Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №12





Тема 7.1. Международное сотрудничество в экологии природопользования.

1. Экополитология как наука, ее цели и задачи.

2. Виды экологической политики.

3. Участие стран в международном экологическом сотрудничестве

4. Стратегия устойчивого развития и ее критика

1. Экополитология как наука, ее цели и задачи.

Экополитология – наука о развитии межгосударственных отношений в области совместного (регионального и глобального) природопользования.

Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое определение: «Политика экологическая — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

 

2. Виды экологической политики:

Глобальная — проведение международных, политических и внешнеэкономических акций с расчетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределение между странами.

Государственная — социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.

Региональная экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.

К местной экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга;осуществление государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств;организация разработки местных экологических программ и проектов.

Корпоративная экологическая политика. После получения экологией доминирующего статуса в системе общественных ценностей предприятие уже не может обойтись без отображения своей экополитики в долгосрочных планах. Экополитику сельско-хозяйственного объекта необходимо рассматривать как стратегический элемент долгосрочного планирования.

Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.

Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов.

Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развивающиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления экологической угрозы.

Современные экологические проблемы носят и политический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия.

Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и другие, косвенные меры. К первым относятся запреты, ограничения, установление определенных стандартов, обязанностей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.

 

3. Участие стран в международном экологическом сотрудничестве.

 

Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспечения экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства, обеспечение контроля за возведением экологически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.

Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран.

В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны попытались устранить те недостатки, которые все же существуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.

Невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовала пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. В правительственных мерах большинства стран начали сочетаться ресурсоохранные мероприятия и производство конкурентоспособных экологически чистых товаров. Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства.

Участие в международном экологическом сотрудничестве рассматривается как необходимый элемент укрепления безопасности страны. Кроме того, это вопрос международного политического престижа государства, отражение его способности быстро и адекватно реагировать на планетарные изменения.

С какими итогами встретило человечество третье тысячелетие? К рубежу ХХ-ХХІ веков отчетливо обозначились центры стабилизации и дестабилизации окружающей природной среды.

К центрам дестабилизации относят Североамериканский, Европейский и Азиатский центры. В Североамериканский центр входят США, частично Канада и Мексика; в Европейский центр - Западная, Центральная и Восточная Европа, страны Балтии, европейская территория России; в Азиатский центр - страны Индостана, Цейлон, Малайзия, Бирма, Индонезия (без о. Суматра), Китай (за исключением Тибета и пустынь Такла-Макан и Гоби), Япония, Корейский полуостров, Филиппины. В наибольшей степени нарушены экосистемы Европы, Северной Америки и Японии.

К центрам стабилизации окружающей среды относят Северный Евроазиатский, Североамериканский центры, Южноамериканский и Австралийский центры и Мировой океан. Северный Евроазиатский центр включает территории Скандинавии, Север европейской части РФ, Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток (кроме южных районов); Североамериканский центр - территории Канады и Аляски; Южноамериканский центр - Амазонию и прилегающие к ней территории; Австралийский центр - территории Австралии (кроме Восточной и Южной частей).

Условием решения глобальных экологических проблем и обеспечения планетарной экологической безопасности экологи считают сокращение антропогенного воздействия на биосферу до уровня ее невозмущенного состояния. Однако предложить действенный способ реализации такого решения пока невозможно. Кроме того, взгляды на правительственном уровне на необходимость и способ мер решения экологических проблем существенно варьируются. Очевидно одно: характеристика современных экологических процессов глобального уровня неотделима от анализа социально-экономических тенденций развития стран. Речь идет о необходимости выверять экономическую политику в экологическом аспекте. Внедрение в экономическую составляющую фактора экологической рациональности является самым значимым приоритетом экологической модернизации. Это предусматривает осуществление тесного межгосударственного сотрудничества и координации действий не только в области охраны окружающей среды, но и в социально-экономической и даже политической сферах.

В силу разногласий между развитыми и развивающими странами, естественного стремления государств отстаивать в первую очередь собственные национальные интересы перспективным направлением сделалось региональное сотрудничество, основанное на относительном сходстве социальноэкономических и политических задач стран того или иного региона.

История международной экологической интеграции насчитывает более сорока лет. Период более чем достаточен и насыщен, чтобы оценить усилия прошлого и подвести итог имеющимся достижениям и недостаткам.

Для этого нам представляется необходимым:

• выявить этапы международного сотрудничества в области защиты окружающей среды;

• охарактеризовать основные достижения и противоречия этапов международного сотрудничества;

• представить основные формы, направления и принципы международного сотрудничества в сфере экологии;

• охарактеризовать существующие механизмы в международной экологической интеграции;

• проанализировать стратегию устойчивого развития на предмет ее жизнеспособности;

• осветить деятельность международных организаций в сфере экологии;

• дать оценку «рыночным» межгосударственным отношениям в мировой экологической политике;

• рассмотреть существующие международные экологические программы и проекты и принципы их реализации в действительности;

• осветить деятельность международных финансовых учреждений в сфере реализации международных экологических программ и проектов;

• выявить специфику организации экологической политики развитых и развивающихся стран.

 

4. Стратегия устойчивого развития и ее критика

 

Стратегия устойчивого развития, принятая на международной конференции по охране окружающей природной среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году, отражала основной экологический стереотип мышления, сформировавшийся в мире к концу XX века. За основу Стратегии была взята идея баланса между окружающей средой и ее ресурсами, экономикой и населением Земли.

Среди принципов устойчивого развития были названы следующие:

- уважение и забота обо всем сущем на Земле;

- повышение качества жизни;

- сохранения разнообразия экосистем;

- развитие в пределах емкости экосистем;

- изменение стереотипов поведения человека;

- предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов;

- разработка национальных концепций интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды.

В качестве основного условия для реализации Стратегии предполагались следующие перемены:

- отказ промышленно развитых стран от интенсивного использования ресурсов;

- переориентирование производства на резкое сокращение ресурсопотребления и загрязнения окружающей среды;

- использование развивающимися странами менее разрушительных для природы методов ведения сельского хозяйства. Экологизация международных отношений способствовала на рубеже ХХ-ХХІ веков активному внедрению в политическую сферу общества экологического фактора, сделав его неотъемлемым атрибутом социальнополитических институтов локального, регионального и глобального уровней. Среди многообразия конфликтов большой удельный вес стали набирать ресурсные конфликты и войны, оказавшиеся по времени более длительными, чем конфликты времен холодной войны.

Научный сотрудник Института мировых исследований в Вашингтоне Майкл Реннер считает, что из 50 войн и вооруженных конфликтов, имевших место в 2001 году, четвертая часть велась за природные ресурсы (см. Государство и бизнес в погоне за недрами. Значительно и количество пострадавших. По данным Международного института прикладного системного анализа, опубликованным в июне 2006 года, только в 90-е годы в результате конфликтов по поводу природных ресурсов было убито более 5 миллионов человек, около 6 миллионов были вынуждено переселиться в другие страны, и 11-15 миллионов стали беженцами внутри своих стран (см. Новостной портал. - (www.rwt.ru/news.asp?month=6&year=2006&showbyid)).

Косвенным признанием масштабов ресурсных войн стали многочисленные симпозиумы и конференции, объединенные поиском путей преодоления сложившейся цепи: природные ресурсы - коррумпированные правительства - вооруженные конфликты.

Экологические и политические тенденции переплелись. По сути невозможно привести пример ни одного конфликта, объясняя его только экологическими факторами. Это позволяет разбить весь комплекс конфликтов, так или иначе связанных с экологическими проблемами, на три категории:

• псевдоэкологический, связанный с конкурентной борьбой субъектов за ресурсы;

• конфликт, в основе которого лежат различные представления о сочетании экономической (социально-политической) и экологической концепций;

• экополитический, когда экологический фактор угрожает национальным интересам государства.

Масштаб распространения ресурсных конфликтов приводит к необходимости выявить влияние экологического фактора на современную систему международных отношений и на конкретных примерах продемонстрировать механизмы запуска экополитических конфликтов.

Основная цель ресурсных войн, как правило, заключается в установлении контроля над полезными ископаемыми, лесом и другим ценным сырьем. В ряде стран нелегальная добыча природных ресурсов подпитывает начатые когда-то по идеологическим мотивам войны и поддерживается заинтересованными государствами или организациями.

Незаконная добыча алмазов, например, подпитывала войны в Анголе и Сьерра-Леоне; ценный минерал колтан невольно участвует в финансировании кровопролития в Конго.

Не единичны случаи, когда экологический дефицит становится одной из причин межгосударственного вооруженного конфликта. Особенно это справедливо для развивающихся стран, что иллюстрирует конфликт в Сенегальской речной долине в 1989 году, вспыхнувший между Сенегалом и Мавританией. (Подробнее см. Косов Г.В. Экополитология: политология в контексте экологических проблем. - М., 2006. - С. 189-190.)

Наиболее вероятным возобновляемым ресурсом, из-за которого может вспыхнуть конфликт, является речная вода. Вероятность войны повышается в случае трансграничной реки, а таких на земной поверхности больше половины. Достаточно назвать Нил, Вольту, Замбези, Нигер и другие. Кроме того, свыше 30 государств получают более трети воды извне. Государства, расположенные ниже по течению реки, всерьез могут опасаться, что соседи выше по течению будут использовать водные запасы как средство принуждения.

Причем речь идет не обязательно о возможной оккупации. Вероятным сценарием может стать поддержка государственного переворота в стране, расположенной выше по течению реки. Именно так обстояло дело в государстве Лесото. В 1986 году ЮАР, сталкивающаяся с проблемой нехватки воды и в течение 30 лет ведущая безрезультатно переговоры, оказала решающую поддержку военному перевороту против правительства Лесото. Проект развития юго-восточных областей Турции в 80-х годах ХХ века, ведущий к увеличению объемов потребляемой воды, вызвал недовольство со стороны Сирии и Ирака, расположенных ниже по течению рек Тигр и Евфрат. Одним из его проявлений стала поддержка Сирией антитурецких выступлений курдов, в результате которых Турция была вынуждена пойти на уступки. Трансграничные проблемы и стремление стран отстоять свои национальные интересы лежали в основе конфликта вокруг гидрокомплекса в Габчиково - Надьмарош, в который были втянуты Венгрия, Чехословакия, Австрия.

Не исключены споры между Египтом, Эфиопией и Суданом за пропорциональное использование Нила. Попытки любой из девяти стран Нильского бассейна увеличить объемы своего водопотребления, неизбежно затронут интересы других. Асуанская плотина, требующая больших объемов нильской воды, используется как дополнительный упрек Египту. Но если Судан, Эфиопия и Уганда начнут увеличивать свою долю нильской воды (например, строительство дамб для орошаемого земледелия), то Египет будет вынужден прибегнуть к военному способу решения проблемы.

Вероятность вооруженного экологического конфликта напрямую зависит от степени дефицита воды, от экономической, политической, военной силы вовлеченных сторон, а также от таких факторов как экономическая конкуренция, идеологические различия, наличие трансграничных проблем.

В чем основная сложность решения гидроконфликтов? Главные принципы международного права - равное распределение и недопущение вреда другому - не позволяют разрешить основные проблемы общих водных ресурсов и наталкиваются на замкнутый круг. Те государства, которые стремятся увеличить свое водопотребление, апеллируют к первому принципу, те же, кто выступает за сохранение существующего распределения, делают акцент на втором принципе.

Приведенные выше примеры свидетельствуют, что доступ к природным ресурсам может стать как пусковым механизмом конфликта, так и фактором обострения уже существующего.

С другой стороны, водные запасы и доступ к ним не обязательно являются конфликтным фактором. Вода может выступать и катализатором сотрудничества. Речь идет о способности и желании государств договориться, и тогда акцент с потенциала «гидроконфликта» можно перенести на потенциал «гидрокооперации» (например, реализация «Стратегического плана действий в защиту Черного моря»).

Помимо водных ресурсов, большое количество конфликтов связано с использованием лесных массивов. Среди стран, в которых наблюдались подобные вооруженные конфликты, многочисленные государства, расположенные в тропическом или субтропическом поясах.

По сообщениям Лесного форума Гринпис России, леса используются как источники финансирования для вооруженных конфликтов. Например, в 90-е годы в Либерии финансирование войны за счет лесной торговли достигало 150 миллионов долларов в год; в Камбодже - 350 миллионов (причем зарабатывали на. Борьба за доступ к лесным ресурсам или их более справедливое распределение служила источником вооруженных конфликтов в Колумбии, Бразилии и других местах.

При этом наибольший ущерб лесам наносится на завершающей стадии конфликта, когда лесные ресурсы отдаются в концессии и идут в лучшем случае на восстановление послевоенной экономики, а чаще на удовлетворение интересов военных победившей стороны.

Бесспорно, дефицит возобновляемых ресурсов не так часто является причиной конфликтов, как дефицит невозобновляемых ресурсов, поскольку последние непосредственно связаны с мощью государства. Кроме того, страны, которые больше всех зависят от возобновляемых ресурсов, как правило, не обладают достаточным экономическим и военным потенциалом для агрессивных действий.

Таким образом, экологический фактор стал реальной силой, влияющей на международные отношения. Наличие или отсутствие стратегических природных ресурсов, борьба за их использование, качество окружающей среды являются доминирующими факторами во взаимоотношениях федеральной и региональной ветвей власти, вызывают конфликты между государствами и регионами.

К сожалению, при всех усилиях международной экологической интеграции в реализации совместных проектов избежать конфликтности или хотя бы существенно снизить ее не удастся. Экологические конфликты давно вышли за обозначенные рамки, став, по меньшей мере, экополитическими, зависящими от социально-экономической, военной мощи государства, от его умения и возможности отстаивать свои геополитические интересы.

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте основные принципы экологической политики.

2. В чем состоит необходимость гармонизации международных экологических отношений?

3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в ХХ веке – Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992г)?

4. Какова роль России в международном экологическом сотрудничестве?

http://txtb.ru/23/8.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Date: 2016-02-19; view: 858; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию