Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственные процессы и их классификация





Понятие «производство» относится к базовым понятиям экономики и управления. Производство можно охарактеризовать как деятельность, посредством которой люди, используя природные ресурсы и уже имеющиеся средства труда, создают различные виды экономического продукта, который необходим для поддержания жизни, развития экономики, приумножения богатства, удовлетворения других потребностей. Суть процесса производства состоит в преобразовании исходных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, информации) при одновременном использовании труда в итоговый продукт производственной деятельности. При этом в ходе производства происходит соединение производственных факторов и создание на этой основе производимого продукта.

Обеспечение оптимального сочетания указанных факторов представляет собой сложную и многоступенчатую задачу, решаемую в процессе организации производства.

Организация производства – это комплекс мероприятий, методов и приемов, направленных на обеспечение наиболее эффективного сочетания людей в процессе труда со средствами и предметами труда в пространстве и времени.

Значение эффективной организации производства постоянно возрастает в связи с усложнением техники и технологии, удлинением технологических цепочек, ростом масштаба производства, укрупнением рабочих машин и оборудования, ужесточением требований к безопасности производства и охране окружающей среды.

Источником создания продукта, а следовательно, основным объектом организации производства является производственный процесс, который представляет собой совокупность естественных (физических, химических и т.п.) и трудовых процессов, направленных на изготовление из исходных материалов готовый продукции. Производственный процесс предприятия – это прежде всего совокупность цеховых производственных процессов, которые можно разделить на две большие группы: основные и вспомогательные.

К основным относятся процессы, которые связаны с непосредственным превращением исходных предметов труда в готовую продукцию или полуфабрикат. В ходе таких процессов изменяются форма, размеры, состояние поверхности предметов труда. К вспомогательным относят процессы, которые обслуживают основное производство, осуществляют изготовление инструмента, транспортировку предметов труда, технологическое и ремонтное обслуживание, изготовление побочной продукции из отходов основного производства.

Цеховой производственный процесс подразделяют на составляющие его элементы – ступени, операции и приемы. Ступенью производственного процесса называется группа операций, отнесенная к определенному орудию труда, определенному исполнителю или участку (например, формовка, отливка, обрубка и т.п.). Операцией является часть производственного процесса, которая выполняется над определенным предметом труда, определенными исполнителями на одном рабочем месте. Каждая операция совершается при помощи определенных движениях, которые называются приемами (например, перемещение мостового крана, закрепление груза, перемещение груза).

Зависимости от характера протекания во времени производственные процессы делятся на циклические и нециклические. Циклические процессы – это процессы, систематически повторяющие при обработке каждой единицы исходных материалов, то есть при производстве каждого изделия. Нециклические процессы осуществляются периодически или эпизодически (например, ремонт агрегата).

К числу основных принципов организации производственных процессов относятся: специализация, пропорциональность, параллельность, непрерывность, поточность, прямоточность, равномерность, ритмичность.

Специализация предусматривает расчленение производственного процесса на отдельные ступени (участки), операции, элементы операций. Это означает выделение и обособление на предприятии цехов, отделений, участков, рабочих мест, которые изготавливают определенную продукцию или часть ее. Для чего они имеют соответствующее оборудование и соответствующим образом подготовленные кадры.

Специализация положительно воздействует на всю работу предприятия. Она создает условия для внедрения высокопроизводительного механизированного и автоматизированного оборудования, прогрессивной технологии и передовых методов труда, способствует улучшению использования основных и оборотных фондов, повышению производительности труда и квалификации работников. Это ведет к увеличению выпуска продукции, повышается ее качество, снижается себестоимость, повышается рентабельность производства.

Пропорциональность предполагает согласованную производительность всех подразделений предприятия – основных, вспомогательных, подсобных и побочных цехов, а внутри этих цехов – пропорциональную производительность отделений, участков, рабочих мест. Соблюдение этого принципа является необходимой предпосылкой предупреждения возникновения диспропорций и узких мест на производстве. Особенно это важно в условиях производственного процесса, происходящего на многих ступенях, взаимосвязанных в пространства и во времени. Количественное значение этого принципа определяется отношением минимальной к максимальной производительности элементов единой технологической цепи.

Параллельность означает одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса, операций и т.д. Согласно этому принципу работы осуществляются совмещено во времени на всех или почти на всех участках и рабочих местах, при этом создается широкий фронт работ по изготовлению продукции. Количественно степень параллельности может быть определятся отношением длительности параллельного выполнения операций к длительности последовательного выполнения операций.

Непрерывность означает необходимость полного устранения или сведения к минимуму всякого рода перерывов в ходе производства. По степени охвата производства непрерывность процессов может быть участковой, цеховой и общезаводской. Степень непрерывности производственного процесса определяется отношением продолжительности рабочего времени к продолжительности номинального времени, включая простои.

Поточность выражается в систематическом повторении циклов по изготовлению единицы продукции, что обеспечивает более высокие производительность и качество продукции, экономию на текущих издержках, тост прибыли.

Прямоточность требует, чтобы каждый предмет труда проходил кратчайший путь на всех ступенях и операциях производственного процесса от запуска исходного сырья до выхода готовой продукции. Данный принцип предполагает такое размещение цехов, служб, складов, коммуникаций и т.п. на территории предприятия, которое должно исключать дальние, встречные, лишние и другие нерациональные перемещения предмета труда. Количественно степень прямоточности определяется отношением минимально возможного пути предмета труда в обработке к фактическому пути предмета труда в обработке.

Равномерность означает выпуск в одинаковые отрезки времени одинаковых объемов продукции, что обеспечивает равномерный выпуск продукции на основе полного использования производственных мощностей, исключение сверхурочных работ, снижение брака и улучшения количественных и качественных показателей работы предприятия. Равномерная работа каждого предприятия способствует плавной загрузке транспорта, четкому материально-техническому снабжению и сбыту продукции. Эффективная работа предприятия обеспечивается равномерным по сменам и дням выпускам продукции, постоянством качества продукции и выполнением оперативных планов.

Ритмичность означает выпуск продукции в каждый данный отрезок времени в объеме, предусмотренном оперативным планом. Ритмичность оценивается с помощью соответствующего коэффициента, рассчитанного отношением суммы всех отклонений в объеме выпущенной продукции от плана за данный период к суммарному выпуску продукции по плану за соответствующий период. При этом полученный показатель вычитается из единицы.

Успешное функционирование предприятия в условиях современного рынка во многом определяется объемом произведенной продукции (услуг), который зависит от производственной мощности предприятия. Производственная мощность предприятия (цеха, участка, агрегата) определяется как максимально возможное количество продукции (услуг), которое может быть произведено за определенный период при наиболее эффективном использовании производственных фондов, применении прогрессивной технологии и передовых методов организации производства и труда.

Производственная мощность предприятия – это возможность производить определенную продукцию при наличии на предприятии соответствующих производственных ресурсов – оборудования, площадей, персонала, материалов и т.д. При этом всегда существует множества вариантов соединения в единое целое имеющихся по качеству и количеству производственных ресурсов для получения данного вида продукции в реальном объеме. В определении производственной мощности принимается та комбинация производственных ресурсов, которая обеспечивает максимальный выпуск продукции заданной номенклатуры, при условии что фактический выпуск продукции на предприятии, измеренный в натуральных или стоимостных измерителях, не может быть выше расчетной производственной мощности. При этом считается, что превышение фактического выпуска продукции над расчетным указывает на неточность расчетов показателя производственной мощности предприятия.

Производственная мощность предприятия определяется производительностью ведущих цехов, где сосредоточена наибольшая часть основных средств и затрачивается наибольшее количество труда. Производственная мощность ведущего цеха определяется мощностью ведущей группы оборудования, на которой выполняются самые трудоемкие технологические операции. При выборе ведущего цеха для определения производственной мощности предприятия принимается во внимание специфика промышленного предприятия (машиностроительное, приборостроительное, автомобилестроительное и т.д.). От того, насколько правильно выбраны ведущие производственные цехи, участки, группы оборудования, зависят объективность показателя производственной мощности предприятия, реальность планов производства продукции и эффективность использования к5апитальных вложений.

Иерархическая структура производственной мощности предприятия определяется производственной мощностью ведущего цеха, производственной мощностью участков, входящих в цех, и производственной мощностью агрегатов, входящих в участки.

Показатели измерения производственной мощности и методы их расчета зависят от типа производства, характера выпускаемой продукции. Наиболее простым и точным является исчисление производственной мощности в натуральных единицах (изделиях, деталях и т.п.).Это могут быть также условно-натуральные единицы или стоимостные измерители. В общем виде производственная мощность, например, агрегата (Ра) может быть выражена следующей формулой:

Ра = ФВа х ра,

где ФВа – фактическое время работы агрегата в данном периоде (в году) в часах;

ра – производительность агрегата в единицу времени (ед/ч).

На фактическое время работы агрегата влияют режим его работы (число рабочих смен в сутки, длительность смены, длительность рабочей недели, количество выходных и праздничных дней), а также длительность ремонтов оборудования и текущих простоев оборудования.

Под календарным временем понимается полная календарная продолжительность соответствующего периода (например, год -365 дней, месяц -31 день и т.д.). Под номинальным временем понимается время, в течение которого оборудование используется в производстве. Номинальное время – это период, в течение которого оборудование должно было работать. Текущие постои – это непродолжительные перерывы в работе оборудования в течение номинального времени, которые вызываются техническими или организационными причинами (отсутствие заготовки, электроэнергии и т.д.).

Фактическое время работы агрегата – это период, в течение которого на агрегате осуществляется соответствующий технологический процесс. Это реальное время работы оборудования и называется эффективным или полезным. Такое время работы агрегата определяется на практике исходя из календарного времени в сутках, выходных и праздничных дней в сутках, время капитального ремонта, время планово-предупредительных работ и переналадки, числа смен работы в сутках, длительности смены в часах и времени текущих простоев в процентах номинального времени.

Для расчета производственной мощности предприятия используются следующие данные:

номенклатура и количественные соотношения различных видов выпускаемой продукции;

количество единиц оборудования, которое находится в распоряжении предприятия (с учетом изменений в течение года);

технически обоснованные нормы производительности оборудования; режим работы предприятия (прерывный, непрерывный, количество смен работы предприятия);

размеры производственных площадей предприятия (с учетом изменений в течение года).

Производственная программа предприятия является главным разделом плана любого уровня, которая определяет объем продукции, ради производства которой и создано предприятие. На основе показателей производственной программы планируются практически все остальные плановые задания предприятия. Основными заданиями производственной программы являются:

выпуск продукции в натуральном выражении с перечнем номенклатуры и ассортимента в соответствии с заключенными договорами;

объем выпуска продукции в стоимостном выражении по укрупненным группам изделий и в целом по предприятию;

календарные сроки выпуска отдельных изделий, предусмотренные в договорах с потребителями;

объем кооперированных поставок сторонним организациям;

качественные характеристики выпускаемой продукции.

Измерителями отдельных позиций производственной программы могут быть натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые измерители.

Натуральные измерители выражаются в штуках, метрах, тоннах, которые позволяют определить объем и динамику производства одинаковой продукции. При изготовлении однородной, но не одинаковой продукции, которая различается трудоемкостью, качеством, габаритами, применяются условно-натуральные измерители. Такие измерители позволяют все виды выпускаемой продукции привести к одному виду, принятому условно за базу. Для этого применяются переводные коэффициенты, в основе которых лежит соотношение трудоемкости различных видов продукции.

При помощи трудовых измерителях определяют общую трудоемкость производственной программы, которая может быть выражена в нормативной (нормочасах) или фактической (человеко-часах) трудоемкости. Трудовые показатели в основном применяют при составлении планов производства с обширной номенклатурой выпускаемой продукции. Однако трудовые измерители не могут быть основными показателями объема выпуска продукции, так как не позволяют судить о количестве изделий, выпускаемых предприятием.

Среди названных измерителей наибольшее применение находят стоимостные показатели благодаря своей универсальности, которые позволяют оценить и сравнивать результаты производства самой разнообразной продукции и за разные периоды времени. К основным стоимостным показателям объема выпускаемой продукции на уровне предприятия относятся: валовой оборот, внутризаводской оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, условно-чистая продукция.

Валовой оборот промышленного предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных и обслуживающих цехов. В валовой оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы предприятия или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Этот показатель валового оборота, наряду с показателем внутризаводского оборота, используется в качестве базы для расчета других стоимостных показателей.

Внутризаводской оборот – это стоимость продукции собственного производства, которая потребляется внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относится: переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки; использование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.

Валовая продукция – это валовой оборот за вычетом внутризаводского оборота.

Товарная продукция – это готовая продукция в стоимостном выражении, которая предназначена для продажи. Она отличается от валовой продукции на величину изменения остатков полуфабрикатов собственного производства на складах предприятия. Так, если остатки полуфабрикатов в данном периоде увеличиваются, то величина товарной продукции уменьшается, и наоборот.

Реализованная продукция отличается от товарной на величину остатков готовой продукции на складах. При уменьшении этих остатков объем реализованной продукции увеличивается, и, наоборот, при увеличении остатков – уменьшается.

В состав товарной и реализованной продукции кроме продуктов основной деятельности предприятия входит стоимость услуг, которые оказывает предприятие на стороне. Доя более точной оценки состава валовой, товарной и реализованной продукции следует уточнить экономическое содержание категорий «готовая продукция», «полуфабрикаты» и «незавершенное производство».

Готовая продукция – это законченные и полностью укомплектованные изделия, соответствующие стандартам или техническим условиям. Остатки готовой продукции на начало и конец года отражаются в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости. которая рассчитывается только после окончания отчетного периода. Поэтому текущий учет движения готовой продукции ведется по плановой производственной себестоимости или по свободным оптовым или розничным ценам.

Полуфабрикаты собственного производства – это продукция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке в другом цехе предприятия или должна быть использована в сборочном цехе предприятия.

Незавершенное производство - это продукция, которая не закогчена изготовлением в данном цехе и находится либо в процессе изготовления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо должна быть использована в сборочном цехе предприятия.

Объем незавершенного производства и правильное его распределение по стадиям производственного процесса существенно влияет на экономическую эффективность производства предприятия. Неоправданное увеличение незавершенного производства ведет к дополнительным затратам на хранение и транспортировку, к омертвлению оборотных средств. При этом остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.

Важным представляется рассмотрение следующего стоимостного измерителя объема производства, каким является чистая продукция и ее вариант условно-чистая продукция.

Условно-чистая продукция рассчитывается вычитанием из объема валовой (товарной) продукции стоимости затраченных на изготовление этой продукции материальных ресурсов. В результате стоимость такой продукции (УЧП) можно представит как сумму затрат в стоимостном выражении предприятия на оплату труда всех своих работников с начислениями (ОТ), прибыли (П) и амортизации (А):

УЧП = ОТ + П + А.

Если вычесть из показателя условно-чистой продукции сумму начисленной амортизации, то получим объем чистой продукции предприятия. Объем чистой продукции (ЧП) можно определить и как сумму заработной платы с начислениями на социальное страхование и прибыли по формуле:

ЧП = ОТ + П.

Для выполнения производственной программы необходимы материальные ресурсы, потребность которых рассчитывается с учетом их расхода на производство основной продукции, ремонтно-эксплуатационные нужды, строительство и техническую реконструкцию или перевооружение производства и другие производственные потребности. Их потребность определяется по укрупненным видам расхода материалов в натуральном выражении. При этом основой расчета являются нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии в расчете на единицу или однородную группу конкретных изделий с учетом планируемого предприятием снижения нории расхода важнейших видов материальных ресурсов.

Потребность в топливе и электроэнергии на технологические нужды для работы внутризаводского транспорта определяется исходя из объемов производства, выполняемых работ и физических норм расхода электроэнергии, которые учитывают повышение уровня эксплуатации и использования энергетического оборудования, снижение внутризаводских потерь. Обоснование производственной программы предусматривает и другие экономические расчеты (обоснование потребности в транспортных средствах, финансовых и других ресурсах).

Для увязки производственной программы в планируемом периоде с имеющимися мощностями на предприятии разрабатывается баланс производственных мощностей, который отражает их изменение в течение данного периода. Величина существующая производственной мощности предприятия на конец планируемого периода определяется с учетом прироста мощности за счет внутренних резервов, нового строительства и реконструкции, технического перевооружения предприятия, изменения производственной мощности за счет изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а также выбывания производственной мощности в течение данного периода.

В условиях недостаточного инвестиционного капитала на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производства первостепенное значение приобретает увеличение мощности за счет внутрипроизводственных резервов (модернизации оборудования, совершенствования организации труда, сокращения продолжительности ремонтных работ оборудования, повышения квалификации рабочих, развития материального стимулирования).

В итоге на основании детального исследования рынка продукции предприятия, наличных производственной мощности и материальных ресурсов разрабатывается оптимальный вариант производственной программы предприятия. При этом производственная программа предприятия в краткосрочном периоде основывается на более или менее устойчивых условиях производства, которым относятся известная конъюнктура рынка, наличие материальных ресурсов и квалификационный состав производственного персонала. При формировании перспективной производственной программы на сравнительно длительный период учитываются возможные изменения технологии производства, методов его организации, требований к качеству продукции, а также изменения в составе материальных ресурсов.

 

 

Тема 16. Планирование на предприятии

Содержание, порядок реализации и эффективность комплекса мероприятий по организации производства во многом определяется качеством внутризаводского планирования. Планирование как первая функция менеджмента непосредственно предшествует функции организации в первую очередь производства и от уровня постановки плановой работы в определенной степени зависит все конечные результаты производственной деятельности предприятия.

Планирование – это комплекс работ по определению основных направлений и пропорций развития предприятия. При этом, осуществляя процесс планирования, необходимым представляется заблаговременный учет все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают благоприятные условия для функционирования и развития производства. Планирование на предприятии решает следующие задачи:

конкретизирует цели развития предприятия и его отдельных подразделений;

определяет средства достижения поставленных целей;

фиксирует сроки и последовательность реализации поставленных целей;

обеспечивает увязку между отдельными структурными подразделениями предприятия;

обеспечивает увязку планирования с другими функциями управления предприятием;

формирует систему стандартов и показателей для оценки результатов деятельности предприятия;

Необходимость планирования производственной деятельности на предприятии определяется:

наличием в составе предприятия многочисленных структурных подразделений, которые требуют взаимной увязки;

наличием у предприятия целого ряда поставщиков и потребителей, что требует увязки их совместной деятельности;

потребностью учитывать достижения научно-технического прогресса;

потребностью осваивать производственные достижения и закреплять их на конкурентном рынке.

Планирование способствует использованию будущих благоприятных условий, проясняет возможные проблемы и риски, способствует обеспечению предприятия необходимой информацией, обеспечивает рациональное использование производственных ресурсов, повышает степень координации действий и ответственности в организации и управлении производств.

Содержание и условия планирования на предприятии в настоящее время существенно меняется и роль его постоянно возрастает, что связано с влиянием следующих факторов:

концентрации производства;

диверсификации производства;

ускорение темпов научно-технического прогресса;

переориентация предприятий с производства на сбыт продукции;

развитие акционерной и других форм собственности;

необходимость выхода на внешний рынок;

ускорение интеграционных процессов.

Решение стоящих перед планированием задач осуществляется посредством разработки различных видов планов в зависимости от временного горизонта планирования, масштаба решаемых задач, обязательности выполнения требований плановых заданий.

Перспективное планирование ориентировано на долгосрочную перспективу (на 10-15 лет) и определяет основные направления развития предприятия с учетом решение вопросов о расширении бизнеса, освоения новых видов продукции и услуг, основных инвестиционных вложении, совершенствования технологии, кадровой политики, организации производства и труда. С учетом изменения ситуации на рынке продукции и материального обеспечения производства перспективное планирование, как правило, ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, которые конкретизируют показатели программ и прогнозов, на основе которых разрабатываются среднесрочные планы. При перспективном планировании широко используется метод экстраполяции – на базе достигнутых результатов и оптимистической оценки экономической ситуации в будущим предприятия определяются основные качественные показатели работы предприятия через соответствующий периодвремени. Перспективный план разрабатывается на уровне предприятия в целом.

Среднесрочные планы обычно разрабатываются на 3-5 лет. В качестве основных задач эти планы предусматривают развитие производственных мощностей и сбыта продукции. Освоение новой продукции, проникновение на новые рынки, финансовую политику предприятия, совершенствование системы управления персоналом и материально-технического снабжения. Среднесрочный план разрабатывается на уровне отдельных подразделений предприятия и предприятия в целом.

Текущие планы разрабатываются на один год и являются детализацией среднесрочных планов. Основными показателями такого планирования являются объем производства, задания по материально-техническому обеспечению и сбыту продукции и оказанию услуг, финансовые результаты, экспортные показатели. Текущее планирование на предприятии является директивным планированием.

Календарные планы составляются на полугодие, квартал, месяц и детализируют задания текущего плана, Такие планы, как правило, разрабатываются на основе полученных заказов, степени использования производственных мощностей, наличия материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, перспектив изменения состава основных производственных фондов, необходимости решения срочных задач, связанных с повышением экономической эффективности деятельности предприятия.

Стратегическое планирование по временному горизонту (10-16 лет) обычно соответствует перспективному (долгосрочному) планированию. Однако стратегические планы имеют, как правило, инновационный характер. Здесь на базе научного анализа проблем, с которыми может столкнуться предприятие в будущем, определяются прорывная стратегия предприятия. Такая стратегия может предусматривать укрепление определенных позиций в конкурентной борьбе за счет развития традиционных и освоения новых видов продукции, проникновение на мировые рынки и решение других перспективных задач бизнеса.

Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе такого планирования выявляются скрытые резервы для увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения текущих затрат, экономии капитальных вложений и решение других задач стратегического направления. Тактическое планирование, в отличии от стратегического, больше тяготеет к уровню отдельных подразделений предприятия.

Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов и призваны упорядочить повседневную работу предприятия и его отдельных подразделений. Основой таких планов составляют различные виды бюджетов, которые составляются по каждому подразделению, которые затем консолидируются в общий бюджет или финансовый план предприятия. Бюджетирование представляет собой составление плана (сметы) доходов и расходов, продажи, движения денежных средств, уплаты налогов и т.п.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия, как правило, государственными органами, решений, которые имеют обязательный характер для исполнения. В настоящее время оно может быть эффективным при решении задач общенационального масштаба – обороны, социальной политики, защиты окружающей среды и т.п.

Индикативное планирование является наиболее распространенной формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план, в отличии от директивного, не обязателен для исполнения и носит рекомендательный характер. Задания индикативного плана называются индикаторами, которые представляют собой те или иные показатели, которые характеризуют эффективность экономики – состояние рынка ценных бумаг, финансы, уровень инфляции, качество жизни населения, курсы валют и т.п. На уровне предприятия индикаторное планирование используется при разработке перспективных планов.

В процессе становления и развития планирования на предприятии как одной из важнейших функций менеджмента сложились определенные принципы реализации данной функции. К ним относятся следующие принципы:

преемственность, которая предусматривает увязку планов всех уровней и их подчинение стратегии развития предприятия;

вариантность, которая предполагает наличие альтернатив (не менее трех) достижения целей, которые стоят перед предприятием, и выбор наиболее эффективного варианта;

непрерывность, которая заключается в том, что данный процесс не прекращается с окончанием планового периода, а продолжается, обеспечивая увязку задач наступающего периода с результатами заканчивающего периода;

сбалансированность в планах всех уровней поступлений на предприятия материальных, трудовых, финансовых ресурсов и их оптимальное распределение;

экономическая обоснованность предусматривает проведение детальных расчетов с обеспечением максимальных конечных результатов деятельности предприятия при минимальных затратах всех ресурсов;

социальная ориентация предусматривает достижение технических и экономических целей предприятия и решение задач социального характера (безопасность для здоровья условий труда, минимум затрат энергетических ресурсов на единицу производимой продукции, качественного питания работников, медицинского обслуживания и т.п.);

обеспечение обратной связи предполагает создание информационной системы, которая обеспечивает регулярной информацией о ходе выполнения плановых заданий с возможностью их оперативной корректировки.

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитических, графический, программно-целевой и экономико-математический.

Балансовый метод планирования обеспечивает связь между потребностями предприятия в тех или иных ресурсах и источниками покрытия этих потребностей. Балансовый метод увязывает производственную программу предприятия с его производственной мощностью, трудоемкость производственной программы с численностью персонала и позволяет решать целый ряд задач аналогичного характера. На предприятии составляются материальные. финансовые, энергетические балансы, баланс активов и пассивов предприятия, балансы рабочего времени, трудовых ресурсов и другие.

Расчетно-аналитический метод применяется для расчета отдельных показателей плана, анализа их динамики и факторов, влияющих на показатели плана. При использовании этого метода определяются базовый уровень показателей плана и их изменение в плановом периоде под воздействием тех или иных факторов.

Графический метод основан на графическом изображении уровня, динамики и взаимозависимости различных показателей. С помощью графиков выявляются количественная зависимость между сопряженными показателями. Разновидностью графического метода является сетевые графики, с помощью которых моделируют параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным проектам, в частности разработка новой техники, реконструкция цехов и др.

Программно-целевые методы используются при разработке программ, нацеленных на конечные результаты, приуроченных к определенным срокам. Стержнем программы при этом является генеральная цель, которая уточняется в ряде подцелей и задач. Программа увязывается по заданиям, срокам, исполнителям, ресурсам и результатам. На основе ранжирования целей (генеральной цели - стратегические и тактические цели - программы работ) составляется граф типа «дерево целей», который является исходной информационной базой для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления ею.

Экономико-математические методы базируются на использовании взаимозависимостей различных показателей плана. Сущность этого метода состоит в проработке различных вариантов плана с использованием переменных величин и выборе оптимального. Для этого используется ряд математических моделей, которые способствуют принятию оптимальных решений по различным видам планирования.

Важная составляющая системы планирования на предприятии является нормативная база, которая включает комплекс норм и нормативов. Нормативная база представляет собой совокупность трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые регламентируют различные стороны производственной деятельности предприятия.

От качества используемых норм и нормативов зависит техническая и экономическая обоснованность планов. Поэтому важнейшей предпосылкой для разработки научно обоснованных планов является создание на предприятиях нормативной базы. которая охватывает все элементы производственной деятельности и отражает прогрессивные сдвиги в технике и технологии, в организации производства и труда, в управлении предприятием. От прогрессивности установленных норм и нормативов зависит материалоемкость и трудоемкость готовой продукции, ее себестоимость, а в итоге в значительной степени и прибыль предприятия.

Нормы характеризуют абсолютную максимально допустимую (плановую) величину расхода живого или производственного ресурса на единицу продукции или в единицу времени. К таким нормам относятся нормы расхода сырья, материалов, энергоносителей, нормы времени на изготовление продукции, технические нормы производительности оборудования и др.

Нормативы отражают степень эффективности живого труда и использования производственных ресурсов, соотношение отдельных показателей производственной деятельности. К ним относятся нормативы численности работников, нормативы эффективности инвестиций, коэффициенты нагрузки оборудования и др. Нормативы – это, как правило, относительные показатели.

Виды норм и нормативов, используемых на предприятии, могут быть следующие:

нормы расхода сырья и материалов, которые предусматривают установление соответствующих норм расхода на основное производство, на ремонтно-эксплуатационные нужды, норм запасов сырья и материалов, норм расхода на незавершенное производство, на изготовление инструмента и оснастки;

нормы расхода топливно-энергетических ресурсов делятся на следующие группы: соответствующие нормы для технологических целей; для приведения в движение машин и механизмов; для создания нормальных условий труда (освещение, отопление, вентиляция); для коммунально-бытовых нужд;

нормы и нормативы использования оборудования определяют режим работы оборудования, его обслуживание и ремонт, производительность;

нормативы использования производственных мощностей охватывают нормы освоения проектных мощностей использования оборудования во времени и в единицу времени, использования производственных площадей;

нормы затрат труда определяют трудоемкость продукции, номы времени и нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности персонала;

финансовые нормы и нормативы – это нормы амортизационных отчислений, налоги в бюджеты разных уровней, нормативы оборотных средств, банковские процентные ставки, курс валю, размер таможенных пошлин и др.;

календарно-плановые нормы и нормативы определяют длительность производственного цикла изготовления продукции, нормы незавершенного производства, полуфабрикатов собственного производства и готовой продукции на складе.

Нормы и нормативы регулярно пересматриваются в соответствии с изменением технического и организационного уровня производства.

В настоящее время с переходом экономики на рыночные отношения получило развитие бизнес-планирование. Бизнес-план – это программ осуществления предпринимательского проекта. Он отражает желаемую и практически осуществляемую схему предпринимательских действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей. Обычно бизнес-план составляется, когда:

создается новое предприятие;

реконструируется, расширяется действующее предприятие;

осуществляется переход на производство новой продукции или оказание новых услуг;

необходимо финансовое оздоровление предприятия.

Кроме указанных требований, необходимым условием для составления бизнес-плана является существенные капитальные вложения, эффективность привлечения которых и должен обосновать бизнес-план. К этому следует добавить, что бизнес-планом часто называют и традиционный производственный план, который охватывает не какую-то конкретную сделку, в всю производственную деятельность предприятия на 1-2 года. Вместе с тем бизнес-план отличается от традиционного производственного плана тем, что:

он не является обязательным и разрабатывается лишь в случаях, отмеченных выше;

он акцентирует внимание на финансово-экономических аспектах;

структура бизнес-плана не регламентирована;

бизнес-план является документом коммерческой тайны предприятие.

Основные разделы бизнес-плана и их краткое описание являются следующие.

Сведения о компании и ее бизнесе не связаны непосредственно с планированием конкретной сделки, а призваны дать заинтересованным лицам представление о компании, которая занимается данным видом бизнеса. В этом разделе даются краткие сведения об истории возникновения предприятия, особенностях менеджмента, применяемой технологии и выпускаемой продукции, описываются успехи компании в прошлом.

Резюме проекта является «визитной карточкой» всего бизнес-плана и представляет собой краткое изложение сущности проекта с подчеркиванием привлекательности для потенциальных инвесторов. Хотя данный раздел стоит в начале бизнес-плана, но излагается он после завершения всей работы по составлению плана.

Описание продукции (работ, услуг), в нем дается четкое описание тех видов продукции или услуг, которые будут выведены на рынок, с детальным указанием их конкретных преимуществ. Указанные описания целесообразно дополнить моделями, чертежами, фотографиями и т.п. Здесь желательно указать также категории или группы возможных потребителей продукции, прогноз их платежеспособного спроса на рынке данного товара, а также целям предлагаемого товара.

Анализ рынка сбыта, где уточняются и распределяются по сегментам потенциальных покупателей продукции или услуг предприятия, определяются емкость рынка, возможный объем продаж по годам и т.д. Исследование рынка в ходе разработки бизнес-плана носит прогнозный характер. В то же время оно опирается на предварительную, неофициальную договоренность с потенциальными клиентами, на которую вполне уместно сослаться в бизнес-плане.

Стратегия маркетинга определяет необходимость представлять сведения о конкурентах, выступающих на рынке с подобным товаром, сравнительно с конкурентами данные о системе ценообразования, производственных возможностях, доле на рынке, системе организации сбыта продукции и продвижении товара на рынок.

Организационный план дает ответ на вопрос, кто, что и когда должен делать для достижения целей бизнес-плана. Конкретное содержание этого раздела во многом определяется видом предпринимательской деятельности (производство, коммерция, финансы и т.п.). Обычно программа предпринимательских действий включает:

установление контактов с потенциальными потребителями;

организацию рекламной компании;

определение порядка закупки, доставки, хранения, подготовки, реализации продукта;

порядок действий в ходе непосредственного создания продукта;

методы обслуживания потребителя в процессе и после передачи ему продукта.

В разделе желательно привести сведения о юридической обеспеченности проекта, организационной структуре управления предприятием, способах координации действий исполнителей, формах стимулирования и оплаты труда участников проекта, методах контроля хода реализации проекта и др.

План производства (производственная программа), главная задача которого состоит в том, чтобы доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом. В данном разделе отражаются вопросы место изготовления продукции, производственные мощности для этого и как они будут увеличиваться год от года, наличие состава оборудования и схема производственного процесса и т.д.

Обеспечение ресурсами определяет информацию об источниках и способах получения необходимых для выполнения бизнес-плана ресурсов:

материальные - сырье, материалы, полуфабрикаты, энергоносители, топливо, оборудование, производственные и офисные помещения, средства транспорта и связи и т.д.;

трудовые - работники всех категорий, профилей и специальностей;

финансовые – размер начального капитала, располагаемые денежные средства в активах, валюте, ценных бумагах, потребный объем инвестиций, кредитов, капитальных вложений, прогнозируемый поток выручки от продаж по отдельным этапам реализации проекта;

информационная информация – статистическая, патентная, научно-техническая, аналитическая и другая.

Оценка рисков, где излагаются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта, определить комплекс предупреждающих мер, сценариев поведения в случае наступления неблагоприятных событий.

Финансовый план призван обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Это раздел является ключевым с точки зрения оценки эффективности проекта и сроков возврата заемных средств. Финансовый план включает:

сведения о наличии и составлении производственных площадей предприятия;

данные об остатках полуфабрикатов и готовой продукции на складах.

На базе этих исходных сведений разрабатывается производственная программа предприятия в следующей последовательности:

в соответствии с заключенными договорами и имеющимися портфелем заказов устанавливается выпуск готовых изделий (с подразделением на основную продукцию, вновь осваиваемые изделия, продукцию на экспорт, товары массового спроса и т.д.);

определяется объем полуфабрикатов, поставляемых на сторону в порядке кооперирования;

уточняются работы промышленного характера и услуги, оказываемые сторонним организациям (ремонтные работы, предоставление транспортных средств, отпуск электроэнергии, воды, пара т т.п.);

планируется выпуск прочей продукции и услуг.

Для выполнения производственной программы необходимы соответствующие материальные ресурсы, потребность которых рассчитывается с учетом их расходов на производство основной продукции, ремонтно-эксплуатационные нужды, строительство и техническую реконструкцию или перевооружение производства и др. Их потребность определяется по укрупненным видам материалов в натуральном выражении. Основой расчета являются нормы расхода материалов, топлива, электроэнергии в расчете на единицу или однородную группу конкретных изделий или оказываемых услуг с учетом планируемого предприятием снижения норм расходов важнейших видов материальных ресурсов.

Потребность в топливе, электроэнергии на технологические нужны, для работы внутризаводского транспорта определяется исходя из объемов производства, выполняемых работ и фактических норм расхода электроэнергии, учитывающие повышение уровня эксплуатации и использования энергетического оборудования, снижение внутризаводских потерь. Обоснование производственной программы предусматривает и другие экономические расчеты, которые включают обоснование потребности в транспортных средствах, финансовых и других ресурсах.

Для увязки производственной программы в планируемом периоде с имеющимися мощностями на предприятии разрабатывается баланс производственных мощностей, который отражает их изменения в течение планируемого периода. Величина производственной мощности на конец планируемого периода определяется с учетом производственной мощности на начало периода, прироста мощности за счет внутренних резервов, нового строительства и технического перевооружения, а также выбывающей производственной мощности в течение планируемого периода.

В условиях недостаточности инвестиционного капитала на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производства первостепенное значение приобретает увеличение мощностей за счет внутрипроизводственных резервов, которые включают модернизацию оборудования, совершенствования организации труда, сокращения ремонтных работ, лучшего использования бюджета времени работы оборудования, повышения квалификации работников, развития материального стимулирования.

На базе информации о спросе и предложении, наличных производственных мощностях и материальных ресурсах разрабатывается оптимальный вариант производственной программы предприятия, которая базируется прежде всего на устойчивых условиях производства (известной конъюнктуре рынка, наличия материальных ресурсов и квалификации производственного персонала). При формировании перспективной производственной программы на сравнительно длительный период учитываются возможности изменения технологии производства, методов его организации, требований к качеству продукции и изменения в составе материальных ресурсов.

Для конкретизации производственной программы предприятия и доведения ее до исполнителей (цехов, участков, рабочих мест) важным представляется календарное планирование, которое обеспечивает максимизацию загрузки оборудования и использования трудовых ресурсов, ритмичный выпуск продукции и минимизацию запасов и незавершенного производства.

Календарное планирование предусматривает определение время начала и окончания производства изделий, количества подлежащих изготовлению партий деталей и изделий, привязку производственных операций к конкретным рабочим местам. Эти задачи должны решаться ежедневно и ежемесячно.

Исходной информацией для решения вопроса о сроках поставки изделий являются заказы внутренних и внешних потребителей продукции. Далее рассчитывается длительность производственного цикла по всем видам заказа. Затем определяется потребность в производственных мощностях для выполнения заказов. В современных условиях уровень производственной мощности определяется наличием таких ресурсов, как оборудования, либо человека. В первом случае критическим ресурсом является оборудование, и для его работы составляется календарный план, во втором – критическим ресурсом являются люди, на которых ориентируются календарный план. В некоторых случаях в критическую область могут попасть одновременно оборудование и люди.

Следующая задача календарного планирования состоит в равномерной загрузке оборудования, используя для этого методы совершенствования структуры производственных процессов и принципы организации производственных потоков. Затем разрабатываются план-график выполнения различных работ, использования ресурсов и производственных мощностей. В графике указывается количестве подлежащих изготовлению деталей, рабочие места, на которых выполняются работы, сроки начала и окончания работ.

На основе плана-графика разрабатываются сменно-суточные задания, которые доводятся до сведения исполнителей.

Разработка календарных планов с их доведением до исполнителей получила название оперативно-производственного или оперативно-календарного планирования. При этом наиболее широкое применение нашли следующие системы такого планирования:

позаказное задание, которое характерна для единичного производства, где учетной единицей является заказ на производство определенной продукции, которую следует произвести в планируемом периоде;

комплектное задание, которое распространено в при изготовлении узлов, состоящих из нескольких деталей;

планирование «на склад», которое применяется в серийном производстве при изготовлении деталей и сборочных единиц, имеющих невысокую трудоемкость и небольшое количество технологических операций;

планирование по ритму выпуска продукции, которое предусматривает выравнивание производительности цехов, участков, поточных линий по ритму выпуска продукции и применяется в массовом производстве;

японская система «Kanban» («точно в срок»), которая основана на принципе, согласно которому требуемая деталь или сборочная единица должна поставляться к месту следующей производственной операции только тогда, когда это нужно;

Оперативно-производственное планирование осуществляется на всех уровнях производственной деятельности предприятия – участке, рабочих местах.

На межцеховом уровне разрабатываются квартальные, месячные и внутримесячные (декадные, недельные, суточные, сменные, часовые) оперативные задания для отдельных цехов. Для этого разрабатываются необходимые нормативы, а также ведется учет выполнения оперативных планов-графиков.

Внутрицеховое планирование обеспечивает разработку оперативных планов-графиков для отдельных участков, бригад и рабочих мест. Обычно такие планы разрабатываются на месяц с разбивкой по сменам или суткам. Особенно важным этапом является составление сменно-суточных заданий по номенклатуре всех изделий цеха и по объему их выпуска.

На крупных и средних предприятиях оперативно-производственное планирование осуществляет производственно-диспетчерский отдел (ПДО), возглавляемый начальником производства предприятия. Оперативное планирование и регулирование производства в цехе осуществляет планово-диспетчерское бюро (ПДВ), включающего в себя группы планирования, диспетчерского регулирования, транспортную группу.

 

 

Тема 18. Кадровая политика предприятия

Работа, связанная с привлечением и расстановкой кадров на предприятии, не только сложа, но и чрезвычайно ответственна, так как от нее в решающей степени зависит эффективность всей производственной деятельности предприятия. Деловые и личностные качества работников предприятия, в конечном счете, определяют и успех организации его на рынке.

Решение задач подбора кадров начитается с определения требований к кандидату на ту или иную должность с учетом особенностей рабочего места и должностных обязанностей. Качество деятельности по поиску, отбору, найму, адаптации персонала (ПОНАП) можно оценивать по степени совпадения интересов и возможностей предприятия с возможностями и интересами работника.

При решении задач подбора кадров интересы предприятия, как правило, согласуются с возможностями претендента. Указанные интересы включают уровень и характер образования кандидата на должность, опыт работы, личностные качества. Если претендент обладает нужными качествами, то проводится первое согласование.

Но в будущего работника есть всегда свои интересы. Это интересы, которые относятся, прежде всего, к оплате труда, перспективам профессионального роста, решению его бытовых и семейных проблем. Если предприятие способно удовлетворить эти запросы кандидата, то производят второе согласование и претендент принимается на работу.

Поиск нужного предприятию персонала осуществляется из внешних и внутренних источников. Внешние источники характерны тем, что претенденты на место в предприятии до этого не были связаны с ней трудовыми отношениями. Внутренние источники – это работники самого предприятия.

К внешним источникам привлечения персонала относятся:

объявления о приеме на работу в средствах массовой информации, на рекламных щитах и т.п.

центры занятости, биржи труда, консультационные центры и т.п.;

учебные заведения (выпускники);

родственные предприятия.

К внутренним источникам привлечения персонала относятся:

резерв кадров на выдвижение;

выпускники учебных заведений, направленных на учебу своим предприятием;

внутрифирменные перемещения персонала;

совмещение должностей.

Оба названные источники имеют как достоинства, так и недостатки. Например, внешние источники обеспечивают более широкий выбор кандидатов, возможность появления новых людей с новыми идеями и методами работы. Однако работникам, принятым со стороны, требуется время для адаптации в новых условиях, следствием чего может быть временное снижение производительности труда, а иногда и качества продукции (работы). Что касается внутренних источников, то несомненным их достоинством является лучшее знание руководством предприятия персональных достоинств претендентов на должности, быстрая адаптация работников, меньшие затраты на ПОНАП. Единственным недостатком внутренних источников может быть ухудшение микроклимата в коллективе, связанное с недовольством отдельных работников слишком быстрым, на их взгляд, карьерным ростом коллеги.

После первого согласования кандидата со службой персонала, предприятие в зависимости от обстоятельств осуществляет с будущим работникам все или только часть следующих действий.

1. Оформление в установленном порядке анкетных данных. В коммерческих структурах в отличие от государственных структур анкеты могут варьировать в зависимости от должности и характера работы.

2. Анализ анкетных данных. Его осуществляют как работники отдела кадров, так и руководителя того подразделения, куда планируется принять кандидата. Если же речь идет о руководителе подразделения, то руководство предприятия может дополнительно запросить устный или письменный отзыв о нем с предыдущего места работы.

3. Собеседование. Цель собеседования – это проверка документальной информации, а также получение первичных впечатлений о личностных качествах кандидата на должность в непосредственном контакте. Собеседование может провидится как в свободной, импровизированной со стороны представителя нанимателя манере, так и формализовано, в рамках заранее подготовленных вопросов.

4. Оценка профессиональной пригодности. Данное действие ставит целью определение соответствия профессиональных и личностных качеств работника требованиям конкретного рабочего места, должности. Такая оценка обычно проводится в процессе специального тестирования, в результате которого делается заключение о профессиональных знаниях и навыках кандидата, его деловых качествах (инициативность, ответственность, честность и т. п.). При этом оцениваются психофизические особенности кандидата – его выносливость, глазомер, острота слуха, нервно-психическая устойчивость и личностные качества - интеллект, мотивация, способность к обучению, коммуникабельность, наличие вредных привычек.

5. Медицинское освидетельствование. Проводится на тех производствах, где это требуется (работа, связанная с большими нагрузками или с влиянием некоторых вредных факторов производства)

6. Анализ результатов предыдущих этапов. Специальная комиссия подводит итог прошедших испытаний и делается заключение о профессиональной пригодности кандидата по всем интересующим предприятие качеством.

7. Принятие решения о найме на работу. В ходе сопоставления результатов различных претендентов на данную должность выбирается один из них и с ним оформляется все необходимые документы о его найме (приказ, контракт и т.п.).

В контракте обычно оговариваются: место, вид и срок деятельности; режим труда и отдыха; техническая обеспеченность труда; обязанность администрации по оплате труда; предоставление социальных льгот; возможность повышения квалификации; ответственность за невыполнение обязанностей по контракту; основания для расторжения контракта; порядок рассмотрения трудовых споров.

В контракте могут быть указаны дополнительные условия (испытательный срок, соблюдение коммерческой тайны и др.) и дополнительные льготы (компенсация транспортных расходов, предоставление служебного транспорта, погашение банковской ссуды и др.). В случаях, неоговоренных в контрактах, стороны должны руководствоваться трудовым законодательством.

Ключевым показателем при оценке работника является уровень его компетентности, под которой понимаются знания, полученные в процессе обучения, навыки, приобретенные в ходе практического опыта, а также характер взаимодействия с людьми, умение интегрироваться в коллектив. Результативность функционирования персонала в решающей степени зависит от указанного показателя. Именно поэтому одной из главных задач управления персоналом является управление его компетенцией.

Компетенция – это адекватность личных и профессиональных качеств работника сложности решаемых им задачи уровню предоставленных ему полномочий. Наиболее частыми проявлениями компетенции являются: коммуникационные навыки; ориентация на результат; ориентация в работе на клиента; умение работать в коллективе; лидерство; коммерческое предвидение; гибкость и адаптивность; ориентация на развитие подчиненных; аналитические способности; стратегическое видение.

Производственное поведение, которое предприятие ожидает от работника, может быть описано с помощью набора компетенций, то есть профиля компетенций. Если эти компетенции у работника развиты, если он постоянно демонстрирует необходимое производственное поведение, то он успешно выполняет стоящие перед ним задачи. Особый момент состоит в том, чтобы определить степень владения компетенцией. Для этого используются следующие уровни выраженности компетенций:

негативный, когда работник понимает необходимость данных компетенций и стремится их проявлять, но это не всегда получается;

базовый, когда компетенция развита нормально и работник проявляет для работы необходимые качества;

сильный, когда компетенция проявляется на базовом уровне, так и при решении особо сложных задач;

лидерский, когда работник задает нормы для коллектива и когда не только он, но и другие начинают проявлять данную компетенцию.

В настоящее время получила распространение система материального стимулирования развития компетенций. Сущность этой системы состоит в том, что определяется набор организационных и должностных компетенций, разрабатываются методика и процедура оценки уровня развития компетенций персонала, вводится оценочная шкала и после проведения оценки ее результаты сравниваются со стандартами и с предшествующими результатами оценки. При этом положительная динамика уровня компетенции поощряется увеличением переменной или постоянной части заработной платы.

Структура методики оценки и развития основных компетенций специалиста может выглядеть следующим образом:

построение модели компетенций для конкретной должности, включающей перечень основных компетенций, присвоение нормативных значений уровня развития компетенций;

формирования программы оценки;

анализ результатов оценки, включающего определение «разрывов» между нормативным и реальным значением степени выраженности компетенций;

формирование программы развития компетенций;

повторное проведение оценки компетенций.

Основные методы оценки персонала:

биографический - изучение биографии работника, документов об образовании, характеристики и личного заявления;

собеседование – беседа с работником по схеме «вопрос – ответ» в целях получения дополнительных данных о работнике;

анкетирование - опрос помощью специальной анкеты для самооценки работника с последующим анализом результатов опроса;

тестирование – определение профессиональных знаний, умений, способностей, мотивов, психологии работника с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой;

деловая игра – оценка способностей работы в группе в ходе проведения организационно-деятельной игры с ранжированием игроков по ролям («генератор идей», «эксперт», «критик» и др.);

экзамен (зачет, защита бизнес-плана) - контроль профессиональных знаний и умений после предварительной подготовки (обучение)в форме выступления перед экзаменационной комиссией.

Регулярная оценка персонала позитивно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном росте. Кроме того, результаты оценки являются важным моментом в управлении трудовыми ресурсами, предоставляя возможность принимать обоснованные решения в отношении продвижения, развития вознаграждения.

В любой экономической системе мотивация персонала в значительной степени определяет уровень развития экономики и, как следствие, уровень благосостояния всего населения. В общем представлении мотивация – это побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека, обусловливающего его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. Поэтому вся деятельность человека определяется его реально существующими потребностями, то есть что-то произвести, что-то подать, чего-то достать, чего-то избежать и т.п. В этом смысле мотивированная деятельность – это вызванные внутренними побуждениями действия человека, которые направлены на удовлетворение его потребностей, интересов/ Мотив – это в основном внутреннее, природное побуждение людей удовлетворять свои биологические и духовные интересы.

Таким образом, первопричиной мотивов (внутренних побуждений) человека являются потребности, которые определяют его поведения. Потребности бывают первичные (врожденные) и вторичные (исторически приобретенные). Наиболее известной является следующая иерархия потребностей, которая включает: физиологические потребности; потребности в безопасности (индивидуальной и коллективной) и защищенности; потребности в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке; потребности в уважении и признании; потребности в самовыражении.

Потребности возникают, существуют какое-то время и удовлетворяются, или возникают новые или видоизменяются уже имеющиеся. Одни потребности могут однажды возникнуть и исчезнуть после их удовлетворения, другие имеются у человека постоянно и образуют относительно устойчивые группы потребностей. Такая группа называется мотивационной диспозицией, которую можно охарактеризовать готовность человека реагировать на раздражители внутреннего и внешнего характера.

Управление трудовой мотивацией включает: изучение потребностей сотрудников и состояния трудовой мотивации; четкую классификацию методов и стимулов; разработку механизма активизации трудовой мотивации через систему

Date: 2016-02-19; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию