Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная мобильность





 

Одним из результатов борьбы интересов является изменение положения лица или социальной группы в социальном пространстве и времени, этo изменение в самом общем виде и есть социальная мобильность. Его основная, глубинная причина - активность субъектов социальных отношений. “Юноше, обдумывающему житье” надо много знать об устройстве общества, сущности происходящих в нём процессов, чтобы верно спланировать свой жизненный путь, сделать карьеру и занять достойное место в обществе.

Социальная мобильность многопланова, её исследование началось трудами американского социолога российского происхождения Питирима Сорокина. В книге “Социальная мобильность” (1927 г.) он впервые вводит одноимённый термин. Благодаря исследованиям П.Сорокина и других социологов теория социальной мобильности разработана лучше, чем многие составные части социологии.

Виды социальной мобильности:

Имеется ряд существенных оснований для выделения видов социальной мобильности.

) По направленности изменений мобильность бывает вертикальная, горизонтальная и смешанная.

Вертикальная мобильность - это изменение социального статуса личности, что иногда предполагает переход из одной социальной группы в другую, например, из директоров завода в министры. В то же время этот вид мобильности существует и в самой группе: из замов в директора или из министров в премьер-министры.

Вертикальная мобильность бывает профессиональной (продвижение по службе), экономической (изменение благосостояния), политической (переход на другой уровень власти), научной (повышение учёных степеней и званий), военной (повышение воинских званий) и др.

Вертикальная мобильность имеет два направления: восходящее и нисходящее. Статус личности может как повышаться, так и понижаться. Восхождение обычно добровольное, хотя и очень редко без протекции, нисхождение - принудительное, обычно с помощью “доброжелателей”.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одного вида деятельности к другому виду, имеющему примерно такое же значение, что и предыдущий вид. Происходит либо изменение социальных ролей, либо переход из одной статусной социальной группы в другую группу одинакового уровня (из одной семьи в другую, из одного коллектива в другой, из одной религиозной группы в другую, из одного населенного пункта в другой). Разновидностями горизонтальной мобильности является территориальная мобильность, выражающаяся в перемене места жительства, работы или учёбы, и миграции - массовые перемещения лиц под влиянием или негативных стимулов из одного государства в другое (на ПМЖ), или из одной части страны в другую на неосвоенные земли, из села в город (СССР 50-х - 80-х г.г. XX в.). Горизонтальная мобильность совершается при определяющем влиянии мобильности вертикальной.

Смешанная мобильность - перемещение лица или социальной группы при одновременном изменении статусов и ролей. Командир пехотного взвода назначается начальником вещевого склада дивизии, директор магазина отбывает срок за воровство в колонии. В обоих примерах видно изменение социальных статусов и ролей. Одновременное изменение статусов и ролей может быть присуще и малой социальной группе: группа торговцев подержанными автомобилями, разбогатев, превращается в организаторов политической партии.

) По субъекту мобильность бывает индивидуальная и групповая (имеется в виду не только малая, но и большая социальная группа) Индивидуальная мобильность развита больше групповой, поскольку индивид обладает большей степенью свободы, чем малая группа, и ещё большей, чем большая социальная группа.

Факторы индивидуальной мобильности: социальный статус родителей и др. родственников, уровень и содержание полученного образования, эмоциональные и волевые качества, физические и умственные способности, внешность, брак по расчёту, место жительства, национальная или религиозная принадлежность и т.д.

Факторы мобильности малой группы: общность интересов членов группы, наличие сильного лидера, личные способности основного состава группы, благоприятствующее законодательство, экономическая стабильность, ментальность населения и т.д.

Факторы мобильности большой группы: социальная революция, в ходе которой кто был никем, стал всем, междуусобная борьба внутри “элиты”, становление нового государства, демократичность общества (эмансипация женщины), военные перевороты и др.

) По волеизъявлению мобильность бывает добровольной, вынужденной и принудительной.

Добровольная мобильность совершается под влиянием значимых ценностей, например, богатства (“золотая лихорадка”), романтики (“а я еду за туманом и за запахом тайги”), семьи (создание новой или воссоединение ранее существовавшей).

Вынужденная мобильность совершается при неудовлетворительных условиях жизни: безработица, безземелье, плохой климат, перенаселённость, экологическая опасность, террор со стороны религиозных или националистических фанатиков и др. Не будь таких обстоятельств, возможно, человек никуда бы ни уезжал. Вынужденная мобильность часто имеет положительное историческое значение. Благодаря ей происходили многократно колонизации неосвоенных ранее земель, например, древние греки колонизовали Северное Причерноморье.

Принудительная мобильность происходит по независящим от воли субъекта обстоятельствам. Солдат служит там, куда его направят, заключённый отбывает срок, не выбирая колонию, административно ссыльные лица и выселенные народы живут вне своей родины.

4)По возрасту мобильность бывает внутрипоколенная и межпоколенная.

Внутрипоколенная мобильность - это изменение положения лица в пределах одного поколения. Она предполагает сравнение положения данного лица с достижениями лиц своего возраста и круга (одноклассниками и однокурсниками). Встречи таких лиц после длительного перерыва неизбежно превращаются в смотр достижений за прожитые годы. Такой смотр хорошо показан в фильме “Однажды двадцать лет спустя”.

Межпоколенная мобильность есть изменение положения лица одного поколения в сравнении с положением лиц предшествующего и последующего поколений. Родители всегда хотят, чтобы дети пошли дальше их и заняли более высокое положение в общество. На уровне обыденного сознания действует “закон прогресса”. Реально дело обстоит иногда в соответствии с пожеланиями родителей, иногда дети остаются на их же уровне, иногда происходит падение “вниз” Данный вид мобильности наиболее интенсивен в годы бурных социальных изменений.

Каналы социальной мобильности:

В социальной динамике важное место занимают пути и способы перемещения лиц и групп в социальном пространстве и времени. Наибольшее значение они имеют в вертикальной мобильности, за что П.Сорокин назвал их “каналами вертикальной циркуляции”, “лифтами”. Чаще всего такими “лифтами” являются социальные институты. Они возносят лица и группы “вверх” или “вниз”.

1) Политические партии. Немало известных политических деятелей делали карьеру в партии. Например, консервативная партия Великобритании вознесла из безвестия на вершину власти Маргарет Тэтчер, ставшую лидером партии, потом премьер-министром. Особое значение имела партийная принадлежность в СССР. Партия представляла собой государство, поэтому всякий, кто продвигался вверх или хотя бы пытался реализовать своё право на труд в общественных науках, непременно должен был иметь “красную книжку”, т.е., партийный билет. После 1991 г. те, кто восхвалял социализм, стали поборниками “рыночной экономики”, те, кто боролся против “буржуазного национализма” стали крутыми патриотами Украины. Видимо, если бы, не дай бог, Украину завоевала Турция, они стали бы первыми мусульманами.

2) Органы госбезопасности. Из данных органов путь во власть происходил главным образом в тоталитарных государствах или в переходный период от тоталиталитаризма к демократии. Один из руководителей КГБ СССР Ю.А.Андропов стал фактическим главой государства, а в 1999 г. руководитель ФСБ России В.Путин становится премьер-министром, затем президентом страны.

3) Вооружённые силы. Военные во все времена занимали исключительное положение в обществе. Из 92 римских императоров 36 были нижними чинами в армии, из 65 византийских императоров 12 были военными. Наполеон и его маршалы выдвинулись из низов общества. Президенты США Грант, Вашингтон, Эйзенхауэр были военными. В Боливии количество лет независимости не намного превышает количество военных переворотов, эти перевороты одно время даже включали в программы туристических поездок. В ряде государств Латинской Америки, Азии и Африки военные занимают ключевые позиции в государстве.

4) Наука. При наличии “царя в голове” и умению ладить с власть предержащими некоторые личности заняли высокое положение в обществе.

3) Бизнес. Благодаря личным способностям (не только интеллектуальным), кошелькам родителей некоторые индивиды возносятся из грязи да в князи. Их лица можно часто видеть по телевизору.

6) Образование. Позволяет занять более высокие должности, чем это позволено лицам с более низким уровнем образования. Роль образования неодинакова в различные исторические эпохи. Она высока на фоне всеобщей неграмотности и низка при массе обладателей дипломов. Сейчас диплом сам по себе не гарантирует места под солнцем.

7) Социально неравные браки. Заключается обычно между людьми, занимающими различные ступени социальной иерархии. Данный “лифт” возносит наверх обычно её, а не его.

Имеются и другие каналы социальной мобильности. Имеет значение не только их содержание, но и “длина”, то есть, длительность пути от начала “канала” до его конечного пункта. Стартовые позиции у разных людей неодинаковы: один премьер происходит из лордов, другой - из служащих. Длина карьерного пути свидетельствует об интенсивности мобильности, скорости продвижения в высшие или средние сферы. Вчерашний босоногий мальчишка стал академиком или генералом. Внутрипоколенная мобильность почти максимальна. Иные к этим вершинам идут в течение нескольких поколений.

Процесс социальной мобильности характеризует общество в целом или отдельные социальные группы. С точки зрения мобильности они оцениваются как открытые, так и закрытые.

Открытое общество предоставляет каждому индивиду возможность проявить свои способности и в зависимости от них занять подобающее ему место. Постоянно открытым может быть лишь подлинно демократическое общество. Временно открытым является общество, переживающее время социальной революции или кардинальных реформ. Как только обстановка стабилизируется, общество “закрывается”. Ещё короче период открытости у социальных групп. Некогда дворяне в России были презренными службистами в глазах бояр. Но с падением боярского сословия, “приём” в класс дворян прекратился. Теперь уже оказалась недостаточно отличиться на службе царя, надо было ещё обладать “родословной”. В настоящее время заканчивается приём в ряды “новых русских” или “новых украинцев”. Они пополняются уже за счёт собственных отпрысков.

Закрытые общества характерны минимальной социальной мобильностью. Это первобытные племена, этнические группы (цыгане), религиозные секты, касты в Индии и др. Закрытыми являются общества в масштабе государств: эмираты Персидского залива, княжество Бутан, султанат Бруней. Частично закрытыми являются сытые государства Западной Европы и Северной Америки. В годы “холодной войны” они истолковывали права человека исключительно как права на эмиграцию. С распадом советского государства они стали жёстко лимитировать приток эмигрантов, принимая главным образом высококвалифицированные кадры.

 

7. Законы общества

 

Слово "закон" имеет не только юридическое, а и социологическое значение. Юридические законы субъективны, они создаются людьми, социальные законы - результат бессознательных (по отношению к самому закону!) действий некоего множества людей. Они объективны, то есть, не могут быть отменены или хотя бы изменены усилиями отдельного человека и самых властных кругов общества. Закон можно лишь познать и, познав, разогнать тучи над городом. А коль уж дождь пойдёт, не остановить поток текущей воды. Вопрос о существовании законов общества традиционно вставал перед человеком, способным анализировать явления прошлого и настоящего. Он формулируется следующим образом: существует ли в ходе событий какой-либо порядок или история зависит лишь от произвола великих личностей и роковых случайностей? Это мировоззренческий подход к данной проблеме. Что же касается социологического подхода, он проявился лишь в новое время, в эпоху восходящего развития класса буржуазии. В то время слово "закон" становилось таким же популярным, как и слово "прогресс". Во второй половине XIX века понятие закона (как и прогресса) всё чаще подвергается критике, в XX веке - остракизму. Дискредитации понятия закона в большой степени способствовала его идеологизация в марксизме. Согласно взглядам К.Маркса и Ф.Энгельса, в силу действия общественных законов необходимо, в результате социалистической революции, произойдёт смена общественно-экономических формаций, и капитализм сменится социализмом. Общественные законы, будто бы, работают на социализм. Однако законы нейтральны по отношению к человеческим интересам и не учитывают планов революционеров.

В критике понятия закона, которое вовсе не предназначено для использования идеологами поначалу отрицается возможность познания законов истории, потом аргументы против закономерностей в истории переносятся на общественные законы вообще. Обществоведы отреклись от закона в угоду западной моде. Они не приводят каких-либо собственных аргументов, видя высшую доблесть в пересказе книг западных авторов. Отрицание собственно исторических законов имеет под собой некоторое основание. Действительно, общественные явления прошлого и настоящего уникальны и неповторимы. Если не убирать из истории имена, детали, особенности, оттенки, нюансы, то она оказывается неповторимой. А там, где присутствует нечто неповторимое, где нет ничего общего, о закономерности не может быть и речи. В этом смысле прав, недавно умерший известный философ современности Карл Поппер: "С нашей точки зрения действительно не может быть никаких исторических законов. Обобщение принадлежит к таким научным процедурам, которые следует строго отличать от анализа отдельного события и его причинного объяснения. Задача истории как раз и заключается в том, чтобы анализировать отдельные события и выяснять их причины. Те, кого интересуют законы, должны обращаться к обобщающим наукам (например, к социологии)". К. Поппер не учитывает лишь того, что историк может быть в одном лице и социологом. В этом случае конкретные особенности изучаемых явлений станут иллюстрациями действия закона. Но, как видим, даже К.Поппер не отрицает возможности законов, открываемых социологией и другими общественными науками. Его же отечественные последователи идут дальше и не допускают существования каких-либо законов в обществе.

Опровержение существования законов в обществе начинается с того же пункта, что и их отрицание в историческом процессе - с тезиса о неповторимости общественных явлений. Утверждается, что нет двух абсолютно одинаковых явлений, поэтому между ними не может быть закономерной связи. Тезис это плох тем, что и в природе нет двух абсолютно одинаковых явлений: планет, месторождений полезных ископаемых, ураганов, даже цветков, однако, возможность действия законов в данной области не отрицается. Между общественными явлениями, несмотря на разный состав участников, время и место действия и другие особенности, имеется немало сходного. Например, одно из самых динамичных явлений -война - где бы она ни проходила, всегда означает гибель людей, огромные материальные затраты, горе и несчастья тысяч и миллионов людей. Так ли уж нет ничего сходного между войнами? Думается, исследователь найдёт в истории войн немало материала для обобщений.

Другое распространённое возражение против существования общественных законов сводится к парадоксу свободы воли. Утверждается, что если - законы познаваемы, то люди, познав их, сумеют повлиять на условия законов, и они (в случае негативных последствий их действий) не состоятся. Этот аргумент также слаб. Люди способны познавать законы природы, например законы Кеплера, но не могут их отменить. Не намного лучше дело обстоит и с общественными законами. Люди познали закон стоимости, но кому удалось его отменить? Невзирая на отношение к нему людей, этот закон по прежнему регулирует обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественного труда. В некоторой мере люди способны изменять условия действия закона, однако эта мера невелика. Условия формируются и нарастают годами и десятилетиями, охватывают обширные массивы социальных отношений, и ни индивиду, ни социальной группе не под силу их изменить, не говоря уже об их отмене. Признавать закон - вовсе не значит быть фаталистом. Состав условий закона неоднороден, одни условия изменить человеку не под силу (например, природные или крупномасштабные социальные условия), другие он способен хотя бы частично изменить, противопоставив им знания и волю. Так, познав причину экономического кризиса 1929 - 1933 годов, люди больше не допускают этого явления. Познание условий ещё до того, как они стали достаточными, позволяет предотвратить некоторые нежелательные моменты в обусловленном ими явлении. Кроме того, познание закономерной связи явлений между собой позволяет, если не удаётся изменить их, приспособиться к ним, а это тоже свобода.

Сходства между явлениями предполагаю повторяемость связей между ними. Без повторяемости исторический процесс превратился бы в механическое нагромождение однократных и неповторимых явлений, в совокупность случайностей, лишённых внутреннего единства. Идя далее, логично предположить, что без повторяемости существенных черт явлений общественная жизнь была бы невозможной. Действия людей и результаты этих действий не могут быть всякий раз иными и непохожими на предыдущие. Природа дала человеку весьма ограниченный набор возможностей, из которых он может комбинировать свою деятельность. Выйти за пределы этого набора человек не может и потому повторяемость в его деятельности неизбежна. Обыденное сознание фиксирует повторяемость явлений природы и общества. Первое проявляется в приметах, второе в жизненном опыте. Теоретическое сознание выделяет два вида повторяемости: 1)повторяемость явлений в одном и том же обществе в разные моменты времени; 2)повторяемость сходных явлений в разных обществах в одну или разные эпохи.

Второй вид повторяемости очень плохо даётся людям, привыкшим видеть действие законов лишь в природе. Им кажется, что общественный закон, если он существует, должен воспроизводиться в любом обществе так же, как законы Ньютона в механике. Повторяемость в обществе предполагает меньше сходств, чем повторяемость в природе, однако она весьма распространена. Так, например, становление капиталистического способа производства привело во всех странах к появлению сходных политических учреждений и идей, сходных правовых кодексов, образа жизни и "массовой культуры". Постсоветские народы отброшены сейчас на сто лет назад и повторяют сейчас то, что было характерно для России начала XX века, хотя и на более высоком уровне развития науки и техники и с новыми эстрадными "звёздами". Пример второго типа повторяемости даёт германская Реформация XVI века. В других европейских странах она имела ту же причину (гнёт папского престола), те же идеи, те же методы, те же сложности и привела к аналогичным результатам во Франции, в Голландии, Англии, Шотландии и Швейцарии.

Некоторые из явлений становятся условиями того или иного закона. По отношению к данному закону более или менее быстро формируется набор условий. Условиями они называются потому, что каждое из них необходимо для данной закономерной связи. Как для роста растения необходимыми условиями выступают тепло, свет, вода, минеральные вещества и само семя растения, так и для возникновения закономерного явления необходим определённый набор условий. Последнее по времени образования условие не только необходимо, а достаточно. Оно сообщает свойство достаточности всем другим необходимым условиям. Они взаимодействуют друг с другом, а результат взаимодействия - закономерное явление. Совокупность условий есть причина, а явление - следствие. Закономерное явление есть результат связи необходимых условий между собой. Связь эта выражает в каждом условии самое существенное относительно будущего явления. Например, политологи сформулировали закон: революции задумывают гении, осуществляют их фанатики, а плодами революций пользуются проходимцы. Опыт всех насильственных революций от французской конца XVIII века до Октябрьской 1917 года подтвердил этот закон. Из набора условий революции закономерную связь создаёт только самое важное в них: низы не хотят жить по старому, а верхи не умеют править по новому, обнищание масс выше обычного. Всё остальное - имена, лозунги, программы, нравы и прочее не имеют существенного значение. Когда складывается набор необходимых условий (не только трёх, указанных в данном примере), явление уже не может не произойти. Его можно лишь обставить теми или иными декорациями, смягчить, упростить и т.д. Но пока складываются условия, пока зреют гроздья гнева, немногие люди способны предвидеть, что же станет последним необходимым и достаточным условием будущего явления. Итак, закон есть существенная, необходимая, повторяющаяся связь между условиями, порождающими данное явление.

Условия закона характеризуются тремя параметрами: содержанием, количеством и масштабом. В зависимости от содержания условий законы действуют в области экономики, политики, культуры и других областях. Соответственно этому они называются экономическими, политическими и др. Количество необходимых условий, в особенности представляющие разные стороны жизни общества, характеризует уровень сложности закона. Показателем масштабности условий выступает количество людей, вовлечённых в сферу действия закона. Статистики участия людей в осуществлении какого-либо закона не существует, однако интуитивно люди определяют область действия закона. Так, например, основной нравственный закон ("золотое правило нравственности") в крайне упрощённой формуле гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе (негативная форма). Или: делай другому то, что хотел бы, чтобы сделали себе (позитивная форма). Этот закон проистекает из наиболее фундаментальных условий жизни людей, не взирая ни на какие различия между ними, и потому есть закон общечеловеческий. Правда, можно возразить, что далеко не всегда люди его соблюдают и в этом смысле, будто бы, отменяют его. Дело в характере данного закона - он статистический. Действительно, некоторое число несоблюдений закона возможно, однако, если бы это число превысит некую меру, жизнь человека разумного стала бы невозможной. Люди это понимают или даже скорее чувствуют, поэтому, желая собственного благополучия, они уважают права других себе подобных. Следует отметить, что в качестве условий некоторых общественных законов выступают явления природы, усложняющие и без того непростое сочетание собственно социальных условий. Так, например, нехватка нефти порождает "многовекторность" в политике, засуха поднимает цены на продовольствие, а наводнения смывают не только мосты на реках, но и надежды правительств на рост национального дохода.

По разным основаниям законы делятся на те или иные виды. Из всех оснований целесообразно выделить два: 1)по способу осуществления закона; 2)по последствиям действия закона для области породивших его условий, в конечном счёте, для всего общества. По первому основанию законы делятся на динамические и статистические. Динамические законы - это законы однозначной связи явлений, когда совокупность необходимых и достаточных условий в краткий период времени неизбежно производит обусловленное явление. Вероятность наступления обусловленного явления равна единице. Естествоиспытатели открывают или используют как раз такие законы. Имеются они и в общественном развитии. На один из таких законов указывал Ф.Энгельс: "Там, где уцелел древний общинный быт, он всюду, от Индии до России, служил целые тысячелетия основой самых грубых форм восточного деспотизма. Только там, где он распался, самостоятельное развитие пошло вперёд". В действии данного закона (закона древнего деспотизма) нет вариантов. Как только появляется нечто общее, тут же находятся люди, которые не прочь распорядиться этим общим, разумеется, в своих интересах. Этот закон проявился в модели казарменного социализма с его "общественной" собственностью от восточной Германии до северной Кореи. В качестве динамического можно привести пример закона, установленного политической мыслью: без оппозиции нет демократии. Явление демократии однозначно порождается следующими условиями: 1)стремлением людей к свободе; 2)несовпадение интересов различных групп населения; 3)правовым регулированием политических отношений; 4)примерным равенством борющихся политических сил. Как только складываются отмеченные условия, возникает демократия. Особе значение в современных условиях постсоветских стран имеет последнее условие - примерное равенство политических сил. Его отсутствие профанирует демократию. Западные наблюдатели, видя протестующих демонстрантов с плакатами, умиляются. Вот, мол, наконец, и в эти страны пришла демократия. Сами по себе демонстрации - лишь тень демократии, да и демонстрантов иногда нанимает та власть, против которой они, якобы выступают. Вряд ли, наблюдателям известен новый вид заработка - участие в демонстрациях. Динамичность закона всегда проявляется в связи права с религией: право тем эффективнее, чем сильнее его связь с религией. Наиболее эффективен, видимо, шариат - синтез ислама с государственным правом.

В отличие от динамических законы статистические - это законы неоднозначной связи явлений, когда совокупность необходимых и достаточных условий производит не само явление, а связь между ними. Вероятность этой связи меньше единицы, но близка к ней. Падение монеты в земных условиях неизбежно, но невозможно предсказать заранее, выпадет она "орлом" или "решкой". Вероятность падения монеты в каждом варианте равна 0,5. После, сотни бросков соотношение может быть 53 "орла" и 47 "решек", после тысячи - 520 и 480, после десяти тысяч - 5100 и 4900 и т.д. Чем больше бросков, тем ближе статистическая тенденция к вероятности единичного броска - 0,5, к динамическому закону. Несколько сложнее проявится статистическая тенденция при бросках шестигранного кубика при игре в лото. Нечто подобное происходит и с общественными законами. Один из них сформулировал К.Маркс: "Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. И как раз тогда, когда люди будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто ещё небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освящённом древностью наряде, на этом заимствованном языке разыгрывать новую сцену всемирной истории". Статистичность данного социально-психологического закона проявляется в том, что в его осуществлении принимают не все творцы всемирной истории. Обращение к духам прошлого характерно для буржуазных революций, но отсутствует в революциях социалистических. Тут то как раз "мы старый мир разрушим до основанья, а затем…" Статистичность закона проявляется в динамике народонаселения. Например, рост народонаселения в странах Востока определяется такими условиями как низкий уровень развития производительных сил и религия. Первое условие предопределяет низкие уровень и качество жизни, второе - запреты на прерывание беременности. В результате наложения этих условий в духовном плане появляется традиция продолжения рода, в материальном плане дети являются и мерилом богатства и страховкой против высокой детской смертности. Поэтому население растёт очень быстро и представляет собой одну из глобальных проблем современности. Примечательно, что эта проблема имеет ясно выраженную классовую окраску. Данная закономерность роста населения характерна не только для Азии, но и для Африки и Латинской Америки. Проявляется она в семьях с хронически низким уровнем доходов. Однако можно ли сказать, что все бедняки стремятся к увеличению численности своих детей? Отрицательный ответ очевиден. Существуют и менее масштабные условия, препятствующие производству детей: болезни, планы на будущее и др. Для большинства семей эти особенные причины отсутствуют, поэтому они включаются в исполнение закона роста народонаселения. Статистический закон проявляется в виде тенденции, а тенденция - одно из средств прогнозирования будущего. В литературе существуют мнения о том, что все общественные законы выступают в виде тенденции. Это не вполне обоснованное мнение, так как определение закона как динамического или статистического предполагает выделение "единицы наблюдения". Такой единицей в приведенном К.Марксом законе является революция, в законе народонаселения - семья. Большинство семей "участвуют" в его выполнении, меньшинство предпочитают иную линию поведения. Однако, если рассмотрим приведенный выше пример закона демократии, тут в качестве "единиц наблюдения" выступают сами условия. Они адресуются всем людям вместе взятым и никому в отдельности. Чем и обусловлен динамический вид закона.

По второму основанию законы делятся на законы функционирования и законы развития. Законы функционирования - это связи, выражающие частичные изменения в условиях законов, которые не приводят к изменению всей системы условий. Поскольку всё, в том числе и общество, находится в непрерывном движении, то изменяются с течением времени и условия существования общества. Функционирование есть изменение системы (в данном случае общественной) в пределах её неизменного качественного состояния. Функциональным, например, является закон стоимости в обществе с товарным хозяйством. Такова же природа закона соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. При повышении квалификации работников и усовершенствовании орудий труда и инфраструктуры необходимо должны "подтягиваться" производственные отношения с тем, что дать простор новому циклу развития человека и вещных элементов производительных сил. В этом суть многих реформ в экономике и управления нею. Закон соответствия вовсе не предполагает революционного изменения общества, это закон эволюции.

Законы развития - это связи качественного изменения системы условий, породивших данный закон. Развитие есть качественное изменение любого объекта в той или иной системе координат. В пять лет я умел различать буквы, в шесть - составлять слова, в семь - читать и писать. Так во временн¢ом контексте фиксируется духовное развитие ребёнка. Вне какого-либо контекста бессмысленно говорить о развитии. Законы развития действуют не только в природе, а и в обществе. Они всегда означают появление чего-то нового. Так, например, обезземеливание крестьян обычно приводило к появлению новых социальных групп или пополнению уже существующих. В древнем Риме II - I веков до нашей эры этот процесс привёл к возникновению городского плебса а в новое время, в эпоху первоначального накопления капитала, - к формированию работников нового типа - пролетариев. Законом развития можно назвать и появление неформальных организаций. Столь модные и подающие надежды в годы так называемой "перестройки" эти организации не были ранее неизвестным явлением. Как только складываются необходимые условия - тоталитаризм, необходимость в существенных переменах и наличие достаточно смелых образованных людей - неформальные организации возникают в качеств одной из форм оппозиции действующей власти. Так было и в эпоху Возрождения в Италии XV века, когда прогрессивно настроенные люди собирались на виллах для обсуждения жгучих проблем современности.

Знание действия тех или иных законов позволяет предвидеть недалёкое будущее, а это как раз то, ради чего существует наука.

 

8. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Девиантность есть отклонение поведения лица от установленных в данном обществе стереотипов, норм нравственности и права.

Строго говоря, девиантное, отклоняющееся поведение в той или иной мере присуще всем людям, поскольку нет человека эталонного поведения. Время от времени каждый из нас так или иначе “отклоняется” от общепризнанных или навязанных стандартов. Однако, девиантность связана со значимостью отклонения: под её определение подпадают как единичные, но значительные отклонения, так и менее значительные, но систематические отклонения.

Девиантность относительна в пространстве и времени. Что у одного общества “образец”, то у другого может быть “отклонением”. Древние спартанцы сбрасывали со скалы увечных младенцев, чего не практиковали Афины. Людоедство омерзительно, но и в наши дни человечиной балуются не только папуасы, а также и бывший император Центральноафриканской империи (теперь республика) Бокасса II (70-е г.г. XX в.) Во временном аспекте относительность девиантности так же очевидна. Нынешние барышни, вряд ли, могут себе представить, что пришлось бы пережить их бабушкам, явись они на улице в мини-юбке.

Девиантность принято оценивать отрицательно. В большинстве случаев это верно, хотя иногда девиантность получает и положительную оценку. Гений тоже девиант, но девиант добра, а не зла. Положительным девиантам приходится несладко, если они не обладают высоким социальным статусом (хотя и такой статус не всегда облегчает жизнь). Среди них встречаются люди, которых считали умалишёнными или, во всяком случае, “не от мира сего”. Умалишёнными считали испанского художника Гойю, “ненормальными” часто выглядели одиночки-новаторы.

Виды девиантности

1) Психологическая девиантность - это систематические отклонения в поведении лица от установившихся стереотипов поведения. Данный тип девиантности представляют лица с нездоровой психикой. Одни из них, представляющие опасность для окружающих, пребывают в медицинских учреждениях, другие живут среди “нормальных” людей. Психологические девианты ведут себя неадекватно поведению большинства, то есть, не отдают себе отчёта в своем поведении, сквернословят, впадают в историку, бредят и т.д.

2) Нравственная девиантность - это систематические отклонения в поведении лица от существующих норм нравственности. Этот вид девиантности не получил должного освещения в литературе. Видимо, он считается менее важным, чем правовая девиантность. Однако, нравственная девиантность почти всегда предшествует правовой и уже по одной этой причине подлежит изучению. Примеры «из жизни» иллюстрируют ее значимость. Мелкое воровство, хулиганство, самовольные захваты жилплощади и земли, незаконное строительство (“нахалстрой”) и т.п. примеры - на стыке нравственности и права. В то же время существуют факты, которые, вряд ли, право способно регламентировать: жестокость, чёрствость, равнодушие, неблагодарность и т.п. Особенно показательно растлевающее влияние некоторых биологических родителей на своих детей. С малых лет ребёнок видит грязь, пьянство, наркотики, разврат, а когда подрастёт, родители посылают его клянчить деньги на выпивку. Будь государство не так жестоко к детям, оно не позволило бы им проходить школу преступности и лишило бы отца и мать родительских прав.

3) Правовая девиантность - это нарушение лицом норм права или неисполнение их требований. В отличие от первых двух видов для фиксации правовой девиантности достаточно и одного эпизода нарушения или несоблюдения. В то же время незначительные правонарушения (переход улицы в неустановленном месте, несвоевременная оплата коммунальных услуг и т.п.) не относится к правовой девиантности. Вряд ли, проявлениями такой девиантности можно считать нарушение тех норм, которые индивиду неизвестны. Хотя незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, знают ли профессиональные юристы все нормы законов?

Причины девиантности

Будем считать в данном случае причиной последнее необходимое и достаточное для производства следствия условие. Такие условия разнообразны. Самым абстрактным объяснением девиантности можно считать противоречия биодуховной природы человека. Отклоняющееся поведение бессмысленно в мире животных и в мире ангелов. Ни те, ни другие не грешны. Грешен только человек, в котором постоянно борются животное начало и дух сознательного существа. Говоря конкретно, можно выделить некоторые причинные факторы:

1) Психическое заболевание.

2) Низведение человека до животного состояния. Во время голодомора на Украине некоторые матери поедали своих детей.

3)Дурное воспитание, встречающееся у представителей различных слоев населения, в сочетании с пассивностью или трусостью окружающих.

4)Тяжёлое материальное положение или боязнь его наступления.

5)Трудности адаптации, привыкания к образу жизни большинства населения.

)Стремление создать общество социальной справедливости.

Трудно указать все причины, но каковы бы они ни были, девиантность никогда не бывает фатальной. Из каждого тупика есть хотя бы один выход. Вероятностная сущность девиантности особенно актуальна в связи с генетическим детерминизмом, согласно которому некоторые лица обречены быть преступниками. Генетически может определиться стереотип поведения, тип психических реакций, повышающий вероятность преступления, но не сам факт преступления. Лицо со взрывным, холерическим темпераментом может стать не убийцей, а поэтом. С другой стороны, убийство способен совершить и меланхолик.

Девиантное поведение как момент социальной динамики не может существовать без противовеса. В противном случае динамика будет уже не социальной, а биологической. Таким противовесом является социальный контроль. Он известен ровно столько, сколько существует общество. С древнейших времён широко практиковались различные формы социального контроля.

Социальный контроль - это пассивный вид власти, являющийся реакцией на тот или иной факт девиантного поведения и состоящий в установлении запретов, ограничении деятельности, проверке исполнения, отчётах, наказаниях, а также во внедрении в сознание людей ценностей, идеалов, норм нравственности и права.

Одним из первых из социологов теорию социального контроля начал разрабатывать английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903). Главном средством контроля он считал страх. Страх перед мёртвыми поддерживает церковь, страх перед живыми - государство. Со времён Г.Спенсера теория социального контроля ушла далеко вперёд. Открыты новые формы и средства социального контроля. Это явление получило всестороннюю разработку. Примитивно убогим слово “контроль” осталось лишь в лексиконе чиновников, держащим ситуацию “под контролем”.

В принципе социальный контроль выходит за рамки связи с девиантным поведением. Он заложен в организации целеполагающей деятельности. Я хочу, чтобы данная задача решалась именно таким, а не иным способом. В выборе именно этого способа уже содержится контроль, так как отметаются другие способы решения задачи. Вторая часть приведенного определения показывает контроль как созидание, следовательно, как активный вид власти. Контролировать воспитание - это значит, прежде всего, воспитывать, а не только запрещать и наказывать.

Когда же социальный контроль связывается с девиантным поведением, он является пассивным видом власти. Его власть не созидающая, а устанавливающая рамки созидания. Наказание, которое так часто понимается в качестве контроля, само по себе не столько месть за уже совершенное “отклонение”, сколько гарантия от будущих отклонений.

Студенты-юристы обычно склонны считать субъектом социального контроля государство. Это верно, но лишь отчасти: контроль то называется социальным, а не государственным. Поскольку в семье индивид впервые сталкивается с контролем над своим поведением, то, естественно, члены семьи являются субъектами контроля. Имеются в виду не только родители, бабушки-дедушки, а и дети. Они также контролируют поведение родителей. Скандал, устроенный ребёнком по поводу отказа купить игрушку, скорректирует поведение родителей сейчас, и они уж обязательно купят игрушку в следующий раз. Повзрослевшие дети более существенно контролируют поведение родителей, хотя по-прежнему зависят от них материально.

Весьма действенным субъектом социального контроля является трудовой коллектив, особенно, по части нравственной девиантности Субъектами контроля выступают друзья, товарищи, соседи, политические партии, организации, администрация на мостах, территориальная община, церковь и др. Девиантное поведение - это проверка эффективности социального контроля. В конце каждого акта такого поведения возникает вопрос: кто кого? Или же “сыграли вничью”? “Победа” девиантности есть проигрыш общности или общества, за исключением положительной девиантности. Напротив, действенность социального контроля - залог жизнеспособности общности или общества.

 

. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

Социальные конфликты - важный момент социальной динамики. Они существуют так давно, как давно существует человечество. Конфликты получили отображение в литературе, фольклоре, в экономических, исторических, политических, правовых и др. науках. В той или иной форме, в той или иной мере конфликт - элемент различных теорий. В социологии в силу её особой истории теоретические интерпретации конфликта возникли позже, чем в других науках. Наиболее полное теоретическое выражение явление конфликта получило во второй половине XX века.

Становление теории конфликта (конфликтологии) происходило в борьбе с распространённым на Западе функциональным подходом в социологии. Сущность этого подхода заключалась в том, что нормальным состоянием общества как системы считалось равновесие между её элементами. Равновесие, стабильность - функция социальной структуры данного общества. Нарушение равновесия - явление ненормальное, дисфункция. Социальная структура здорового общества быстро устраняет дисфункцию и возвращается в “нормальное” состояние. Виднейшие представители структурно-функционального анализа в социологии - американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон.

Однако, вторая мировая война, региональные и локальные войны, этнические и религиозные распри породили сомнения в нормальности как стабильности, так и конфликтов. Многочисленные исследования в социологии и других науках показали, что конфликты - диалектическая противоположность стабильности, они имеют место во всех общностях людей от семейного быта до большой политики. Учёные различным образом объясняют природу конфликтов. Один из известных представителей теории конфликта германский социолог Ральф Дарендорф считал причиной конфликтов сопротивление существующим в любом обществе отношениям господства и подчинения. Но какие бы ни предлагались версии конфликта, несомненно, одно: конфликты неустранимы по причине биодуховной природы человека. Отсюда следует, что их бессмысленно отвергать, не признавать и т.п. - их надо изучать и делать надлежащие выводы. Повторяемость причин конфликтов - явная предпосылка возможности открытия законов динамики данного явления.

В последние десятилетия бурно развиваются политическая, юридическая, этническая и др. конфликтологии.

Социальный конфликт - столкновение интересов социальных субъектов(/от индивида до группы государств) по поводу жизненно важных для них объектов.

Виды социальных конфликтов

Конфликты делят по различным основаниям, из которых наибольший интерес представляют следующие:

) По субъекту конфликты бывают межличностными, между малыми группами, между индивидом и малой группой, между большими социальными группами, между малыми и большими группами, между представляющими большими социальные группы партиями и организациями, между государствами и группами государств.

2) По объекту, поскольку без предмета общих притязаний конфликты не бывают; такими “предметами” являются:

а) человек (ребёнок как предмет усыновления-удочерения, любимый-любимая, вор, человек, унизивший достоинство др. человека и т.п.)

б) материальная собственность (земля, дом, квартира, деньги, ценные бумаги, всё, что составляет наследство и др.)

в) интеллектуальная собственность (технологии ноу-хау, кино- и видеоматериалы, музыкальные произведения и др.)

г) религиозная вера (раздоры по поводу толкования догматов веры, культа, церковной собственности и др.)

д) условия и оплата труда (условия, по мнению одной из сторон конфликта неудовлетворительны, оплата низка и т.д.)

е) территория иностранного государства, которая, по млению другой стороны данному государству не принадлежит

ж) должность выгодная и престижная, за которую борются некоторое число претендентов.

з) награда, которая, по мнению одной из сторон конфликта является незаслуженной.

Невозможно перечислить все объекты, из-за которых возникают конфликты, можно указать лишь наиболее типичные. В разнообразии объектов просматривается лишь логика непосредственной связи объекта с актуальными в данное время потребностями или желаниями субъекта. Хотя все понимают важность ориентации на стратегические интересы, всё же практически ориентируются лишь на ближайшие интересы. Так, например, все понимают, что нельзя загрязнять окружающую среду, многие - от дачника до директора завода - действуют по принципу “после меня хоть потоп”.

)По содержанию деятельности конфликты бывают экономические, политические, экологические, научные, религиозные, бытовые, судебные, спортивные, трудовые и др.

4)По доминирующим мотивам бывают эмоциональными и рациональными. Мотив - это “субъективная причина” действия, то есть то состояние психики человека, с которым он вступает в конфликт. В эмоциональном конфликте господствует логика чувств, а не мыслей. Непременно деление всех причастных к конфликту на “своих” и “чужих”, нейтралитет не признаётся. Рациональные конфликты охватывают рассудочную сферу, они характерны постановкой “стратегических” целей и далеко идущих планов. В рациональных конфликтах “блюдо мести должно быть холодным”. Как у графа Монте-Кристо.

Стадии протекания конфликта:

Сочетание даже небольшого числа оснований конфликтов даёт большое разнообразие конфликтов. Но как бы они ни были разнообразны, всем им присуща повторяемость основных моментов в протекании данного явления. Представляется возможным выделение трёх стадий конфликта.

1) Начало конфликта. Столкновение интересов фактически бывает всегда, но само по себе столкновение не всегда превращается в конфликт. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения часто претерпевается стороной возможного конфликта. Она либо смиряется с несправедливостью, либо ждёт своего часа, затаив обиду. Собственно конфликт начинается с определённых действий, которые направлены против интереса другой стороны. Действия таковы: анализ аргументов своих и противника, поиск союзников конфликта, “разведка боем” и др. Главные действия - впереди.

2) Кульминация конфликта. Происходит демонстрация аргументов своих и критика аргументов противника. Применяются действия как открытые, так и скрытые. Умелые дуэлянты используют любимый метод - провокацию. Он предназначен для оправдания своих действий в глазах “общественного” мнения или для того, чтобы подтолкнуть противника на ошибочные действия. Примеры: начало первой и второй мировых войн.

Конфликт требует большого количества энергии, чтобы участвовать в нём надо иметь хотя бы хорошее здоровье, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий - критической точки. По её прохождение конфликт быстро идёт на убыль, а если и продолжается, то лишь благодаря тем, кто подливает масла в огонь. Война Ирана и Ирака длилась с 80-о г.г XX в. восемь лет...

3)Разрешение конфликта. Имеет три наиболее вероятных варианта: 1)уступка одной из сторон, заканчивающаяся либо подчинением проигравшей стороны, либо её уничтожением (заказное убийство, геноцид); 2)компромисс как результат равенства сил конфликтующих сторон; 3)участники конфликта сами становятся жертвами 3-й стороны, не принимавшей ранее участия в конфликте. “Обезьяна сидит на горе и смотрит на борьбу тигров в долине…”(китайская поговорка).

 

. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Социальная динамика рассматривается не только с процессуальной, но и с результативной стороны. Любой процесс в любой данный момент времени может рассматриваться с точки зрения достигнутого результата. В этом плане социальные процессы - процессы общения людей между собой - могут и должны рассматриваться не только с позиций движущих сил, а и с позиций достигнутых результатов деятельности людей. Одним из выражений результативной стороны процессов является качество жизни большинства населения.

Понятие качества жизни инициировано не учёными-социологами, оно возникло, видимо, стихийно. После второй мировой войны города многих стран-участниц войны были разрушены, почти все средства направлялись на восстановление экономики, а не на благосостояние людей. Превосходство США в производстве и потреблении материальных благ стало очевидным. Оно породило гордость американцев за свою страну и требовало адекватного теоретического оформления. Так возникает понятие качества жизни - состояние общества, которое достаточно точно выражалось словом “благосостояние”. Но поскольку связь благосостояния с его количественной характеристикой была неопределённой, более точным оказалось слово “качество”.

Позже слово “качество” применительно к человеческому существованию проникло и в лексикон политиков. По свидетельству американского социолога С.Макколла, выражение “качество жизни” било впервые употреблено президентом США Линдоном Джонсоном в 1964 г. заявившим, что цели американского общества “не могут быть измерены размером наших банковских депозитов, они могут быть измерены качеством жизни наших людей”. По другим данным термин “качество жизни” был впервые употреблён Дж. Галбрейтом в 1958 г. в книге “Общество изобилия”.

Актуальность и обоснованность понятия качества жизни признавалась даже самыми ортодоксальными марксистами. Отрицать его было невозможно из-за слишком очевидного контраста речей идеологов и фактов жизни рядовых граждан. По этой причине понятие качества жизни оказалось в эпицентре идеологической борьбы Востока и Запада. Какой строй лучше? Демонстрация качества жизни давала ответ на этот вопрос. Американцы, приводя цифровые данные в среднедушевом потреблении материальных благ, считали себя лидером человечества, сформулировали идею “американской мечты” и полагали, что все народы мира завидуют им и стараются им подражать. Страна, производящая больше всех кока-колы и жевательной резинки требовала к себе почтения и благоговения. Советский Союз и его союзники со своей стороны пытались доказать, что не хлебом единым жив человек. Качеству жизни они противопоставили образ жизни (совокупность приносящих удовлетворение условий жизни данного народа). В условиях глобального кризиса социализма предпринимались судорожные попытки доказать превосходство социалистического образа жизни над буржуазным. Пусть “они” больше “нас” зарабатывают и потребляют, “мы” живём лучше за счёт нашего особого, неповторимого образа жизни. Да и в области балета мы впереди планеты всей.

Казалось бы слово “жизнь” несоединимо со словом “качество”. Жизнь есть жизнь, поблагодарим Бога за то, что он нам дал её и не будем роптать на невзгоды. Какие уж там качественные различия! Но и верующий человек, вряд ли, согласится с жизнью как биологическим существованием. Повседневная практика, смысл жизни подтверждают неоднородность, разнокачественность жизни. Есть жизнь, в которой человек счастлив, реализует себя полностью и есть иная жизнь - на нарах, с хлебом и чаем, матом и злой тоской. Различия видны невооружённым глазом. Это и есть, собственно, качества двух жизней. Они зависят от множества разных обстоятельств, которые сами по себе, но являются самоощущениями индивидов, но от которых зависят эти самоощущения удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью.

Качество жизни есть доступность необходимых человеку для его самореализации жизненных благ.

В понятии качества жизни фиксируется лишь факт доступности каких-либо материальных благ, необходимых для биологического и духовного развития человека. Жизненные блага включают в себя не только материальные предметы (пищу, одежду, обувь, жилище, транспортные средства и др.), но и условия существования: оптимальное законодательство, политический режим, состояние нравственности, свободу совести, личная безопасность, экологический баланс и др. Доступны ли человеку указанные предметы (вопрос совсем не риторический!), существуют ли желаемые социальные условия? - так стоят, не касаясь количественной стороны, вопросы качества жизни.

Понятие качества жизни нередко толкуют упрощённо. Акцент делается на слове “качество”, а не на том, чему служит это качество. Отсюда качество понимается как совокупность материальных благ, всё остальное неважно. Были бы деньги, остальное приложится само собой. Марксисты были правы, критикуя такую позицию. Да и в американской социологии был осознан данный факт. С.Макколл писал в 1975 г.: “...многие люди чувствуют, что современное индустриальное общество, несмотря на то, что оно достигло значительных успехов в том, что касается изобилия, коммуникации и отдыха, не сделало сколько-нибудь значительного прогресса в улучшении человеческой судьбы в целом, что перспективы человечества сейчас менее привлекательны, чем 25 лет назад. Интерес к качеству жизни представляется поэтому в такой интерпретации: желание чего-то лучшего или ностальгию по чему-то потерянному”. Возможно, сказалось пресыщение американцев, однако, недооценка духовной составляющей качества жизни налицо.

Что же касается количественной стороны качества жизни, она выражается понятием “уровень жизни”.

Уровень жизни - это количество необходимых человеку жизненных благ в единицу времени и степень развитости необходимых социальных условий в данный момент времени.

Под уровнем жизни понимается лишь первая часть определения, вторая же часть традиционно игнорируется. Причиной тому является количественная невыразимость изменения социальных условий. Действительно, крайне сложно измерить степень социальных изменений, но всё же косвенно можно судить о них. Так, например, до 1936 г. в СССР не было адвокатуры, а по принятии сталинской конституции oна возродилась. Оценить этот факт несложно, а количественно выразить можно по делам оправданных лиц. Не так давно депутата “избирали” из одного кандидата, а теперь “избираем” из двадцати.

В плане потребления материальных благ уровень жизни определяется на основе т.н. индикаторов - показателей пригодности для человека тех или иных обстоятельств его жизни. Известный аргентинский философ и социолог Марио Бунге, понимая качество жизни как благосостояние, писал: “Качество воздуха, которым люди дышат, и воды, которую они пьют, стоимость и качество пищи, которую они едят, размеры и качество их жилья, удовлетворение, которое они получают от семейной жизни и работы, степень участия в делах их сообщества, степень безопасности на работе и на улице, количество книг, которые они читают, театральные представления, которые они посещают, - все эти качества, вместе взятые, в принципе являются индикаторами качества жизни”. Отсутствие терминологической строгости не мешает М.Бунге понимать индикатор как наблюдаемую переменную, которая необходима, чтобы указать (или оценить) какую-то другую (обычно наблюдаемую)переменную.

Индикаторы, из которых выводится уровень жизни, ориентируются на какие-либо общественные или групповые ценности, которые обычно не совпадают. Некоторые лица в простоте душевной полагают свои личные ценности ценностями всего человечества. Практика постоянно опровергает такие представления. Американцы с удивлением обнаруживали, что в Азии не всё можно купить за деньги или за большие деньги. Выработка, выдвижение индикаторов проблематична, поскольку признаёт одни ценности и отвергает другие. Индийский социолог С.Дасгупта в 70-е г.г. подверг критике систему индикаторов качества жизни, ориентированных на западные ценности и предложил свои 48 индикаторов. Среди них: а)процент вегетарианцев в общей массе населения; б)процент людей, ограничивающих потребление одежды 15 м2 тканей в год; в)процент людей, живущих в хижинах и ведущих натуральное хозяйство и др. Мир хижинам, война дворцам...

Документы ООН всё же ориентированы на несколько иные ценности. Широкое распространение получило понятие “индекс развития человеческого потенциала”(ИРЧП), которое содержит в себе четыре парадигмы и предполагает три показателя.(Слово “парадигма” в данном случае можно понимать как “ориентир”).

Парадигмы:

)продуктивность - результат эффективной деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;

)равенство, понимаемое как равенство возможностей в реализации способностей и пользования благами;

)устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к возможностям цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;

)расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и их усилиями.

Данные парадигмы более объёмно представляют качество жизни, чем просто доступ к материальным благам. В конечном счёте ориентация на них должна привести к результатам, измеряемым тремя показателями: 1)ожидаемой продолжительностью жизни; 2)уровнем образования; 3)реальным душевым валовым внутренним продуктом (ВВП). Иначе говорят критерии таковы: здоровая жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.

ИРЧП - средняя величина, производимая от деления суммы всех индексов на 3. Например, для Израиля сумма трёх величин равна 2,271. Деленная на 3, она даёт индекс 0,907, что позволило Израилю занять 22-е место в мире. Россия в 1992 г. занимала 52-е место Украина 54-е, Беларусь - 42-е, Польша - 51-е. В последующие годы ситуация изменяется к худшему для постсоветских республик и к лучшему для Польши.

В 1998 г. Украина занимает уже 104-е место в мире из 174. Любопытно её сравнение с Грецией. По продолжительности жизни Украина получает индекс 0,708, Греция 0,876; по достигнутому уровню образования Украина 0,886, Греция 0,885; по уровню реального дохода на душу населения Украина 0,471, Греция 0,960. Сумма индексов - Украина 2,065, Греция 2,271. Делённые на 3, эти цифры дают ИРЧП для Украины 0,688, для Греции 0,907. Комментарии, как говорится, излишни. Правда, по данным за 2001 год Украина занимает 75-е место в мире из 175 государств.

В то же время области Украины также могут быть оценены по таким же критериям. По данным ООН ИРЧП в Киевской области самый высокий: 0,738 (81-е место в мире), а самый низкий в Закарпатской области: 0,581 (128-е место в мире). См. “Голос Украины”, 17.06.2000.

Обилие цифр порой затемняет суть дела, усложняет понимание явлений. ИРЧП называют не мерилом счастья, а лишь направлением развития и показателем того, насколько далеко ушли вперёд страны с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала. Данная оговорка необходима для понимания применимости средних цифр: они корректны лишь для сравнения равновеликих субъектов между собой и утрачивают смысл при сравнении разновеликих субъектов. Приведенное выше сравнение Украины и Греции характеризует население каждой страны как цельных, монолитных субъектов. В каждой из стран есть свои миллионеры и нищие, но их сравнение лишено смысла: получится по 500 тыс. на каждого... По данным ООН средний доход в Украине на душу населения в 2001 году составил 4350 долларов США. Учитывая массовую нищету в стране, можно представить как велика имущественная поляризация населения. Впрочем, не мы крайние: наибольший доход в Норвегии - 7376 долларов на душу населения и наименьший в Сьерра-Леоне - 470 долларов США. Украинское население, к тому же, живуче: средняя продолжительность жизни составила в 2001 году 69,2 года. Демагоги нередко пользуются именно средними цифрами для сокрытия реального положения дел. Как говорил Аркадий Райкин, температура больных в среднем по больнице такова… Зная свойства “средних цифр”, социологи пользуются и др. критериями, например, стоимостью “потребительской корзины” или структурой потребления. Если население одной страны тратит на питание более 80% своих средств, а население другой страны лишь 15%,это красноречивая демонстрация качества жизни в обеих страна. Ещё более примечательно соотношение доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных. Для Западной Европы это соотношение составляет:10-12: 1, ставится цель свести его к 3-4:1. (О показателе в Украине лучше не говорить). Общественное мнение, не жаждет уравниловки и принимает показатель неравенства лишь 3-4:1. Так сухие цифры показывают качество реальной жизни.

 

11. Прогресс и регресс общества

 

Людей издавна интересовали не только личные судьбы, но и судьбы общества, в котором они жили. Родовой строй и эпоха рабовладения понимали развитие общества как движение по кругу с возвратом в исходную точку (слово "революция", как астрономический термин первоначально обозначало именно такое движение). Всё повторяется (природные явления, смена дня и ночи, времён года, формы хозяйства, отношения людей, социальные институты и т.д.) и нет ничего нового в мире под луной. "Всё возвращается на круги своя", - говорится в Библии. Однако христианство разрывает этот круг и предлагает линейное понимание истории: от сотворения мира до страшного суда. Вся человеческая история располагается между этими двумя крайними точками.

Новое время характерно восторженным отношением к прогрессу, который однозначно связывается с развитием знания. Показательно мнение итальянского учёного и гуманиста Джироламо Кардано (XVI в.). “Как на первое из удивительных в моей жизни явлений...следует указать на то, что я родился в том веке, когда был открыт весь земной шар, тогда как в древности было известно не более 1/3 его....Есть ли что-нибудь более удивительное, чем пиротехника и человеческая молния, которая гораздо опаснее молнии небожителей? Не умолчу и о тебе, о великий магнит, ведущий нас по безбрежным морям в далёкие, неведомые края. Прибавим к этому ещё четвёртое открытие - изобретение книгопечатания; созданное руками людей, придуманное их гением, оно соперничает с божественными чудесами, ибо чего же ещё недостаёт нам, кроме овладения небом?”

Не отвергая линейного понимания истории, новое время усложняет его. В 1725 г. итальянский философ Джамбатисто Вико в книге “Основания новой науки об общей природе наций” выдвинул концепцию исторического круговорота. Каждый народ развивается по циклам, состоящим из трёх эпох: век богов (догосударственный строй, когда возникает семья, религия, письменность, зачатки права); век героев (господство аристократии, феодализма, кровавой классовой борьбы феодалов и плебейства); век человека (эпоха народных республик и “гуманной монархии”, расцвета городов и господства разума). За восхождением по этим ступеням следует упадок, возвращение к варварству и история начинается снова. Но повторение в новом цикле не буквальное, а видоизменённое: каждый новый цикл начинается на более высоком уровне. Идея повторяемости на качественно иной основе была доведена до логического совершенства Гегелем в его концепции спиралевидного развития всего существующего.

Новому времени присуще признание прогрессивного развития общества, твёрдая вера в светлое будущее человечества. Предостерегающие голоса, вроде голоса Ж.-Ж.Руссо, показавшего изнанку использования научных знаний, были заглушены дифирамбами прогрессу. На этой вере в лучшую жизнь вырос и марксизм. Если бы не его пренебрежение к природе человека, в особенности, непонимание роли частной собственности в судьбах людей и непонимание значения религии для человека, судьба марксистской доктрины, вероятно, была бы совсем иной. В средине XIX в. интерес к концепции прогресса в буржуазной философии, социологии, историографии падает. Необходимую для укрепления нового строя идеологическую роль данная концепция сыграла: мавр сделал своё дело, мавр может уходить. Тем более, что началась борьба буржуазии со своим вчерашним союзником - пролетариатом. Понятие прогресса стало считаться анахронизмом, подобно понятию монархии. Кроме того, противоречия нового строя породили скептицизм в отношении прогресса в любом общество.

В XX в. концепцию прогресса была призвана заменить концепция социальных изменений - невнятная, не имеющая чёткого категориального аппарата, скудная по содержанию и изобилующая тривиальностями вроде того,

Date: 2016-02-19; view: 1788; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию