Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа 1998 г





* Уменьшилось номинальное количество денег

* Упростились расчеты населения за товары и услуги

* Укрепились сила и авторитет рубля

Успешные реформы:

1947 г.

1998

  1. Понятие и основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ.

1. Состав и структура ден.-крудитной системы страны

До 1991 года в СССР ден.-кредитная политика отсутствовала, поскольку все фин. Учреждения страны были представлены гос. банкам СССР и его филиалам.

Насало современной банковской системы в России появились в связи с преобразованиями Гос. банка СССР в ЦБ РФ. Одновременно в стране началось создание систем коммерческих банков. В настоящее время ден.-кредитная система состоит из 2-х частей

1) Банковская система(ЦБ+ком. Банки)

2) Парабанковская система – это совокупность кредитных организаций, которые так же как и банки занимаются привлечение и размещением ден. Средств, но при этом специализируются на каком-либо одном виде финансовых услуг. К ним относятся: страховые компании, кредитные союзы и организации, пенсионный фонд, ломбарды, инвестиционные компании, паевые фонды, лизинговые компании и др.

К основным функциям ЦБ относят:

-эмиссия

Банк Правительсьва(ЦБ обслуживает счета Прв-ва)

-банк банков

-определение правил расчетов и платежей в народном хозяйстве

Проведенеие совместно с Прав-ом ден.-кредитного реглирования экономики

Кправление золотовалютными резервами страны

 

Денежно-кредитное регулирование

1)совокупность проводимых гос-м мер в области денежного обращения и кредита

2)это комплекс взаимосвязвнных предпринимаемых монетарными властями в ден.-кредитной сфере с целью регулирования воспроизводственного процесса

Цели денежно-кредитного регулирования экономики

Главные цели- обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения.

Конечные цели- поддержание стабильности цен, стоимости национальной валюты на внутреннем и внешних рынках, сдерживание инфляционных процессов

 

Банк России ежегодно разрабатывает «Основные направления единой гос. ден.-кредитной политики», которые содержат сценарный(не менее 2-х вариантов) прогноз развития экономики на предстоящий год и последующих 2 года, а также варианты применения инструментов денежно-кредитного регулирования.

К основным инструментам денежно кредитного-регулирования относят:

1) Ставка рефенансирования – это %, под которые ЦБ страны может выдать кредиты коммерческие банки

2) Норма обязательных резервов – это строго определенная доля обязательств комм. Банка по привлеченным им депозитам, которую комм. банк должен держать в ЦБ. ВРФ макс. Норма обязательных резервов составляют 20%.

Из обязательных резервов скаладываетс резервный фонд ЦБ из которого оказывается финансовая помощь комм. банкам, испытывающим финансовые трудности.

3) Валютные интервенции – это купля-продажа ЦБ больших объемов иностранной валюты для воздействия на валютный рынок и поддержания оптимального курса нац-ой денежной единицы

Валютные интервенции нельзя проводить часто, поскольку это способствует истощению валютных резервов

4) Регулирование количества кредитных организаций на рынке

Для кредитных организаций минимальный размер минимального уставного капитала составляет 5 млн евро.

Коммерческим банкам дали переходный период для увеличения размера уставного капитала. Данное требование вызвало волну слияний и поглощений в банковской системе РФ.

5) Операции на открытых рынках – это деятельность ЦБ по купле-продаже ценных бумаг(обычно гос. облигаций). В международной практике считается, что объем выпуска гос. ценных бумаг не должен превышать 30% от ВВП.

В 2007 году Прав-во РФ с целью возрождения рынка гос. ценных бумаг выпустило пробную партию новых ценных бумаг.

6) Управление золото-валютными резервами

Состав золото-валютного резерва любой страны содержит:

-драг. металлы, золото, платино, серебро, алмазы,

-иностранные деньги – 5 валют, признанных в международной практике в качестве резервных(USD,EURO/CH Г,JRY,GBR)

-резервная позиция в МВФ – валютная составляющая квоты государства в МВФ

 

К основным факторам, определяющим объем золото-валютных запасов страны относят:

-цены на сырьевые ресурсы на мировых рынках

-состояние инвестиционного климата в стране

-механизм установления и регулирования валютных курсов

 

В международной практике различают следующие виды валютных курсов:

1) Фиксированный(твердый) валютный курс означает, что ЦБ устанавливает неизменное соотношение национальной ден. Единицы с другими мировыми валютами, такое соотношение устанавливается на определенный срок

Разновидностью такого курса является валютный коридор. Он означает допустимые колебания валютного курса в пределах установленных ЦБ

2) Свободный(рыночный. Плавающий) валютный курс означает, что данный курс определяется по итогам торгов на валютной бирже(ММВБ). Данный курс не исключает проведения валютных интервенций.

3) Множественные(двойственные) валютные крсы – установленные ЦБ страны разных валютных курсов для разных категорий потребителей

Данные курсы применяются чаще всего в кризисах и недолгий период времени, поскольку

 

 

7) Таретирование – установление целевых параметров изменения денежной массы в стране.

ЦБ устанавливает цели по эмиссии и по темпам инфляции. Данные по объему эмиссии с 2001г. не публикуются в открытых источниках инфляции

Денежно-кредитное регулирование банковской системы РБ осуществляет национальный банк РБ. Нац. Банк РБ является территориальным филиалом ЦБ

  1. Денежно-кредитное регулирование в зарубежных странах (на примере Швейцарии)

Швейцария - страна банков. На 1,5 тыс. жителей приходится один банк. В стране функционирует 140 филиалов крупных иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500 банковских организаций.

Все швейцарские банки традиционно делятся на три основные группы:

1. Крупнейшие национальные банки -Union Bank of Switzerland, Suiss Bank Corporation и Suiss Credit Bank;

2. Кантональные, местные и сберегательные банки, в основном работающие с местными вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые операции;

3. частные банки, основной вид деятельности которых - управление инвестиционными портфелями

Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской банковской ассоциацией.

Банковская секретность

Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до шести месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков.

Банковская информация

может быть открыта

правительственным органам

только в том случае, если

есть доказательства

причастности клиента

к уголовному преступлению.

Закон «О банковской деятельности» 1934 год является основным законом, регулирующим деятельность банковской системы страны. Данный закон устанавливает правовой режим секретности банковских вкладов и уголовную ответственность за его нарушение. Этот закон был принят после события, произошедшего в 1934 году в Германии, когда троих граждан казнили за хранение капитала в Швейцарии. Тогда же понятие «банковская тайна», которое до того момента было заложено только в Гражданском и Трудовом кодексах Швейцарии, стало уголовно-правовым термином.

Банковский комитет - это независимый орган не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения банковского комитета обязательны для выполнения.

Денежное обращение

Банковский комитет - это независимый орган не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения банковского комитета обязательны для выполнения.

Швейцария разделена на 4 языковых региона: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Поэтому денежные знаки и подписаны на перечисленных языках: на лицевой стороне банкноты содержатся надписи по-немецки и по-реторомански, а на обороте - по-французски и по-итальянски. Бумажные деньги Швейцарии имеют отличную защиту от подделки. Начиная с 1976 года и до сих пор попыток подделать их не зафиксировано.

Итак, банковская система Швейцарии всегда ассоциируется с надежностью, профессионализмом и конфиденциальностью. Система работы банков построена так, что они практически не могут разориться. Главной особенностью банков является то, что они не используют концепцию депозитных счетов и не извлекают доход за счет разницы между обещанной вкладчику процентной ставкой и полученной от клиентских денег прибыли. К тому же, банки не ищут объектов вложения, обладающих высоких риском, с целью получить доход на разнице. Банки выдают кредиты очень редко.

Вместо этого они осуществляют доверительное управление (т.е. трастовые операции), весь доход от которых идет непосредственно владельцу счета (это могут быть инвестиции в безрисковые проекты, вложения в ценные бумаги), а за свои услуги банк взимает небольшую комиссию с оборота средств, это может быть 0,5-0,75% от общей суммы.

  1. Денежно-кредитное регулирование в зарубежных странах (на примере Японии)

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредит но - денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.

 

Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности вое. и-де годы. Именно банковские учреждения позволили "поставить на ноги" группу крупных корпораций, составляющих сегодня неизменную основу экономического процветания страны. Брагинский,автор книги "Кредитно-денежная политика в Японии" утверждает, что "только банковская система с ее возможностью активно создавать кредит,а не просто аккумулировать и перераспределять уже имеющиеся у предпринимателей и домашних хозяйств финансовые средства, могла обеспечить потребность японских корпораций в кредитных ресурсах."

 

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях,государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

 

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. "При этом - отмечает Брагинский - либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день".

 

Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

 

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня.С1 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это дает Брагинскому основания говорить о качественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии. Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки - "своего рода искусственной селекции предприятий". Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с2 по7 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. "Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в0-е -0-е годы ".

 

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочного. Так, по свидетельству Брагинского, "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы ".Анализируя политику контроля за денежной массой, автор подтверждает справедливость известного тезиса о том,что "попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада". Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал".Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

 

В0-е годы было ограничено использование кредитно-денежной политики для селективного регулирования потоков ссудного капитала, прилагались усилия для ограничения масштабов и сфер деятельности правительственных финансовых учреждений и институтов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремление перенести акцент с регулирования совокупного спроса на контроль за денежной массой и ценовой динамикой.

  1. Денежно-кредитное регулирование в зарубежных странах (на примере США)

В XVIII в. денежное обращение на американском континенте регламентировался английским законодательством и обслуживался преимущественно иностранными деньгами. В 1785 г. Конгресс США объявил национальной денежной единицей доллар (находится в обращении с 1786 г.).

Объем денежной массы любой страны обусловлен производством определенного товара или правительственным декретом. Обеспеченные товаром деньги обычно опираются на ценные металлы, прежде всего на золото и серебро. Если в стране используются товарные деньги, величину денежной массы в обращении определяют стоимостью производства товара и темпами производства. В конце XIX - начале XX в. валюта США основывалась на золотом стандарте, то есть США давали гарантию, что выкупят свою валюту за оговоренное количество золота.

Федеральная резервная система контролирует процесс создания денег с помощью резервных требований, т.е. правил, согласно которым коммерческие банки должны хранить часть денег в собственных хранилищах или в депозитах федеральных резервных банков в определенной минимальной пропорции согласно своих депозитных пассивов. Контролируя резервную массу долларов, ФРС контролирует таким образом долларовый объем банковских займов.

Федеральная резервная система США (Federal Reserve System) - центральное учреждение в банковской системе, которая отвечает за монетарную политику США, центральный банк ("банк банков", агент правительства при обслуживании государственного бюджета).

В 1913 г. по закону о Федеральной резервной системе создается ФРС с 12 федеральными резервными банками.ФРС имеет формальную институциональную структуру, а вместе с тем и неформальную структуру, определяющую, где внутри Федеральной резервной системы сосредоточивается настоящая власть.

Формально ФРС состоит из следующих структурных единиц:

• Совет управляющих;

• 12 федеральных резервных банков (ФРБ);

• банки-члены (примерно 40% коммерческих банков США и национальные банки);

• Федеральный комитет открытого рынка (РОМС);

• Федеральный консультативный совет.

Федеральные резервные банки (Federal Reserve Banks) - это 12 окружных банков, образующих ФРС. Каждый банк является «Квазиобщественным», зарегистрированным как корпорация, институтом, которой владеют частные коммерческие банки округа, являющихся членами ФРС. Эти Банки - члены ФРС покупают акции у своего окружного ФРБ (требование к членству), и дивиденды, выплачиваемые на эти акции, ограничиваются до 6% годовых ".

Федеральные резервные банки выполняют следующие функции:

• осуществляют клиринг чеков;

• эмитируют новые деньги;

• изымают изношенные деньги из оборота;

• оценивают отдельные заявки на слияние банков;

• управляют и предоставляют дисконтные ссуды банкам в своих округах;

• исследуют состояние банков-членов;

• привлекаются к осуществлению монетарной политики (устанавливают учетную ставку, решают, какие банки могут получать дисконтные ссуды от ФРБ, выбирают одного банкира для службы в Федеральной консультативном совете, имеют голос FOMC).

 

Для контроля за общей массой денег в обращении и кредитов в национальной экономике ФРС использует следующие основные рычаги. Первый - регулирование учетной ставки, или ставки процентов, которые платят коммерческие банки за одолженные у резервных банков деньги.Повышая (понижая) учетную ставку, ФРС может поощрять (или наоборот) коммерческие банки к покупке займов, влияя на размер получаемого банками прибыли за предоставленные займы.

Вторым рычагом является установление нормы обязательного резервирования. Это определенный процент депозитов, величину которого устанавливает ФРС и который коммерческие банки обязаны держать в наличной форме в своих хранилищах или в форме депозитов - в региональном резервном банке. Резервные депозиты нельзя использовать для предоставления займов

Третьим, не главным рычагом являются операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа государственных ценных бумаг. Когда ФРС скупает государственные ценные бумаги у банков или других учреждений и лиц, она платит за них чеком (новый источник денег, которые она печатает), выписанным на себя. Когда этот чек депонируется в банке, то создаются новые резервы, часть из которых банк может занимать или инвестировать, увеличивая тем самым денежную сумму.

Страховые компании специализируются на продаже полисов, обеспечивающих выплату страховых сумм в случае смерти лица, потери трудоспособности по болезни или увольнения с работы (компании по страхованию жизни) или в случае потери имущества в результате несчастных случаев (компании по страхованию имущества).

Страховые компании, как и банки, функционирующие в финансовом посредническом бизнесе, превращает для общества один вид активов на другой. Страховые компании используют страховые взносы за полисы, чтобы инвестировать в такие активы, как облигации, акции, закладные и предоставления займов.

Пенсионные фонды выполняют посреднические функции по преобразованию активов и гарантируют обществу еще один вид защиты - выплаты дохода после выхода на пенсию. Системы пенсионного обеспечения могут создавать предприниматели, трудовые союзы, частные лица. Пенсионная система обеспечивается средствами за счет взносов и доходов от инвестирования в долгосрочные ценные бумаги (половину активов составляют облигации и акции).

Важнейшей системой пенсионного обеспечения является социальное обеспечение государства - страховой фонд для престарелых, страхующий практически всех лиц, занятых в частном секторе (с 1935 p.). В 1974 г. Конгресс принял закон о гарантии доходов работников, вышедших на пенсию. Согласно этому закону созданы также Корпорации по гарантированию пенсионных выплат ("Penny Benny").

Финансовые компании мобилизуют средства посредством выпуска коммерческих бумаг или акций и облигаций и используют средства от их продажи для предоставления займов потребителям и бизнеса (берут взаймы крупные суммы, а предоставляют ссуды в малых суммах).

Различают следующие виды финансовых компаний:

• предоставляющих займы потребителям для покупки товаров у мелких торговцев или производителей;

• предоставляющих займы для покупки отдельных товаров (мебели, бытовой техники, ремонт жилья, дефинансирования отдельных долгов);

• предоставляющих специализированные формы кредита фирмам, покупая дебиторской задолженности (суммы, долги фирме) со скидкой (такую форму предоставления кредита называют факторингом).

Взаимные фонды являются финансовыми посредниками, которые, объединяя ресурсы мелких инвесторов и продавая им акции, используют эти средства на покупку ценных бумаг. Взаимные фонды инвестировали исключительно обыкновенные акции, но в 90-х годах XX в. многие из них начали специализироваться на долговых инструментах.

Взаимные фонды в США разделяют на два типа:

• фонды открытого типа - акции можно погашать в любое время по цене, соответствующей стоимости активов фонда;

• фонды закрытого типа - фиксированное количество невыкупленных акций продается по начальной предложением, а потом торгуют во внебиржевом обороте как обычными акциями. Цена акций фонда может не соответствовать (быть выше или ниже) стоимости активов фонда.

Федеральные кредитные учреждения в США действуют в таких сферах:

• с целью поддержания жилищного строительства основаны три правительственные учреждения, которые обеспечивают средствами рынок залоговых через продажу облигаций с использованием средств на покупку залоговых: Федеральную национальную ипотечную ассоциацию (Fannie Мас), Правительственная национальную ассоциацию ипотечного кредита (Ginnie Мас), Федеральную компании ипотечного кредита жилищного строительства (Freddie Мас);

• система кредитования сельского хозяйства, состоящая из банков для кооперативов, федеральных посреднических кредитных банков и федеральных земельных банков, выпускает ценные бумаги, а затем использует средства для предоставления фермерам займов;

• студенческая ассоциация рыночных займов (Sallie Мас) обеспечивает средствами для получения высшего образования через студенческие займы, предоставляемые частными финансовыми институтами под гарантированную программу студенческих займов.

  1. Государственное регулирование золото-валютных резервов в РФ

К основным инструментам денежно кредитного-регулирования относят:

1)

2)

3) Управление золото-валютными резервами

Состав золото-валютного резерва любой страны содержит:

-драг. металлы, золото, платино, серебро, алмазы,

-иностранные деньги – 5 валют, признанных в международной практике в качестве резервных(USD,EURO/CH Г,JRY,GBR)

-резервная позиция в МВФ – валютная составляющая квоты государства в МВФ

 

К основным факторам, определяющим объем золото-валютных запасов страны относят:

-цены на сырьевые ресурсы на мировых рынках

-состояние инвестиционного климата в стране

-механизм установления и регулирования валютных курсов

 

В международной практике различают следующие виды валютных курсов:

1) Фиксированный(твердый) валютный курс означает, что ЦБ устанавливает неизменное соотношение национальной ден. Единицы с другими мировыми валютами, такое соотношение устанавливается на определенный срок

Разновидностью такого курса является валютный коридор. Он означает допустимые колебания валютного курса в пределах установленных ЦБ

2) Свободный(рыночный. Плавающий) валютный курс означает, что данный курс определяется по итогам торгов на валютной бирже(ММВБ). Данный курс не исключает проведения валютных интервенций.

3) Множественные(двойственные) валютные крсы – установленные ЦБ страны разных валютных курсов для разных категорий потребителей

Данные курсы применяются чаще всего в кризисах и недолгий период времени, поскольку

  1. Понятие инвестиций и инвестиционного климата. Факторы, определяющие состояние инвестиционного климата

Основы гос. регулирования инвестиционного климата

Под инвестициями понимают форму ден.вложений с целью получения дальнейшей прибыли

К основным видам инвестиций относят:

1) реальные инвестиции(вложения в основные фонды реального сектора экономики)

2) портфельные инвестиции(вложения в покупку любых видов ценных бумаг)

3) незримые/невидимые(вложения в обучение, повышение квал., покупка авторских лицензий и тп)

 

Инвестирование в ценные бумаги осуществляется по след.направлениям:

А) получение регулярного дохода

Б) вложение в ценные бумаги с целью их перепродажи по высокой стоимости

В) участие в управлении предприятием

 

Инвестиционный климат – это совокупность условий, определяющих выгодность или невыгодность вложения средств в экономику той или иной страны, региона, отрасли итд.

Фактором, определяющим формирование инвестиционного климата на той или иной территории относят:

1) географическое положение (регион, государство)

2) обеспеченность основными видами природных ресурсов

3) показатели ВВП в динамике

4) структура экономики по отраслям

5) стабильность национальной валюты

6) обеспеченность трудовыми ресурсами

7) покупательская способность населения и среднедушевой уровень дохода

8) инфраструктурная обеспеченность(дороги, связь, транспорт)

9) развитость финансово-банковских институтов

 

Инвестиционные риски, которые учитываются при формировании инвест. климата включают:

1) экономические риски(уровень инфляции, падение ВВП)

2) законодательные риски(налоговые)

3) социальные риски(это уровень расслоения населения по доходам, т.е. расслоение между богатыми и бедными)

4) криминальные риски(число хозяйственных преступлений в том числе нераскрытых)

5) экологические риски и риски природного характера

 

По совокупности названных показателей формируются инчестиционные рейтинги. Как правило эти рейтинги делятся на 3 группы: А В С

  1. Понятие и принципы современного регионального развития. Регулирование социально-экономического положения регионов в РФ

В международной и российской практике существуют 2 основных принципа региональной политики:

1) принцип сфокусированного развития – специальная финансовая поддержка «опорных регионов» или «полюсов», «локомотивов роста» с дальнейшим распространением инновационной активности на другие регионы

2) принцип выравнивания уровней соц.-экономического развития регионов – равномерное распределение государственных финансовых ресурсов между территориями, нуждающимися в поддержке.

Выравнивание осуществляется путем выделения бедным регионам средств для оьеспечения их бюджетными доходами на душу населения не ниже среднероссийского уровня(индекс бюджетной нагрузки)

Для осуществления выравнивания в РФ была принята Федеральная целевая программа «Сокращение различий в соц.-экономическм развитии регионов РФ до 2015 года». Цель программы – уменьшение разрыва по основным показателям соц.-экономического развития между наиболее развитыми и отсталыми регионами

В 2007 году в РФ были установлены новые принципы распределения государственных финансовых ресурсов между территориями:

1) учет вклада региона в валовый продукт страны

2) интенсификация налоговых усилий – это сближение планового и фактического уровней собираемости налогов

3) с 2007 года в РФ разрешено банкротство регионов и муниципальных образований

 

  1. Государственная политика развития особых экономических зон в РФ

До 2006 года в РФ функционировало 28 свободных (авшорных зон) экономических зон. В том числе в РБ – это зоны экономического благоприятствования в г. Агидель и г. Кумертау

В 2006г. все свободные зоны были закрыты и в стране началось создание особых экономических зон нового типа.

Из прежних зон статус ОЭЗ вернули г. Калининград и Магаданской области.

 

К основным преимуществам для участников ОЭЗ относят:

1) сниженные налоговые ставки по ряду налогов или отсутствие налоговых платежей

2) отсутствие таможенных пошлин

3) обеспечение участников инфраструктурными объектами за счет бюджета

4) упращенный режим режим регистрации по «принципу 1 окна»

5) гарантии правительства РФ для участников зон о неухудшении условий инвестирования

 

Зоны открываются на 20 лет.

Деятельность ОЭЗ регулируется ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»

В настоящее время в РФ функционируют следующие виды особых экономических зон:

1) промвшленно-производственный

2) техниковнедренческие

3)туристическо – рекреационные

4) торговые

Статус ППЗ в настоящее время имеют: г.Елабуга и Липецкая область

ТВЗ в настоящее время в настоящее время функционирует в г. Томск, г. Санкт-Петербург, г. Зеленоград, г. Дубна

Статус ТВЗ имеют: респ. Горный Алтай, респ. Бурятия, Иркутская область, г. Сочи(приостанрвлено)

Статус портовых зон в настоящее времяимеют: порт Находк, Петропавловск-Камчатский, Усть-Луга, г. Ультяновск

  1. Продразверстка и «военный коммунизм», как антикризисное регулирование экономики СССР в 20-х годах ХХ в.

Одна сторона политики «военного коммунизма» заключается в повсеместной национализации экономики, (то есть законодательное оформление перехода предприятий и отраслей в собственность государства, что далеко не означает превращения его в собственность всего общества). Того же требовала и гражданская война. По мнению В. И. Ленина "коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране" Рабинович А., Большевики приходят к власти, М., 1989 г.. Помимо "коммунизма", того же самого требует и военное положение в стране. И вот, декретом СНК от 28 июня 1918
национализируется горная, металлургическая, текстильная и другие ведущие отрасли промышленности. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий европейской России было национализировано 3,5 тысячи, к лету 1919 - 4 тысячи, а еще через год уже порядка 80 процентов, на которых трудилось 2 миллиона человек - это около 70 процентов занятых. В 1920 государство являлось практически безраздельным собственником промышленных средств производства. На первый взгляд, казалось бы, национализация не несет в себе ничего плохого, но осенью 1920 года А. И. Рыков, являющийся в то время Чрезвычайным уполномоченным по снабжению армии (это довольно значимая должность, если учесть, что в России во всю идёт гражданская война), предлагает провести децентрализацию управления промышленностью, поскольку, по его словам: "вся система строится на недоверии вышестоящих органов к нижестоящим звеньям, что тормозит развитие страны"

Date: 2016-02-19; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию