Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иностранные инвестиции





 

Принадлежащие ему объекты гражданских прав (иностранные инвестиции)
  Иностранный инвестор
Объекты предпринимательской деятельности на территории России

Механизм реализации иностранных инвестиций (рис. 3.3) сводится к

 

Рис. 3.3. Механизм реализации иностранных инвестиций

 

вложению иностранным инвестором в объекты предпринимательской дея-тельности за рубежом (в нашем случае, в России) одинаковых для граж-данского законодательства любых стран следующих объектов гражданских прав:

- денег (в национальной валюте, т.е. в рублях);

- ценных бумаг (как в иностранной, так и в национальной валюте);

- иного имущества (например, ввозимого по международному лизин-гу промышленного оборудования);

- имущественных прав, имеющих денежную оценку (предоставляют-ся, чаще всего, в рамках международного франчайзинга);

- исключительных прав на результаты интеллектуальной деятель-ности, то есть, на зарубежную интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий, программных продуктов и технологий других стран;

- услуг и информации.

Иностранными инвесторами, по российскому законодательству, могут быть:

ü иностранные юридические лица, иностранные организации, не явля-ющиеся юридическими лицами, а также иностранные граждане, граждан-ская правоспособность которых удостоверяется законодательством страны, где они соответственно учреждены или проживают, и которые по законода-тельству этой страны вправе осуществлять инвестиции на территории Рос-сии;

ü лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Рос-сийской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность кото-рых удостоверяется законодательством страны их постоянного места житель-ства и которые по этому законодательству вправе осуществлять инвестиции на территории России;

ü иностранные государства, осуществляющие вложение государст-венных средств в виде госзаймов и госкредитов, относимых на внешний го-сударственный долг России;

ü международные организации, которые в соответствии с междуна-родными договорами Российской Федерации вправе осуществлять инвести-ции на её территории (МВФ, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и др.).

Вложения иностранного капитала могут осуществляться в следующие объекты предпринимательской деятельности на территории России:

· движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, обору-дование и другие материальные ценности);

· предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесто-ров, или полностью принадлежащие им (дочерние компании зару-бежных фирм на территории России);

· ценные бумаги российских предприятий (акции, облигации, паи, до-левые участия, вклады, и др.), а также государственные и муни-ципальные российские ценные бумаги;

· имущественные права, в том числе, права пользования землей и другими природными ресурсами, приобретаемые иностранным ин-вестором как самостоятельно, так и с участием юридических лиц и граждан России;

· права на результаты интеллектуальной деятельности, приобрета-емые в результате покупки иностранным инвестором российских международных патентов;

· права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав-ляемые на основе договора или закона.

Иностранные инвестиции дополнительно (см. раздел 3.2) классифи-цируются по следующим признакам.

1. По формам собственности на инвестируемый иностранный капи-тал:

1.1. государственные иностранные инвестиции – средства государ-ственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций. Могут предоставляться в виде госу-дарственных займов, государственных кредитов, грантов (денежных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществле-ние конкретных программ) и финансовой помощи (финансовых ресурсов, предоставляемых на условиях, более льготных, чем коммерческие).

1.2. частные (негосударственные) иностранные инвестиции – сред-ства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещен-ные вне территориальных пределов данной страны.

1.3. смешанные иностранные инвестиции – вложения, осуществля-емые за рубежом совместно государством и частными инвесторами.

2. По характеру использования вложений иностранного капитала:

2.1. предпринимательские иностранные инвестиции – прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса за рубежом, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивидендов.

2.2. ссудные иностранные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

3. По целям вложения иностранного капитала:

3.1. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – вложения иностран-ных инвесторов, дающие им право контроля и участия в управлении деятель-ностью предприятия (коммерческой организации) на территории другого го-сударства.

3.2. портфельные иностранные инвестиции – вложения иностран-ных инвесторов в зарубежные ценные бумаги с целью получить или увели-чить доходы в форме дивидендов, процентов или разницы биржевых коти-ровок.

3.3. прочие иностранные инвестиции включают в себя кредиты, по-лученные от иностранных инвесторов, и банковские вклады – валютные сче-та этих инвесторов в банках страны-реципиента.

Классификация по последнему признаку имеет особое значение при анализе иностранных инвестиций, так как согласуется с терминологией МВФ, закрепленной в Руководстве МВФ по составлению платежного балан-са страны. Этот документ, содержащий понятийно-терминологический аппа-рат для составления данного баланса, используется в той или иной мере боль-шинством стран, в том числе и Россией.

Согласно определению МВФ, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это инвестиции, осуществляемые с целью получения прибыли от инвестирования в предприятия, действующие на иностранной территории, когда цель инвестора – непосредственное участие в управлении предприя-тием. В определении ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) акцент делается на «длительный интерес прямого инвестора», идея контроля выражена неявно и заменена формулировкой «влияние на управ-ление» предприятием с прямыми инвестициями. Наличие контроля над хо-зяйствующей организацией в принимающей стране, как базовый признак прямых иностранных инвестиций, подчеркивают и эксперты ЮНКТАД (Ко-миссии ООН по торговле и развитию). Одновременно они называют еще один признак – долгосрочный, устойчивый характер взаимоотношений эко-номических агентов – инвестора и реципиента. Определение прямых иност-ранных инвестиций ЮНКТАД, как видно из всего вышесказанного, является наиболее полным.

Установление контроля обеспечивается путем приобретения контроль-ного пакета акций зарубежного предприятия. В международной практике ис-пользуются разные критерии определения размера этого пакета. Специа-листы ООН считают, что контрольный пакет образуется при условии приоб-ретения не менее 10 % акционерного капитала. Резко различается величина этого пакета для разных стран: в США – не менее 10 % акций, в странах ЕС – 20–25 %, в Канаде, Новой Зеландии и Австралии – 50 %. В соответствии с законом об иностранных инвестициях в Российской Федерации к прямым иностранным инвестициям относится «приобретение иностранным инвесто-ром не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации, соз-данной или вновь создаваемой на территории РФ», но при нашем неразвитом фондовом рынке, а также при отсутствии прозрачности деятельности и высо-кой концентрации капитала российских предприятий пакет в 10 % в боль-шинстве случаев не является контрольным или дающим право влияния на принимаемые решения. Поэтому в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законами об акционерных обществах реально полу-чить контроль над предприятием или блокировать принятие какого-либо ре-шения имеют возможность только инвесторы, владеющие более чем 25 % ак-ций.

Таким образом, доля собственности для получения контроля чётко не определена. Если акционерная собственность широко рассредоточена, то не-большой процент акций может оказаться достаточным для принятия управ-ленческих решений. Но даже 100 %-ное владение собственностью не гаран-тирует полного контроля, поскольку государство страны-реципиента может принимать те или иные решения, которые являются обязательными и для на-ционального, и для иностранного инвестора.

Портфельные иностранные инвестиции – это вложения капитала в акции заграничных компаний (без приобретения контрольного пакета), об-лигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных финансовых организаций, а также в еврооблигации. К портфельным инвес-тициям относят также венчурные капиталовложения в пилотные проекты с высокой степенью риска. Ниже приводится классификация объектов вложе-ний портфельных иностранных инвестиций согласно тому, как эти вложения отражаются в платежном балансе страны-инвестора:

акционерные ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

долговые ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный доку-мент, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отноше-нию к лицу, выпустившему этот документ.

Долговые ценные бумаги могут выступать в форме:

облигаций, простых векселей, долговых расписок – денежных инстру-ментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фик-сированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход;

инструментов денежного рынка – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный дене-жный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. К ним относятся казначейские векселя, депозит-ные сертификаты, банковские акцепты и др.;

финансовых деривативов – имеющих рыночную цену производных денежных инструментов, удостоверяющих право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. Таковыми являются опционы, фьючерсы, варранты, свопы.

В российском законодательстве отсутствует понятие портфельных ин-вестиций. Между тем привлечение портфельных инвестиций в российскую экономику позволяет и предприятиям, и бюджетам всех уровней путем раз-мещения соответственно акций и долговых ценных бумаг среди иностранных инвесторов получать дополнительные средства для целей долгосрочного раз-вития.

Прочие иностранные инвестиции осуществляются с целью получе-ния повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения ва-лютных курсов и биржевых котировок. К ним обычно прибегают фирмы, ко-торые ведут международные операции с целью решения чисто финансовых задач. Эти вложения носят краткосрочный характер. Считаются наиболее мо-бильной формой присутствия иностранного капитала в национальных эко-номиках, в силу чего те или иные изменения экономической или полити-ческой конъюнктуры могут привести к резким притокам и оттокам капитала в форме прочих инвестиций, что очень наглядно показал один из мировых финансовых кризисов («черный» сентябрь 2008 года).

В структуре иностранных инвестиций большинства стран-реципиентов наименьшую долю составляют портфельные инвестиции (в среднем 3–4 %), а наибольшую – прочие (более 50 %). Как видно из данных Росстата (табл. 3.5), такая структура для нашей страны отличается в худшую сторону.

Как любое сложное экономическое явление, вложение иностранного капитала может оказывать на экономику страны-реципиента и положи-тельное, и отрицательное воздействие.

Так, к положительным последствиям относятся:

· увеличение объема реальных инвестиций, ускорение темпов эконо-мического развития и улучшение платежного баланса страны;

Таблица 3.5

Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2013 году, %

По целям, в том числе: 100,0
- ПИИ (взносы в капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, прочие ПИИ); 9,7
- портфельные иностранные инвестиции (акции и паи, долговые ценные бумаги); 0,4
- прочие иностранные инвестиции. 89,9
По видам экономической деятельности, в том числе: 100,0
- добывающая промышленность; 10,1
- обрабатывающая промышленность; 23,3
- транспорт и сфера услуг; 66,6
- государственное управление. 0,0
По странам-инвесторам, в том числе: 100,0
- Швейцария; 48,2
- остальные страны Евросоюза; 37,7
- страны СНГ; 2,9
- другие страны. 11,2

 

· поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов инноваций, воплощаемых в новой тех-нике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

· повышение уровня занятости и квалификации местной рабочей силы, а также производительности её труда;

· расширение экспорта и поступление иностранной валюты;

· увеличение налоговых поступлений;

· повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

· использование более высоких стандартов качества окружающей сре-ды, расширение доступа к более чистым технологиям, снижение уровня за-грязнения окружающей среды;

· развитие инфраструктуры и сферы услуг;

· повышение инвестиционной привлекательности страны;

· усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уров-ня её монополизации;

· оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распрост-ранение международных стандартов не только в производстве, но и в потреб-лении.

Отрицательные последствия привлечения иностранного капитала зак-лючаются в следующем:

· репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (ди-виденды, проценты, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного ба-ланса принимающей стороны;

· увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

· подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

· усиление зависимости национальной экономики от иностранных го-сударств, угрожающее экономической и политической безопасности страны-заемщика;

· возможная деформация структуры экономики страны-реципиента;

· упадок традиционных отраслей национальной экономики;

· усиление социальной напряженности и дифференциации (в част-ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

· ослабление стимулов для реализации национальных инновационных проектов вследствие ввоза иностранных технологий, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

· ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресур-сов;

· негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций и особенностей, с насаждением чуждых принимающей стране стандартов и ценностей, а также форм орга-низации производства и образа жизни.

При этом приоритетное значение для страны-реципиента вообще и для России в частности имеют ПИИ в силу следующих своих возможнос-тей.

1. Позволяют покрыть дефицит денежных ресурсов отечественных компаний и фирм на ускоренное и широкомасштабное переоснащение произ-водственной базы. Все другие виды иностранных инвестиций носят, преиму-щественно, спекулятивный характер и потому являются деньгами «корот-кими», не позволяющими реализовать подобную задачу. ПИИ выступают хо-рошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обес-печивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами.

2. Обеспечивают заимствование квалифицированного менеджмента, т.к. вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает опыт зарубежного инвестора по управлению деятельностью объекта инвестирования. ПИИ представляют собой не только источник средств для внедрения новой техно-логии, но и возможность применения современных методов управления и маркетинга. Будучи направленными в конкретные объекты, они предпола-гают обучение персонала эффективным методам управления и освоению ры-ночных механизмов хозяйствования.

3. Активизируют инвестиционный процесс в силу присущего любым инвестициям мультипликативного эффекта, способствуют освоению и зак-реплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, дает инвес-тору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для иностранных, так и для отечественных инвесторов.

4. Ускоряют процесс включения региональных и отраслевых экономик в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, спо-собствуют использованию преимуществ международного разделения и коо-перации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и на внешнем рынке, ускоряют развитие отраслей и регионов, способствуют выравниванию этого развития, т.к. возможность привлечь иностранный капитал имеет любой регион (муниципальное образование) Российской Федерации и любое пред-приятие страны.

5. Способствуют росту занятости и повышению социально-экономи-ческой стабильности страны (региона), т.к. создают стационарные рабочие места, что не свойственно другим видам иностранных инвестиций.

6. В отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бреме-нем на внешний долг страны и даже способствуют получению средств для его погашения (например, за счет доходов от эксплуатации полученного по международному лизингу оборудования).

7. Стимулируют развитие производства импортозамещающей и экс-портной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Только прямые иностранные инвестиции реализуют задачу структурной перестройки эконо-мики страны-реципиента, заключающейся в переходе от сырьевых отраслей промышленности к перерабатывающим и от простых видов продукции к сложным.

 

Date: 2016-02-19; view: 1295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию