Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектное финансирование





Под проектным финансированием в международной прак­тике понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующиеся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех из­держек.

Особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковско­го, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между участниками инвестиционного про­екта.

Проектное финансирование характеризуется широким соста­вом кредиторов, что обусловливает возможность организации консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные кредитные институты – банки-агенты. В каче­стве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты Меж­дународного банка реконструкции и развития (МБРР), Междуна­родной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка ре­конструкции и развития (ЕБРР). Крупные банки, занимающиеся финансированием инвестиционных проектов, имеют специализи­рованные подразделения для организации, контроля и анализа ре­ализации проектов.

Среди используемых зарубежными банками моделей проект­ного финансирования можно выделить схемы, которые могут быть применены в российской практике. Одной из них является схема финансирования под будущие поставки продукции, которая часто используется при осуществлении нефтяных, газовых и дру­гих сырьевых проектов. Ее относят к формам финансирования с ограниченным регрессом на заемщика, подкрепляемым контрак­тами, в которых предусматриваются безусловные обязательства покупателя типа «брать и платить» и «брать или платить» с тре­тьими кредитоспособными сторонами.

Данная схема предполагает участие как минимум трех сторон:
кредиторов (банковский консорциум), проектной компании (спе­циальной компании, занимающейся непосредственной реализацией инвестиционного проекта), посреднической компании, являющейся покупателем продукции. Посредническая компания может учреждаться кредиторами.

Механизм действия рассматриваемой схемы следующий. Банковский консорциум, осуществляющий финансирование про­екта, предоставляет кредит посреднической компании, которая, в свою очередь, передает денежные средства проектной компа­нии в форме аванса за будущую поставку последней определен­ного количества продукции по фиксированной цене, достаточной для погашения долга. Погашение кредитов увязывается с движе­нием денежных потоков от реализации поставляемой продукции.

К формам проектного финансирования, которые могли бы успешно использоваться в российских условиях, можно отнести схемы «строить–эксплуатировать–передавать» и «строить–владеть–эксплуатировать–передавать» с привлечением ино­странных инвестиций при сочетании финансирования с ограни­ченным регрессом с финансированием под правительственную гарантию.

В соответствии со схемой «строить–эксплуатировать–передавать» на основе получения от государственных органов концессии группа учредителей создает специальную компанию, в обязанности которой входят финансирование и организация строительства объекта. После завершения работ эта компания получает право эксплуатации или владения объектом. Государ­ство может содействовать реализации инвестиционного проекта путем заключения контракта на покупку объекта по фиксирован­ной цене или опционной сделки, предоставления гарантий банку, кредитующему проект.

Организация финансирования инвестиционного проекта на условиях «строить–владеть–эксплуатировать–передавать» предполагает получение специальной компанией от государства лицензии на основе франчайзинга. Кроме того, здесь имеет мес­то кредитование непосредственно специальной компании под гарантии правительства.

При использовании вышеназванных схем происходит, распре­деление проектных рисков между участниками (специальной компанией-подрядчиком, кредитором-банком или их группой и госу­дарством), закрепляемое в концессионном договоре или франчай­зинг-соглашении, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в его своевременном и эффективном осуществлении. Привлекательность данных схем для государства обу­словлена следующим:

– государство, играя важную роль в реализации проекта, не не­сет при этом расходов, что сводит к минимуму влияние на его бюджет;

– через определенное время, определяемое периодом концес­сии или франчайзинг-соглашения, государство получает в собственность работающий объект;

– использование механизма конкурсного отбора, переключение финансирования на частный сектор вследствие его более высокой эффективности позволяет добиться больших резуль­татов;

– стимулирование притока высоких технологий, иностранных инвестиций, достигаемое посредством использования этих схем, позволяет решить национально значимые экономиче­ские и социальные проблемы.

С учетом важности координации инвестиционной деятельно­сти в России создан Федеральный центр проектного финансиро­вания, целью которого является эффективное содействие привле­чению финансовых средств, в том числе внешнего финансирова­ния, и обеспечение реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер.

Вместе с тем существующее законодательство осложняет полно­ценное осуществление проектов. В частности, не отрегулирова­ны правовые основы проектного финансирования в различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхова­ние, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизин­говые операции и др.

Развитию проектного финансирования в стране препятству­ют недостаточно благоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоем­ких проектов, низкая квалификация участников проектного финан­сирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплекс­ного подхода, учитывающего интересы различных сторон.

Важными составляющими такого подхода являются усиление роли государственных гарантий страхования проектных рисков, включая предоставление гарантий банкам, принимающим учас­тие в финансировании инвестиционных проектов и программ, входящих в систему государственных приоритетов, налоговое стимулирование механизмов инвестирования, развитие межбан­ковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов.

Существенное значение для развития проектного финансиро­вания имеет изучение возможностей адаптации опыта мировой практики к российским условиям, в том числе в области разработ­ки методических подходов, обеспечивающих повышение эффек­тивности инвестирования. Решение проблемы повышения эффективности инвестирования (независимо от конкретной формы ин­вестиций) тесно связано с анализом возможностей инвестора по мобилизации собственных и заемных источников, инвестицион­ной привлекательности внешней среды, выбора объектов инвес­тирования с целью определения приемлемого уровня риска при достижении требуемой доходности.

Лизинг.

Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования на срок от 3 до 20 и более лет, купленных арен­додателем для арендатора с целью их производственного исполь­зования при сохранении права собственности на них за арендо­дателем на весь срок договора.

Лизинг можно рассматривать как специфическую форму фи­нансирования в основные фонды, осуществляемую специальны­ми (лизинговыми) компаниями, которые, приобретая для инвес­тора машины и оборудование, как бы кредитуют арендатора.

С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кре­дитом, предоставленным на покупку оборудования. При покупке реальных активов в кредит покупатель вносит в установленные сроки платежи в погашение долга, при этом продавец реальных активов для обеспечения возврата кредита сохраняет за собой право собственности на кредитуемый объект до полного погаше­ния ссуды.

Традиционно участниками любой лизинговой сделки являют­ся три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец лизингового имущества.

Актуальность и необходимость развития лизинга в Российской Федерации обусловлены следующими причинами:

– лизинговые операции в определенной мере позволяют непо­средственно предоставить средства предприятиям для обнов­ления основных производственных фондов. Так, по оценкам Минэкономики РФ и Государственной инвестиционной корпо­рации, на эти нужды стране необходимо 140-170 млрд. долл.;

– лизинговые операции особенно выгодны в том случае, когда
предприятию требуются какие-либо машины или оборудова­ние на небольшой срок;

– лизинговые операции дают возможность получить и использовать основные фонды задолго до момента их полной оплаты. С этой точки зрения лизинговые компании способны удовлет­ворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования на достаточно выгодных для них условиях. В современных условиях эти структуры могут помочь выжить многим отечественным предприятиям, чей производственный потенциал сейчас находится не в луч­шем состоянии. Кроме уже функционирующих предприятий, лизинг также может быть очень полезен предприятиям, толь­ко начинающим свою деятельность и не имеющим достаточ­ных средств для оснащения своего производства всем комп­лексом необходимого оборудования;

– лизинг оживляет инвестиционную деятельность и способству­ет росту производства, позволяет обеспечивать производство
передовой и современной техникой, он имеет поддержку пра­вительств различных стран, в том числе Российской Федера­ции.

Несмотря на все преимущества, любое предприятие, прежде чем заключить сделку по лизингу, должно тщательно проанали­зировать его выгодность с экономической точки зрения.

В зависимости от срока, на который заключается договор арен­ды, различают три вида арендных операций:

– краткосрочная аренда на срок до года – рейтинг;

– среднесрочная аренда на срок от года до трех лет – хайринг;

– долгосрочная аренда от трех до двадцати и более лет – ли­зинг.

В рамках долгосрочной аренды различают два основных вида лизинговых операций – финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По истечении срока дей­ствия такого соглашения арендатор может: вернуть объект арен­ды арендодателю, заключить новое соглашение на аренду дан­ного оборудования, купить объект лизинга по остаточной стоимо­сти.

Оперативный лизинг – соглашение, срок которого короче амортизационного периода изделия. После завершения срока действия соглашения предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.

Как показала мировая практика, с чисто финансовой стороны лизинговые операции выгодны не только лизингодателям, но и лизингополучателям.

Развитию лизинга в Российской Федерации способствует и
политика государства. Так, лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции. Помимо этой льготы существуют и другие. Так, глава 25 НК РФ разрешает применять к находящемуся в лизинге имуществу ме­ханизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3, что позволяет существенно удешевлять сделки. Экономия связана с тем, что удается избегать передачи недоамортизированного оборудования, которая рассматривается как реализация и облагается НДС.

Конечно, финансовый аспект эффективности лизинговых
отношений существенно зависит от действенной поддержки правительства, и в этом его слабое место.

Date: 2016-02-19; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию