Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки реализации маркетинговой концепции в библиотеке 2 page





13. Какие три фактора, указанные в пункте 12, особенно важны для Вас? 1. ________________________________________________ 2. ________________________________________________ 3. ________________________________________________
14. Как, по Вашему мнению, может библиотека улучшить свою деятельность? ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
НЕМНОГО О ВАС
1. Сколько Вам лет?_________ лет
2. Пол
мужской
женский
3. Семейное положение
не замужем / не женат
замужем / женат
разведен(а)
вдовец / вдова
4. Есть ли у Вас дети?
ДА
НЕТ
Если ДА, то сколько _____ (количество)
5. Сколько человек в Вашей семье (включая Вас) _____ (количество)
6. Вы живете в _________________ (название населенного пункта)?
ДА
НЕТ
Если ДА, то как долго? _____
7. Ваша работа в настоящее время
работаю по профессии
школьник/студент
домашняя хозяйка
пенсионер
не работаю
8. Где Вы учитесь или что закончили?
начальная школа
средняя школа
гимназия
ПТУ
техникум
высшая профессиональная школа
университет
9. Если Вы учитесь в школе, как она называется?______________________________
10. Являетесь ли Вы членом каких-либо любительски объединений или союзов?
ДА
НЕТ
Если ДА, то назовите их, пожалуйста: ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
11. Читаете ли Вы регулярно ежедневные газеты?
ДА
НЕТ
Если ДА, то какие: ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
12. Есть ли у Вас хобби?
ДА
НЕТ
Если ДА, то какое? ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ОТВЕТЫ!

 

Приложение Б: Телефонный опрос
БЛАНК ТЕЛЕФОННОГО ОПРОСА
Номер телефона: ____________________________________________
Интервьюер: ____________________________________________
Число звонков: ____________________________________________

 

Дата День недели Время Примечания
       
       
       

 

П - разговор состоялся полностью Р - разъединение НО - нет ответа НЗ - договоренность о новом звонке РЯ - разъединение, по причине языкового непонимания
ВВЕДЕНИЕ. Добрый день, меня зовут ________________________. Я звоню Вам по поручению (название библиотеки). Мы случайно выбрали Ваш номер из телефонного справочника и хотели бы задать несколько вопросов. ПАУЗА. При необходимости дать дополнительную информацию и номер телефона библиотеки для придания акции законного характера 1. А) Не могли бы Вы сказать, где в (городе, районе) находится публичная библиотека?
ДА (а где именно?) (1)
НЕТ (далее к вопросу 3Б, затем 5)(2)
Б) Ваша библиотека расположена удобно?
ДА (далее к вопросу 2)(1)
НЕТ (2)
В) (Если нет) Почему неудобно? (зачитать перечень, дождаться ответа)
длинный путь (1)
далеко от общественного транспорта (2)
нет стоянок для автотранспорта (3)
неудобны часы открытия (4)
прочее (5)
2. Есть ли у Вас читательский билет?
ДА (1)
НЕТ (2)
3. А) Были Вы за последние полгода в библиотеке?
ДА (далее к вопросу 3в?) (1)
НЕТ (далее к вопросу 3Б, затем 5)(2)
Б) Есть ли у Вас причина, по которой Вы не посещает библиотеку? (зачитать перечень, дождаться ответа)
нет времени (1)
хожу в другие библиотеки (2)
неудобное местоположение (3)
неудобные часы открытия (4)
неудобные парковки (5)
не нахожу ничего нужного (6)
покупаю книги, не хожу в библиотеки (7)
редко читаю (8)
библиотека мне не нужна (9)
нет необходимости (0)
В) Как часто за последние полгода? ______ раз (пожалуйста, укажите) Г) Куда Вы ходите особенно часто - в центральную библиотеку, филиал, посещаете библиобус? _____ (узнать точно и указать) 4. С какой целью Вы, как правило, обращаетесь в библиотеку? (зачитать перечень, дождаться ответа)
для школы или учебы (1)
для профессионального роста (2)
личный интерес (3)
прочее (4)
5. Есть ли у Вас хобби?
ДА (1)
НЕТ (2)
Если Да, то какое? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
6. Являетесь ли Вы членом любительского объединения?
ДА (1)
НЕТ (2)
Если Да, то какого? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
7. Читаете ли Вы регулярно ежедневные газеты?
ДА (1)
НЕТ (2)
Если Да, то какие? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
8. Посещаете ли Вы другие библиотеки?
ДА (1)
НЕТ (2)
Если Да, то какие? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
ВОПРОСЫ О ЛИЧНОСТИ ОПРАШИВАЕМОГО А. Можно спросить о Вашем возрасте? _______________ лет Б. Какое образование имеете?
начальное (1)
неполное среднее (2)
среднее (3)
В. Как долго Вы живете в данной общине? _______________ лет Г. В каком городском районе Вы проживаете? _______________ Д. Пол (Если есть сомнения)
Мужской (1)
Женский (2)
Хотели бы Вы еще что-либо добавить относительно библиотеки? (Ответ запишите!) _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ БОЛЬШЕ СПАСИБО ЗА BAШИ ОТВЕТЫ. Благодаря им нам, возможно, удастся сделать библиотеку еще привлекательнее для Вас!

 

 

 
Приложение В: Семантический дифференциал
КАКОЙ ВЫ ВИДИТЕ ГОРОДСКУЮ ПУБЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ? (отметьте свой ответ, пожалуйста, на каждой строчке)

 

большая           маленькая
теплая           холодная
современная           старомодная
красивая           ужасная
ухоженная           неухоженная
просторная           тесная
с ясной планировкой           непонятная
с литературой хорошего качества           литература для массового читателя
с приятным воздухом           с неприятным воздухом
оперативная           медленная
доброжелательная           неприветливая
светлая           темная

 

ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС: Часто ли Вы посещаете библиотеку?
часто
редко
никогда
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!


 

8.2.5. Анализ окружения библиотеки

8.2.5.1. Точка отсчета

В основе работы публичной библиотеки находится ее представление о себе, которое предопределяет вид и объем выполняемых функций. Диапазон этих представлений простирается от традиционной библиотеки, ориентированной, главным образом, на печатные материалы, до библиотеки как социо-культурного центра района с задачами, далеко выходящими за рамки привычных представлений.
Как правило, «чистые» модели этих подходов на практике редки. Большая часть библиотек реализует себя в данных рамках, в разной мере склоняясь в ту или иную сторону. Важную роль здесь играет то, как понимают ее задачи представители местной власти.

8.2.5.2. Взаимосвязь анализа окружения с точкой отсчета

Для работы публичной библиотеки анализ окружения имеет самостоятельное значение вне зависимости от ее самосознания.
По меньшей мере, значение анализа состоит в лучшем знакомстве с условиями, в которых библиотека действует. Если она хочет лишь пассивно выдавать литературу, то и тогда может получить ценную информацию по содержанию фонда, его комплектованию и размещению.
Если, однако, задачи по обслуживанию выходят за рамки традиционных, а предлагаемые услуги должны ориентироваться на потребности окружающего мира, без анализа окружения не обойтись. Только тот, кто хорошо знает свое окружение, может наилучшим образом строить с ним отношения, способен целенаправленно соотносить свои предложения с реальным спросом.
Анализ окружения – одна из форм анализа целевых групп. Социальное поле библиотеки исследуется для того, чтобы определить, какие лица и группы здесь проживает, какие фирмы расположены в районе библиотеки, какие любительские объединения работают и др. Мы начинаем с охвата потенциальных пользователей библиотеки. Когда станет ясно кого можно привлечь в пользователи библиотеки, надо задаться вопросом о том, будем ли мы их действительно привлекать и, если да, то как это осуществить.

8.2.5.3. Дифференциация анализа окружения при открытых задачах по обслуживанию

Задачи библиотеки по обслуживанию населения зависят не только от общих социальных задач, важных для всех в данном регионе, но и от статуса и расположения библиотек относительно друг друга. Так, центральные библиотеки выполняют задачи «общегородского уровня» и более конкретные, связанные с районом обслуживания. Филиалы же отвечают, прежде всего, за обслуживание проживающего в их зоне населения.
Исходя из этого, библиотека дифференцирует свою работу. Часы ее открытия, направления деятельности определяются непременно с учетом свободного времени населения и его отдельных групп (работников предприятий, членов любительских объединений, частных и общественных организаций и др.). От этого зависят и мероприятия библиотеки в течение дня, и то, с какой группой и когда лучше налаживать контакты (например, пожилые и безработные – в первой половине дня, школьники – после обеда, предприятия и т.п. – во время работы, работающие – вечером и в выходные дни).

8.2.5.3.1. «Спальные» районы обслуживания

В таких районах много мигрантов (в связи с работой или учебой), но практически нет иммигрантов. Это, в терминах статистики, «спальные» районы. Здесь деятельность библиотек должна осуществляться в период, когда их читатели свободны от работы.

8.2.5.3.2. Районы обслуживания, связанные с производством

Многие библиотеки расположены в местах, где основной контингент – работающие, но не проживающие здесь люди. Статистика определяет их как «дневные». Кроме населения, библиотеке надо учитывать и работающих. Ее внимание должно быть направлено на предприятия и учреждения – в рабочее время и в обеденный перерыв.

8.2.5.3.3. Центральные районы обслуживания

В областях, где преобладают небольшие города и села, библиотека часто выполняет функции некоего центра. Она должна обслуживать не только постоянных жителей и мигрантов, но и всех, кто проживает в области. Статистическому анализу подвергается население всего района обслуживания.

8.2.5.4. Последовательность действий при анализе окружения

Как и в любом исследовании, целесообразно установить определенную последовательность действий. В ФРГ пока такого опыта нет, поэтому авторы в своих рекомендациях опирались на опыт библиотек США и Великобритании.

8.2.5.4.1. Район обслуживания и район охвата

Вначале следует определить район обслуживания библиотеки. В качестве такового обозначим некое пространство, в рамках которого публичные библиотеки должны выполнять свои задачи. Район охвата – это территориальная единица, на которой действуют определенные публичные библиотеки – центральная библиотека, филиал, библиобус.
Разделение территории на район обслуживания и район охвата проводится по двум причинам. С одной стороны, их объем и социальная структура определяют задачи библиотеки. С другой – установление пространственных границ позволяет использовать данные официальной статистики при анализе окружения библиотеки.
Как правило, район обслуживания городской библиотечной системы, включающий центральную библиотеку и филиалы, совпадает с территорией определенной административной единицы (например, города). Для начала важно установить район охвата каждого филиала системы, включая и стоянки библиобуса.
Районы охвата должны не пересекаться, а равномерно заполнять территорию, накрывая «белые пятна».
Нельзя упускать из виду и статистическое деление района. Официальная статистика ФРГ учитывает областной город, городские районы, городские кварталы, статистические единицы, строительные блоки и стороны блока и собирает данные только по этим уровням. До того, как будет определен район охвата, необходимо встретиться с представителями местного статуправления и соответствующего районного управления и выяснить, какое территориальное деление они применяют и по каким уровням ведут учет.
В качестве ориентира при установлении библиотекой района охвата (или возможности для перепроверки определенных границ) предлагается анализ картотеки пользователей. Еще раз подчеркнем, что целью такого анализа является лишь увеличение зоны влияния на группы потенциальных пользователей.

8.2.5.4.2. Карты

Анализ окружения проводится вначале в районе охвата. И хотя каждое такое исследование имеет самостоятельную ценность, лишь все вместе они создают «картину» библиотечного обслуживания.
Каждый район охвата требует отдельного исследования. Если имеется несколько районов охвата, то вся процедура повторяется многократно.
Часто для уточнения районов охвата используют карты и планы города. Посла приблизительного выявления района следует найти его карту, причем не один экземпляр, так как она служит и средством работы, и итоговой документацией. Масштаб карты должен быть таким, чтобы различались отдельные здания. Еще лучше, если дома даны с указанием их номеров.
Такими картами часто располагают органы управления или архитектуры и планирования, в крайнем случае – землепользования. Это зависит от величины района охвата и самой задачи. Полезны карты с масштабом 1:10000. Блок-карты с масштабом 1:2500 помогают разобраться в деталях. Необходимость же работать с разномасштабными планами замедляет получение общей картины, особенно если речь идет о крупном населенном пункте.

8.2.5.4.3. Описание района охвата

До того, как будет осуществлен анализ окружения при помощи объективных данных (статистики и др.), сотрудники библиотеки должны описать его на основе своего опыта. Это описание либо повторяет структуру анализа окружения, которая приведена ниже, либо придерживается только ее основных делений. Например, возможно описание района охвата относительно его населения, строительной структуры, экономической инфраструктуры или существующих любительских объединений.
Если даже анализ окружения проводится представителями центральной библиотеки, то сотрудники филиалов все равно в нем участвуют. Они лучше знают район, контактируют с жителями. Их оценка приобретает особую ценность, если расходится с объективным состоянием дел. Участие сотрудников филиала в исследовании повышает их интерес к работе. В то же время, самый скрупулезный анализ и построенные на его выкладках планы не будут реализована, если те просто откажутся их выполнять из-за слабой информированности или отсутствия интереса.

8.2.5.4.4. Данные по населению

Основными в анализе окружения является данные по населению, его структуре. Базой для них служит официальная статистика, которой располагает община. Тем самым библиотека избавляется от лишних забот. Состояние данных по разделам в разных общинах различно. Здесь помогут контакты с сотрудниками местного отделения статуправления и управления по развитию и планированию. Минимум, на что можно рассчитывать, это информация, которая заложена в статистике регистрации граждан. Ее нужно целенаправленно обработать. Согласно федеральному соглашению, она есть в каждой общине страны.
В беседах с сотрудниками этих управлений можно выяснить, нет ли у них уже готовой информации. Возможные области: планирование использования помещений, социальное и культурное планирование. Нередко в данных областях уже разработаны планы, которые можно использовать для библиотечных целей.
Сделаем некоторые замечания для понимания и интерпретации статистических данных регистрации граждан.

  • Ее основой является так называемое проживающее население. Она охватывает жителей определенного населенного пункта, который служит для них основным местом проживания или признается таковым. Имеющие другое, дополнительное место проживания, сюда не заносятся. Это особенно важно для тех районов обслуживания, где постоянно проживает много школьников или студентов.

 

  • Разделение населения по социальным группам возможно только отчасти, хотя соответствующие признаки отмечены в картотеке читателей. Но, как правило, эти данные долго не обновляются, если человек не меняет места жительства. По данным региональных исследований, такие случаи довольно редки, как и переход из одного социального слоя в другой. В целом, эту информацию можно использовать для оценки социального профиля района.

 

  • Данные, связанные с семейным положением, имеют один существенный пробел. В них учтены дети до 18 лет, живущие с родителями: лица старше 18 лет, в соответствии с этим подходом, ведут самостоятельное домашнее хозяйство. Получается, что семья с двумя детьми старше 18 лет состоит из трех домашних хозяйств: одно представляет собой семью без детей, два других – безбрачные семьи. Происходит искажение информации. Но это не столь важно для библиотеки. Как правило, молодые, живущие с родителями, относятся к ней так же, как их самостоятельные ровесники.

Официальная статистика предоставляет для анализа библиотечного окружения следующие данные:

1. Население
1.1. Общая численность
1.2. Деление по национальной принадлежности
1.3. Динамика роста численности
2. Возрастная структура
2.1. Молодежь
2.2. Лица трудоспособного возраста
2.3. Лица пенсионного возраста
3. Структура семьи
4. Социальный статус

Date: 2016-02-19; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию