Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика России в 1725-1741 гг. Личности и обстоятельства воцарения Екатерины 1, Петра 2, Анны Иоановны





Основное содержание внутренней политики, проводимой сперва Верховным тайным советом (1726–1730), а затем Кабинетом министров (1730–1741), в значительной степени определялось кризисным состоянием финансов страны после смерти Петра I. Длившаяся 21 год Северная война, сопровождавшаяся радикальными изменениями в различных сферах государственной и общественной жизни, пагубным образом сказалась на материальном положении населения. Крестьянство, составлявшее его основную массу и главную производительную силу, было фактически разорено. Установленная Петром I подушная подать была относительно невелика, но разнообразные чрезвычайные налоги и повинности наряду с рекрутчиной изматывали и изнуряли и так полунищее сельское население, отвечавшее на давление государства единственно возможным для него способом — бегством. Это, в свою очередь, вызывало недовольство экономически зависимого от крестьян дворянства, чьи финансовые потребности в новых культурных условиях резко возросли. Само государство также испытывало значительные финансовые трудности, поскольку содержание регулярной армии и флота, как и продолжение внешней политики Петра I в целом, необходимой для поддержания статуса России как великой державы, требовали значительных капиталовложений. При этом первый опыт сбора подушной подати в 1724 г. показал, что налоги удается собирать далеко не в полной мере.

Для сокращения дефицита бюджета новые правители предпринимали различные меры. Во-первых, были частично сокращены государственные расходы, в частности, на содержание аппарата управления, за счет ликвидации некоторых считавшихся излишними учреждений. Это стало возможным, прежде всего, потому, что начатая Петром I реформа управления, особенно местного, не была завершена и новая система еще не устоялась, не прошла проверку временем. В результате на местах были восстановлены должности уездных воевод, которым были практически в полном объеме возвращены властные полномочия, включая судебные, а также власть над городовыми магистратами; ликвидированы надворные суды, Главный магистрат и Мануфактур-коллегия. Помимо этого, были приняты решения об отмене денежного жалованья для некоторых категорий мелких служащих, не имеющих классного чина. И все же, хотя структура органов власти в центре и на местах на протяжении всего послепетровского периода претерпевала изменения, однако основа созданной Петром I системы управления, как и важнейшие принципы ее функционирования, были сохранены.

Важнейшие изменения в системе управления были связаны с собственно учреждением Верховного тайного совета и Кабинета министров. Оба эти органа восполнили своего рода лакуну в петровской системе управления, выявившуюся в условиях отсутствия у верховных правителей страны достаточной политической воли и желания непосредственно заниматься текущими делами. Необходим был наделенный властными полномочиями орган, способный оперативно решать наиболее важные вопросы государственной политики, т. е., по сути дела, правительство. Первоначально и Совет и Кабинет возникли как совещательные органы при императрицах Екатерине I и Анне Иоанновне, однако их реальная власть неуклонно росла, что было обусловлено еще и тем, что в их состав входили руководители важнейших ведомств. Оба учреждения фактически подмяли под себя Сенат, значительно понизив его статус. Вместе с тем, поскольку законодательно сферы компетенции между Сенатом, с одной стороны, и сначала Верховным тайным советом, а затем и Кабинетом министров, с другой, не были разграничены, это создавало путаницу в системе управления. Так, например, Сенат вынужден был даже просить местные учреждения присылать в Петербург копии указов, полученных из того же Петербурга от Совета и Кабинета. Однако, не смотря на это, в целом система управления в эти годы действительно функционировала более оперативно и эффективно, при этом в основном опираясь на принципы управления, заложенные Петром I. Таким образом созданная в первой четверти века система административного управления доказала свою устойчивость и прочность.

Вторым направлением улучшения финансового положения страны стали попытки сокращения расходов на армию. Так, были введены долгосрочные неоплачиваемые отпуска для офицеров-дворян в мирное время, было заморожено строительство новых кораблей. Но в целом попытки сокращения численности армии в результате сопротивления влиятельного генеральского корпуса успеха не имели.

Другим способом поправления дел было признано совершенствование механизма сбора податей. Сначала эту проблему пытались решить переложением ответственности за сбор налогов с военного ведомства, которому эту было поручено Петром I, на местные власти и помещиков. Для ослабления давления на сельское население было решено вывести воинские части для расквартирования в города. Однако уже к 1730-м гг. стало ясно, что к повышению собираемости подушной подати это не привело, и в села были направлены специальные экзекуторские команды, жестоко расправлявшиеся с недоимщиками. Результата не дала и эта мера и во второй половине царствования Анны Иоанновны появляется ряд указов, в которых главными виновниками хронических недоимок были названы помещики, причем в первую очередь крупные. Правительство грозило им всевозможными карами вплоть до конфискации имений и смертной казни.

Особое внимание правители России послепетровского времени уделяли развитию торговли, справедливо полагая, что именно в этой сфере можно скорее получить значительные прибыли. С этой целью был пересмотрен таможенный тариф 1724 г. Новый тариф практически отменил пошлины на вывоз товаров и снизил пошлины на ввозимые товары, производимые в России, с 75 до 20 %. Был вновь открыт Архангельский порт и разрешена свободная торговля рядом товаров, прежде отдававшихся на откуп. Эти меры дали положительные результаты, и в последующие годы объем внешней и внутренней торговли значительно вырос. Так, по некоторым подсчетам, вывоз из России железа в 1730-е гг. вырос в 5, а хлеба — в 22 раза. Развитию торговли способствовало и успешное развитие промышленного производства, прежде всего железоделательного, и к концу 1730-х гг. Россия вышла на первое место в мире по производству чугуна. Вместе с тем к этому моменту стало очевидно, что государство не обладает достаточными средствами для расширения промышленного производства, и было принято решение о приватизации казенных предприятий, продолженной и в последующее десятилетие. Однако в специфических социальных условиях России приватизированные фабрики и заводы, попадали преимущественно в руки крупных вельмож, тративших получаемую прибыль не на расширение производства, а на удовлетворение личных потребностей.

Определенные коррективы были внесены и в социальную политику правительства, что было вызвано в первую очередь событиями января 1730 г., сопровождавшими вступление на престол Анны Иоанновны и продемонстрировавшими превращение дворянства в самостоятельную политическую силу. В 1731 г. были отменены положения Указа о единонаследии 1714 г., запрещавшего раздел имения между несколькими наследниками и тем ограничивавшего права дворянства по распоряжению земельной собственностью. В том же году для детей дворян был учрежден Сухопутный шляхетский кадетский корпус, учеба в котором давала возможность обойти петровские установления, предписывавшие начинать службу с нижних чинов. Спустя 5 лет, в 1736 г., срок службы дворян был ограничен 25 годами, а возраст поступления на службу определен в 20 лет. До этого дворянин был обязан получать домашнее или казенное образование, для чего была создана система строгого контроля в виде дворянских смотров, на которые должны были являться юноши, начиная с 13 лет.

В 1736 г. появился также указ, продолживший линию Петра I на укрепление институтов крепостничества: за владельцами предприятий были закреплены принятые ими на условиях вольного найма лица, получившие за время работы какую-либо специальность. Указ подтвердил право заводчиков недворянского происхождения покупать крестьян для работы на заводах, но без земли и «не полными деревнями».

Политика правительства на национальных окраинах была направлена на дальнейшее сокращение элементов их автономии и распространение на них общероссийских законов. Так, в Прибалтике делались попытки запретить проведение дворянских съездов и сеймов без разрешения Сената, а на Украине было решено отменить гетманское правление, заменив его коллегией из 6 человек, половина которых должны были быть русскими.

Послепетровское время, как уже сказано, характеризуется обострением борьбы за власть различных придворных группировок. В правление Екатерины I на главные роли в государстве претендовал А. Д. Меншиков, которому удалось избавиться от своих противников, в частности, П. А. Толстого и А. И. Девиера. С воцарением в 1727 г. Петра II Меншиков попал в опалу, а царь оказался под влиянием князей А. Г. и И. А. Долгоруких, а также А. И. Остермана. В период междуцарствия января 1730 г. члены Верховного тайного совета по инициативе князя Д. М. Голицына предприняли попытку ограничения самодержавия, заставив Анну Иоанновну подписать «Кондиции», по которым ее власть в важнейших вопросах контролировалась советом, т. е. коллективным органом власти дворянства. Однако келейный способ принятия этого решения вызвал недовольство в массе дворянства, представители которого составили ряд собственных проектов государственного устройства, направленных на укрепление своего положения в системе политической власти. В условиях противостояния членов Верховного тайного совета и дворянства родственникам новой императрицы Салтыковым удалось привлечь на свою сторону гвардию и с ее помощью восстановить самодержавие. Инициаторы «затейки верховников», как позднее стали называть эти события, были репрессированы, а реальная власть оказалась в руках А. И. Остермана и фаворита императрицы Э. И. Бирона, между которыми также имело место соперничество за влияние, жертвой которого уже в конце царствования Анны Иоанновны пал А. П. Волынский — ставленник Бирона, превратившийся затем в его соперника. В эти годы на важных государственных постах оказывалось немало лиц нерусского происхождения. Часть из них были российскими подданными из Прибалтики, другие, как А. И. Остерман и Б. X. Миних, приглашены на русскую службу еще при Петре I. Вопреки утверждениям некоторых историков они не образовывали единой «немецкой партии», но боролись за власть и друг с другом, и с представителями русской политической элиты. Большинство из них верно служили России, найдя здесь вторую родину. Всплеска же политических репрессий в 1730-е гг. относительно предшествующего или последующего периода не наблюдалось.

 

1. Смерть Петра I и отсутствие равных ему наследников породили целую серию интриг и дворцовых переворотов, которые вошли в историю как эпоха дворцовых переворотов. Данная эпоха длилась 37 лет — с 1725 по 1762 гг. (от смерти Петра I до воцарения Екатерины II, хотя последний дворцовый переворот состоялся в 1801 г., когда был убит император Павел I). Отличительными чертами данной эпохи стали:

— ослабление роли монарха, который стал играть марионеточную роль;

— усиление роли окружения, превращение его в самостоятельную силу;

— приход нового монарха к власти, как правило, путем военного переворота и свержение предыдущего.

Так, путем военного переворота к власти пришли Екатерина I, Елизавета I и Екатерина II. За 37 лет на русском троне сменились 7 монархов, в том числе 4 женщины — необычное явление для того времени.

2. Династический кризис, разразившийся в 1725 г. и длившийся 37 лет, был заложен еще в последние годы правления Петра I в силу:

— отсутствия у Петра достойных наследников;

— Указа 1722 г., позволявшего императору самому назначать наследника.

Отсутствие наследников было вызвано следующими обстоятельствами:

— Петр I имел двоих сыновей — Алексея Петровича (от первого брака с Евдокией Лопухиной) и Петра Петровича (от второго брака с Екатериной Алексеевной);

— оба сына были здоровыми и достаточно способными и могли стать наследниками Петра;

— однако царевич Алексей, старший сын Петра, был убежденным противником проводимых Петром реформ и неоднократно заявлял о своем желании повернуть реформы вспять после смерти Петра;

— в 1717 г. Алексей принял участие в подготовке заговора с целью свержения Петра и после его провала бежал из России в Австрию;

— вскоре он был пойман, принудительно возвращен в Россию, осужден и казнен в 1718 г.;

— второй и любимый сын Петра — Петр Петрович, на которого он возлагал большие надежды, умер в малолетнем возрасте при невыясненных обстоятельствах, что сильно ударило по Петру I. Вскоре преждевременно умер и сам Петр I. Поскольку Петр I не назначил наследника, по существовавшей традиции следующим императором должен был стать 10-летний внук Петра (сын казненного Алексея) — Петр II Алексеевич. Однако Петр был слабовольным юношей, не обладал качествами деда, и мог стать марионеткой в руках окружения, в том числе и противников реформ. Это пугало соратников Петра I, которые не видели во внуке Петра гаранта реформ.

Спор о престолонаследии решился путем военного переворота. В 1725 г. Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра I, опираясь на гвардию и соратников Петра I, особенно А. Меншикова, совершила переворот и провозгласила себя новой императрицей под именем Екатерины I.

Екатерина I (Марта Скавронская), вступившая на престол по­сле Петра I, стала первой в истории России женщиной — правящей императрицей, кроме того, иностранкой (жительницей Прибалтики), не имевшей знатного происхождения. Она была дочерью прибалтийского крестьянина. Во время Северной войны (боев в Прибалтике) в 1702 г. она попала в плен к русским, вскоре она стала гражданской женой Меншикова, а затем — официальной женой и соратницей Петра I. Придя к власти, Екатерина I учредила Верховный тайный совет — совещательный орган при императоре (императрице), который фактически стал центром власти в государстве и которому подчинялись другие органы. В Верховный тайный совет вошли ключевые соратники Петра I, которые видели в этом гарантию продолжения реформ и собственного положения. Фактическим правителем России стал А.Д. Ментиков — лидер Верховного тайного совета и гражданский супруг императрицы после смерти Петра. Правление Екатерины I — Меншикова продолжалось 2 года — до неожиданной смерти Екатерины I в 1727 г.

3. После смерти Екатерины 1 при поддержке Верховного тайного совета новым императором России стал Петр П, 12-летний внук Петра I. Однако реальная власть осталась у А. Меншикова, который продолжал оставаться лидером Верховного тайного совета и подчинил себе малолетнего императора. Стремясь увековечить свое положение, Меншиков убедил Петра II жениться на его дочери и стал готовить свадьбу. Это вызвало возмущение у ряда представителей элиты, в том числе у членов Верховного тайного совета. Меншиков был свергнут и сослан в Березов, где вскоре умер. Свадьба Петра II с дочерью Меншикова была расстроена. В 1730 г., в возрасте 15 лет, неожиданно умер Петр И. Поскольку он так и не оставил наследников, на нем оборвалась династия Романовых по прямой мужской линии. После этого наследование осуществлялось по женской линии, через косвенных потомков от иностранных браков, которых назвать Романовыми (несмотря на принятие этой фамилии) можно лишь условно.

4. После смерти Петра II наследника самостоятельно определил Верховный тайный совет. В 1730 г. на русский престол, была приглашена Анна Иоанновна — дочь слабоумного Ивана V, брата Петра I. Перед тем как вступить на престол, Анне Иоанновне в качестве условий ее воцарения Верховным тайным советом были предложены «кондиции», которые она должна была подписать. Согласно кондициям новая императрица не имела права:

— объявлять войну и заключать мир;

— вводить налоги;

— награждать;

— выходить замуж;

— назначать наследника.

Данные события свидетельствовали о максимальном падении роли монарха за всю историю России, всего лишь через 5 лет после смерти Петра I. Впервые в истории:

— монарх приглашался на трон;

— приглашение исходило не от династии, а от полуофициального и совершенно нового органа — Верховного тайного совета;

— данный орган ставил условия будущему императору;

— условия приглашения на трон лишали императора всяких пол­номочий.

В случае если бы данный обычай стал нормой, все дальнейшие императоры стали бы приглашаться, а сама эта должность стала бы формальностью.

Таким образом, новая императрица Анна Иоанновна Верховным тайным советом с самого начала рассматривалась как исключительно церемониальная фигура.

Первоначально данные условия были приняты Анной Иоанновной, но после коронации она публично разорвала кондиции и при поддержке ряда авторитетных дворян разогнала Верховный, тайный совет. В свою очередь, Верховный тайный совет оказался, в действительности, слабым органом, не имеющим поддержки ни среди дворян, ни в армии, ни среди широких слоев народа, в силу чего не смог оказать никакого сопротивления. 5. С 1730 г. в России наступила новая историческая эпоха, которая получила название «бироновщина» по имени Э. Бирона — фаворита императрицы и фактического нового лидера страны. Для этого периода были характерны:

— изгнание соратников Петра I со всех руководящих постов в стране;

— попытка девальвации значения реформ Петра, их забвение;

— повсеместное оскорбление национального достоинства русского народа;

— засилье иностранцев — немецких и прибалтийских баронов, их допуск к управлению государством и оттеснение русских;

— моральное разложение — алкоголизм Анны Иоанновны и ее соратников, прожигание государственных средств;

— масштабное казнокрадство;

— пренебрежение императрицы к государственным делам. Фактически вся власть в стране сосредоточилась в руках группы иностранцев, руководимых Э. Бироном и фельдмаршалом Минихом. Данное право было закреплено и юридически. Указом Анны Иоанновны 1735 г. подписи трех главных министров имели силу указа императрицы.

При Анне Иоанновне:

— дворяне были фактически освобождены от военной службы (срок службы был ограничен 25 годами, а «служить» было разрешено с рождения, в результате чего многие дворяне стали «служить» лишь на бумаге и в 25 лет увольнялись со службы);

— в 1736 г. рабочие мануфактур вместе с семьями были прикреплены к мануфактурам — в России появились «крепостные рабочие». Каких-либо значимых для государства и прогрессивных преобразований при Анне Иоанновне не произошло. В 1740 г. Анна Иоанновна умерла.

 

33. Внутренняя политика России в годы правления Елизаветы Петровны (1741-1761)

Нелегитимный характер захвата власти Елизаветой Петровной заставил новое правительство выработать официальную идеологию, его оправдывавшую. В основе этой идеологии лежало, во-первых, всяческое очернение предшественников, якобы поправших наследие Петра Великого, во-вторых, провозглашение курса на преемственность в отношении этого наследия и, в-третьих, создание культа отца императрицы.

Первые шаги новой власти были направлены на реализацию декларированной программы: был ликвидирован Кабинет министров; восстановлены Главный магистрат, Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия, упраздненная с началом приватизации предприятий; возвращено политическое значение Сенату, которому было велено рассмотреть все законодательные акты, изданные после смерти Петра I, с тем, чтобы негодные отменить. В 1742 г. было принято решение о проведении новой ревизии душ, и с этого времени ревизии стали проводиться регулярно раз в 15 лет. С их помощью правительство надеялось наладить сбор подушной подати. Ревизия 1744–1747 гг. позволила учесть на 17 % больше налогоплательщиков, чем прежде. Общая же численность населения страны в этот период достигла почти 19 миллионов человек.

Вместе с тем, когда в 1743 г. Сенат представил императрице доклад с предложениями в полном объеме восстановить петровскую систему местного управления, он был отклонен. По-видимому, к тому времени уже стало очевидно, что изменения, внесенные в управление в предшествующий период, диктовались не чьим-то злым умыслом, а реальными нуждами страны. Рядом указов 1740-х — начала 1750-х гг. было подтверждено петровское законодательство по вопросам крепостного права, включая и право заводчиков не из дворян покупать крестьян к заводам. Однако в 1752 г. это право было ограничено объемом производства на конкретном предприятии. Своего рода апофеозом развития института крепостничества в елизаветинское время стал указ 1760 г., разрешивший помещикам сдавать своих крестьян на поселение в Сибирь в зачет рекрут. Однако для правительства основной смысл этого указа был связан не со стремлением усилить крепостное право, а с поисками дополнительных возможностей по освоению Сибири. Переселенные туда крестьяне (в возрасте не старше 45 лет) освобождались от крепостной зависимости и зачастую попадали в более благоприятные условия жизни и хозяйствования, чем на помещичьих землях Европейской России.

К концу 1740-х гг., когда стало ясно, что арсенал обычных мер по пополнению государственной казны исчерпан, правительство вынуждено было пойти на ряд серьезных реформ, инициатором которых выступил П. И. Шувалов. Первая из этих реформ, осуществленная в 1749 г., была связана с налогообложением и заключалась в повышении цен на соль и вино, монопольное право на продажу которых принадлежало государству. Получаемую прибыль предполагалось вычесть из планируемой на год суммы сбора подушной подати, чтобы оставшуюся разделить на число налогоплательщиков, снизив, таким образом, в следующем году размер подати. В результате можно было надеяться получить необходимую для содержания армии сумму. Мера оказалась действенной, и в последующие несколько лет размер подушной подати действительно снижался, причем правительство пошло даже на прощение всех недоимок по 1747 г. включительно. В 1753 г. была предпринята новая важнейшая реформа, состоявшая в ликвидации внутренних таможен и одновременном повышении пошлин на импорт. Это была прогрессивная для своего времени мера, принятием которой Россия даже опередила некоторые европейские страны. Она способствовала дальнейшему развитию торговли и превращению всей территории страны в единое экономическое пространство. В следующем, 1754 г., были созданы два первых в России банка — дворянский и купеческий, выдававшие ссуды под залог имущества — соответственно имений (по сути крепостных крестьян, ибо от их количества зависел размер ссуды) и товаров. Также в 1754 г. была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия), однако разработанный ею к началу 1760-х гг. проект, носивший ярко выраженный продворянский характер, не был утвержден императрицей.

В экономической сфере правительство в целом продолжало курс прежних лет на поддержку промышленного производства (прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности) и торговли. В 1757 г. был принят новый таможенный тариф откровенно протекционистского характера. Однако характерной чертой этого периода было активное вовлечение в предпринимательскую деятельность крупного дворянства, вытеснявшего из нее купечество. Дворяне не только становились владельцами крупнейших приватизированных промышленных предприятий, но и получали монопольное право на торговлю отдельными видами товаров, на добычу определенных видов ценных животных и т. д. В 1755 г. был издан указ, установивший дворянскую монополию на винокурение и превративший винокуренные заводы в часть барщинного хозяйства.

В целом двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны, несмотря на ряд политических процессов против крупных сановников, было временем относительной политической и социальной стабильности, что способствовало экономическому и культурному развитию страны.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 3381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию