Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодичность длинных волн макроэкономической конъюнктуры и соответствующих им технологических укладов
Окончание табл. 1.1
Примечание. Окончание шестой длинной волны – 2040-е годы. Разработка правовых основ инновационной политики и принятие нормативно-правовых актов, направленных на создание благоприятной среды для инновационного развития экономики. Данная политика должна быть прозрачной и понятной для всех её участников. Достижение беспроиг-рышной, с точки зрения успешности инновационного развития, стратегичес-кой конфигурации, выгодной для всех субъектов государственной полити-ки в данной области – органов власти, академической, отраслевой и вузов-ской науки, предприятий, гражданского общества – не представляется воз-можным в условиях противоречивой, «рыхлой» и часто меняющейся законо-дательной базы. Последняя должна быть взаимообязывающей для всех сто-рон с точки зрения их «привязки» в течение оговоренного периода времени к «правилам игры». Это трудно обеспечить, поскольку интересы регуляторов инновационной активности и инноваторов не совпадают. Но четкое виде-ние и понимание национальной инновационной политики дает инноватору стимул для запуска новых проектов. Инновационные предприниматели хоть в России, хоть в США довольно толерантны к неопределенности иннова-ционной практики, но не приемлют неоднозначности инновационной поли-тики. Волатильная, «размытая» и непоследовательная государственная по-литика в данной сфере всегда блокирует инновационную активность. Формирование государственных органов координации инноваци-онной деятельности. Основные направления государственной инновацион-ной политики на долгосрочный период должны определяться Президентом РФ, а её реализацию необходимо возложить на правительство и на упол-номоченный надведомственный федеральный орган исполнительной власти (аналог Госкомитета СССР по науке и технике), который регулировал бы, координировал и контролировал эту деятельность на уровне отраслей и ре-гионов. Он должен также готовить предложения по стратегии и тактике раз-вития инновационной деятельности, разрабатывать нормативно-правовую базу, регулирующую эту деятельность (см. выше), обобщать информацию и способствовать на её основе обмену передовым опытом. Необходимо повы-сить ответственность федеральных отраслевых органов исполнительной вла-сти и государственных корпораций за многомиллиардные суммы бюджетных средств на финансирование научных и инновационных проектов. В этой свя-зи надо разработать и утвердить указом президента перечень статистически наблюдаемых показателей, характеризующих подобные результаты деятель-ности министерств, ведомств, государственных корпораций – удельный вес организаций отрасли, осуществлявших технологические инновации; удель-ный вес инновационной продукции в общем объеме продукции отрасли; зат-раты на технологические инновации и их доля в структуре себестоимости продукции отрасли и т.д. Для разработки и реализации различных форм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, обес-печивающих создание благоприятной среды для её ускоренного развития, необходимо следующее: – в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на науку и капитальные вложения, целесообразно госу-дарственный или муниципальный заказ формировать не на отдельные раз-розненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реа-лизацию полного инновационного цикла «НИР – ОКР – освоение и тиражи-рование инновационной продукции». Такой подход позволит обеспечить ре-альную, а не формальную интеграцию академической, отраслевой и вузов-ской науки с промышленными предприятиями при осуществлении иннова-ционной деятельности; – введение на законодательном уровне льготных условий аренды, нало-гообложения, кредитования и страхования субъектов инновационной дея-тельности, что позволит последним повысить инвестиционную привлека-тельность инновационных проектов, страховать их риски и привлекать финансовые ресурсы на выгодных условиях; – переход к государственному регулированию финансовой деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности методами их экономического принуждения к образованию фондов собственного развития. В этой связи необходимо внедрить нормативные принципы распре-деления прибыли предприятий, обеспечивающих образование таких подобных фондов, как фонд модернизации и технологического перевооружения произ-водства, фонд инновационного развития, фонд подготовки перспективных кадров и др. Реализация подобной меры заставит предприятия перейти в режим устойчивого экономического роста именно на инновационной основе. Наконец, наиболее сложная и наиболее значимая в приведенном пере-чне задача – это создание национальной инновационной системы – комп-лекса правовых, финансовых и организационных структур и механизмов, обе-спечивающих процесс разработки, освоения, производства и массового расп-ространения инноваций во всех секторах экономики России. Главными эле-ментами такой системы должны стать малые и средние предприятия, специ-ализирующиеся на научно-техническом и инновационном предприниматель-стве. В развитых странах подобные предприятия создают и осваивают до 70 % всех инноваций, чем определяют научно-техническую и инновационную политику уже крупных корпораций. Первоочередной мерой является также создание финансовой инфраструктуры инновационной деятельности и преж-де всего фондов, занимающихся финансированием инновационных проектов. Сейчас российские коммерческие банки практически не кредитуют такие проекты, опасаясь рисков, связанных с инновационной деятельностью. В раз-витых странах эту проблему эффективно решают венчурные фонды (см. раз-дел 9.5), которые за счет успешных инноваций в конечном итоге с выгодой для себя, как частного институционального инвестора, компенсируют потери от финансирования прочих убыточных инновационных проектов.
Вопросы для самоконтроля
1. Сущность инновации и этапы её создания. 2. Содержание этапа коммерциализации инновации. 3. Современное значение технологических инноваций и показатели инновационного раз-вития России. 4. Проблемы функционирования российской инновационной сферы. 5. Причины неблагоприятной инновационной ситуации в России. 6. Периодичность и причины смены технологических укладов. 7. Цели и задачи государственной инновационной политики России. 8. Меры по развитию российской науки и по разработке правовой базы инновационной деятельности в стране. 9. Формирование государственных органов координации инновационной деятельности и разработка форм её поддержки. 10. Состав национальной инновационной системы и её задачи.
Тесты 1. Какое понятие является наиболее ёмким? · инновационная деятельность · инновационная политика · инновационный процесс.
2. Прикладные научные исследования осуществляются на базе · собственных · заимствованных · собственных или заимствованных научно-технических результатов. 3. Инновация – это значительно улучшенный · процесс · товар · процесс или товар. 4. Цель инновационного проекта – · создать инновацию · окупить затраты на создание инновации · создать инновацию и окупить затраты на её создание. 5. Период времени, в течение которого окупаются затраты на создание и внедрение ин-новации, называется инновационным · процессом · лагом · проектом.
6. Усиливается глобальная конкуренция за · сырьевые и финансовые ресурсы · финансовые и интеллектуальные ресурсы · интеллектуальные и сырьевые ресурсы.
7. Какая пара терминов не является синонимами? · инновационная продукция и новая продукция · технологическая инновация и новая технология · инновационный процесс и инновационная деятельность.
8. К финансовым проблемам функционирования инвестиционной сферы России не отно-сится · наличие «откатов» при размещении заказов на выполнение НИОКР · отсутствие налоговых льгот для субъектов научной деятельности · отсутствие условий для привлечения инвестиций в эту сферу.
9. К наукоемкой относят продукцию, у которой расходы на НИОКР составляют не менее · 5 % · 10 % · 15 % от объема продаж.
10. Показателем низкой эффективности государственной инновационной политики Рос-сии является · нежелание российских предприятий финансировать НИР и ОКР · малая величина финансовых поступлений от использования объектов интеллек-туальной собственности · недостаточный объем бюджетного финансирования науки.
11. Заимствуемые инновации – итог коммерциализации · своего · чужого · своего и чужого научного знания.
12. Число завершивших цикл своих колебаний длинных волн макроэкономической конъюнктуры составляет · 5 · 6 · 7.
13. Инновации инициируют фазу · подъема · зрелости · спада длинной волны макроэкономической конъюнктуры.
14. Электродвигатель – основа · второго · третьего · четвертого технологического уклада.
15. Подготовка квалифицированных кадров в рамках госзаказа – мера, способствующая развитию · фундаментального · прикладного · фундаментального и прикладного секторов российской науки. 16. Показателем эффективности инновационной деятельности корпорации не является · удельный вес инновационной продукции в общем объеме её продукции · сумма полученных ею на инновационные цели бюджетных ассигнований · доля затрат на технологические инновации в себестоимости её продукции. 17. Мерой государственной поддержки инновационной деятельности финансового харак-тера является · предоставление субъектам этой деятельности льгот по налогообложению и креди-тованию · экономическое принуждение предприятий к образованию фондов собственного развития · формирование госзаказа на реализацию полного инновационного цикла.
Литература 1. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной на-учно-технической политике» (с изменениями и дополнениями до 02.11.2013.). 2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 го-да. Утв. распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-рации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008. 4. Управление инновациями: учебник для бакалавров / В.П. Баранчеев, Н.П. Маслен-никова, В.М. Минин. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 711 с. 5. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2012. – 476 с. 6. Экономика инноваций: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 416 с. 7. Управление инновациями в организации: учебное пособие по специальности «Ме-неджмент организации» / А.А. Бовин, Л.Е. Чередников, В.А. Якимович. – М: Издательство «Омега-Л», 2008. – 415 с. 8. Управление инновациями: В 3кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Учебное пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский; Под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003. – 252 с. 9. Глазьев С.Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики // Эконо-мическая наука современной России, 2012, № 2 (57). – с. 27–42. 10. Дубина И.Н., Караяннис Э.Г. Активизация инновационной деятельности в странах с развивающейся экономикой: теоретико-игровые и экспериментально-игровые подходы для разработки и совершенствования инновационной политики // Менеджмент в России и за рубежом, 2014, № 6. – с. 3–11. 11. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист, 2010, № 2. – с. 25–38.
|