Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы Хаммурапи





 

1. Общие понятия.

2. Собственность.

3. Виды обязательств.

4. Брачно-семейные отношения.

5. Виды преступлений и наказаний.

6. Процесс.

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

 

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рель-ефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - по-кровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сбор-ника состоит из трех частей:

 

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги пере-дали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабо-го», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;


 


• 282 статьи законов;

• обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

 

• обычное право;

• шумерские судебники;

• новое законодательство.

 

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю

 

достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

 

• царские;

• храмовые;

• общинные;

• частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со сто-роны общины не существовало.

 

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наем-ных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, под-чинялись особому правовому режиму.

 

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В За-конах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений,домашних животных,судов,повозок,рабов.


 


Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

 

При помощи договора личного найма нанимали сельскохо-зяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответствен-ность за результаты труда. Особенностью законодательства Хам-мурапи в отношении договора займа (как денежного, так и нату-рального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

 

• ограничение максимального срока отработки долга тремя

 

годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в ре-зультате дурного обращения с ним.

 

Договор купли-продажи также был очень распространен

 

ввиду существования частной собственности на движимое и не-движимое имущество. Купля-продажа регламентировалась сле-дующими положениями:

 

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недей-ствительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала неко-торой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, со-храняла право на принесенное ею приданое, имела право на раз-вод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь «побочную» жену.

 

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.


 


Хотя закон и признает наследование по завещанию, преиму-

 

щественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

 

• дети;

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усы-новление детей);

• внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их свои-

 

ми.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершив-шего преступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, ко-торые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступле-ний:

 

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

 

К преступлениям против личности законы относят неосто-

 

рожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

 

Среди имущественных преступлений законы называют кра-

 

жу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

 

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы счи-

 

тают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и крово-смешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основ-

ными видами наказаний являлись:

 

• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопле-ние, посажение на кол;

 

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.;

• штрафы;

• изгнание.


 


При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом та-лиона» - «око за око, зуб за зуб», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смерт-ная казнь, членовредительство или штраф, многократно превы-шающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа ви-новного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударив-шему отца.

 

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам

 

осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии – судебные испытания (например, испы-тание водой, регламентированное законодателем). Согласно нор-мам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.


 

 


Date: 2016-02-19; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию