Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Развитие фотографии в Белоруссии





1. Открытие первых фотомастерских в Минске, Витебске, Гродно: С. Юрковский, А. Гершун, Г. Тихов, Я. Булгак. «История Минска в фотографиях»: А. Прушинский.

2. Документальное фотоискусство периода Великой Отечественной войны: М. Ананьин, А. Дитлов, В. Лупейко, Л. Попкович. Послевоенное фотоискусство: Г. Бегун, В.Верхотко, В. Герман. Издание фотоальбомов.

3. Создание фотолюбительских объединений. Фотоклубы «Радуга», «Гродна», «Полесье», Крыніца», «Віцьба», «Вернисаж», «Минск». Выставки фотографики в Минске.

 

1. В Беларуси фотография известна с 1860-х гг., когда были открыты фотомастерские в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве и других городах. В конце столетия в Минске работали 4 светописных кабинета, а в 1904 г. – 94 в 34 городах. В развитие техники и искусства фотографии заметный вклад внесли белорусские изобретатели, ученые и фотомастера. Одним из активных деятелей фотографического отдела Русского технического общества (РТО) был витебский изобретатель-фотограф С. А. Юрковский. Вначале 1880-х гг. он рассчитал и создал конструкции моментальных фотозатворов. Затвор Юрковского демонстрировался в Политехническом музее в Москве, был одобрен на съезде РТО (1882) и до 1920-х гг. выпускался французской фотографической фирмой [23].

Известны работы Юрковского по использованию фотографии в судебной практике. В области научно-технического использования фотографии известны работы белорусского естествоиспытателя Я. О. Наркевича-Иодко. С 1892 г. он использовал фотопластинки для регистрации электрических разрядов и получил (впервые) электрографические изображения объектов живой природы. Проблемы научной и прикладной фотографии, включая вопросы негативно-позитивного процесса, фототехники, цветной фотографии, стереофотографии, научно-технического применения фотографии изучал уроженец Гродненской губернии, физик и оптотехник А. Л. Гершун. Известен цикл его работ, посвященных разработке рациональной конструкции фотообъективов и изучению их оптических свойств. Им сконструирован прибор для определения характеристик объективов: главного фокусного расстояния, истинного отверстия диафрагмы, угла внешнего и внутреннего конусов освещения, формы фокусной поверхности, фокусного объема, величины искажений, недостатков ахроматизма и диаметров, зависящих от них кругов рассеиваний, вторичного спектра, астигматизма, распределения освещения по пластинке и однородности структуры оптического стекла. Применение метода автоколлимации в качестве основного принципа действия прибора позволило укоротить его длину [23].

А. Гершун опубликовал ряд статей о фотографировании солнечной короны с помощью экваториала, снабженного объективом Кука, а также высказал рекомендации по усовершенствованию методов наблюдения и фотографирования солнечных затмений. С его именем связано становление отечественного оптического приборостроения и оптической промышленности.

Вклад в развитие методов воздушного фотографирования внес уроженец Смолевичей (Минская губерния) Г. А. Тихов. Во время службы на Центральной аэронавигационной станции военной школы летчиков-наблюдателей он изучал проблемы видимости далеких предметов с самолета и при аэрофотосъемке, занимался вопросами борьбы с воздушной дымкой, подбором негативных фотоматериалов и контрастирующих светофильтров для аэрофоторазведки. Используя астрофизические методы, усовершенствовал аэрофотосъемку. Развитие фотографии в Беларуси связано с краеведческими исследованиями. В конце 1870-х гг. был подготовлен «Альбом костюмов России», в котором из 532 фотографий 31 фотография мужской одежды были из Витебского, Полоцкого, Минского, Пинского, Слуцкого, Бобруйского, Мозырского, Гомельского, Горецкого, Могилевского, Мстиславского и Оршанского уездов. В создании альбома принимали участие фотографы И. Добровольский из Полоцка и И. Садовский из Гродно. В 1903 г. студент Петербургского университета В. Костка по поручению отдела этнографии Русского географического общества совершил поездку по Могилевскому, Мстиславскому и Рогачевскому уездам Могилевской губернии и сделал 46 фотоснимков (пейзажи, сельская архитектура, жизнь и трудовая деятельность белорусов). В 1904 и 1905 гг. он участвовал в экспедициях по Центральной части страны и Поднепровью. Плодотворно фотографированием занимался белорусский этнограф и фольклорист И. А. Сербов. Как член Северо-Западного отдела Русского географического общества в 1910–1912 гг. он провел ряд экспедиций по белорусским городам. Около 5 тысяч фотоснимков (сохранилось около 450) отображали жизнь, быт, ремесла, одежду крестьян и природу белорусского края [23].

Качественно нового художественного уровня достигла краеведческая фотография в творческой деятельности известного этнографа, фольклориста и мастера краеведческой фотографии Я. Булгака. Его многочисленные снимки 1919–1939 гг. публиковались в различных этнографических изданиях и журналах. Булгак был основателем Союза польских художников-фотографов, фотоклуба Польского фотографического общества и в течение 1919–1939 гг. возглавлял их, руководил лабораторией художественной фотографии при Виленском университете. С конца 1930-х гг. развитие этнографической фотографии в Беларуси на некоторое время приостановилось. Только в 1951–1952 гг. белорусский этнограф и фольклорист М. Я. Гринблат во время научной экспедиции ученых сектора этнографии АН БССР в Полесье сделал большое количество фотоснимков деревень, хозяйственных построек, образцов традиционной народной одежды белорусских крестьян. Его фотографии, за небольшим исключением, имеют научно-документальную ценность и почти не печатались.

Значительное развитие получила творческая (художественная) фотография. Сначала фотоснимки имели в основном краеведческий характер. Белорусские фотографы принимали участие в иллюстрировании многотомных изданий «Россия», энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. В 1863 г. в Минске вышел сдвоенный номер (№ 8/9) художественно-литературного иллюстрированного журнала «Фотографическая иллюстрация». В номере помещена краеведческая статья со сведениями об одном из основоположников белорусской фотографии А. Прушинском, и наиболее ранний из известных фотоснимков Минска. В 1894 г. издан альбом «Беловежская пуща» Е. П. Вишнякова. Среди мастеров того времени выделяются А. Прушинский, Я. Чехович, В. Баретя. Вначале XX в. стали известными имена Я. Куруша-Воробьева, Я. Балзукевича, Я. Махтея и др.

Дальнейшее развитие художественной фотографии связано с именем крупнейшего фотопортретиста М. Наппельбаума, начинавшего свой творческий путь в Минске. Здесь в 1895 г. он открыл портретное ателье, где сформировался как художник.

В конце Х1Х – начале ХХ в. на территории Беларуси в разных городах и местечках работали известные фотографы: И. Сербов, Г. Миранский, Л. Эпштейн, И. Садовский (Гродно), С. Некрасов, М. Кустинский, великолепный С. Юхнин (Слуцк), И. Згерский (Могилев), И. Добровольский (Полоцк), барон Шиллинг (Сураж), а также братья Берманы, И. Соловейчик и др.

2. Новым этапом развития документального фотоискусства стали репортажи периода Великой Отечественной войны, сохранившие для будущих поколений правдивый образ всенародной борьбы с немецко-фашистскими агрессорами.

В летопись Великой Отечественной войны внесли свой вклад и фотокорреспонденты Беларуси, на территории которой военные действия продолжались более трех лет. М. П. Ананьин, В. И. Аркашов, В. Н. Дагаев, А. С. Дитлов, В. Н. Лупейко и многие другие имена составляли эту летопись. К сожалению, только небольшая часть этой опасной работы дошла до нашего времени. Трудно было в условиях войны сохранить негативный материал. После окончания войны запрещалось снимать разрушенные города и коммуникации. И теперь, когда мы видим разрушенный Минск на фотографиях В. Лупейко, необходимо отдать должное его мужеству, ибо подобная «вольность» строго каралась.

Наиболее цельную коллекцию военных фотографий удалось сохранить В. И. Аркашову. Сдав свои негативы адресно в Смоленский музей, он впоследствии неоднократно ими пользовался. Так сохранились снимки с А. Т. Твардовским, фотографии первых, самых тяжелых лет войны и много изображений боевых действий, в которых принимал участие автор. Его выставка к юбилеям Победы была одной из самых сильных и экспонировалась Москве и других городах Советского Союза.

В мирной жизни многие военные корреспонденты остались в Беларуси и стали сотрудниками газет и журналов. В 1959 г. создана фотосекция Союза журналистов БССР, которую возглавил А. С. Дитлов. Тогда же состоялась первая выставка национальной художественной фотографии, на которой вместе с фронтовиками М. Ананьиным, А. Дитловым, В. Дагаевым, В. Китасом, Л. Папковичем, В. Лупейко приняли участие представители молодого поколения фотокорров – Виталий и Вадим Барановские, А. Мызников, С. Ананко, А. Каляда и один из старейших фотографов Беларуси И. Соловейчик. Он же единственным снимком «Портрет художника В. Волкова» представлял Беларусь на первой Всесоюзной выставке «Семилетка в действии» (Москва).

После войны тему восстановления народного хозяйства разрабатывали М. Ананьин, Г. Бегун, В. Верхотко, В. Герман, В. Дагаев, П. Захаренко, В. Костин, В. Лупейко, В. Марционко, Л. Попкович, А. Переход, В. Стец, Л. Эйдин и др.

Мирная жизнь входила в созидательное русло, фотография все больше стала выполнять функции иллюстрации, идущей за журналистским текстом.

С 1950-х гг. развивается цветная фотография. Начали свою работу издательства «Беларусь» и «Полымя», где выпускались первые книги по фотографии, фотоальбомы, календари, открытки. На базе издательства «Беларусь» создается редакция книжной иллюстрации и художественной фотографии. В этот период активизировалось и фотолюбительское движение. На первых выставках художественной фотографии в основном были представлены работы фотожурналистов, в первую очередь ветеранов-фронтовиков. К ним примкнуло молодое поколение фотографов. В 1960–1970-е гг. начали работать Н. Амельченко, В. Барановский, Г. Белицкий, В. Витченко, В. Гончаренко, В. Драчев, В. Жданович, Ю. Иванов, А. Клещук, Е. Козюля, В. Крук, Г. Лихтарович, В. Межевич, Е. Песецкий, В. Федоренко, Н. Шарай, В. Шуба, а также фотолюбители Ю. Васильев, А. Глинский, Е. Жукович, В. Жилин, А. Криштапович, В. Лобко, Г. Меншиков. В 1959 г. создано Первое творческое фотообъединение (фотосекция Союза журналистов), тогда же состоялась первая послевоенная республиканская выставка художественной фотографии. В ней приняли участие более 50 фотожурналистов и любителей фотографии. Экспонировалось около 200 фотоснимков, отражавших достижения в промышленности, сельском хозяйстве, науке и культуре. Белорусские фотомастера активно участвовали во всесоюзных выставках фотографии [23].

3. В 1960 г. в Минске организован фотоклуб «Минск», в 1970-е гг. – фотоклубы «Радуга» (отдел культуры Могилевского горисполкома) «Гродна» (Дом художественной самодеятельности Гродненского облсовпрофа), «Полесье» (производственные объединения «Гомельдрев»), слайд-клуб «Спектр» (Белорусское телевидение), фотоклуб «Крынiца» (Минский областной научно-методический центр Министерства культуры БССР), «Витьба» (Витебский облсовпроф), «Вернисаж» (г. Борисов) и др. Фотолюбители начали самостоятельно организовывать выставки. Их работы все чаще экспонируются на всесоюзных и международных выставках. В 1971 г. фотоклуб «Минск» стал организатором межклубной выставки художественной фотографии «Фотографика-71», в которой участвовало более 200 авторов из многих городов страны. Она стала первой в республике фотовыставкой, на которой представлены работы только творческого направления. С этого времени выставки фотографики в Минске стали традиционными.

В 1984 г. на Всесоюзной выставке художественной и документальной фотографии «Фотообъектив и жизнь» в Москве Беларусь представляли 19 авторов. В 1985 г. фотоклуб «Минск» стал лауреатом на Всесоюзном смотре самодеятельного творчества (Москва, ВДНХ). В 1988 г. белорусским фотографам П. Тишковскому, В. Федоренко и З. Шегельману присвоено звание художников Международной федерации фотоискусства (FIAP). Несколько позже это же звание было присвоено могилевчанам Г. Карчевскому, В. Титову и минчанину В. Седых.

К этому времени в фотоклубах сложились творческие и дееспособные коллективы, которые по уровню мастерства и по самобытности фотографии никак не уступали «фиаповцам». В Витебске плодотворно работали Э. Трепачук, В. Скрипачев, Г. Белицкий, В. Базан, М. Шмерлинг, Е. Глебов, В. Гончаренко. В. Радилович и А. Лосминский объединяли фотолюбителей в Гродно. Много участвовали в выставках Е. Комаров и В. Васильцов из Гомеля. И, конечно, «вторая волна» фотоклуба «Минск»: Е. Козюля, Ю. Васильев, В. Бутра, А. Дудкин, М. Жилинский, В. Лобко и другие фотолюбители. На выставки к ним все чаще присоединялись журналисты В. Жданович, В. Межевич, В. Барановский, В. Гончаренко, В. Жилин, Е. Песецкий, В. Драчев, Ю. Иванов, А. Клещук, Г. Лихтарович и др.

Все острее стал ощущаться недостаток фотографического образования. Стали возникать учебные студии при фотоклубах, которыми руководили наиболее подготовленные фотомастера. Наиболее плодотворной можно считать деятельность в этом направлении фотоклуба «Минск» в 1983–1986 гг., когда под руководством В. Лобко было выпущено 3 студии (более сорока человек). Позже они объединились в самостоятельный клуб под протестным названием «Провинция».

В 1990 г. был создан Союз фотохудожников БССР. Председателем был избран В. Лобко. В том же году в Москве в Киноцентре состоялась выставка «Белорусский авангард». Пришло новое поколение фотографов. Распадался Советский Союз, с ним заканчивалась эпоха соцреализма, который искусственно сдерживал развитие художественного творчества во многих областях искусства. Появились протестная музыка, авангардная живопись, скульптура, авторское кино. Так пришла на протестной волне вопреки всем устоям и запретам новая фотография. Миру было интересно, что же стоит за соцреализмом? Открыливась границы. Одна за другой следовали выставки: «СССР – ФОТО. Фотографы из Минска» (Копенгаген, Дания); «Современная фотография из СССР», в которой была белорусская коллекция (Нью-Йорк, США); «Новая волна в фотографии России и Белоруссии» (Киноцентр, Москва); «Foto Manifesto» (Мериленд, США, 16 белорусских фотографов).

Союз фотохудожников БССР просуществовал до 1992 г. Сначала распался союз, а затем не стало и БССР. Вторая попытка объединиться произошла в 2003 г. – было создано общественное объединение (творческий союз) «Фотоискусство».


Date: 2016-02-19; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию