Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право Халифата





 

1. Источники права.

2. Право собственности.

3. Семейное право.

4. Наследственное право.

5. Уголовное право.

6. Судопроизводство.

 

1. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

 

Коран - главная священная книга мусульман,собрание про-поведей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назида-тельных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания но-сят характер религиозно-моральных направляющих установок.


 


Сунна Пророка - сборники преданий(хадисов)о поступках иизречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значи-тельной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Мусульмане-шииты (иранцы, афганцы, таджики) не признают некоторых положений Сунны. Они считают последним пророком и защитником веры халифа Али. Это различие между шиитами и традиционными суннитами иногда приводило к религиозным войнам между ними.

Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманскихправоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было полу-чение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх -уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

 

По мере распространения ислама появились и другие источ-ники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.

 

2. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

 

• хиджаз – священные земли, где жил Мухаммед (Мекка с ок-рестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый пра-вовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась де-сятина;

 

• вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мече-тям, школам и другим организациям на религиозные и благотвори-тельные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждае-мыми;

 

• икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собст-венность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный имму-нитет;

 

• мульк - частная земельная собственность. В отличие от икты мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.


 


Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые

 

и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся инди-видуальными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущест-во тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию состав-ляли вещи, которые не могли или не должныбыли находиться в собст-венности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не призна-валась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, про-тиворечащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обяза-тельственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

 

3. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность му-сульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты

 

и женихом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имуще-ство, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не уча-ствовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

 

Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода: для этого ему достаточно было прилюдно произнести троекратно словесную формулу «Талак» («Ты отлучена!»). Жена име-ла право потребовать развода через суд по строго определенным осно-ваниям.

 

4. Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.

 

При наследовании по закону из имущества умершего сначала по-крывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачива-лись его долги. Оставшееся имущество переходило к законным на-следникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, за-тем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права веро-отступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть на-следодателя. Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

 

• завещание не могло составляться в пользу законных наслед-ников;


 


• завещание не могло затрагивать более трети имущества заве-

 

щателя;

• составление завещания требовало присутствия двух свидете-

 

лей.

5. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:

 

преступления, направленные против основ религии и госу-

 

дарства (хадд). К этой группе относились,в первую очередь,от-

 

ступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кра-жи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

 

преступления против отдельных лиц. Ответственность за со-

 

вершение преступлений данной группы была основана на принци-пах кровной мести и возмездия;

правонарушения, наказания по которым строго не установле-

 

ны. Право выбора наказания было предоставлено суду.Судья-кадийимел право самостоятельно выбирать меру и способ наказания ви-новного (такое право называлось «тазир»).

В качестве мер наказания предусматривались:

• смертная казнь в различных видах;

• членовредительские и телесные наказания;

• лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);

• имущественные санкции (конфискации, штрафы);

• ссылка и т.д.

6. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основ-ными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие раз-личий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.

 

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не госу-дарственными органами (кроме преступлений, относящихся к пер-вой группе - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное дело-производство не применялось.

Основными доказательствами были признания сторон,пока-

 

зания свидетелей, клятвы.

Одним из самых известных правовых трактатов Арабского Востока является «Книга о харадже» (Китаб ал-харадж).


 


Date: 2016-02-19; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию