Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уничтожение рынка





Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" - уничтожение рынка и товаро-денежных отношений. Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между отдельными товаропроизводителями, отраслями производства, различными районами страны. Во-первых, война нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля, в 1919 году он равнялся 1 копейке довоенного рубля, происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной. Во-вторых, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений. 22 июля 1918 года принят декрет СНК "О спекуляции", запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети - и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения. Подобная политика потребовала создания специальных сверхцентрализованных хозяйственных органов, ведающих учётом и распределением всей имеющейся продукции. Созданные при ВСНХ главки (или центры) управляли деятельностью тех, или иных отраслей промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, распределением изготовленной продукции. Одновременно происходит национализация банковского дела Рабинович А., Большевики приходят к власти, М., 1989 г.. К началу 1919 года полностью национализируется и частная торговля, кроме базарной (с лотков) Кацва Л.А. Экономическая политика Советской России в годы Гражданской войны. Москва, 1996.

Итак, госсектор составляет уже почти 100 % экономики, поэтому ни в рынке, ни в деньгах надобности не было. Но если отсутствуют или игнорируются естественные экономические связи, то их место занимают связи административные, устанавливаемые государством, организуемые его декретами, распоряжениями, реализуемые агентами государства - чиновниками, комиссарами.

  1. НЭП, как антикризисная стратегия СССР в 20-х годах ХХ в.

Принятие на Х съезде РКП (б) решения о замене продразверстки продналогом является точкой отсчета в переходе от политики “военного коммунизма” к новой системе хозяйствования, к НЭПу.

Вполне очевидно, что введение продналога не является единственной характеристикой НЭПа, который стал для советской страны определенной системой политических и экономических мер, осуществляемых на протяжении почти целого десятилетия. Но это были первые шаги, причем сделанные очень осторожно. Декретом Совнаркома от 29 марта 1921 г. был установлен хлебный налог в размере 240 млн. пудов (при среднем урожае) вместо 423 млн. пудов при разверстке 1920 г. Крестьяне получили возможность продажи излишков своей продукции на рынке.

Для В.И. Ленина, как и для всех большевиков, это влекло за собой глубокий пересмотр собственных идей о несовместимости социализма и частной торговли. Уже в мае 1921 г., через 2 месяца после Х съезда, была созвана Х Чрезвычайная партконференция для обсуждения нового курса. Сомнений уже не могло быть — курс, как уточнял Ленин, был взят “всерьез и надолго”. Это был “реформистский” метод действий, отказ от революционной красногвардейской атаки на капитал, это был “допуск” в социализм элементов капиталистической экономики.

Для формирования рынка и налаживания товарообмена необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. В управлении промышленностью произошли радикальные изменения. Были созданы тресты — объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в тресты.

Стали возникать синдикаты — добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями.

Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок. Уже к 1923 г. в стране насчитывалось 54 биржи, самой крупной из которых была московская.

С провозглашением НЭПа был отменен Декрет о национализации мелкой и кустарной промышленности. В годы гражданской войны и “военного коммунизма” процесс национализации принял почти тотальные формы. Новым Декретом от 7 июля 1921 г. предусматривалось право любого гражданина открыть кустарное или промышленное производство. В декабре 1921 г. был принят Декрет о денационализации мелких и части средних предприятий промышленности. Они были возвращены прежним владельцам или их наследникам. Была разрешена и аренда средств производства, причем было сдано в аренду более трети всех промышленных заведений (преимущественно мелких и средних).

Стали привлекать иностранный капитал. Возникли концессии, т.е. аренда советских предприятий зарубежными предприятиями. Первая концессия была учреждена в 1921 г., в 1922 г. их было 15, в 1926 г. — 65. Концессии были крупными предприятиями и действовали в основном в капиталоемких отраслях тяжелой промышленности РСФСР и Грузии: в горной, горнозаводской, деревообрабатывающей.

Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Ему с 1922 г. было предоставлено право выпуска взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков новой денежной единицы — червонца, имевшего золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7,74 г чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения.

В первой половине 20-х гг. в стране утверждалась смешанная экономика, которая постепенно приобретала свою внутреннюю логику развития. Но НЭП — это не только экономическая политика. Развитие рыночных отношений органически предполагает демократизацию политической системы, государственного аппарата власти и управления.

Поворот к НЭПу был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства — крестьян, рабочих, интеллигенции, а не в результате пересмотра политико-идеологических основ правящей партии — они остались прежними: “диктатура пролетариата”, “руководящая роль партии”, “государство — главный инструмент строительства социализма”. Продолжая курс на социализм, новая экономическая политика была расчитана на то, чтобы путем лавирования, социального компромисса с мелкобуржуазным большинством населения двигаться к намеченной цели, хотя и более медленно, но зато с меньшим риском. Поэтому ничего и не изменилось во взаимоотношениях коммунистической партии и государств, — партия монополизировала все государственные структуры.

Функционирование НЭПа, смешанной экономики, сопровождалось оживлением разномыслия в идеологической области. Раздавались требования свободы слова и печати. Даже сам Ленин сначала высказывался за расширение этих свобод, но в “известных пределах”. Однако, испугавшись “проникновения буржуазных идей”, руководство большевиков объявило им войну.

Все же под давлением объективных экономических требований, связанных с расширением товарно-рыночных отношений, правительству пришлось пойти на некоторое ослабление запретов “свободы печати”. С осени 1921 г. стали появляться частные издательства, выходить журналы критически настроенной по отношению к советской власти интеллигенции: “Экономист”, “Новая жизнь” и др. В них либерально мыслящие ученые, философы, экономисты, публицисты выражали надежду, что новые экономические реалии побудят власти отказаться от преследования инакомыслящих, создадут условия для свободного обмена идей. Уже в июне 1922 г. многие журналы были закрыты. Это соответствовало установке большевиков: партия руководит не только политикой, но и идеологией, культурой.

Началась подготовка к выселке из страны “инакомыслящих ученых, представителей интеллигенции”.

В крупных городах проводились аресты деятелей науки и культуры. За границу были высланы выдающиеся философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин; историки А.А. Кизеветтер, С.П. Мельгунов, А.В. Флоровский; экономист Б.Д. Бруцкус и др.

Новая экономическая политика совместила в себе с самого начала две противоречивые тенденции: одна — на либерализацию экономики, другая — на сохранение монополии коммунистической партии на власть. Эти противоречия не могли не видеть В.И. Ленин и другие лидеры партии.

Сложившаяся в 20-е гг. нэповская система, таким образом, должна была способствовать восстановлению и развитию народного хозяйства, разрушившегося за годы империалистической и гражданской войн, но, в то же время эта система изначально заключала в себе внутреннюю противоречивость, неизбежно приводившую к глубоким кризисам, непосредственно проистекающим из природы и сущности НЭПа.

  1. Зарубежный опыт антикризисного регулирования экономики (на примере Японии)

Японское экономическое чудо — исторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.

 

Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи (номиналу), последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив Китаю в 2010 году.

 

Отличительными чертами японской экономики в период «экономического чуда» были:

 

объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу;

взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;

гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;

активное профсоюзное движение.

Теоретической основой политики правительства в этот период стала кейнсианская теория о необходимости государственного регулирования рыночной экономики с учетом специфических этнических условий страны. Стимулируя накопления с последующим инвестированием национальной экономики, правительство проводило политику "низких процентов" на основе регулирования цен и невысоких процентных ставок. Активное проведение политики протекционизма в автомобилестроении с одновременным облегчением доступа иностранных технологий привел к быстрому развитию отрасли. Если в 1946 г. в Японии было собрано 110 легковых автомобилей, в 1962 г. фирма "Тойота" экспортировала только 0,2% от общего импорта иностранных автомобилей в США, то в 1972 г. доля "Тойоты" составляла уже 16%.

 

60-70-е гг. были периодом быстрого развития материалоемких отраслей: металлургии, нефтепереработки, химических производств. Одновременно активно развиваются наукоемкие отрасли, происходит сокращение энергоемких производств, реконструкция текстильной, судостроительной и ряда других отраслей промышленности.

 

Быстрому подъему экономики Японии способствовал ряд факторов.

 

Эффективное использование достижений НТР. Япония умело применяла достижения мировой научной мысли, приобретая патенты, лицензии, ноу-хау и реализуя их на практике. Это позволило обеспечить экономию денежных средств и сделать на основе уже достигнутого другими странами научно-технического уровня колоссальный рывок в науке и технике (рис. 24).

 

Отсутствие собственных сырьевых ресурсов ограничивало возможности для экстенсивного роста и предопределило необходимость интенсивного пути развития. Япония вынуждена была импортировать 99% необходимых природных ресурсов (100% бокситов и никеля, хлопка, натурального каучука, более 90% нефти, железной руды, цветных металлов). Ограниченность природных ресурсов вынудила Японию не только постоянно проводить модернизацию производства, осуществлять разработку и внедрение материало- и энергосберегающих технологий, но и развивать экспортную ориентацию экономики. Экспорт национальной продукции должен был обеспечить финансовые средства для импорта сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов. Ориентация на экспорт в условиях жесткой конкуренции потребовала от японской промышленности производить продукцию по самым высоким мировым стандартам, обеспечивать ее конкурентоспособность по таким параметрам, как цена, качество, сервисное обслуживание и т. п.

 

  1. Зарубежный опыт антикризисного регулирования экономики (на примере Сингапура)

Основной целью антикризисного управления является регулирование кризисных и рисковых ситуаций, их предупреждение и преодоление негативных социально-экономических последствий в случае их наступления.

Правительство Сингапура допускает падение экономики в текущем году на 5 %. Это самый глубокий экономический спад в стране с момента её провозглашения независимости в 1965 г. Чтобы поддержать компании и обеспечить занятость населения, из правительственных резервов выделен стабилизационный фонд в размере S$ 20,5 млрд, который будет финансировать 5 приоритетных направлений:

Сохранение рабочих мест

На сохранение рабочих мест выделено S$ 5,1 млрд и создана специальная программа, которая выделяет дотации компаниям на выплату заработной платы местным работникам. Программа выплачивает часть заработной платы работникам, проходящим (пере) обучение.

Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун посоветовал «поднажать на обучение», которое поможет сменить род деятельности сокращённым специалистам. Несмотря на то, что многие предприятия сильно пострадали от кризиса, другие сферы продолжают развиваться и испытывают нехватку трудовых ресурсов. Примерно S$5,8 млдр правительственных средств будет направлено на поддержку банковских займов. Благодаря новой программе, правительство обязуется компенсировать вероятные потери банков в объёме 80 % при займах до S$ 5 млн, а при займах на развитие торгового бизнеса – до 75 %.

Для обеспечения движения денежных средств будут приняты следующие меры:

o в 2009 г. предоставляется скидка в 40 % с налога на промышленную и коммерческую недвижимость;

o в течение одного года будет действовать скидка в 30 % с дорожного налога для грузовых транспортных средств, автобусов и такси;

o начиная с 2010 г. ставка корпоративного дохода на прибыль будет снижена до 17 %.

Правительство Сингапура выделяет S$ 2,6 млрд в помощь гражданам для противостояния экономическому спаду. В 2009 г. часть этих средств пойдёт на компенсацию 20 процентного подоходного налога для жителей Синга­пура и 40 процентного налога на собственность для владельцев, которые сами проживают в облагаемой налогом недвижимости, а не сдают её внаём.

Немалые субсидии выделяются на покупку государственного жилья: в этом году новые квартиры в муниципальных домах будут продаваться по цене ниже рыночной. 5. Усовершенствование инфраструктуры

Подобно многим странам, Сингапур увеличивает расходы на развитие инфраструктуры, что приведёт не только к созданию новых рабочих мест, но и улучшения имиджа страны в целом.

Последние два года были периодом процветания гостиничного бизнеса в Сингапуре: доходы отелей достигли высочайшего уровня, а цены на проживание оказались в ряду самых высоких в Юго-Восточной Азии. В 2007 г. средний доход отеля от одного номера в сутки составлял S$ 176 (3 774 руб.), в 2008 г. он вырос до S$ 199 (4 268 руб.). Во время первой в Сингапуре гонки «Формулы-1», прошедшей в прошлом году, было проблематично снять номер дешевле S$ 1000 (21 453 руб.) в сутки.

В настоящее время поток приезжающих в Сингапур существенно сократился, что привело к снижению заполняемости гостиниц на 30 %. Многие гостиницы вынуждены были прибегнуть к приличным скидкам.

Некоторые сингапурские гостиницы решили не полагаться исключительно на иностранных гостей, а с помощью привлекательных предложений заманивают сингапурцев «остаться в отпуск» – отдохнуть, не покидая страны.

Экономический кризис дал начало новой тенденции в частной собственности Сингапура. Мини-кондоминимумы с квартирами площадью не более 50 кв. м – неслыханное доселе новшество. Себестоимость строительства растёт, нехватка земли дает о себе знать всё ощутимее, поэтому местные компании-застройщики стараются сделать свой продукт доступнее. Если крошечные квартиры-студии в Сингапуре всё таки уже были, то их быстро растущее число – порождение сегодняшнего кризиса.

В момент обретения независимости (1965 год) Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам.

При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни».

Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования».

Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (а в 1990-е годы — уже свыше 1 млн. долл.). Были жёстко подавлены триады (мафиозные группировки). Личный состав полиции был заменён с преимущественно малайцев на преимущественно китайцев, т.к. они более дисциплинированы.

Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти (расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны.

В итоге Сингапур (в соответствии с международными рейтингами) стал одним из наименее коррумпированных государств мира.

Сегодня Сингапур — высокоразвитая страна с рыночной экономикой (при этом низким налогообложением), в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения — один из самых высоких. А в рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура, уже в 2006 году заняла 5-е место в мире.

Сингапур намерен постоянно находиться в гуще глобальных научных идей, перемещения капиталов, ноу-хау в области ресурсов, технологии и рынков. Правительство стремится к тому, чтобы и в дальнейшем действующие в самых разных сферах ТНК открывали на его территории свои головные офисы. Благодаря этому они могут управлять своими подразделениями и в ЮВА, и во всем мире. Их деятельность дает дополнительные преимущества сингапурскому деловому миру, особенно его финансовым учреждениям, способствует поддержанию деловых контактов предпринимателей.

  1. Зарубежный опыт антикризисного регулирования экономики (на примере Южной Кореи)

Южная Корея в 50-х годах ХХ века не просто находилась в кризисе, она была одной из беднейших стран мира, отставая по уровню ВНП от Нигерии и Папуа-Новой Гвинеи. В 1953 году ВВП на душу населения составлял всего 67 долларов. Еще каких-то полвека назад Южная Корея жила не лучше Эфиопии, Намибии или Сомали. Электричества не было в большинстве населенных пунктов, как и домов выше двух этажей. В столице страны Сеуле канализацией была обеспечена лишь четверть жилых домов. Использовать в еде рис могли себе позволить лишь 10% населения. Выбраться из нищеты не помогала даже огромная финансовая помощь со стороны США (12.6 млрд. долларов), которая распределялась коррумпированными чиновниками среди "своих" (украинцам это что-то уже напоминает).

Стартовые позиции у Южной Кореи (в отличие от Украины 2014-2015 гг.) были не просто плохие, а очень плохие.

- В стране не было никакой промышленности, вся она осталась на севере полуострова, в коммунистической КНДР, которой усиленно помогали Советский Союз и Китай.

- В республике полностью отсутствовали полезные ископаемые, там даже не было строительного леса.

- Население было поголовно бедным, безграмотным и сосредоточенным в сельской местности.

- Даже сельскохозяйственными продуктами Республика Корея себя полностью не обеспечивала.

Из этой данности, намного худшей, чем в Украине, и следовало исходить корейским лидерам в своем стремлении реорганизовать отечественную экономику.

Date: 2016-02-19; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию