Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. История мирового фотоискусства: этапы, стили, мастера. Первый этап – вторая половина XIX – начало XX в





1. Дагерротипия. Калотипия. Мокроколлодионный процесс. Кодак-революция.

2. Фотожурналистика в XIX в. Р.Фентон, А. Гарднер, М. Брэди.

3. Российская фотография XIX в. А. Карелин, С. Левицкий, М. Дмитриев, К. Булла, С. Прокудин-Горский.

 

1. Вся первоначальная фотографическая практика основывается на трех главных процессах. Это дагерротипия, калотипия и мокроколлодионный процесс. Только в 1870-х гг. наступает очередной технический прорыв в области фотографического изобретательства, результатом которого становится появление действительно массовой мгновенной фотографии, а также технологии фотомеханического репродуцирования, которая легла в основу будущей индустрии иллюстрированных периодических изданий, а также возникновения движущегося изображения в кинематографе.

Годом открытия фотографии принято считать 1839 г.

Дагерротипии – первому фотографическому процессу, применявшемуся на практике в течение 40 лет, – предшествовало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии. Хотя способ Ньепса и не использовался непосредственно как фотографический, именно он помог Дагерру найти решение задачи получения светописного изображения.

Основополагающий принцип гелиографии – потеря растворимости асфальтового слоя под действием света. Ньепс растворял асфальт в лавандовом масле, наносил тонким слоем на поверхность литографского камня или металлической пластинки и после высушивания экспонировал, – для контактной печати требовалось на солнечном свету 2-3 часа, а в камере-обскуре 6-8 часов при ярком освещении летнего дня. После освещения слой обрабатывали лавандовым маслом или нефтью, растворявшими неизмененные светом участки лака; в результате на поверхности обнаруживались рельефные контуры объекта фотографирования. Затем пластинку обрабатывали кислотой, которая травила литографский камень или металл пропорционально толщине оставшегося лака; затем лак удаляли спиртом. Для улучшения полученной светогравированной формы применяли дополнительно механическое гравирование.

Основной целью Ньепса было создание множительного процесса путем светогравирования. К разработке этого способа он пришел через литографию, из которой заимствовал некоторые технологии. Ньепс знакомится с официальным изобретателем фотографии Луи Жаком Манде Дагерром.

Дагерр разработал новый процесс, суть которого в следующем: отполированную серебряную или посеребренную пластинку подвергают действию паров йода, после чего на зеркальной поверхности образуется пленка йодистого серебра. При экспонировании в камере-обскуре в течение 3-4 часов на пластинке появляется едва заметное изображение. По светочувствительности этот способ мало чем отличался бы от разработок предшественников Дагерра, если бы не открытый им эффект проявления. Для него Дагерр применял пары ртути, сведения о которой получил от Ньепса. Открытие проявления считают основной заслугой Дагерра. Для закрепления изображений использовался сначала горячий раствор хлористого натрия (поваренной соли), а позднее – раствор гипосульфита, который в 1819 г. описан известным английским астрономом и физиком Дж. Гершелем.

Дагерротипные снимки отличались совершенством и составили эпоху в истории фотографии [2, 11, 16].

Фотография в первоначальной стадии развития еще не располагала свойствами размножать полученные изображения в любом количестве копий и увеличивать полученные изображения путем применения соответствующих оптических приборов. Ньепсу и Дагерру удалось решить задачу закрепления световых изображений. Но изображение, полученное методом Дагерра – дагерротип, оставался в единственном экземпляре, его можно было повторить, но с него нельзя было получить ни одной копии. Размножение и увеличение фотографических снимков стало возможным только тогда, когда был изобретен фотографический негатив, и фотографический процесс стал распадаться на два последовательных процесса – негативный и позитивный [16].

Третьим родоначальником фотографии нужно назвать англичанина Фокса Тальбота. К фотографическим опытам Тальбот приступил в 1834 г. Вначале он применял бумагу, пропитанную раствором нитрата серебра, но, убедившись в медленном действии на нее света, перешел к использованию хлористого серебра. Позднее Тальбот доказал, что раствор хлорида натрия можно применять в качестве фиксирующего вещества [24].

Тальбота взволновало сообщение в январе 1839 г. о том, что французский художник Дагерр изобрел фотографию. Он пытался оспорить первенство Дагерра, представив 30 января 1839 г. Лондонскому королевскому обществу письменный доклад о своем способе получения световых изображений на хлоросеребряной бумаге [16].

Кроме хлористого серебра Тальбот использовал и бромистое серебро. Но основным его достижением является процесс калотипии (калос по-гречески – красиво, хорошо), основанный на использовании бумаги, покрытой йодистым серебром, с дополнительной сенсибилизацией галлонитратом серебра, который служил и для проявления, т. е. усиления едва заметного первоначального изображения после экспонирования. Получаемое при этом негативное изображение печатали контактным путем на хлорсеребряной бумаге; фиксирование в обоих случаях осуществляли раствором гипосульфита.

Следующий этап развития фотографии связан с совершенствованием негативно-позитивного процесса. В 1847 г., когда Бланкар-Эврар вводит в употребление свою версию калотипии, племянник Нисефора Ньепса Абель Ньепс де Сен-Виктор начинает использовать в качестве негативов стеклянные пластинки, покрывая их желатином, крахмалом и альбумином, а затем сенсибилизируя йодистым серебром. Эти негативы соперничают ясностью изображения с дагерротипами, однако их недостатком является малая светочувствительность и, соответственно, долгая экспозиция. Бланкар-Эврар, в свою очередь, улучшает эти альбуминовые пластинки, и в 1850 г. начинает покрывать альбумином бумагу для фотопечати – т. е. находит технологию, которой будут пользоваться вплоть до XX в. Он первым в массовых количествах начинает производить фотобумагу, которая используется при мокроколлодионном процессе съемки.

Коллодион (вещество, лежащее в основе мокроколлодионного процесса) был изобретен в 1846 г. Кристианом Фридрихом Шёнбейном. А в 1850– 1851 гг. на его использование в качестве эмульсионного носителя независимо друг от друга наталкиваются французский фотограф Гюстав Лёгре, англичане Роберт Бинэ и Фредерик Скотт Арчер. Лёгре лишь частично опубликовал свои находки, и лавры открытия получил английский гравер и скульптор Фредерик Скотт Арчер. Он обнародовал процесс, основанный на использовании стеклянных пластинок, покрытых коллодием (раствором пироксилина в эфире или спирте) в качестве негативов. Стекло дает четкое и незернистое изображение, а коллодий весьма чувствителен к свету. В этом процессе меньшее, чем у дагерротипа, время выдержки, а изобразительная точность сочетается с возможностью размножения бумажных отпечатков, что дает возможность печати в относительно крупных выставочных форматах. В 1855 г. была внедрена техника новой печати на альбуминовой бумаге и технология обрела законченность процесса. В эту пору в профессию оказываются вовлеченными много фотографов. Они привлекают клиентов элегантными студиями и возможностями фотопечати на бумаге, фарфоре, ткани, вкраплением фотоизображений в ювелирные изделия, а также фотоскульптурой, не говоря уже о самом модном изобретении времени – «визитной карточке» [11].

Мокроколлодионым процесс называется потому, что для экспонирования стеклянных пластинок их сенсибилизируют дистиллированной водой, которую фотографы вынуждены брать с собой в экспедиции вместе с комплектом оборудования. Для печати используется как прежняя солевая бумага, так и альбуминовая. Она дает четкое, контрастное изображение и имеет глянцевую поверхность. Главным недостатком как солевой, так и альбуминовой фотобумаги является их неустойчивость, приводящая к быстрому выцветанию изображений.

Введение мокроколлодионной технологии повлияло на популярность прежних фотографических процессов. Дагерротип в Европе 1850-х гг. используется уже почти исключительно для портретирования, а в США к началу 1860-х гг. вообще практически исчезает. В 1852 г. Тальбот отзывает свой патент на калотипию, сохранив его действие только в сфере коммерческого портретирования. Фотография бурно развивается, но техника долго еще требует от профессионалов специфической сноровки, оставаясь весьма трудоемкой, капризной и требующей громоздкого оборудования [11].

Открытие бромосеребряных желатиновых фотоматериалов приписывают английскому врачу Меддоксу. Однако безукоризненный метод, позволяющий изготавливать такие фотоматериалы в промышленных условиях, был создан только в 1880 г. В его создании принимала участие целая плеяда изобретателей и ученых. Введение этого метода ознаменовало новый этап в развитии фотографической практики. Сразу же с появлением публикаций о получении фотографических эмульсий для сухих слоев стали открываться фабрики по производству пластинок, фотобумаг, а позднее – слоев на пленочной основе. Некоторые из них выросли в наши дни до размеров концернов.

С созданием химико-фотографической промышленности и расширением ассортимента фотоматериалов стало усиленно развиваться оптико-механическое производство специализированной фотоаппаратуры [24]. Европейские и американские производители начинают индустриальное производство сухих фотопластин, хотя их хрупкость и вес составляют серьезную проблему. В 1869 г. братья Хэйат стали использовать листы целлулоида; а в 1887 г. Ганнибал Гудвин ввел в практику целлулоидный плёночный ролик, позволяющий делать несколько кадров подряд. Подлинной революцией в фотографии стали новации американца Джорджа Истмена. В 1885 г. вместо пластинок он ввел в употребление роликовую (катушечную) фотопленку на бумажной, а позже, — на целлулоидной основе. Летом 1888 г. выпустил на рынок новую фотокамеру Kodak № 1, представлявшую портативный ящик с фиксированным фокусом. Камера давала резкое изображение, начиная с расстояния в 8 футов (около 2,5 м), продавалась в комплекте с катушкой пленки (сначала бумажной, затем целлулоидной) на 100 кадров, общей стоимостью в 25 долларов. Отсняв пленку, покупатель почтой высылал камеру с роликом внутри фирме «Eastman Company», которая затем еще за 10 долларов возвращала ему перезаряженную камеру вместе с готовыми отпечатками.

«Кодак» отличался легкостью фокусировки и портативностью; с его появлением наступила эпоха массовой моментальной съемки с рук. Так на свет появился мгновенный снимок в сегодняшнем понимании снэпшот (snap-shot, термин введён Джоном Гершелем). Он стал той безыскусной, универсально демократической, внеэстетической формой фотографии, которую культурная теория XX в. рассматривает как полигон оптического бессознательного [11].

2. С приходом отпечатков на бумаге появилась возможность размножения фотоизображений, интерес к фотографии среди издателей и газетчиков перерос в деловое стремление использовать новшество по-настоящему. В книгах и периодических изданиях фотоснимков становилось всё больше, особенно с 1850-х гг., вслед за появлением настоящей фотопечати. Стремительное развитие средств сообщения, подъем туризма и международной торговли, совпавшие по времени с успехами фотографии, способствовали ее распространению.

Бурно развивающаяся фототехника позволила человеку с фотоаппаратом стать незаменимым членом научных экспедиций, свидетелем и летописцем военных кампаний, исследователем жизни неизвестных миру племён и народов. Изобретение шторно-щелевого затвора (в первых камерах роль затвора выполняла передняя крышка объектива) открыло для фотографии, ранее отражавшей лишь неподвижные объекты, захватывающий по красоте и непредсказуемости мир движений.

В 1861 г. французский фотограф-путешественник Огюст Биссон продемонстрировал человечеству красоту Альп. С 25 носильщиками и проводником он 24 июля покорил Монблан и на высоте более 4800 м, растопив снег для фотохимических процедур, осуществил съёмку. В декабре 1863 г. Самуэль Дрэйпер получил довольно качественный снимок Луны, который можно было тиражировать.

Достоверная визуальная информация приобретала огромное общественное значение, спрос на нее стремительно возрастал. Во второй половине XIX в. зарождается репортажная фотография: англичанин Р. Фентон снимает Крымскую войну 1853–1856 гг., М. Брейди и А. Гарднер – гражданскую войну 1861–1865 гг. в США. От незамысловатого или вычурного постановочного портрета фотографы устремляются к поиску новых изобразительных форм и решений, присущих только фотографии. Фотография обретает свою палитру изобразительных средств, в ней отчётливо формируются и развиваются новые принципы художественных решений, основанные на её документальной сути.

Родоначальником военной фотографии считается англичанин Роджер Фентон, снимавший Крымскую войну. Его преемником в Крыму оказываются фотографы-путешественники Джеймс Робертсон и Феличе Беато. В 1855 г. они отправляются в Балаклаву (Крым); в сентябре снимают падение Севастополя, безжалостно показывая разрушения. В последующие годы Робертсон снимает в Палестине, Сирии, на Мальте и в Каире [11, 24].

Самый большой вклад в военную фотографию XIX в. внесли американцы. Главным продюсером фотодокументации в Гражданской войне Севера и Юга стал Мэтью Брэйди. В Нью-Йорк он приехал в возрасте 16 лет и поначалу занимался изготовлением футляров для драгоценностей и дагерротипов. Позже он открывает в Нью-Йорке Галерею дагерротипной миниатюры, где выставляет портреты знаменитых американцев. В 1846 г. Брэйди открывает вторую студию-галерею, в Вашингтоне, где удобнее снимать лидеров нации и высокопоставленных иностранных гостей. Так Брэйди становится одним из первых фотографов, использующих фотографию в качестве инструмента хроники национальной истории.

В 1862 г., вскоре после возвращения с фронта, Брэйди решает создать фотографическую документацию войны. Он организует команду из 23 фотографов и, снабдив их походными фотолабораториями, отправляет на съемки боевых действий. Сам же занимается организационной работой.

В том же 1862 г. Брэйди устраивает в нью-йоркской галерее выставку фотографий «Мертвые Антитама», снятых во время одноименного сражения. Прямая съемка многочисленных жертв войны произвела сенсацию. На фотографическое документирование Гражданской войны Брэйди расходует более $100 000, получив в результате 10 000 фотографий.

Главный помощник Брэйди в его портретном бизнесе и видный член его военной фотографической команды – Александр Гарднер. В 14 лет он бросает школу и становится учеником ювелира. Интересуется социалистическими идеями Р. Оуэна. Вдохновленный примером коммуны«Новая Гармония» в Индиане, Гарднер участвует в создании аналогичного поселения в штате Айова, а затем возвращается в Шотландию для поиска дополнительных средств. Гарднер приобретает газету в передовицах, которой пропагандирует социальные реформы. Вскоре газета становится популярной.

В мае 1851 г. Гарднер посещает Лондонскую выставку в Гайд-парке, где видит фотографии Мэтью Брэйди. Всегда интересовавшийся химией, вскоре после этого он начинает экспериментировать с фотографией и публиковать в газете обзоры фотографических выставок.

Весной 1856 г. Гарднер с семьей эмигрирует в США, поселяется в Нью-Йорке, устроившись на работу к Мэтью Брэйди. С 1858 г. руководит студией в Вашингтоне, создав себе репутацию выдающегося фотографа-портретиста.

С началом Гражданской войны в ноябре 1861 г. Гарднера в звании капитана назначают в штаб генерала Дж. Макклеллана. Фотограф снимает битвы при Антитаме, Фридриксбурге, Геттисбурге, осаду Питерсбурга. Гарднеру принадлежат портреты обвиняемых в покушении на Авраама Линкольна.

После войны Гарднер создает собственную галерею в Вашингтоне, где занимается, в частности, съемкой заключенных для местной полиции. В 1866 г. он публикует двухтомную коллекцию из 100 изображений, посвященных прошедшей войне – Фотографический альбом войны Гарднера. В 1867 г. становится официальным фотографом железнодорожной компании Union Pacific Railway, снимая строительство железной дороги в Канзасе и коренных американцев, проживающих на этой территории [11, 24].

3. В России об изобретении фотографии стало известно сразу же, и среди подарков, полученных в 1839 г. Дагерром, был подарок от императора Николая I. В Россию фотографию завозит член Петербургской Академии наук химик-технолог Иосиф Христианович Гамель. По своей должности в Академии он занимается историческими разысканиями о разных изобретениях и открытиях в технических искусствах и проводит большую часть времени в Европе. Когда в 1839 г. Гамель отправляется в очередную командировку, коллеги просят его собрать сведения об изобретении Дагерра, привести аппаратуру и снимки, созданные в дагерровской технологии. Но Гамель оказывается в Лондоне, где знакомится с Талботом и его фотогеническими рисунками, последовательно описывает тэлботовский метод, присылает снимки, бумагу и многое другое, касающееся процесса. Академики поручают химику и ботанику Ю. Фрицшеизучить все полученные материалы. Фрицше готовит отчет и прикладывает к нему несколько собственных изображений листьев, сделанных с помощью быстро улучшенной им тэлботовской технологии. Таким образом, фотография в России начинается в ее британской версии. Затем Гамель едет в Париж, где встречается с Дагерром и Ньепсом, они знакомят его с гелиографией и дагерротипией и помогают собрать нужную аппаратуру, которая и отсылается в Санкт-Петербург.

Что касается отечественной практики дагерротипии, то первое сообщение о человеке, получившем в России дагерротипический снимок, появляется в 1839 г. в журнале «Сын Отечества». А одним из первых активно практикующих отечественных дагерротипистов становится Алексей Федорович Греков. Получив военное образование, в 1824 г. выходит в отставку и служит сначала землемером в Костромской губернии, а затем полиграфистом, участвуя в оборудовании местной типографии. В 1832 г. Греков патентует способ плоской печати с медных и жестяных пластин, переезжает в Москву, занимается гальваникой. В 1839 г. увлекается дагерротипией и делает ряд изобретений. Греков удешевляет производство дагерротипов, переводя их с серебряных пластин на медные и латунные, покрытые слоем серебра. Ускорив процесс изготовления изображений, он получает до пятидесяти снимков за день. Греков создает фотографическую камеру собственной конструкции и налаживает небольшое производство. В 1840–1843 гг. вместе со своим компаньоном Ф. Шмидтом Греков открывает в Москве несколько дагерротипных портретных ателье. Кроме дагерротипии, Греков занимается и калотипией, а также воспроизведением дагерротипа на бумаге, что дает ему возможность использовать последний в полиграфии. Деятельность Грекова не приносит доходов. Испытывая материальные затруднения, он берется за изготовление фальшивых денег, попадает в тюрьму, где и умирает.

Первой же первым русским фотохудожником считается Сергей Львович Левицкий. Закончив юридический факультет Московского университета, поступает на службу в канцелярию Министерства иностранных дел в Петербурге. В 1843 г. в составе Комиссии по изучению состояния минеральных вод, отправляется на Кавказ в должности делопроизводителя, и берет с собой купленную у Грекова фотокамеру. В Комиссии оказывается и Юлий Фрицше. Под руководством Фрицше Левицкий изучает секреты дагерротипии и делает свои первые снимки, не дошедшие до нас [11].

В 1844 г. Левицкий выходит в отставку и отправляется в Европу. Занимается естественными науками, знакомится с Луи Дагерром, некоторое время работает в популярном фотоателье в Лондоне.

В 1849 г. Левицкий возвращается в Петербург и открывает на Невском проспекте «Светопись Левицкого». Заведение делается одним из самых модных в столице, Левицкого заваливают заказами, а его клиентами становятся многие известные писатели, музыканты и артисты. В 1851 г. он отправляет ряд портретных изображений большого для того времени формата (24х30; 30х40 см) на Международную выставку в Париж, где они награждаются золотой медалью. В 1861 г. открывает собственное ателье в Париже. В 1864 г. Левицкий получает приглашение в загородную императорскую резиденцию Фонтенбло, где за четыре дня делает мокроколлодионным способом 34 негатива, изображающих Наполеона III и его семью. В 1867 г. возвращается в Петербург и открывает новое ателье. Спустя десять лет получает звание «Фотографа Их Императорских Величеств».

Левицкому приписывается авторство многих технических изобретений, сделанных в разные годы. Считается, что в 1847 г. он приспособил мехи от русской гармоники к камере, создав тип камеры, используемой и сегодня. Кроме того, фотограф конструирует передвижной пол в павильоне своего ателье, много экспериментирует с электрическим светом, а с конца 1970-х гг. вообще переходит на работу при электричестве. Левицкий вводит ретушь по негативу и рисованные фоны. Он автор двух книг воспоминаний и многих критических статей. С 1895 г. по 1916 г. семейную фирму Левицкого возглавил его старший сын Лев.

В 1850-е гг. выделялся А. И. Деньер – выпускник Академии художеств, открывший в Петербурге «Дагерротипное заведение художника Деньера». Даньер издал альбом портретов известных людей России. В него вошли фотографии путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей. Ярким представителем плеяды русских фотографов ранней поры стал еще один выпускник Академии художеств – В. А. Каррик. Он известен жанровой и видовой съемкой крестьян районов Центральной России. Коллекции Каррика были показаны на международных выставках в Лондоне и Париже. В 1876 г. мастер был удостоен звания фотографа Академии художеств. Этого звания был удостоен и А. О. Карелин, открывший павильон в Нижнем Новгороде. Фотограф был удостоен золотых медалей на международных выставках в Эдинбурге и Париже. Отличным фотохроникером был один из первых профессионалов раннего русского фоторепортажа К. К. Булла. Основоположником русского публицистического фоторепортажа считается М. П. Дмитриев. Известны его «Волжская коллекция», в которой Волга снята от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты; альбом «Неурожайные 1891–92 годы в Нижегородской губернии»; портреты А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина.

Пропагандистом живописного (пикториального) стиля в фотографии стал Н. А. Петров – председатель киевского общества фотографов-любителей «Дагер», организатор международных фотовыставок в Киеве в начале ХХ в., автор публикаций по вопросам техники художеств, фотографии, о путях ее развития, работ в области фотопортрета. Среди фотографов-художников начала ХХ в. своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни выделялся С. А. Лобовиков. Он удостоен наград на Всемирной выставке в Париже, Первой международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке, в Будапеште, на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был член-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, почетным членом Лондонского фотографического салона.

Изобретателем цветной фотографии в России стал выдающийся фотохудожник С. Прокудин-Горский [2, 11, 16, 22, 24, 26].


Date: 2016-02-19; view: 689; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию