Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные основы методики обучения грамоте





Методика преподавания русского языка как самостоятельная наука сформировалась к середине XIX века. Ее начало связано с выходом книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.). Многие идеи этой книги не устарели до сегодняшнего дня: автор рекомендовал изучать родной язык в школе на основе лучших образцов литературы, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В 50-70 г.г. прошлого века большое внимание уделялось развитию народной начальной школы, поэтому вопросы обучения грамоте, формирования элементарных навыков чтения и письма находились в центре внимания многих замечательных педагогов того времени. Большой популярностью пользовалась «Азбука» Л.Н.Толстого (1872 г.), широко публиковались его статьи, «Дневники Яснополянской школы». Однако подлинным основателем начального обучения русскому языку явился К.Д.Ушинский, который обосновал ее теоретически и написал учебники для школы: «Родное слово» для 1,2 и 3 годов обучения, «Детский мир» и пособия для учителей «О первоначальном преподавании русского языка», «Руководство к преподаванию по «Родному слову».

Методика обучения грамоте – прикладная наука, поскольку в ней большую роль играет практика. Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. В дальнейшем умение читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растет степень их автоматизации.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности человека, а навыки чтения и письма – это речевые навыки. Они формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности: с речевыми высказываниями (говорением), слуховым восприятием (слушанием).

Любое речевое действие предполагает наличие нескольких компонентов:

а) того, кто обращается с речью;

б) того, кому адресуется высказывание;

в) потребности (мотива): у одного – обращаться с речью, а у другого – воспринимать ее.

В связи с этим ребенка следует научить как можно лучше выполнять каждую из этих ролей, а также успешно меняться ролями. С приходом в школу перед детьми стоит задача: научиться читать и писать (формы письменной речи), продолжать учиться говорить и слушать (формы устной речи).

Речевая деятельность невозможна без потребности (мотива). Прежде чем высказаться, человек отвечает на вопросы: кому говорить? Для чего говорить? Как говорить? О чем говорить? Следовательно, обучение элементарному чтению и письму должно строиться так, чтобы речевая деятельность была вызвана близкими и понятными мотивами и потребностями: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой; узнать букву, чтобы прочитать слово; записать отгадку к загадке и т.д.

Обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мыслительной деятельности: беседы, наблюдения, рассказы, отгадывание загадок, пересказ, декламацию. Эти виды способствуют созданию речевых ситуаций, осмыслению процессов чтения и письма и формированию речевых навыков – чтения и письма.

В чем же состоит суть чтения и письма, каков их механизм?

Вся информация, которой пользуется человек в своей деятельности, закодирована, т.е. каждой единице значения соответствует условный знак или кодовая единица.

В русской речи используется звуковой код, или наш звуковой язык, в котором значение слова закодировано в определенном наборе звуков речи. На письме используется буквенный код, в котором буквы соотнесены со звуками устного кода. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (письменных) знаков в смысловые единицы, в слова. Письмо представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Date: 2016-02-19; view: 3487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию