Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца





Шварц развил новый теоретический и методологиче­ский подход к изучению ценностей. В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую он разра­ботал, лежат:

• концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей,

• концепция Шварца о мотивационной цели ценно­стных ориентации и универсальности базовых чело­веческих ценностей.

Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, ко­торые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдель­ные ценности в типы ценностей в соответствии с общ­ностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнару­живаемые во всех культурах, — это те, которые представ­ляют универсальные потребности человеческого сущест­вования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, вы­явленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских тру­дах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся


3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. Приведем краткое определение мотивационных ти­пов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

власть (Power) — социальный статус, доминирова­ние над людьми и ресурсами;

— достижение (Achievement) — личный успех в соот­ветствии с социальными стандартами;

гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувствен­ное удовольствие;

— стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

самостоятельность (Self-Direction) — самостоятель­ность мысли и действия;

универсализм (Universalism) — понимание, терпи­мость и защита благополучия всех людей и природы;

— доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

— традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

конформность (Conformity) — сдерживание дейст­вий и побуждений, которые могут навредить дру­гим и не соответствуют социальным ожиданиям;

безопасность (Security) — безопасность и стабиль­ность общества, отношений и самого себя.

Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

1. Власть (Power). Функционирование социальных ин­ститутов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель это-


Методика Шварца для изучения ценностей личности

го типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, обще­ственное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициоз­ный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как цен­ности власти (авторитет, богатство) подчеркивают дости­жение или сохранение доминантной позиции в рамках це­лой социальной системы.

2. Достижение (Achievement). Определяющая цель это­го типа ценностей — личный успех через проявление ком­петентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет со­держание этой ценности) в условиях доминирующих куль­турных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

3. Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данно­го типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

4. Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей являет­ся производным от организменной потребности в разнооб­разии и глубоких переживаниях для поддержания опти­мального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные со­циальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глу­боким переживаниям.

5. Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности


3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

мышления и выбора способов действия, в творчестве и ис­следовательской активности. Самостоятельность как цен­ность производна от организменной потребности в само­контроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защи­та благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей вы­живания групп и индивидов, которые становятся явно не­обходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциаль-ный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежа­щая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полез­ность, лояльность, снисходительность, честность, ответст­венность, дружба, зрелая любовь).

8. Традиции (Tradition). Любые социальные группы выра­батывают свои символы и ритуалы. Их роль и функциони­рование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выраже­нием единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, веро­ваний и норм поведения. Мотивационная цель данной цен­ности — уважение, принятие обычаев и идей, которые суще-


Методика Шварца для изучения ценностей личности

ствуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочес­тие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

9. Конформность (Conformity). Определяющая мотива-
ционная цель этого типа — сдерживание и предотвраще­
ние действий, а также склонностей и побуждений к дей­
ствиям, которые могут причинить вред другим или не
соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность
является производной от требования сдерживать склон­
ности, имеющие негативные социальные последствия
(послушание, самодисциплина, вежливость, уважение ро­
дителей и старших).

10. Безопасность (Security). Мотивационная цель этого
типа — безопасность для других людей и себя, гармония,
стабильность общества и взаимоотношений. Она производ-
на от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип
ценности безопасность (а не два отдельных — для группово­
го и индивидуального уровня). Связано это с тем, что цен­
ности, относящиеся к коллективной безопасности, в значи­
тельной степени выражают цель безопасности и для
личности (социальный порядок, безопасность семьи, наци­
ональная безопасность, взаимное расположение, взаимопо­
мощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными типами, в которой описывается кон­цептуальная организация системы ценностей. Он утверж­дал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в кон­фликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типа­ми ценностей. Например, ценности достижения могут


3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

вступать в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направ­ленным на повышение благополучия других. Общая схе­ма конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы ценностей, показана на рис. 1. Конкурирующие ценност­ные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг.

Рис. 1. Теоретическая модель отношений между десятью моти-вационными типами ценностей (по Ш. Шварцу)


Методика Шварца для изучения ценностей личности

Результаты последующих исследований (Schwartz, 1992, 1994) подтвердили эту структуру, обнаружив, что де­сять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения, показанные на рис. 1:

открытость изменениям (Openness to change), включа­ющую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консерватизму (Conservation), включающему ценности безопасности, конформно­сти и традиций;

самовозвышение (Self-Enhancement), включающее ценности власти и достижений, в противополож­ность самотрансцендентности (Self-Transcendence), включающей универсализм и доброту.

Гедонизм включает элементы как открытости к изме­нениям, так и самовозвышения.

Поскольку ценностные типы образуют интегрирован­ную мотивационную структуру, Шварц утверждал, что они связаны в общую систему с другими переменными, такими как установки, поведение, членство в группах и т. д. Любая переменная проявляет тенденцию к связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству. И эти отношения ослабляются по мере продвижения по круговой структуре в обоих направ­лениях: по мере удаления друг от друга степень связи типов ценностей снижается.

На основе этой теории Шварц (1992) разработал опрос­ник, состоящий из 57 ценностей, представляющих каждый из названных ценностных типов. Ценности были отобраны из всех основных мировых религий, а также из опросников, разработанных в Азии, Африке и на Западе. В итоговый список вошли и ценности, предложенные коллегами из многих стран. Чтобы избежать зависимости от одного ис-


3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

ходного языка опросник одновременно разрабатывался на иврите и английском языке. Английский вариант вместе с вариантами на соответствующих близких языках (если они имелись в наличии) были предоставлены в распоряже­ние исследователям в каждой стране. В большинстве неан­глоязычных стран, местные исследователи подготовили ва­риант на родном языке, используя процедуру обратного перевода, и послали этот вариант автору. Затем осуществ­лялся обратный перевод на английский язык, а иногда так­же и на иврит (с помощью людей, живущих в Израиле, для которых соответствующий язык был родным). В резуль­тате работы отмечались расхождения с оригинальными вер­сиями, рекомендуемые поправки с объяснениями возвра­щались местным исследователям, которые принимали решение о последующих модификациях (Schwartz, 1992).

Исследование с использованием этого опросника про­водилось в 54 странах в начале 90-х гг. Данные были собра­ны примерно от 44 тысяч респондентов. Выборка включа­ла городских школьных учителей и студентов колледжей. Выбор учителей как профессиональной группы был обус­ловлен тем, что они играют ключевую роль в ценностной социализации. Респонденты оценивали важность ценнос­тей как руководящих принципов жизни. Шкала ответов допускала негативное оценивание, поскольку ценности, важные в одной культуре, могли отвергаться в другой.

Соответствие между теоретическим и реальным содер­жанием и структурой ценностных типов оценивалось пу­тем сравнения двумерных пространственных репрезента­ций интеркорреляций между 57 отдельными ценностями с теоретическим пространственным размещением, пока­занным на рис. 1.

Отдельный анализ многомерного шкалирования (multi­dimensional scaling analyses) был представлен по 97 выборкам


Методика Шварца для изучения ценностей личности

(Schwartz, 1992,1994). Он подтвердил близкую универсаль­ность десяти ценностных типов и их структурных отноше­ний. Два биполярных измерения были обнаружены почти в каждой выборке. Каждый из десяти ценностных типов формировал отдельную или совместную область с его сосе­дями в более чем 90% выборок. Все отдельные ценности оказывались чаще всего в области их ценностного типа.

На основании проведенного анализа Шварц сделал вывод, что 45 ценностей показывают достаточную экви­валентность мотивационного смысла в разных культурах. Таким образом, это исследование позволило разработать:

• валидизированный для разных культур инструмент для измерения ценностей,

• всесторонний, близкий к универсальному, набор ценностных типов для изучения индивидуальных различий,

• базис для соотнесения интегрированных систем цен­ностей с другими интересующими переменными.

Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности су­ществуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Первый уровень более стабилен и отражает представле­ния человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

Второй уровень более зависим от внешней среды, на­пример, от группового давления и соотносится с кон­кретными поступками человека (Schwartz, 1997).

Этот аспект теории ценностей учитывался при разра­ботке методики и нашел отражение в процедуре проведе­ния опросника.


Date: 2016-02-19; view: 971; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию