Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Экономическая наука





Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение и представляет собой соединение двух слов «хозяйство» и «закон». В буквальном, изначальном смысле экономику рассматривали как хозяйство, ведущее в соответствии с законом, правилами, нормами. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» определяется как «искусство ведения домашнего хозяйства». В настоящее время слово «экономика» имеет несколько значений.

Экономика – это само хозяйство, представляющее собой как совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, которые используются людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику рассматривают как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Экономика – это наука, которая представляет собой совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей и общества, об отношениях, которые возникают между людьми в процессе хозяйствования.

Экономическая наука зарядилась намного позже, чем сама экономика. В начале знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и систематизированы в единую научную систему. Предшественниками ее были философия и социология. Предмет экономики как самостоятельной области вырисовывался около 300 лет назад, когда зарядилась политическая экономия, как предвестник будущей экономической теории. В начале, это была наука, которая изучала создание и использование материальных благ (А. Смит, А. Маршалл), затем получил распространение подход, где предмет экономической науки был дополнен термином «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющей выбрать лучшую альтернативу. При этом в качестве предмета экономической науки стало рассматриваться поведение людей в процессе производства, распределение и потребление материальных благ в условиях ограниченных экономических ресурсов. Однако этот предмет исследования нуждался в более глубоком определении. Это аргументировалось тем, что людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Например, потребности в пище, одежде, крове и множестве других товарах и услугах, которые ассоциируются с приличным или высоким уровнем жизни, люди также наделены определенными способностями и окружены множеством материальных благ. Поэтому вполне естественно есть желание использовать имеющиеся природные и материальные ресурсы – рабочую силу и управленческие способности, оборудование, машины, землю и материальные богатства для производства товаров и услуг, удовлетворяющих материальные и духовные потребности людей. Именно такую деятельность, осуществляемую в рамках организационного механизма, принято называть экономической системой.

Однако ограниченность природных и материальных ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения, позволяющего полостью удовлетворять все человеческие потребности. Непреложным фактом здесь является то, что совокупность всех материальных потребностей всегда превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему не представляется осуществимым материального изобилия и этот неоспоримый факт лежит в основе определения предмета экономической науки. В этой связи экономическую науку рассматривают и как науку, которая исследует проблемы эффективности использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. Все современные проблемы, связанные с инфляцией, безработицей, военными расходами, бюджетным дефицитом, бедностью, неравенством, загрязнением окружающей среды, управлением экономикой и т.п., требуют решения эффективного использования ограниченных производственных ресурсов.

Существует еще оригинальное определение экономической науки, где она рассматривается как совокупность знаний, которые позволяют дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление. Можно поставит и ряд других вопросов. Однако здесь принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами. Она постоянно расширяет поле действий, проникает в другие области, в особенности в социальные, гуманитарные и технические науки. Экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, применимы ко всем видам отношений – к семье, социальным группам, производственным коллективам, обществу в целом. Экономическая наука тесно взаимодействует с такими науками как философия, политология, психология, право, история, география, информатика, математика, с рядом естественных наук.

Люди, далекие от экономической теории, глубоко не изучающие экономику, воспринимающие ее на основе бытовых представлений и сообщений средств массовой информации, как правило, считают экономическую науку чисто количественной, которая пользуются языком чисел и методами расчетов и вычислений. Например, получая заработную плату или пенсию, покупая товары, слушая сообщение о добыче нефти, валютном курсе рубля, величине внешнего долга страны, человек по своей привычке воспринимает экономику количественным образом, а экономическую науку считает умением рассчитывать числовые показатели. Поэтому столь часто приходится слышать, возмущенных тем, что экономика отклонилась от всех уровней, которые были провозглашены в программах или других обещаниях: «Неужели ученые-экономисты не могли точно рассчитать заранее?»

В связи с такими высказываниями заметим, что представление об экономической науке, которая оперирует только формулами, цифрами, математическими зависимостями, расчетами, глубоко ошибочна. Как показывает анализ экономической деятельности на всех уровнях – государство, регион, предприятие, домашнее хозяйство – примерно 40% экономических проблем решаются посредством количественных величин, точнее с помощью арифметики. Остальные экономические проблемы или задачи, а их большинство, носят преимущественно качественный характер и не могут быть решены с помощью только четырех действий арифметики. Такие задачи, наиболее трудные для экономической науки, принято называть неформализованными или частично формализуемыми. При этом число таких задач постоянно растет. Например, вряд ли методами математики или даже формальной логики можно объяснить пенсионный возраст или продолжительность жизни мужчин в сравнении с женщинами. Поэтому великое множество экономических проблем решаются качественными методами, посредством социального анализа, использования аналогий, опроса общественного мнения, коллективного обсуждения, посредством интуиции, то есть на основе так называемых эвристических методов. Здесь экономическая наука пользуется логикой жизни, мнением сведущих людей, сложившимися тенденциями и превращается в качественную, описательную науку. Это обусловлено тем, что объектами изучения экономической науки являются не только объекты, которые поддаются количественному измерению, но и поведение людей, то есть человеческая природа, которую не в силах можно строго рассчитать и выразить количественно. Ведь главная фигура экономики – человек, основные действующие лица в экономике это люди, а их экономические действия, поведения во многом не вписываются ни в какие количественные шкалы или формулы, не поддаются чисто числовому измерению. Поэтому в экономической науке наряду с количественными показателями часто применяются качественные понятия, такие как «справедливость», «благотворительность», «образ жизни», «эффективность», «полезность», «рынок» и др.

Необходимо иметь в виду, что даже те экономические показатели, которые в принципе являются числовыми, не могут быть точно вычислены или определены, так как экономическая наука не имеет точных методов их расчета или для осуществления такого расчета нет необходимых исходных данных. Большинство экономических понятий и категорий (труд, деньги, цены, финансы, доход) относятся к типу «размытых», которые не поддаются точному определению, что не лишает их смысла и не препятствует практическому использованию. Экономические законы носят также преимущественно качественный характер, поэтому использование положений экономической науки на практике требует достаточного профессионализма, если угодно – искусства, глубоких знаний и опыта. В экономической науке непросто учесть сумму факторов политического характера, которые оказывают сильное влияние на деятельность предприятий и населения. В заметной степени на экономическое поведение людей влияет и индивидуальная, групповая, общественная, или социальная психология, которую не измеришь никаким числом.

Добавим, что на изучение экономическое поведение людей накладывает существенный отпечаток специфика измерения данных, фиксации экономических показателей. Практически невозможна непрерывная регистрация количественно измеряемых показателей. Ряд показателей по своей природе возникновения являются дискретными и могут быть определены только за определенный период времени. Это относится к таким показателям, характеризующим, например, выпуск продукции, получаемые доходы, производимые расходы, платежи и другие, которые невозможно измерять и регистрировать непрерывно. Поэтому фиксация экономических величин в стоимостном, денежном выражении осуществляется, как правило, приблизительно методом «резинового метра», что обусловлено, прежде всего, постоянным изменением цен и курсов валют. А наблюдаемое часто стремление к избыточной «точности» расчетов экономических показателей приводит к иллюзорным эффектам, ошибочным выводам и бесплодным потерям времени.

В этом смысле экономической науке противопоказан и технократический, чисто инженерный подход, Экономические объекты, частью которых являются люди, это не мосты, не здания, не машины, величины которых можно рассчитать, спроектировать, построить, заставить быть такими, как желает конструктор. А ведь в инженерном деле допускаются погрешности в расчетах в пределах 5%. В экономических расчетах, когда речь идет об отдаленной перспективе, допустимы большие погрешности (за 10%). Так что экономика в научном представлении – это, с одной стороны, наука цифр, расчетов, числовых показателей, которые определяются с определенной степенью достоверности, а с другой, - это наука суждений, предположений, мнений, умозаключений и утверждений. В этой связи следует рассмотреть вопросы, относящиеся к истинности или ложности научных выводов и предложений в сфере экономического познания деятельности людей.

Отметим следующую общераспространенную истину. Вряд ли найдется хотя бы один зрелый человек, который бы не представлял бы, что такое производство, распределение, потребление, деньги, цены, доходы, расходы и т.п. Эти экономические знания люди приобретают еще с детства, с экономической среды, где они находятся. И в подавляющем большинстве случаев такие знания приобретены ими не из экономической науки, а из жизни, от других людей. Это не мешает многим людям быть глубоко убежденными в том, что они прекрасно знают и понимают, что представляют собой эти с виду простые, но, в действительности, сложнейшие экономические понятия и какая их истинная связь с экономической реальностью. Иногда приходится удивляться тому, с какой легкостью человек, не раскрывший ни одного учебника по экономике, формулирует категоричные, беспрекословные суждения об экономике страны, о действиях правительства и т.п. В особенности подобные явления наблюдаются в современной действительности, где поголовная экономическая малограмотность и некомпетентность соседствует с величайшей смелостью и напористостью экономических суждений, а также с глубоким непрофессионализмом.

Часто встречаются в экономических суждениях и утверждениях ошибки, которые свойственны людям, далеким от экономической науки или недостаточно постигшим ее азы. Здесь ошибки в экономике воспринимаются как кажущаяся действительность. Этому существует ряд причин и поводов считать кажущееся в экономике истинным, чему подвержены многие люди. Рассмотрим некоторые из этих причин:

экономическая наука учит, что из частных наблюдений нельзя делать общие выводы. Например, если у отдельного предприятия снижаются доходы, то это не означает, что имеет место массовое снижение доходов. Это касается также цен и других экономических явлений;

в большинстве случаев экономические зависимости рассматриваются как однофакторные, а в действительности в экономике проявляется действие многих причин, действие многих факторов. Примеров этому множества. Так многие считают, причиной бедности служит чрезмерное обогащение других. Но такой вывод справедлив в предположении, что имеет место неизменный объем богатства, так как доходы делятся между определенной группой лиц. Однако, если наряду с дифференциацией доходов действуют такие факторы, как спад производства, снижение доходов, уменьшение общего богатства, то причиной обнищания одних нельзя считать обогащения других. Здесь выход следует искать в первую очередь в увеличении совокупного дохода, а не в его распределении;

в качестве несостоятельности однофакторного подхода может служить суждение о зависимости уровня благосостояния человека, семьи от их текущего денежного дохода. Существует даже понятие «низкодоходные слои населения», в который вкладывается смысл: «кто мало денег получает – тот заведомо беден и живет убого». Но имеется много случаев, когда текущий денежный доход человека в виде заработной платы или пенсии весьма невелик, а между тем по имущественному богатству, накопленным ценностям с ним не сравнятся люди, имеющие высокий текущий доход. Поэтому уровень благосостояния людей необходимо сравнивать не только по текущим доходам, но и по накопленному богатству, имуществу, денежным сбережениям и другим факторам. В связи с подобными обстоятельствами, изучая действие какого-либо фактора необходимо рассматривать воздействие других факторов, фиксируя их значения. Существует даже стандартное выражение «при прочих равных условиях», которое используется для изучения влияния какого-либо одного фактора при фиксированном значении других факторов. Подобный анализ требует применения специфических методов, а также серьезных знаний и умений.

Экономические заблуждения чаще всего возникают непреднамеренно, просто даже потому, кажущиеся простейшие гипотезы представляются безусловной истиной. Здесь сказывается неумение мыслить комплексно или системно, в результате чего не учитывается разнообразие взаимосвязей и взаимодействий, которые свойственны экономическим процессам. Поэтому одной из важнейших задач экономической науки является заложение в сознание людей основ комплексного и системного мышления в отношении экономических знаний, что позволяет избавиться от ряда экономических ошибок.

К числу устойчивых экономических заблуждений относятся, например, представление о том, что снижение ставок налогов есть заведомо благо для граждан государства. По существу экономически обоснованные налоги является главным источником бюджетный поступлений, а их уменьшение наносит прямой удар финансированию социальных программ, образования, здравоохранения, науки, культуры.

Часто встречающимся заблуждением считается и то, что в условиях спада производства потребительских товаров и услуг можно не допустить снижения уровня жизни населения или объемов потребления. Люди, которые мыслят подобным образом, забывают о том, что ни одна страна, ни один народ не могут потреблять больше, чем они создают, получают, производят. При этом перераспределение денежных доходов не решает проблему сохранения благосостояния людей, а способствует лишь улучшению жизни одних в сравнении с другими. При этом общая или средняя картина потребления не изменится.

Таким образом, истинную картину экономики непросто познать даже с помощью экономической науки, но избежать заведомо ложных, ошибочных, искаженных представлений, явных заблуждений можно и нужно. Для этого не следует принимать кажущиеся на первый взгляд экономические гипотезы за конечную истину, надо глубже осмысливать природу экономических явлений. В этой связи важным представляется рассмотрение методологии изучения экономических явлений.

Правомерным представляется разделение экономическую науку на эмпирическую, теоретическую и прикладную. Такое разделение отражает различия в объектах изучения, способах познания и методах описания экономических объектов и явлений. Как известно, все науки имеют эмпирический характер. Это означает, что все они базируются на фактах, то есть на наблюдениях и поддающихся проверке данных или определенных явлениях. Это в равной мере относится и к экономической науке, которая относится к не точным наукам, а является общественной наукой, которая изучает поведение людей и институтов, которые занимаются производством, распределением и потреблением.товаров и услуг.

На основании экономических исследований формируются законы, принципы, теории и модели поведения различных субъектов хозяйствования и определяется их состояние, которые являются полезными при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем. Для этого выявляются и собираются факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблеме. Эта задача принято называть описательной или эмпирической наукой, на основании которой устанавливаются также экономические обобщения относительно реального поведения субъектов хозяйствования. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или экономическим анализом.

Изучение экономического поведения субъектов хозяйствования и других экономических явлений проводятся как от теории к фактам, так и от фактов к теории. Для этого применяются дедуктивный и индуктивный методы исследования. Под индуктивным методом понимается выведение принципов из фактов, что связано с накоплением фактов, систематизацией и анализом таким образом, чтобы можно было вывести их них обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. Однако часто экономическая наука решает свои задачи, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Это уже дедуктивный, или гипотетический, метод, который часто используется для решения экономических задач. Таким образом, можно опираться на случайные наблюдения, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип поведения, который называется гипотезой. Правильность гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. В этом случае дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам.

Дедуктивный и индуктивный методы изучения экономических явлений представляют собой не противостояние друг другу, а взаимодополняющие подходы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат ориентиром при сборе, систематизации и обобщении эмпирических данных. В свою очередь, уже известное представление о имеющихся фактах, о реальном экономическом мире являются предпосылкой для формирования весьма содержательных гипотез.

Общее представление об поведении объектов экономики, которое формируется на основе экономических принципов, обобщений и заключений, может затем быть использовано для выработки политики, то есть для разработки мер и решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой экономической проблемы. Это подход называется в экономике «прикладной экономической наукой» или экономической политикой.

Таким образом, задача экономической науки или экономического анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. При этом принципы и теории, которые являются конечным результатом экономического анализа, должны вносить порядок и смысл в выбор фактов, связывая их воедино, устанавливая при этом надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные имеющие практический смысл соображения. В этом случае говорят: «Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны».

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, отражающие реальное поведение объектов экономики в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой. История экономических идей изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий.

Здесь важно напомнить о том, что экономисты часто употребляют такие понятия, как «закон», «принципы», «теории» и «модели». Все эти термины, по существу, означают одно и то же, а именно обобщения или констатацию закономерностей в экономическом поведении объектов экономики. Например, термин «экономический закон» несколько вводит многих в заблуждение, так как этот термин предполагает высокую степень точности и всеобщность его применения. В несколько в меньшей степени это относится к термину «принцип». Вместе с тем некоторые люди неправомерно ассоциируют термин «теория» с бесплодными умственными представлениями кабинетных ученых, оторванными от фактов и реальностей нашего мира. В значительной мере исправляет термин «модель», которая представляется как упрощенная картина экономической реальности, или абстрактное обобщение того, каково действительное поведение соответствующих статистических данных. Поэтому все эти четыре термина в данном рассмотрении будут употребляться как синонимы.

Экономическая наука рассматривает, изучает, анализирует огромную огромное множество объектов, процессов и отношений, которые обладают самым разным уровнем масштабности, распространенности и общности. Поэтому экономические знания распространяются на индивидуальную экономику человека, семейные и домашние хозяйства, предпринимательскую деятельность, организации, предприятия и фирмы, отрасли, регионы, страны, а также мировую экономику в целом. Это обусловило выделение различных ветвей экономической науки, которые различаются охватом и масштабом изучаемых объектов, в зависимости от чего изменяются методы их изучения и описания, используемые показатели. Соответственно принято различать микроэкономику и макроэкономику.

При микроэкономическом подходе к изучению экономических явлений уделяется внимание экономическому поведению на уровне человека, домашнего хозяйства, компаний и отдельных рынков. Усилие сосредоточиваются в основном на изучении возможностей производства, распределения и потребления конкретных товаров и услуг, видов производства, применения технологий, спроса и предложения товаров на отдельных рынках. При этом микроэкономическая наука оперирует такими показателями, которые характеризуют объем производства и потребления отдельных товаров или группы товаров, эффективность деятельности предприятий, фирм и компаний, предпринимательских сделок, хозяйственных проектов. Эта область экономической науки достаточно хорошо осязаема, доступна для восприятия и предметному ощущению.

Экономическая наука на уровне отдельных отраслей, народного хозяйства в целом, регионов, стран и мирового хозяйства использует обобщающий, синтетический макроэкономический подход к изучению экономических явлений, основным принципом которого является агрегирование экономических показателей, их сведение и обобщение с целью получения общего представления о процессах производства, распределения и потребления товаров и услуг в масштабах отраслей, регионом, страны и даже всего мирового хозяйства. Макроэкономика оперирует такими категориями и показателями, как национальное богатство страны, валовой внутренний продукт, совокупный доход, объем промышленного и сельскохозяйственного производства, темпы увеличения и или снижения производства и потребления товаров и услуг. Кроме того, используются такие величины, как среднедушевые доходы и расходы, среднее потребление, средняя производительность труда, средняя заработная плата и другие.

Отметим, что микроэкономика и макроэкономика тесно взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики, последняя же является результатом ее концентрированного видения. В то же время макроэкономические показатели не следует понимать лишь как итог пассивного сведения показателей низшего уровня.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию