Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение в методику обучения русскому языку





Цели и задачи изучения темы: познакомить с учебной дисциплиной как наукой, рассмотреть её предмет, задачи и содержание; охарактеризовать методологическую основу и связь с другими науками; рассмотреть принципы обучения родному языку.

Результат освоения темы:

1.1. Методика обучения русскому языку как наука: предмет, задачи и содержание

Методика русского языка (по А.В.Текучеву) – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и приобретения навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных и др.).

Методика обучения русскому языку относится к педагогическим наукам. Ее практическая, прикладная цель состоит в том, чтобы, опираясь на теорию, решать задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. Как и всякая наука МОРЯ имеет свой предмет изучения, свое содержание, свою систему понятий и свои методы исследования, и способы доказательства.

Предметом методики обучения русскому языку является процесс обучения русскому языку, его практического использования в повседневной жизни.

Специфические задачи МОРЯ как науки заключаются в том, чтобы обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом:

1) специфической функции языка как средства общения;

2) психолого-педагогических закономерностей процесса обучения;

3) социальных потребностей общества.

Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах, формулируемых в виде следующих вопросов:

1) Зачем учить? Это выбор целей изучения предмета на данном этапе обучения и в данном типе школы.

2) Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения: составление программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, определение минимума знаний, которыми должны овладеть учащиеся (образовательные стандарты), установление критериев контроля, выявление знаний и умений.

3) Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы и приемы обучения, система упражнений, рекомендаций по применению тех или иных видов заданий, наглядных пособий, учебного оборудования и пр.

4) Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций, сравнительное изучение (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения (например, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, С.В.Иванова, А.В.Поляковой, Н.В.Нечаевой, М.С.Соловейчик, Н.В.Чураковой и др.).

Методика начального обучения русскому языку состоит из нескольких разделов:

- методика обучения грамоте (элементарному чтению и письму);

- методика чтения и изучения литературы;

- методика изучения языковой теории (формирование языковых понятий, правил, структуры языка);

- методика правописания (обучения орфографии и пунктуации);

- методика развития речи учащихся.

Разделы предлагаемого курса методики соответствуют основным направлениям работы в начальных классах. Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического (речевого) слуха, т.е.умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму.

Раздел методики чтения и изучения литературы имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Умение читать способствует воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринимать и понимать читаемое, а также выражать свое понимание и отношение к произведению.

Изучение языковой теории обеспечивает формирование системы языковых понятий и усвоение сведений в области фонетики, графики, морфемного состава слова, словообразования, частей речи и синтаксиса.

Методика правописания исследует процесс обучения орфографии, формирования орфографического навыка учащихся.

Раздел развития речи обладает в начальной школе своеобразием, т.к. дети впервые осознают язык, речь, как предмет изучения. Данный раздел определяет задачи и пути развития речи младших школьников, определяет пути работы над словарем учащихся, характеризует основные направления по развитию речи в начальных классах.

Date: 2016-02-19; view: 1732; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию