictionary, 1986). Исходя из этого определения, операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность и продуктивность. Отсюда можно заключить, что все организационные функции есть операции, и что всякая управленческая деятельность включает в себя операционный менеджмент.

Часто термины «производство» и «операции» используют как взаимозаменяемые; в промышленности, коммерческой и некоммерческой деятельности широко распространено мнение, что управление производством представляет собой отдельную, обособленную от других сферу, которая должна интересовать только тех, кто непосредственно производством и занимается. Управление производством — исторически первая сложившаяся научная дисциплина менеджмента. Она же первой вошла и в программы преподавания. Руководители производств были, а зачастую и поныне остаются грамотными специалистами, которым можно поручить все задачи управления процессами созда­ния продукции. Подробнее мы обсудим эту тему в главе 2, сейчас отметим лишь, что, пока производственная деятельность считалась главным источником благосостояния нации, а экономическая ситуация в целом характеризовалась недопроизводством (до 50-х гг. определенно так оно и было), подобное отношение было оправданным. Однако, сегодня мы переживаем период острой конкуренции, конкуренции в глобальном масштабе, и во многих странах основным источником благосостояния является уже не сфера производства, а сфера услуг. Операционный менеджментуже не является уделом одного руководителя производства. Сектор обслуживания приобрел столь большое значение, что настала пора разобраться во всех его хитросплетениях.

Всякая производственная деятельность представляет собой операции, а значит, операционный менеджмент имеет отношение ко всем ним.

Производством управляют три группы известных объективных законов: материального мира, общественной жизни, философские, но, прежде всего, экономические законы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение последних приводит к негативным последствиям, как в общественной жизни, так и в конкретном производстве.

Задача производственного менеджера заключается в том, чтобы найти как можно больше факторов – аргументов, которые оказывают на них влияние и определить зависимость между ситуацией и факторами – аргументами, а также удостовериться в корректности этой зависимости.

Таким образом, процесс управления производством - это совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей, принятию решений в области производственных программ и оперативных заданий.

С этой принципиальной точки зрения на операции следует смотреть на показатели работы всей организации. Без четко выраженной операционной стратегии и эффективного операционного менеджмента организация может выжить лишь по чистой случайности. Таким образом, операционный менеджмент является важной дисциплиной, обязательной для руководителей всех уровней и подразделений. Однако, несмотря на вышесказанное, следует отметить, что наибольшее применение операционный менеджмент по-прежнему нашел именно в сфере производства.

 

 

2.Операционный менеджмент: его сущность и место в системе менеджмента предприятия.

Традиционно принято считать, операционный менеджмент чем-то связанным главным образом с производственной деятельностью или физическим изменением состояния продуктов. Поэтому зачастую его определяют так:

Операционный менеджмент — это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращению в готовый продукт и поставок этого продукта покупателю.

Операционный менеджмент – это менеджмент производственных процессов, которые преобразуют сырье на товары и услуги. Это часть организации, которая прямо связана с производством товаров и услуг.

Термин «операции и производство» взаимосвязаны, однако между ними все еще существует разница. Необходимо дать более детальное определение этих терминов.

Действия, в результате которых производятся товары и предоставляются услуги, называются операционная функция.

Процесс операционного менеджмента связан с формированием операционной системы, привлечением средств производства, использованием новых методов для достижения эффективности операционной деятельности.

Целью операционного менеджмента является обеспечение высокой продуктивности.

Предметом дисциплины «Операционный менеджмент» является изучение управления системами и процессами, которые создают товары, услуги и обеспечение его эффективности.

Цель дисциплины «Операционный менеджмент» - обучить студентов эффективному управлению производственными процессами, которые создают товары и услуги.

Это определение, на наш взгляд, является слишком обобщенным. Оно включает в себя функцию закупки, функцию производства и функцию физического распределения, которые, хотя и тесно связаны с операциями, обычно считаются отдельными дисциплинами. Еще важнее то, что данное определение является ограничивающим, поскольку не допускает каких-либо иных действий, не связанных с физическим производством.

Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработкой информации в финансовой сфере, издательском бизнесе или в сфере коммуникаций. При оказании услуг — парикмахерских или медицинских — в процесс переработки вовлекаются даже покупатели. Операции по переработке чего-либо производятся и в функциональных под­разделениях производственной организации, например, в финансовом отделе или отделе кадров.

Более точное определение, таким образом, может звучать так;

Операционный менеджмент — это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей.

Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении, любыми операциями. Степень участия в них физических товаров, по большому счету, не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты или страховой конторы, так и для заводского цеха или фабрики. Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих центральный вид деятельности (операции) различных организаций.

 

Date: 2016-02-19; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию