Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ежедневная разминка





Упражнения проводятся попеременно левой и правой рукой. Этим преследуется две цели. Одна из них чисто утилитарная: во время сценического действия требуется переложить куклу из пра­вой руки в левую и наоборот. Это диктуется либо мизансцени-ческими соображениями (например, кукле необходимо находиться слева от актера, вплотную к ширме, лицом к центру сцены, тогда, если она будет на правой руке, тело самого актера будет мешать ее свободному расположению), либо физической усталостью актера.

Вторая причина не менее важна. Актер преимущественно держит куклу в правой руке, поднятой над головой. Мышцы правого бока растянуты. Правое плечо поднято вверх. Левое плечо опущено. Мышцы левого бока сокращены. Внутренние органы, расположенные слева, как бы немного сдавлены. Если мы учтем, что репетиции и спектакли занимают солидное время, в течение которого актер сохраняет неестественное положение, станет ясно, почему у многих кукольников и в жизни одно плечо выше другого, что часто является результатом искривления позвоночника. Следовательно, необходима тренировка обеих рук.

Кроме того, взгляд на куклу с точки зрения актера, поменявше­го правую руку на левую, тоже меняется: теперь он смотрит на нее не справа-сзади, а слева-сзади. Возникает опасность закашивания куклы.

Каждое упражнение повторяется с переменой рук в течение всего первоначального этапа обучения, до тех пор, пока исполни­тель не перестает ощущать затруднения в управлении куклой, любой рукой.

 

1). «Отдых»

Это упражнение на раскрепощение мышц и на создание рабочего настроения. Труд актера театра кукол — тяжелый физи­ческий труд, поэтому очень важно уметь быстро и продуктивно снять мышечную усталость и снова привести себя в рабочее состояние. В основе этого упражнения лежит метод аутогенной тренировки, метод самовнушения, легко доступный актерам — людям с хорошей возбудимостью и развитой способностью к воображению. Упражнение тренирует внимание, способность со­средотачиваться на внутренних ощущениях; тренирует память фи­зических и эмоциональных ощущений, кожных и обонятельных впечатлений. По желанию можно менять воображаемое место­нахождение. Берег моря или реки, сеновал, луг со свежескошенной травой и т. д.

Занять удобное положение в кресле или на стуле. Облоко­титься спиной на спинку стула. Голову свесить на грудь или поло­жить на спинку стула. Ноги вытянуть. Руки положить на колени или опустить вниз. Глаза закрыть. Расслабиться. Проверить мысленно, все ли мышцы свободны. Сделать глубокий вдох... плавный, спокойный выдох.

Представить себе, что вы на пляже. Греет теплое солнышко. Вам приятно, тепло... Повторить про себя слова, ярко представляя себе их образное значение:

— Я совершенно спокоен... Я чувствую запах моря... Я слышу равномерный шум прибоя... Я дышу равномерно и легко... Расслаблены мышцы ног... рук... лица... Ощущение покоя приятно мне... Я чувствую приятное тепло в руках... Тепло из рук струится по всему телу... Тепло достигает пальцев ног... Дыхание спокой­ное, свободное, плавное... Приятное тепло в груди... Все мышцы расслаблены... Мышцы лица расслаблены... Я совершенно спокоен... Я совершенно спокоен... Словно легкий ветерок овевает лоб... Я чувствую приятную прохладу в области лба... Приятная свежесть и ясность в голове... Плечи и спину обдает легкое по­знабливание... Как будто я принимаю освежающий душ... Все мышцы становятся упругими... По телу «пробегают мурашки»... Я весь как сжатая пружина... Все готово к броску... Весь на­пряжен... Внимание!.. Встать!

Мгновенно, резким рывком встать, выбросить руки вверх, сделать глубокий вдох... потянуться вверх до возможного преде­ла, с силой, так чтобы ощутить дрожание мышц... плавный, спо­койный выдох с одновременным опусканием рук и тела в исходное положение.

Рекомендуется выполнять это упражнение ежедневно утром и в течение дня для снятия мышечной усталости и приведения себя в состояние готовности к труду. Практика показала высокую эффективность этих упражнений при усиленной тренировке.

2). Последовательное раскрепощение пальцев, кисти, пред­плечья и плеча

Это упражнение позволит воспитать навык сознательного дифференцированного снятия мышечного напряжения с рук актера.

Рабочее положение рук актера, работающего с верховыми куклами: руки вытянуты вверх, локоть чуть присогнут, ладонь направлена вперед к зрителю, предплечья перпендикулярны к воображаемой линии горизонта.

Раскрепощение пальцев рук. Вытянуть руки вверх. Раскре­постить пальцы рук. Запястья не сгибаются вперед.

Если кто-нибудь приподнимет пальцы рук, с которых снято мышечное напряжение, они снова упадут в исходное положение. Актеры тоже могут проверить себя: для этого нужно несколько раз резко приподняться и опуститься на носках ног. В том случае, когда упражнение выполнено правильно, пальцы рук от толчка слегка приподнимутся и опустятся в исходное положение.

Раскрепощение кисти руки. Поднять руки вверх. Снять мышеч­ное напряжение с пальцев и запястья. Пальцы и кисть руки по­виснут вниз. Правильность выполнения проверяется так же, как и в предыдущем случае.

Раскрепощение предплечья. Поднять руки вверх. Снять мы­шечное напряжение последовательно с пальцев, кистей рук и пред­плечий. При этом сначала обвиснут пальцы, потом согнется запястье и обвиснут кисти рук, затем руки согнутся в локтях и упадут предплечья.

Чтобы проверить правильность выполнения упражнения, пре­подавателю нужно приподнять предплечье вверх. Рука с расслаб­ленными мышцами тяжелее напряженной. Если упражнение вы­полняется правильно, проверяющий почувствует тяжесть руки актера и по своему усмотрению сможет перемещать ее вверх или вниз или слегка подбрасывать.

Раскрепощение плеча. Снять мышечное напряжение последо­вательно с пальцев, кистей, предплечья и плеча. В момент снятия мышечного напряжения с плеча наклонить корпус вперед и сбро­сить руки вниз. Их непроизвольное покачивание после броска по­кажет правильность выполнения упражнения. Проверяющий по своему усмотрению сможет менять направление и амплитуду по­качиваний.

3). «Пружинка»

Упражнение служит для воспитания пружинности, рессорности в руках актера.

Начинаем с левой руки. Исходное положение: рука в рабочем положении.

Представим себе, что локоть опирается на очень мягкую пру­жину. Если мы приподнимем руку вверх и легко бросим ее локтем на воображаемую пружинку, пружинка подкинет руку вверх, и каждое новое прикосновение локтя к пружинке вызовет новый более или менее сильный толчок вверх. Рука будет как бы произ­вольно покачиваться на пружинке.

Упражнение выполняется на два или на четыре счета: на «и» — приподнять руку вверх, на «раз» — опустить вниз, на «и» — «пружинка» подбрасывает руку вверх, на «два» — рука падает вниз, на «и» — снова толчок вверх и т. д.

Повторить упражнение правой рукой, двумя руками сразу.

Повторить упражнение, меняя высоту и скорость покачиваний.

Повторить упражнение с одновременным сгибанием запястья: влево-вправо, вперед-назад.

 

4). «Пружинка» со сгибанием запястья

На «и» — приподнять руку вверх, одновременно сгибая за­пястье влево, на «раз» — опустить вниз, выпрямляя запястье, на «и» — приподнять руку вверх, одновременно сгибая запястье вправо, на «два» — опустить вниз, выпрямить запястье.

Повторить упражнение, сгибая запястье вперед и назад в момент поднятия руки вверх.

Во время выполнения «Пружинки» нужно проверить у каждого студента, не зажаты ли у него руки. Для этого, не прекращая упражнения, взять студента за кисть руки и попытаться слегка согнуть ее в запястье. Если кисть зажата, закрепощена, запястье не согнется. Если же мышечное напряжение снято, кисть мягко и послушно будет подчиняться руке преподавателя. Точно так же проверяется раскрепощенность предплечья, только в этом случае проверяющий должен слегка сгибать и разгибать локоть. Особенно трудно дается студентам умение снимать мышечную зажатость с плеча руки. А этого особенно важно добиться, так как в первую очередь руки начинают уставать именно в плече.

Проверить, зажато ли плечо, можно чуть поворачивая руку студента в плече вперед и назад во время выполнения «пружинки». Это упражнение, так же как и предыдущее, требует тщательной отработки с каждым студентом индивидуально. Его надо повторять в течение всего курса обучения и даже рекомендовать студентам в качестве упражнения для утренней зарядки.

Приведем несколько примеров упражнений, служащих для раз-•минки, разогрева рук. Их нужно проводить перед началом занятий. Практика показала, что без разминки студенты хуже справляют­ся с целым рядом упражнений.

Чрезвычайно важны подвижность и гибкость запястий и паль­цев рук. Запястье осуществляет все наклоны, повороты куклы, «посылы» и «отказы» ее головы и корпуса; движения запястья передают характер походки куклы. По анатомической причине запястье лучше сгибается в сторону большого пальца и вперед, а в сторону мизинца и назад — плохо. Нужно обратить особое внимание на развитие способности запястья одинаково хорошо выполнять те и другие сгибания и разгибания. С этой целью необходимо индивидуально тренировать гибкость запястья, ис­пользуя любое свободное время.

Подвижность и дифференцированность работы пальцев особен­но важна при управлении механикой глаз, рта и при манипули­ровании с тростями в тростевой системе кукол.

Все упражнения рекомендуется начинать с левой руки. Левая рука менее развита и подвижна, поэтому овладение упражнением потребует больших усилий. Принцип выполнения движений «от трудного к легкому» положительно зарекомендовал себя в тре­нировке рук, так как трудное задание, выполняемое на свежую го­лову, оставляет резервы для более легкого.

 

5). «Потягивание»

Задача упражнения — размять запястья рук.

Руки скрестить перед собой, правую над левой, ладони соеди­нить, так, чтобы большие пальцы рук были обращены вниз.

Переплести пальцы рук между собой и круговым движением, начиная по направлению к груди, вывернуть их так, чтобы боль­шие пальцы снова оказались внизу.

«Потягивание» получится в том случае, если пальцы будут пе­реплетены свободно и не напряжены. Это упражнение трудное, и к результату приходят не сразу.

 

6). «Гребень»

Задача упражнения — размять пальцы рук и запястья. Со­единить руки ладонями. Пропустить пальцы правой руки сквозь пальцы (между пальцами) левой руки. Кончики пальцев правой руки положить на основания пальцев левой. Нажимая пальцами правой руки на левую, одновременно прогнуть кистью правой руки запястье левой до возможного предела. Пальцы левой руки станут похожи на гребень птицы.

То же самое повторяется при перемене рук.

 

7). «Паук-сенокосец»

Упражнение тренирует подвижность пальцев.

Представим себе, что пальцы — это ножки паука-сенокосца, который пробует их подвижность после долгой зимы. Упражнение выполняется на четыре счета, каждым пальцем поочередно.

Положить руки на стол или на колени ладонями вниз. Пальцы слегка расставить. Упражнение выполнять сначала одной рукой, потом обеими сразу. На счет «раз» — согнуть большой палец, на счет «два» — распрямляя, поднять его вверх, на счет «три» — снова согнуть, на счет «четыре» — опустить в исходное положение. Ладонь и остальные бездействующие пальцы не отрываются от опоры. Следить, чтобы руки не были напряжены. Упражнение не сразу удается выполнить, так как в повседневной жизни редко приходится использовать подобное движение пальцев, особенно безымянного и среднего. Если упражнение не удается, надо спо­койно положить руку на стол, чуть расслабив пальцы. Еще раз проверить, нет ли где излишнего напряжения мышц, сосредото­чить внимание на безымянном или среднем пальце и дать им мысленный приказ подняться, согнуться в суставе, опуститься. Сначала это проделывается медленно, пока упражнение не стано­вится привычным, т. е. автоматизируется.

 

8). Круговое движение пальцев

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражне­нии. Расслабленные кисти лежат на столе или на коленях. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами правой и левой руки.

1. Поднять большой палец вверх, проделать несколько круго­вых движений по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, опустить в исходное положение.

Повторить движение указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Представить, что кончик пальца описывает кружок, располо­женный вертикально и развернутый плоскостью к нам.

2. Повторить упражнение, представив себе, что кончики паль­цев двигаются по окружности, расположенной вертикально и поставленной ребром к нам.

3. Повторить упражнение, представив себе, что пальцы описы­вают окружность, лежащую в горизонтальной плоскости.

При работе пальца, выполняющего движение, остальные паль­цы должны находиться в состоянии относительного покоя. Сгиба­тель и разгибатель у всех пальцев, кроме большого, общий, до­биться их полной неподвижности просто невозможно. Обратить особое внимание на работу левой руки.

 

9). «Домики»

Пальцы рук переплести между собой. Соединить кончики указательных пальцев правой и левой рук, упираясь ими друг в друга, согнуть пальцы во втором суставе до возможного предела. Вернуть в исходное положение. Повторить упражнение, соединяя пальцы рук поочередно.

 

10). Перепутанные пальцы

Это упражнение было подсказано болгарскими коллегами. Оно тренирует координацию движений пальцев.

Пальцы рук переплетены между собой. Студенты выполняют это упражнение попарно, приказывая опустить и поднять нужный палец, не касаясь пальцев и не называя их, а только молча указы­вая на безымянный, средний или любой другой палец правой или левой руки. Несмотря на кажущуюся легкость, это упраж­нение удается не сразу.

Каждое упражнение следующей группы состоит из двух частей. В первой части движения рук сильные, энергичные, как бы пре­одолевающие сопротивление. Прилагается максимальная мышеч­ная нагрузка. Во второй части повторяются те же движения, но при минимальном мышечном напряжении. Руки становятся мягки­ми, движения плавными.

Вначале, пока упражнение не освоено, первая и вторая части разделяются. В дальнейшем упражнения выполняются целиком, чтобы дать студентам почувствовать облегчение в результате снятия мышечного напряжения во второй части и стимулировать на практике сознательный контроль за мышечной нагрузкой.

 

11). «Скребок»

Исходное положение: рука поднята над ширмой. Локоть на­правлен вниз. Пальцы сжаты в кулак. Представим себе, что в кулаке зажат скребок, которым нужно очистить стенки круглого сосуда от засохшей краски. Сосуд расположен над головой отвер­стием вниз. Краска отстает очень плохо и требуются значитель­ные усилия, чтобы достигнуть результата. Упражнение выполня­ется поочередно правой и левой рукой. Счет 4/4. Темп умеренный.

1 такт — с силой сгибая кулак вперед, в сторону, назад, вра­щательным движением по часовой стрелке провести вообража­емым скребком по окружности банки; 2 такт — то же — против часовой стрелки. Упражнение длится 8—12 тактов.

 

12). «Кисть»

Исходное положение то же, только теперь мы представим себе, что кисть нашей правой или левой руки представляет собой мягкую, пушистую кисточку, которой надо отряхивать от пыли стенки тончайшей хрупкой вазы или плафона. Наши пальцы — совсем гибкие, упругие волоски кисти. Счет 4/4. Темп умеренный.

1 такт — вращательное движение кистью по часовой стрелке; 2 такт — против часовой стрелки.

 

13). «Клей»

Представим себе, что ладонь нашей руки запачкана клеем. По­пытаемся поочередно всеми пальцами соскрести клей с ладони. Исходное положение: ладонь над ширмой. Пальцы выпрямить. На счет «раз» — мизинец касается основания ладони. На счет «два, три, четыре» — мизинец с усилием скользит по ладони вверх до возможного предела и возвращается в исходное положе­ние.

Затем то же движение проделывают остальные пальцы. Причем, один из них будет ведущим, т. е. будет производить основное действие. Движения других пальцев неизбежны при вы­полнении этого упражнения. В том случае, когда мышечная боль будет препятствовать выполнению упражнения, можно сде­лать его всеми четырьмя пальцами сразу.

 

14). «Зверек»

Представим себе, что на ладони у вас сидит маленький зверек. Тельце его располагается от основания пальцев до основания ладони. Каждым пальцем последовательно погладим зверька по спинке. Осторожно, чтобы не потревожить, не спугнуть.

Счет 4/4. Темп медленный.

Упражнение выполняется поочередно правой и левой рукой.

 

15). «Горячо»

Руки в рабочем положении. Представим себе, что большой палец у нас очень горячий.

На счет «и» — указательный палец касается большого; на счет «раз» — быстро отскакивает от него в исходное положение, как бы обжигаясь.

То же самое повторяется со всеми пальцами поочередно. Упражнение выполняется на четыре счета.

Важно проследить, чтобы пальцы возвращались в исходное положение, особенно большой палец, который студенты, как пра­вило, оставляют направленным вперед.

 

16). «Пушинка»

Исходное положение то же. Представим себе, что указатель­ным и "большим пальцами мы прикасаемся к легкой пушинке, а затем отпускаем ее. И так последовательно всеми пальцами по­парно средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим. Правой и левой рукой.

 

17). «Солнышко»

Руки подняты ладонями вперед. Пальцы выпрямлены и сомк­нуты. Локти опущены. Счет 2/4. Темп быстрый.

На счет «раз» — раздвинуть пальцы до предела; на счет «два» — сомкнуть.

Упражнение повторяется с поворотами вокруг вертикальной оси предплечья направо, прямо, налево.

 

18). «Плавники»

Представим себе, что кисти наших рук — верхние плавники большой рыбы. Медленно, плавно раздвигаются пальцы-перепонки в воде.

Счет 2/4. Темп медленный.

Упражнение можно проводить двумя руками одновременно.

 

19). «Дикобраз»

В спокойном состоянии длинные иглы дикобраза (наши паль­цы) собраны вместе и немного свисают назад-вниз. Если наше запястье будет изображать мордочку дикобраза, то согнутая почти под прямым углом ладонь и сомкнутые, сгруппированные пальцы будут похожи на его тело.

Теперь, если мы последовательно один за другим будем рас­прямлять пальцы-иглы, начиная с большого, приводя их в положе­ние, сходное с положением пальцев в упражнении «Солнышко», наш дикобраз примет воинственную позу, а большой палец станет похож на его остренькую вытянутую мордочку.

Счет 4/4. Темп умеренный.

Складывание и разворачивание пальцев происходит за два такта.

 

20). «Яблоко»

Исходное положение — ладонь над ширмой, развернута в сто­рону зрителя. Движения пальцев такие же, как в упражнении «Дикобраз», только пальцы раскрепощены, запястье и ладонь мягкие.

Представим себе, что мы проводим пальцами по поверхности большого яблока. Постарайтесь это сделать легкими, чуткими пальцами, чтобы ощутить прохладную, гладкую кожицу, форму яблока.

 

21). «Ящик»

Упражнение тренирует запястья рук.

Исходное положение: лицом к ширме. Руки в рабочем поло­жении. Ладонь развернута к зрителю, тыльной стороной от себя, пальцы свободно соединены. Ноги немного расставлены, что обес­печивает большую амплитуду движений. Голова, плечи и тело актера «провожают» движение запястья.

Представим себе, что перед запястьем с левой стороны лежит очень тяжелый ящик. Нам надо отодвинуть его запястьем влево по ширме, затем вправо, как можно дальше, но не снижая уровня воображаемой поверхности передвижения.

Упражнение выполняется на четыре счета.

В этом упражнении ведущим является движение запястья. Оно начинает действие. Пальцы и предплечье сопровождают его, затем в движение включаются плечи, корпус и ноги актера.

 

22). «Нити»

Исходное положение то же.

Представим себе, что справа и слева от запястья свисают тонкие шелковые нити. Нам нужно запястьем отвести, раздви­нуть нити влево, затем вправо, стараясь не перепутать их. Дви­жение выполняется плавно, широко и мягко. Мышечное напря­жение минимальное.

Упражнение выполняется на три счета.

Оба последних упражнения выполняются без перерыва. Руки не опускаются вниз. Сигналом к смене характера движения служит музыка или слова преподавателя. Непрерывность упраж­нений дает возможность почувствовать на практике физическое облегчение за счет снятия излишнего мышечного напряжения с работающих мышц. Рекомендуется повторить обе части упраж­нений 21 и 22, изменив положение воображаемого ящичка и нитей. Представить себе, что ящичек находится перед запястьем или позади него. В этом случае нужно немного отойти от ширмы или развернуться лицом к кулисе.

Следующую группу упражнений можно было бы назвать «образными упражнениями». Студенты учатся лепить руками зри­тельный образ и действовать, исходя из его пластических воз­можностей. Это первый шаг на пути к овладению особым сцени­ческим языком театра кукол.

Рекомендуется проводить занятия, разделив группу на две части: одни студенты выполняют упражнение, другие анализируют его. Это позволяет перенимать опыт более умелых товарищей, видеть ошибки и учиться исправлять их, воспитывает творческую взаимопомощь и чувство коллективности. Кроме того, у студентов накапливается запас изобразительных и пластических впечатле­ний.

Упражнений приводится всего несколько, а может быть приду­мано очень много. Это зависит от фантазии студентов.

 

23). «Листья»

Ладонь с сомкнутыми пальцами похожа на лист растения. Что может происходить с листом? Он может расти, раскрываться и закрываться перед дождем или на ночь. Лучше если у нас будет два листа — ладони правой и левой руки.

Исходное положение: лицом к ширме, ладони сомкнуты, локти опущены. Кончики ладоней немного ниже уровня ширмы, взгляд направлен на кисти рук.

Музыкальный размер 3/4. Вальс. Темп умеренный.

1—2 такты — сомкнутые ладони рук поднять над ширмой, так чтобы запястья оказались видны зрителю; 3—4 такты — раскрыть ладони в стороны до возможного предела, так чтобы они оказа­лись почти параллельны ширме, предплечья максимально прибли­жены друг к другу; 5—6 такты — соединить ладони вместе; 7—8 такты — опустить сомкнутые ладони под ширму.

Во время упражнения проследить, чтобы пальцы были сомкну­ты между собой и большой палец не отходил бы от остальных, локти рук были направлены вниз, а не в стороны, чтобы не было излишнего мышечного напряжения.

 

24). «Цветы»

Если немного согнуть и расставить пальцы сомкнутых ладоней так, чтобы кисти рук соприкасались только основанием ладони и кончиками пальцев, то руки становятся похожими на бутон цвет­ка. Цветок также может раскрываться и закрываться.

Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Счет тот же. Темп может быть замедлен.

1—2 такты — «бутон» появляется над ширмой; 3—4 такты — «бутон» раскрывается — кисти рук образуют чашу цветка; 4,—6 такты — «цветок» закрывается; 6—8 такты — опускается под ширму.

Во время выполнения упражнения проследить, чтобы было снято совершенно излишнее напряжение и лепестки-пальцы равно­мерно распределялись по окружности «венчика».

Необходимо натолкнуть студентов на мысль о необходимости сочинения первых, пусть несложных, предлагаемых обстоятельств, которые могут оказаться и наивными, зато избавляют от механи­ческого выполнения упражнений, разовьют в какой-то мере во­ображение. Для этого надо ответить на ряд вопросов: где? когда? что? почему? зачем? Тогда наше коротенькое упражнение с цвет­ком может превратиться в маленький этюд и выполняться каждым студентом индивидуально. Например, ранней весной листья рас­крываются и тянутся к солнцу, свету, подставляют свои ладошки под теплые лучи. Но вдруг набежала туча. Стало холодно. Снежинки стали падать на вздрагивающие листья. Они закрыва­ются и вянут. Вот какую простенькую историю можно сочинить в пластике рук, изображающих листья.

Музыкальная импровизация концертмейстера может подска­зать другой вариант исполнения. Вариантов может быть столько, сколько студентов в группе.

 

25). «Крабы»

Если опустить руки ладонями вниз, соединить большие пальцы между собой, а остальные согнуть в суставах, то руки напоминают краба. Если при этом вытянуть вперед указательные пальцы и вы­прямить их, то сходство еще более увеличивается, так как у краба появятся «глаза». Итак, краб может бегать — у него есть клешни, ноги, он может искать пищу или убежище — у него есть глаза. Теперь студенты должны вспомнить, как передвигается краб, как замирает на месте при виде добычи или опасности. Пусть по­стараются воссоздать действия этого животного на суше и в воде. Упражнение может выполняться на спущенной ширме.

Исходное положение: актер стоит лицом к ширме, ладони опу­щены вниз, запястья согнуты, большие пальцы сцеплены между собой, указательные вытянуты вперед, остальные пальцы также согнуты и слегка касаются ширмы—это ножки краба. Взгляд актера направлен на кисти рук. Голова и тело разворачиваются вслед за руками, ноги на ширине плеч.

Задачи упражнения: добиться максимального использования пространства над ширмой вокруг актера, следя при этом, чтобы его ноги оставались на месте. Добиться, чтобы уровень действия кистей рук не менялся, «краб» не проваливался под ширму и не «вырастал» над ней. Добиться максимального сходства движе­ния кистей рук с движениями краба.

Студенты смогут придумать такую, например, историю: сердитый краб, краб-отшельник вышел на поиски добычи. Ему показалось, что под камешком есть что-то вкусное. Разными способами краб пытается сдвинуть его с места, а когда это ему удается, то оказывается, что там ничего нет. Краб уходит обратно в свою норку. Возможны другие варианты действий.

 

26). «Актиния»

Актиния — это морское животное, которое напоминает цветок с длинными узкими лепестками. Такое впечатление возникает пото­му, что рот актинии окружен щупальцами, которые колеблются в воде. За сходство с цветком актинию называют еще морским анемоном. Актиния — хищное животное, поэтому как только в пре­делах досягаемости ее щупальцев появляется добыча — мелкая рыбешка, жучок — тут же ее движения становятся стремительны­ми, и она мгновенно схватывает добычу. Через некоторое время актиния опять напоминает цветок, колеблемый течением.

Если ладони повернуть друг к другу, раскрыть пальцы, соеди­нив вместе запястья, подобно тому, как это было в упраж­нении «Цветок», то руки станут похожими на актинию. Нужно только помнить, что щупальца-пальцы должны быть в непрестанном движении. Они как бы непрерывно покачиваются под воз­действием морского течения, непрестанно двигаются в поисках добычи.

Музыкальное сопровождение — импровизация.

Исходное положение: руки над ширмой, запястья касаются друг друга, локти максимально опущены вниз, взгляд следует за кистями рук.

Задачи упражнения: снять излишнее напряжение. Добиться ощущения движения рук в воде. Передать в пластике сопротивле­ние воды, ее напор, течение. Передать в пластике «актинии» ее чувства и желания.

Уже в самой характеристике актинии заложены предпосылки к сочинению простой истории: например, актиния нежится в струях теплой воды. Вдруг чувствует приближение какого-то пред­мета. Охватывает его, ощупывает и выбрасывает обратно — он несъедобный.

 

27). «Бабочка»

Исходное положение: руки подняты над ширмой и перекрещены так, что правая ладонь проходит перед левой, руки касаются друг друга в запястьях, взгляд следит за кистями рук, голова и тело поворачиваются по направлению движения рук, ноги на ши­рине плеч, движения ног обеспечивают широкую амплитуду дви­жения поворотов тела. Пальцы при этом касаются друг друга внешней стороной.

Музыкальное сопровождение — импровизация.

Задача упражнения: сгибая и разгибая руки в запястьях, попытаться передать в их движении прерывистый полет бабочки.

Следить, чтобы ладонь во время выполнения упражнения не сгибалась, пальцы не расходились. Помнить, что когда бабочка садится, то крылышки-ладони неподвижны. Движение произво­дится всей кистью сразу.

 

28). «Птичка»

Исходное положение то же, что и при выполнении упражнения «Бабочка», только кисти скрещенных ладоней раскрепощены и свободно «свисают» с запястьев, пальцы располагаются произ­вольно, локти максимально опущены вниз. Желательно, чтобы в музыкальной импровизации отражался полет маленькой птички.

На пластику рук влияют:

1. изменение величины птицы за счет соединения рук не в за­пястьях, а ниже, вплоть до локтевого сустава;

2. конкретизация породы птиц за счет передачи полета, характерного для той или иной птицы (чайки, вороны, коршуна и т. д.);

3. изменение характера полета вследствие определенного состояния птицы (усталая, сонная, бодрая, больная); изменения других предполагаемых обстоятельств;

4. изменение характера полета птицы и ее пластики в связи с поставленной перед ней задачей (высматривает корм, нападает на врага, защищает гнездо и т. д.).

 

29). «Рыбки»

Упражнение выполняется без ширмы, поочередно правой и ле­вой рукой.

Исходное положение: локоть руки опущен, предплечье и ла­донь повернуты к актеру, запястье согнуто и ладонь направлена параллельно воображаемой линии ширмы. Представим себе, что ладонь с согнутыми пальцами — это маленькая рыбка, хвостик которой — кончики пальцев, а головка — запястье. Так как рыба обыкновенно движется вперед, то ведущим в этом упражнении должно быть запястье, пальцы отстают по моменту движения.

Упражнение выполняется под музыку.

Способ выполнения: плавно сгибая и разгибая запястье, одновременно передвигать руку в пространстве, добиваясь импровизации движения плавающей в воде рыбки.

Вспомнить, как передвигаются рыбки, как они щиплют водо­росли, как резко уплывают от опасности. У маленьких рыбок движения мелкие, быстрые.

Задача: использовать все свободное пространство при выполне­нии упражнения. Направить движения руки вверх и вниз, в стороны и вокруг тела. Упражнение повторяется с изменением предполагаемых обстоятельств. От величины рыб меняется ха­рактер их движения, поэтому соответственно пластика рук меняет­ся; она зависит и от того, хищная это рыба или нет. К примеру, безобидный карп движется иначе, чем щука.

Упражнение выполняется еще раз при изменении техники выполнения, когда ведущими в движении становятся пальцы, т. е. голову рыбы изображают сомкнутые пальцы, а движения хвоста имитируются сгибанием и разгибанием запястья.

 

30). «Водоросли»

Исходное положение: правым боком к ширме, рука поднята над ширмой высоко, насколько возможно. Ладонь развернута от себя, левая нога чуть впереди правой, взгляд направлен на кисть руки.

Музыкальный размер 3/4. Вальс. Темп медленный.

На 1—4 такты — плавно склонить руку к линии ширмы. Веду­щее — запястье, кисть отстающая. В движении участвуют локоть и плечо актера; 4—8 такты*— вернуть руку в исходное положение. Надо представить, что водоросли колеблются течением воды.

Упражнение выполняется попеременно левой и правой рукой и двумя руками сразу. При перемене руки меняется стойка актера — он поворачивается то левым, то правым плечом к ширме.

 

31). «Камыши»

Это упражнение выполняется группой студентов. Принцип дви­жений тот же, что и в предыдущем, только камыш сгибается под порывами ветра. Построение стайкой. Один студент, исполня­ющий роль ведущего, становится чуть впереди всей группы, так чтобы его рука была видна всем остальным учащимся. При выполнении упражнения все студенты пытаются как можно точнее повторить за «лидером» движения его руки, стараясь не отстать от него по моменту движения.

Музыкальное сопровождение должно подсказать студенту характер движения камыша. Задача «лидера» нафантазировать силу ветра, его спады и усиления, в зависимости от которых будет меняться амплитуда и характер движения его рук.

Задача остальных учащихся: внимательно следя за действиями «лидера», как можно точнее воспроизвести их.

Упражнение «Камыши» тренирует гибкость, пластичность рук, а также внимание студентов к действиям партнера, координированность своих движений в соответствии с движениями товарища.

 

32). «Превращения»

Упражнение выполняется группой студентов. Музыкальное со­провождение — импровизация или шумы.

Руки студентов — тростник, колеблемый ветром. Порывы ветра становятся все сильнее и сильнее. Тростник гнется, вздрагивает, стелется.

Когда ветер достигает наибольшей силы, тростник как бы от­рывается от земли и превращается в стаю птиц. Возникает шум птичьего базара. Маленькие и большие птицы перелетают с места на место, кружат в воздухе, садятся на «скалы». Но вот что-то испугало птиц. Они взметнулись вверх всей стаей и, постепенно опускаясь вниз, превратились в волны.

Шум моря. Море спокойно. Тихо перекатываются волны, округлые, ласковые. (Пальцы рук мягко соединены.) Начинается волнение. Появляются брызги на гребешках высоко взметнув­шихся волн. (Пальцы широко раскрываются в момент броска руки вверх.) При опускании волн некоторые из них превращаются в маленьких рыбок. Волны исчезают.

Весело резвится стайка рыбок. Кормятся, гоняются друг за другом. Появляется большая хищная рыба. В панике маленькие рыбки пытаются скрыться. Выпрыгивают вверх. Превращаются в волны. Волны превращаются в птиц. Птицы — в тростник.

Звучит начальная тема, руки студентов снова изображают тростник, колеблемый ветром.

При помощи рук можно изобразить многих животных. Для большей выразительности руки иногда дополняются отдельными деталями, предметами или облачаются в цветные перчатки. Неко­торых животных изображают руки двух или даже трех человек.

Например, петух, лебедь, сова, котенок, олененок, медведь, верблюд и т. д. В этюдах с руками часто изображают людей. Для этого на указательный или на указательный и безымянный пальцы надевают шарики. Это не что иное, как петрушечная кукла без одежды. Условность образа позволяет широко исполь­зовать одно из средств выразительности театра кукол — чудес­ные превращения, происходящие прямо на глазах у зрителей.

Маленькие человечки могут превращаться в пауков, в цветы, в предметы, в животных. Они могут с легкостью использовать и другое средство театра кукол — зримо воплощать буквализмы. У них могут вырастать крылья, они могут терять голову, голова может идти кругом, головы можно перепутать, подменить и т. д.

Но кроме этих возможностей сценическое движение таких ку­кол почти ничем не отличается от движений «петрушки», и метод тренажа, рекомендуемый для тростевой системы кукол, может быть применен к ним при определенной трансформации.

Упражнений на развитие гибкости и подвижности рук суще­ствует чрезвычайно много. Мы привели лишь некоторые из них.

 


[1] Глава из книги Андриановой Т.П. «Тренинг актёра в театре кукол», Л, ЛГИТМиК, 1983,с.18-33

[2] Таиров А.Я. Записки режиссёра. М.,1970, с.128

[3] Михоэлс С.М. Пути к образу. М,1965, с.79

Date: 2015-12-12; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию